Богословие Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дух Святой в жизни Церкви Христовой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
1. О божественном достоинстве Святого Духа 7
1.1 Действия Святого Духа в ветхозаветный период 13
1.2. Новозаветное откровение о Святом Духе 24
2. Церковь Христова как обитель Святого Духа: понятие, содержание. Новозаветное откровение о Святом Духе 36
2.1. Предпосылки схождения Духа Святого на Церковь 45
2.2. Основные аспекты действия Святого Духа в Церкви 56
Заключение 63
Список литературы 66

 

  

Введение:

 

От времени своего чудесного основания в Церкви непрестанно прибывает Дух Святой. Все проявления благодатной жизни Церкви суть действия и плоды Святого и Животворящего Духа. В день Пятидесятницы, в который совершилось рождение Церкви, сомневающиеся, слабые, неуверенные Апостолы преобразились в огненных провозвестников Христа, они приняли в свои глубины, в свое немощное существо силу Святого Духа и понесли эту силу по всей земле, вкладывая сокровище Святого Духа в сердца всех христиан. Событие Пятидесятницы знаменует новую веху в истории человечества и открывает опыт новой жизни, жизни «в Духе Святом».
Грех изменил человеческую природу. Ибо написано в Библии: Рая изгнан был человек в этот мир для несения епитимии и исправления своей жизни. И поскольку человек не выполнил призвания своего, задуманного о нем Богом, и извратил путь свой, то и грех все больше и больше стал в людях.
И Бог видел, что человек никакими добродетелями, никакими молитвами и даже мучениями не сможет искупить свой грех, поэтому послал человеку помощь. И эта помощь пришла в лице Сына Божия. Отец Небесный послал Своего Сына Единородного, чтобы Он принял на Себя нашу человеческую природу и как Человек, будучи безгрешен, и в то же время и Бог, за весь род человеческий принес искупительную жертву. Что Он и совершил. И плоды этой искупительной жертвы мы видим воочию. Плодом искупительного подвига Христа является сошествие Святого Духа – Божественной Ипостаси – на род человеческий и в первую очередь на Церковь Христову. И этими плодами искупительной жертвы, и плодами Духа Святого весь род человеческий стал обновляться, приобщаясь к вере Христовой и к заповедям Его святым.
В день Пятидесятницы на апостолов сходит не просто благодать Святого Духа, которой они сподоблялись и во время земной жизни Спасителя и после его Воскресения, а в этот день сходит на Церковь Христову. Сам Дух Святой Животворящий – Божественная Ипостась, Третье Лицо Святой Троицы.
В книге «Деяний апостольских» акцентируется внимание на описании действия Духа Святого в первохристианской Церкви. Апостол Лука показывает, что только в Церкви, этой общине Тела Христова, человек имеет силы к жизни и благочестию, и через него будет действовать Дух Святой.
Сошествие Святого Духа, бывшее в определенном месте и в определенный день, является в Церкви непрекращающимся тайнодействием, как бы дыханием Церкви. Возникшее в определенных условиях, имеющее свое начало, оно не имеет конца. Это как бы открывшийся в Церкви небесный поток, воды которого никогда не иссякнут. То, что совершилось, – это, по слову апостола Петра, исполнение пророчества, данного через пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, изолью Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши… И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма» (Деян. 2, 16-17).
И по сегодняшний день мы явственно видим обновляющее действие Святого Духа, которое преображает все стороны церковной жизни, сохраняя в неприкосновенности основы веры и благочестия и созидая новые формы для реализации вечных принципов, на которых зиждется жизнь Церкви Христовой.
Святой Дух ведет к рождению свыше и постоянно меняет нашу жизнь, очищает и защищает нас от греха, дает наши плоды и ведет к эффективному союзу с Богом и Христом. Тем не менее, Бог предназначил нам нечто большее, чем просто спасение — Он дает нам привилегию и честь быть живым звеном в чудесной цепи искупления. Святой Дух вкладывает желание свидетельствовать о Нем в наши сердца, используя наш собственный опыт как наиболее убедительный аргумент, который может привлечь грешника.
Вопрос о природе Святого Духа, а также вопрос о природе Бога в целом, является большой загадкой, что невозможно полностью понять творение, созданное Богом, поэтому в нашей работе мы не собираемся давать исчерпывающий ответ на вопрос о том, какова природа Святого Духа.
Многие библейские тексты, в которых используется слово «дух», вовсе не говорят о Святом Духе; другие тексты противоречивы относительно того, какой «дух» они рассказывают. Когда мы говорим о библейской концепции природы Святого Духа, мы будем касаться в основном текстов, которые большинство богословов не сомневаются в том, что говорят о Святом Духе.

В данной работе предпринимается попытка раскрыть основные аспекты православного учения о Духе Святом, как Третьем Лице Святой Троицы, Его действие в ветхозаветные времена и последующее схождение на Церковь Христову. В виду того, что в богословской науке вопрос экклезиологии находится еще в стадии развития и формирования, автор попытался дать святоотеческое понятие о Церкви Христовой, как о Теле Христовом, главой которого является Христос Спаситель, а душой – Дух Святой, обновляющий чад церковных для Царства Божия. И в последней главе будет показано непосредственно жизнь и действие Святого Духа в Церкви Христовой.
Проблема исследования состоит в описании действий Святого Духа в Церкви Христовой, так как христиане порой имеют или неполное представление о Святом Духе, или неправильное представление.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в условиях современного мира усиливаются тенденции к нарушению церковного единства, как в мировом Православии, так и в отдельно взятой Поместной Церкви, поэтому православному христианину необходимо понимать роль и действие Духа Святого в мире и в первую очередь в Церкви Христовой, важность сохранения единства с Ней, если он хочет наследовать жизнь вечную и получить спасение.
Объектом исследования является изучение различных проявлений Духа Святого в ветхозаветные и новозаветные времена: предпосылок Его схождения на Церковь Христову и пребывание Его в Ней до Второго и Славного Пришествия Христова.
Предметом исследования являются Священное Писание и святоотеческие труды, посвященные Третьей Ипостаси Святой Троицы.
Новизна работы заключается в том, что вопрос о природе Святого Духа, а также вопрос о природе Бога в целом, является большой загадкой, что невозможно полностью понять творение, созданное Богом, поэтому в нашей работе мы не собираемся давать исчерпывающий ответ на вопрос, какова природа Святого Духа. Во многих местах христианского поклонения вы можете услышать имя Бога, но вы вряд ли можете узнать о Троице. Имя Иисуса остается на заднем плане, и о Святом Духе вообще не идет речь, ни слова не сказано о Его святом присутствии.
Целью дипломной работы является обобщить православное учение о Духе Святом и проанализировать действия в Церкви Христовой.
Раскрытием целей дипломной работы достигается решением следующих задач:
Проанализировать действия Святого Духа в Ветхом Завете;
Новозаветное откровение о Святом Духе. Дать определение и уточнить содержание понятия «Церковь Христова», в которой единственно пребывает и действует Дух Святой;
Рассмотреть предпосылки схождения Духа Святого на Церковь, а также основные аспекты Его действия в Ней.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Действительно, со времени своего чудесного основания Святой Дух постоянно прибывает в Церкови. Все проявления благодатной жизни Церкви — это сущность действий и плодов Святого и животворящего Духа. В день Пятидесятницы, когда было совершено рождение Церкви, сомневающиеся, слабые, неуверенные Апостолы были превращены в огненных предвестников Христа, они приняли в свои глубины, в свое слабое существо силу Святого Духа и понесли эту силу по всей земле, положив сокровище Святого Духа в сердцах всех христиан. Событие Пятидесятницы знаменует собой новую веху в истории человечества и раскрывает опыт новой жизни, жизни «в Святом Духе».
Следует помнить, что Пятидесятница — не такой подарок, получив его, вы можете успокоиться и жить в благословенном свете. Это первоначальное излияние Святого Духа для исцеления наших немощей. Как говорит митрополит Антоний Сурожский: «Дух Святой нисходит на нас не только потому, что мы необъяснимо связаны с Христом, но потому что мы слабые, мы бессильны, мы грешны и только сила Божья совершена в человеческой слабости, может спасти нас».
Сошествие Святого Духа, которое было в определенном месте и в определенный день, является для Церкви непрекращающейся загадкой, как бы дыханием Церкви. Возникший в определенных условиях, который имеет свое начало, у него нет конца. Это как небесный поток, открытый в Церкви, воды которого никогда не истекут. То, что было достигнуто, согласно слову апостола Петра, является исполнением пророчества, данного пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, Я изолью дух Мой на всякую плоть, и ваши сыновья и дочери будут пророчествовать на слуг моих и на слуг моих в те дни, изолью дух Мой, и они будут пророчествовать. И я покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь, огонь и дым».
Речь идет о действиях Святого Духа, которые следует обсудить при рассмотрении вопросов просвещения и нравственности в жизни человека, семьи и общества, которые являются предметом общей заботы Церкви и государства. Эти вопросы актуальны в связи с тем, что они являются определяющим вектором развития полноценного и гармоничного общества. К сожалению, мы наблюдаем тревожные тенденции падения уровня духа.
Когда система, основанная на принудительном и всеобщем атеизме, стала достоянием истории, Церковь оказалась в особом положении по сравнению со всеми общественными институтами и организациями, существовавшими в бывшем советском государстве. С честью, прошедшей через годы гонений и притеснений, не сломленных и стойких в вере, именно Церковь была воспринята как единственная, достойная доверия. Со временем социологические опросы подтверждают: независимо от политических потрясений Церковь имела и имеет неизменно высокий уровень доверия граждан разных категорий. С другой стороны, традиционная церковь сталкивается с вызовами времени. Внешне очень консервативная церковь должна была ответить на вопросы, которых никогда не было в ее истории. В то же время пришло время решить проблемы свидетельства в мире, который явно светский, но жаждущий Слова Божьего.
Церковь оказалась хранителем не только веры, но и нравственности, и в то же время хранителем традиций образования и воспитания. Церковь была обвинена в пассивности в восприятии современности, но любые проявления церковной деятельности были сразу же заклеймлены как попытки клерикализовать общество.
Церковь всегда жила Святым Духом. Согласно слову гимна пятидесятников: «Весь Святой Дух дает, изнашивает пророчества, священники выполняют, учат рыбаков, богословов шоу, собирают весь церковный совет». Созданная Христом по милости Бога-Отца действием Святого Духа, Церковь живет и дышит Святым Духом.
Сегодня мы ясно видим обновляющее действие Святого Духа, которое трансформирует все аспекты церковной жизни, сохраняет нетронутыми основы веры и благочестия и создает новые формы для реализации вечных принципов, на которых основывается жизнь Церкви.
И в те моменты, когда человеческое понимание не может охватить проблемы, когда ум не находит силы для решения, именно действие Святого Духа находит важное и единственно возможное, что, по сути, разрешает недоумение и спасает ситуацию — до этого неразрешима и безнадежна.
Таким образом, даже обращение современной школы, как начальной, так и высшей, к церковному наследию также является очевидным действием Святого Духа. Теперь церковная история, педагогика и философия открываются миру. Мир открывает не только отдельных людей — глубоко церковных светил науки, но также знакомится с методологией и философией науки и образования, сформированной Церковью. Совсем недавно это казалось просто невозможным!
В заключение я хотел бы процитировать слова проповеди Чарльза Сперджена: «Возлюбленные, никто никогда не узнает правду, если им не научит Бог. В Библии нет такого учения, которое можно было бы глубоко и глубоко понять без помощи одного подлинного Учителя. Даже не рассказывай мне о теологических системах и подходах, не рассказывай о непогрешимых толкователях Библии, о самых образованных и уважаемых ученых. Лучше напомни мне Великого Учителя, Который способен руководить тобой и делать тебя достаточно мудрым, чтобы понять любую истину. Он наш единственный Мастер. И не имеет значения, что говорят люди — я не собираюсь строить свою жизнь на человеческом авторитете, и я думаю, что вы последуете моему примеру. Вы не должны увлекаться хитростью людей, красивыми словами, потому что есть только один истинный предсказатель — Святой Дух, живущий в сердцах детей Божьих. «Сегодня Церкви бы не было вообще, если бы не желание Святого Духа учить нас, вести нас в истине, быть свидетелями Христа, потому что в этом случае не было бы Евангелия и было бы нечего проповедовать.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. О божественном достоинстве Святого Духа

Характерной чертой нашего времени является повышенный интерес к изучению учения о Святом Духе. За последние четверть века было опубликовано огромное количество книг на эту очень важную тему. Естественно, не все книги, описывающие дела и личность Святого Духа, одинаково хороши. Некоторые авторы ограничиваются только описанием его действий, в то время как другие касаются его произведений и личности. В целом, все авторы характеризуются желанием придерживаться Священного Писания, которое всегда является нашим постоянным источником знания истины, как по этому вопросу, так и по всем другим библейским доктринам. Авторы книг явно стараются быть полезными и в практическом смысле для тех христиан, которые жаждут более глубокого познания Святого Духа, чувствуя, что их свидетельство о Христе не имеет силы без присутствия и помощи Божьей благодати.
Но как бы ни были обширны работы над Святым Духом, эта тема еще не исчерпана и не может быть исчерпана. Потому что мы имеем дело с одним из лиц Божественного, что означает, что наш субъект безграничен. Из-за этого новые исследования на эту тему всегда будут актуальны. В конце концов, ни отдельная книга, ни все книги вместе не могут сказать последнее слово по этому вопросу. Этот неиссякаемый источник истины будет иметь плодотворное влияние на будущие поколения, как это было в прошлом. Мы знаем, что Святой Дух является Автором этого великого изменения в человеке, которое называется перерождением, что Он является источником истинной святости в жизни спасенных, что Он крестит верующих в одно Тело и по Своей милости Он обитает в нем и готовится к славной судьбе — и, следовательно, любая новая попытка пролить свет на Его благословенную работу будет с желанием получена детьми Божьими.
Конечно, каждому человеку важно понять, что Святой Дух — это не безликая сила, а Личность в полном смысле этого слова. Но Он такой же человек, как мы, люди или Он также имеет божественную природу. В зависимости от того, кем Он является, наше отношение к Нему также меняется. Библия недвусмысленно утверждает, что Святой Дух — это не просто Личность, но Божественная Личность. Он Бог во всей полноте этого слова. Его основной титул в Писании, Святой Дух, является ярким подтверждением того, что Он — Бог, потому что святость — это качество, присущее только Богу.
Следует отметить, что учение «Откровения о Божественности Святого Духа» является более кратким, чем учение о Божественности Сына, но, тем не менее, оно довольно убедительно. Очевидно, что Святой Дух — это истинный Бог, а не какое-то сотворенное существо или безличная сила, которой обладают Отец и Сын.
Почему учение о Духе изложено более кратко, хорошо объяснено святым Григорием Богословом (слово 31):
«Ветхий Завет ясно проповедовал Отцу, а не с такой ясностью Сына. Новый — открыл Сына и дал наставления о Божественном Духе. До исповедания Божества Отца было небезопасно ясно проповедовать Сына и, прежде чем Сын был признан, обременять нас проповедью Святого Духа и рисковать потерять нашу последнюю силу, как это случилось с людьми, обремененными едой, которая не принимается или слабое зрение направлено на солнечный свет. Для Света Троицы было уместно освещать просветленных постепенными добавлениями, переходящими из славы в славу» .
Прямое указание на то, что Святой Дух — это Бог, — это только одно в Священном Писании. В актах. 5, 3-4 апостол Петр осуждает Ананию, который скрывал часть цены проданного имения:
«Почему вы позволили сатане вселить в ваше сердце идею лжи Святому Духу? Ты солгал не людям, а Богу».
Кроме того, есть косвенные доказательства Божественного достоинства Духа. Например, апостол Павел, говоря о человеческом теле как о храме, использует в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Святого Духа». Например, 1 Кор. 3, 16: «Разве ты не знаешь, что ты храм Божий, и Дух Божий живет в тебе».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы