Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дивидендная политика предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и особенности дивидендной политики предприятия 6
1.2 Этапы формирования дивидендной политики 14
1.3 Риски связанные с дивидендной политикой предприятия 18
2 АНАЛИЗ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ» 30
2.1 Характеристика ПАО «Аэрофлот» 30
2.2 Анализ финансового состояния ПАО «Аэрофлот» 38
2.3 Особенности формирования дивидендной политики ПАО «Аэрофлот» 54
2.4 Проблемы, пути и направления совершенствования дивидендной политики ПАО «Аэрофлот» 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Введение:
Выбор оптимальной дивидендной политики сейчас определяет очень много. Это и привлекательность для инвесторов, и цена предприятия на рынке. Выверенная дивидендная политика способна обеспечить как хороший рост предприятия за счет самоинвестирования, так и удовлетворить потребности всех акционеров, которые ждут от предприятия не только роста курсовой стоимости.
Дивидендная политика корпораций, находящихся на территории России, должна иметь перед собой цель повышать привлекательность фондового рынка для инвесторов, а так же способствовать развитию экономики страны. Дивиденды выполняют важную функцию индикатора финансового состояния кт омпании. При рассмотрении динамики дивидендной политики инвесторы делают выводы о перспективах компаний, могут оценивать достигнутые компаниями цели. Выбор дивидендной политики, направленной на повышение дохода существующих и привлечение новых акционеров, должен быть одним из приоритетных стратегических направлений деятельности менеджмента корпорации.
Так же на данный момент мы вынуждены сталкиваться с несовершенством существующей системы раскрытия информации о фондовом рынке: официальная статистика не всегда располагает необходимыми данными по фондовому рынку, многие сводные показатели, необходимые для оценки на макро и микроуровне, государством не подсчитываются. Кроме того, многие предприятия вольны выбирать, как рассчитывать сумму дивидендов: по МСФО или РСБУ, что создает дополнительные неудобства и затруднения у инвесторов.
Дивидендные выплаты – это, своего рода, показатель качества корпоративного управления, являющийся важнейшим фактором повышения капитализации отечественного фондового рынка. Все приведенные выше аргументы идут в пользу актуальности выбранной темы.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время дивидендная политика является одной из важнейших частей финансовой политики крупных публичных организаций. Кроме того, дивидендная политика является и одним из наиболее спорных моментов в деятельности фирмы. Среди финансистов и ученых всегда возникало много вопросов: стоит ли фирме выплачивать дивиденды, какую часть прибыли направить на их выплату, какую ожидать реакцию от инвесторов на объявления о дивиденде.
Предметом исследования – являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования дивидендной политики между ПАО «АЭРОФЛОТ» и акционерами.
Целью данного исследования является исследование теоретических аспектов формирования дивидендной политики предприятия, а также рассмотреть этапы формирования ДП обществом и основные методики выплаты дивидендов..
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Задачи сформулировать исходя из поставленной цели.
1) изучить сущность, значение, типы и этапы формирования дивидендной политики;
2) рассмотреть основные типы дивидендной политики организаций;
3) проанализировать факторы, определяющие дивидендную политику современной компании;
4) проанализировать экономические показатели хозяйственной деятельности ПАО «АЭРОФЛОТ», влияющие на разработку дивидендной политики;
5) проанализировать дивидендную политику ПАО «АЭРОФЛОТ», выявить проблемы и сформулировать пути их решения.
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели, задачи исследования.
В первой главе отражены теоретические основы формирования дивидендной политики современной компании, определены сущность, значение, типы и этапы формирования дивидендной политики, основные типы и факторы, ее определяющие.
Во второй главе проведен анализ дивидендной политики ПАО «АЭРОФЛОТ», анализ базовых экономических показателей хозяйственной деятельности, влияющих на разработку дивидендной политики, а также оценено влияние дивидендов на стоимость акций компании, определены основные направлений по формированию дивидендной политики ПАО «АЭРОФЛОТ».
В заключении подведен итог результатов исследования, сделаны выводы.
Теоретической основой дипломной работы послужили следующие труды отечественных экономистов, внесших вклад в изучение процесса формирования дивидендной политики, среди которых теоретические и практические работы Л.И.Абалкина, А.Е.Абрамова, И.А.Бланка, Л.И.Гончаренко, В.В.Ковалева, Я.М.Миркина, И.А.Погосова, Е.Ю.Розановой, П.В.Савченко, В.К.Сенчагова, С.А.Ситаряна, Т.В.Тепловой, А.Б.Фельдмана, Г.Н.Чубакова и других.
Информационной базой дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты РФ, положения и приказы Минфина РФ, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, периодической печати, а также годовая отчетность ПАО «Аэрофлот» за 2017-2019 гг.
Заключение:
Дивиденд – это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям, являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе. Еще одним важным аспектом является то, что дивиденды выплачиваются только после погашения долга по налогам, отчисления на необходимые производственные нужды и после пополнения резервов.
Размер дивидендов определяется в зависимости от выбранной на предприятии дивидендной политики как механизма по распределению прибыли предприятия между собственниками в зависимости от вклада в капитал каждого из них, по реинвестированию прибыли в предприятие.
Российские компании при определении дивидендной политики зачастую руководствуются принципом: на растущих рынках развивающихся стран инвесторы будут полагаться, в основном, на перспективы роста компании, ее рыночную капитализацию, в то время как размер выплачиваемых дивидендов будет отодвинут на второй план. Таким образом, они полагают, что размер дивидендов будет иметь высокое значение только на развитых рынках, потому что для них характерны меньшие колебания стоимости ценных бумаг компании.
Стоит отметить тот факт, что в российских компаниях все же есть динамика к увеличению доли чистой прибыли, которая направляется на выплаты дивидендов, но, в целом, дивидендная доходность в России остается невысокой.
Группа «Аэрофлот» – современный авиационный холдинг, крупнейший авиаперевозчик России и один из лидеров европейского рынка авиаперевозок. По итогам 2017 года Группа занимает 40,5% российского рынка по пассажиропотоку: в течение года услугами авиакомпаний Группы воспользовались 50,1 млн человек, в том числе 32,8 млн пассажиров перевезено рейсами авиакомпании «Аэрофлот». Головной компанией Группы является ПАО «Аэрофлот». В состав Группы «Аэрофлот» входят авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Аврора» и «Победа».
Безусловно с точки зрения качественной стороны фундаментального анализа, «Аэрофлот» — это очень привлекательный актив. Но вот с точки зрения финансового результата тут все не так просто.
К 2025 году Группа «Аэрофлот» планирует:
• достичь уровня пассажиропотока до 70 млн пассажиров в год;
• войти в число крупнейших мировых перевозчиков, занимая место в топ-5 ведущих европейских авиакомпаний;
• стать лучшей по уровню сервиса компанией среди европейских перевозчиков.
В целях достижения установленных стратегических целей в рамках реализуемой Долгосрочной программы развития Группы «Аэрофлот» до 2020 года определены ключевые стратегические программы и направления развития, направленные на формирование и развитие устойчивых конкурентных преимуществ, среди которых:
• мероприятия по снижению затрат;
• развитие производственной базы в аэропорту «Шереметьево»;
• развитие стратегических партнерств;
• инновационное развитие;
• мероприятия по повышению производительности труда;
• развитие в сегменте бюджетных перевозок.
ПАО «Аэрофлот» – крупный игрок российского и международного рынка. Компания базируется в Москве, на территории аэропорта Шереметьево. Юридическое лицо зарегистрировано в 1992 году, что указывает на устойчивое положение бренда. Он работает и развивается несмотря на кризисные периоды. Последнее влияет на акции «Аэрофлота». Это причина, почему покупают ценные бумаги с тикером AFLT. Бумаги включены в котировальный лист первого уровня. За границей ими торгуют в виде глобальных депозитарных расписок.
Особенности эмитента:
• 40,7% российского рынка по пассажиропотоку (35,8 млн клиентов за 2018 год);
• 51,17% выпущенного пакета акций принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом;
• в 2018 году получена международная премия в категории «Лучшая авиакомпания восточной Европы»;
• 300 регулярных направлений в 56 странах мира – объемы работы авиакомпании;
• 40,9% акций в свободном обращении.
На цену акций «Аэрофлота» сегодня в онлайн эти факторы влияют положительно. Курс растет, что дает дополнительный прилив инвесторов. Всего эмитировано чуть больше 1 млн экземпляров, что расширяет возможности инвестирования – выпущенных ценных бумаг «хватит всем». Если кого-то этот бренд не устраивает для вложений, стоит напомнить, что в группу компаний также еще входят «Россия», «Победа», «Аврора». По скромным оценкам это большая часть рынка авиаперевозок.
Перечисленные участники грамотно делят рынок, чтобы не конкурировать друг с другом, не ставить «палки в колеса», хотя прибыль от продаж билетов все равно идет в один «кошелек». Так, «Россия» работает с аэропортом Внуково в Москве, а также в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.
«Авроре» выделили маршруты, связанные с Дальним Востоком, а также международными перевозками. «Победа» работает с бюджетными клиентами. При этом она забирает больше 22% от общего рынка «Аэрофлота». Предыдущим игрокам достается чуть более 10%, остальные заказы обрабатываются силами флагмана.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и особенности дивидендной политики предприятия
Дивиденд – это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям [41].
Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе. Еще одним важным аспектом является то, что дивиденды выплачиваются только после погашения долга по налогам, отчисления на необходимые производственные нужды и после пополнения резервов.
Дивиденд (англ. dividend от лат. dividendus – подлежащий разделу) – часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с количеством, стоимостью и видом принадлежащих им акций (обыкновенных, привилегированных, учредительских и других).
Размер дивидендов по обыкновенным акциям зависит от величины распределяемой прибыли акционерного общества. По привилегированным акциям дивиденд выплачивается в размере фиксированного процента к их нарицательной стоимости. При особо высоком дивиденде его часть нередко выплачивается в виде учредительских (дополнительно выпущенных) акций. Уровень дивидендов по привилегированным акциям оговаривается заранее. Основным показателем уровня дивидендных выплат по простым акциям является показатель «дивиденды на одну акцию» (dividends per share; DPS). После утверждения уровня дивидендных выплат и размера дивидендного фонда подлежащие выплате дивиденды (dividends
payable) становятся финансовым обязательством акционерной компании и включаются в состав ее задолженности (заемного капитала).
Дивиденды могут выплачиваться чаще, чем один раз в год. В таком случае сначала инвесторы получают так называемые предварительные, промежуточные дивиденды, в конце года – финальные.
Размер дивидендов утверждается общим собранием акционеров общества, но он не может быть выше рекомендованного правлением или наблюдательным советом компании.
Следует отметить, что владельцы акций получают свой доход не только в форме дивидендных платежей, но и благодаря росту курсовой стоимости акций.
Размер дивидендов определяется в зависимости от выбранной на предприятии дивидендной политики.
Дивидендная политика – это механизм по распределению прибыли предприятия между собственниками в зависимости от вклада в капитал каждого из них или по реинвестированию прибыли в предприятие.
Дивидендная политика играет очень важную роль:
• непосредственно влияет на финансовую программу организации, а так же на бюджет капиталовложений;
• оказывает влияние на движение денежных средств;
• оказывает влияние на систему отношений «организация-инвестор»;
• увеличивает и уменьшает капитал при правильном и неправильном использовании.
Цель дивидендной политики: за счет установления баланса между дивидендами и капитализируемой части прибыли увеличить рыночную стоимость предприятия и обеспечить его стратегическое развитие.
Выбор той или иной дивидендной политики несет в себе решение 2 основных вопросов: влияет ли выбор той или иной дивидендной политики на увеличение благосостояния собственников и организации, если да, то на каком уровне устанавливать дивидендные выплаты.
Существуют 3 подхода в выборе дивидендной политики:
1) Теория Модильяни-Миллера;
До 1961 г. подход к дивидендам был в основном описательным, о чем свидетельствует работа Дьюинга. Описание политики организаций в области дивидендов ограничивались утверждениями, что акционеры скорее предпочтут высокие дивиденды, нежели низкие. В те времена было очень расхоже понятие о том, что 1 дивидендная выплата стоит 2-х приростов к курсовой стоимости