Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дональд Трамп как сфера -мишень метафорической экспансии в российских/ западных СМИ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Некоторые вопросы теории метафоры 5
1.1 Виды метафор 5
1.1.1 Метафора в риторике 5
1.1.2 Метафора в стилистике 7
1.1.3 Метафора в когнитивной лингвистике 9
1.2 Классификация метафор 12
1.3 Метафорическое моделирование 14
1.4 Политический дискурс в СМИ 17
Выводы по первой главе 20
2. Анализ отобранного корпуса единиц 22
2.1 Сопоставительный анализ антропоморфных метафор 24
2.2 Сопоставительный анализ социальных метафор 24
2.3 Сопоставительный анализ природных метафор 26
2.4 Сопоставительный анализ артефактных метафор 31
Выводы по второй главе 39
Заключение 40
Список используемой литературы 43
Приложения 45
Введение:
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что в современной когнитивной лингвистике значительное внимание уделяется вопросу метафоры. Она относится к числу средств, с помощью которых происходит осознание абстрактных или просто сложных для восприятия явлений. А так как современная реальность сложна и запутанна для рядового человека, то СМИ помощи содержащихся в языке выразительных средств могут найти выражение самым разным чувствам и дать оценку самым разным политическим и социальным явлениям.
В когнитивной лингвистике уже разработаны методы анализа метафорических моделей, при помощи которых происходит понимание окружающей действительности. В настоящей работе мы рассмотрим метафоры, которые создаются в современных российских и английских СМИ при описании действия и личности действующего президента США, Дональда Трампа. Он является неоднозначной личностью, и нетипичным политиком. Чтобы понятнее представить его личность читателям, в ход в СМИ идут многочисленные когнитивные метафоры. Представляет интерес провести сравнительное исследование и узнать, одинаковые ли модели привлекают журналисты в России и англоязычных странах.
Цель исследования – рассмотреть когнитивные метафоры, связанные с Дональдом Трампом, в СМИ.
Объект исследования – когнитивные метафоры в СМИ.
Предмет исследования – когнитивные метафоры при описании личности Дональда Трампа.
Задачи исследования:
1) рассмотреть виды метафор;
2) изучить класификацию когнитивных метафор;
3) рассмотреть метафорическое моделирование;
4) проанализировать политический дискурс в СМИ;
5) провести сопоставительный анализ антропоморфных метафор;
6) провести сопоставительный анализ социальных метафор;
7) провести сопоставительный анализ метафор погоды;
8) сопоставительный анализ артефактных метафор.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, синтез, интерпретация и обобщение результатов исследования, контент-анализ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.
Заключение:
Метафора изучается в рамках риторики, стилистики и лингвистики. В когнитивной лингвистике метафора понимается как связующее звено между двумя понятиями, одно из которых является непонятным или абстрактным, а второе понятие, более наглядное и ясное, служит для объяснения первого. При этом есть целый ряд образов, которые лежат в самой основе человеческого мышления, такие как «верх» и «низ, «свет» и «тьма», образы природного цикла, которые служат универсальными средствами объяснения и понимания абстрактных понятий.
С точки зрения когнитивного подхода, человек использует язык не просто для называния предметов, а для обработки знаний. Для описания этого процесса когнитивная лингвистика использует сразу ряд понятий: фрейм, гештальт, концепт, сценарий, слот и другие.
Фрейм можно определить как стереотипную информацию, что делает его важным инструментом в процессе в категоризации и концептуализации, в процессе осознания действительности. Каждый фрейм составляют типовые слоты, это элементы ситуации, которые включают какую-то часть фрейма. В целом фрейм может представлять собой структуру знания из любой сферы жизни человека и общества.
Дискурс СМИ представляет собой особый вид общения, при котором участники не вступают в непосредственный контакт, но при этом нужно создать у читателей иллюзию, что политический материал направлен прямо на них. В СМИ поиск смысла метафорического высказывания нацелен на возникновение в воображении целевой аудитории образа и уточнение представлений о ситуации, соотносимой с метафорой.
Проанализировав контент современных СМИ, мы можем сделать вывод о том, что метафора широко представлена в российских и англоязычных СМИ.
Проанализировав российские СМИ с точки зрения употребления метафорических конструкций, приходим к выводу, что среди них есть примеры антропоморфных метафор, социальных метафор, артефактных метафор, метафор природы.
Антропоморфные метафоры одинаково распространены в российских и англоязычных СМИ (20% и 22%). При этом в российской прессе чаще всего можно найти фрейм «отношения между людьми» (8%), а в англоязычном прессе распространен фрейм «профессия человека» (10%).
Анализ социальных метафор позволяет сделать такие выводы: на долю социальных метафор в целом приходится 52% российских метафор и 42% англоязычных метафор. Это самая распространенная метафорическая модель в СМИ.
Модель «война» неодинаково распространена в российских и англоязычных СМИ (22% и 8%). При этом в российской и англоязычной прессе чаще всего можно найти фрейм «военные действия» (11% и 6%).
Модель «спорт / игра» одинаково распространена в российских и англоязычных СМИ (14% и 12%).
Модель «искусство» неодинаково распространена в российских и англоязычных СМИ (10% и 19%). При этом в российской и англоязычной прессе чаще всего можно найти фрейм «кино / театр» (4% и 7%).
Модель «криминал» не распространена в российских и англоязычных СМИ (6% и 3%).
Природная метафора намного популярнее в англоязычных СМИ (20%), в российских СМИ эта модель встречается реже (11%).
Артефактная метафора так разнообразна, что в ней нельзя выделить какие-то более популярные фреймы. Все фреймы составляют 1-2%.
Итак, в российских СМИ Дональда Трампа описывают по модели «война», с ее помощью в СМИ стараются описать как позицию Дональда Трампа в политической системе США, так и его внешнюю политику. В СМИ США и Великобритании основная модель – «человек», причем, основной фрейм – «профессия». Оценка личности и деятельности Трампа в англоязычной прессе полностью отрицательная. Таким образом, Трамп в российских СМИ представлен как «воин», который без конца кого-то атакует, или подвергается атакам. В СМИ США и Великобритании Трамп представлен как плохой специалист, обманщик, непрофессионал.
Фрагмент текста работы:
Некоторые вопросы теории метафоры
1.1 Виды метафор
1.1.1 Метафора в риторике
Метафора является междисциплинарным объектом изучения. Это, прежде всего, связано с тем, что само явление (метафоризация) происходит во многих областях жизни через приписывание кого-то свойства одного понятия другому. Риторика – это техника эффективного и убедительного использования языка. Это искусство использовать язык, убедить, повлиять на слушателей. Риторика, как правило, является инструментом для писателей и ораторов, знание правил риторики позволяет им убеждать своих читателей и слушателей в своей точке зрения. Часто мы находим примеры риторики в политических выступлениях.
В риторике разработаны приемы влияния на аудиторию, они получили название «риторические фигуры» или приемы. Такие приемы используются для достижения особого акцента на мыслях оратора и для достижения запланированного эффекта. Среди них выделяют повторы, риторический вопрос, аллюзии, гиперболу, другие средства, которые направлены на убеждение читателей или слушателей.
Метафора – одно из средств оказания влияния на аудиторию. Метафора в риторике изучалась еще Аристотелем. Современные ученые понимают значение метафоры как переноса с одного предмета или явления на другой, на основании одного или нескольких признаков сходства, «одни из которых, как правило, выражают внешнее сходство (форма), а другие – внутреннее (сущность)» [Муштук 2008, с. 73].
Основой метафоризации могут послужить самые различные признаки предметов: «цвет, форма, объем, назначение, положение в пространстве и времени и т.д.» [Голуб 2011, с. 103].
Риторика – это важный элемент любой успешной речи или письменного текста. Риторика отнюдь не является пережитком классического образования, а представляет собой область изучения языка. Метафора в риторике применяется для того, чтобы произвести впечатление на слушателя. В целом, в риторике метафоры рассматриваются просто как средство организации речи, придания образности выступлению оратора. Отсутствие метафор делает речь или текст бледными, что не впечатляет аудиторию.