Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Диверсификация как способ повышения конкурентоспособности лесопромышленного предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и
сущность диверсификации деятельности предприятия
1.3
Конкурентное преимущество как способ борьбы за существование в лесопромышленной
отрасли
ГЛАВА 2.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО
«ТЕХПРОМСНАБ»
2.1
Организационно-экономическая характеристика ООО «Техпромснаб»
2.2 Оценка
конкурентоспособности предприятия
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность исследования
обусловливается тем, что эффективное функционирование организации на
потребительском рынке должно осуществляться с учетом особенностей ее
деятельности. В результате участия в конкурентной борьбе из большого количества
организаций определяются лидеры, которые способны диверсифицировать
производство в зависимости от собственных возможностей и ситуации сложившейся
во внешней среде. Важно, чтобы руководитель организации владел умением
своевременно направлять инвестиционные средства в наиболее выгодную сферу
деятельности, в результате чего организация получает способность оперативно
реагировать на потребности рынка в товарах или услугах.
Диверсификация
представляет собой стратегию по освоению нового рынка или завоеванию лидирующих
позиций на существующем рынке путем разнообразия производственно-хозяйственной
деятельности. Диверсификация проявляется в процессе расширения деятельности
организации, используя собственные средства и возможности для развития
основного вида бизнеса и осваивая новые виды производства или оказания услуг.
Диверсификация дает возможность организации постепенно расширять виды
деятельности, что формирует ряд преимуществ, важными из которых являются:
снижение риска ведения бизнеса, эффект разнообразия, возможность роста
рентабельности.
В разные
периоды жизненного цикла организации возникают причины диверсифицировать
деятельность. Однако главной целью является обеспечение роста эффективности в
настоящее время и в будущем. Одной из таких причин может выступать
противодействие неопределенностям рынка, приводящим к неблагоприятному исходу.
Диверсификация является инструментом снижения уровня риска от событий,
приводящих к неблагоприятному исходу. Так, убытки, возникшие от деятельности на
одном рынке способны компенсироваться прибылью, полученной на другом рынке.
Возникает возможность перераспределения возможных рисков. Но диверсификация не
всегда может быть эффективна и способна обеспечить усиление
конкурентоспособности организации на рынке, так и, наоборот, ослабить ее
позиции.
Диверсификация,
кроме снижения риска ведения бизнеса, обеспечивает движение капитала.
Организация вкладывает финансовые ресурсы с целью распространения сфер
деятельности и снижения риска возможных потерь.
Цель исследования – разработка мероприятий по повышению
конкурентоспособности предприятия на основе диверсификации бизнеса.
Для
достижения цели необходимо решить следующие задачи:
–
изучить теоретические основы диверсификации деятельности предприятия;
–
дать организационно-экономическую характеристику ООО «Техпромснаб»;
– дать оценку конкурентоспособности предприятия ООО
«Техпромснаб»;
– обосновать необходимость диверсификации деятельности
предприятия и разработать мероприятия по повышению эффективности ООО
«Техпромснаб».
Предметом исследования является диверсификация как способ
повышения конкурентоспособности лесопромышленного предприятия.
Объектом исследования является деятельность ООО
«Техпромснаб».
Источники
информации: официальные законодательные и нормативные документы, ведомственные
нормативные документы, научные труды, учебно-методическая литература, годовая
бухгалтерская отчетность ООО «Техпромснаб», штатное расписание,
расчетно-платежные документы, статистическая отчетность предприятия.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет
сделать следующие выводы.
Диверсификация
выступает в максимально общем виде расширением номенклатуры товаров,
создаваемых конкретными предприятиями, а также объединениями. Диверсификация
имеет связь с применением накоплений промышленной компании не только на
создание базовой продукции либо установление контроля над определенным звеном
производства, но и организацию новых типов производства, интеграцию в иные
сферы. В советской экономической литературе диверсификация описывалась как
«интеграция капитала этой корпорации в сферы, которые непосредственно не
связаны с основной областью ее работы».
Отталкиваясь
от вышесказанного отметим, что в экономическом плане, диверсификация
представляет собой развитие производства либо увеличение объемов посредством
выпуска дополнительной новой продукции на новые рынки, а также поиска более
мощной позиции на них. Подобное определение практически всегда себя
оправдывает. Впрочем, оно не принимает во внимание иные нюансы диверсификации,
которые имеются в функционировании актуальных хозяйствующих субъектов. Среди них
— возможность компании «упорядочить» собственный капитал и интеллект, когда
нужны кардинальные преобразования в ее функционировании, допустим, по причине
конкуренции, а также возможность иметь колоссальное поле деятельности для
управленцев и немало возможностей для последующего роста.
Диверсификация
предполагает вход компании в новую область производственных отношений, куда она
имеет возможность внести результативный менеджмент либо новый метод управления
деятельностью компании. В то же время, задача диверсификации — добиться в
последующем увеличения параметров результативности при полной эксплуатации
ресурсов.
Оптимальным
вариантом функционирования любой компании выступает предупреждение вероятных
неудач и утрат производительности, которые можно приобрести из разнообразных
прогнозов компании, затрагивающих непосредственно данные параметры. Важность
диверсификации может выявляться в итоге соотношения желаемого и вероятного
уровней производительности и того уровня, который был получен в итоге
функционирования компании. Для менее успешно функционирующих организаций —
компаний, которые не планируют (либо не имеют возможности спланировать)
собственные действия в будущем, стартовым признаком подобного разрыва
параметров производительности выступает снижение портфеля заказов, либо
простаивающие мощности.
Основным
видом деятельности ООО «Техпромснаб» является производство фанеры и мебели из
древесины.
Анализ
показал, что за 2019 г. выручка составила 646 525 тыс. руб., что на 29,08%
больше показателя на начало периода анализа. Это указывает на способность
предприятия действовать в сложных экономических условиях, использовать
имеющиеся конкурентные преимущества, удовлетворять потребности своего целевого
сегмента рынка. Это приводит к тому, что у предприятия остается больше
финансовых ресурсов для того, чтобы покрыть постоянные и переменные расходы,
поощрять эффективных сотрудников, погашать финансовые обязательства, решать
прочие оперативные и стратегические задачи. О повышении эффективности
хозяйственных процессов на предприятии свидетельствует выручка, растущая более
быстрыми темпами (на 129,08%), чем себестоимость (на 121,34% за 2017 – 2019
гг.). Важно поддерживать текущую динамику, что позволит достигать более
ощутимого финансового результата предприятия.
Чистая прибыль ООО «Техпромснаб» составляет 18 663 тыс. руб. в
2017 г. Положительная динамика показателя (прирост 14,53%) говорит о
способности наращивать объем привлеченного капитала собственников и устойчиво
функционировать в течение длительного периода времени на рынке.
Проанализировав
результаты конкурентоспособности, следует сразу подчеркнуть, что у ООО «Техпромснаб» имеются два основных конкурента на рынке производства
мебели из древесины: «Эксполес» и «Лестех». Эти компании уже давно работают на
данном рынке и успели завоевать доверие покупателей. Наибольший балл набрал
«Лестех», он выигрывает по широте ассортимента товаров, имеет хорошую рекламную
кампанию и узнаваемость бренда, также отличается преимуществом в издержках
производства.
ООО «Техпромснаб» уступает конкурентам в области ценовой
политики, имеет высокие издержки в сравнении с основными конкурентами, имеет
высокий уровень бракованной продукции, также наблюдается неэффективная
рекламная политика, что приводит к снижению узнаваемости бренда компании. Одной из слабых сторон исследуемой
организации является отсутствие активной рекламной кампании.
Величина
коэффициента конкурентоспособности ООО «Техпромснаб» в 2019 г. составила 0,878,
что свидетельствует о том, что уровень конкурентоспособности анализируемого
хозяйствующего субъекта в сопоставлении с ««Лестех» является низким. При этом,
уровень конкурентоспособности ООО «Техпромснаб» снизился по сравнению с
предшествующим годом на 22,0%.
Самыми сильными сторонами в ООО «Техпромснаб» являются: высокая
квалификация менеджеров высшего звена, инновационные технологии производства, а
также использование качественных запасов и материалов. Данные положительные
моменты служат надежной основой деятельности организации.
Для повышения конкурентоспособности предлагается провести
диверсификацию производства, например, заняться строительством коттеджей с помощью нового элемент – утепленного
профилированного бруса.
Расчеты
простого периода окупаемости свидетельствуют о том, что проект окупится за 2
года и 1 месяц. Чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является
проект, т.е. доходы возникнут раньше и быстрее перекроют начальные затраты.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность диверсификации
деятельности предприятия
В экономической литературе встречается большое
количество различных определений понятия диверсификация, авторами предлагаются
различные интерпретации в зависимости от рассматриваемых сфер экономики. При
этом явно прослеживается отсутствие единого подхода к данному понятию. В состав
слова «диверсификация» восходят два латинских слова: diversus – разный и facere
– делать, что позволяет характеризовать данное понятие в самом общем смысле как
разнообразие видов деятельности. Большой энциклопедический словарь определяет
понятие «диверсификации» — как распространение хозяйственной деятельности на
новые сферы [8].
Одним из первых данный термин был применен
экономистом Гарри Марковиц в статье «Выбор портфеля», которая была опубликована
в марте 1952 г. и содержала рассуждения автора о формировании инвестиционного
портфеля с большей доходностью.
Портфельная теория Марковица в 1952 году была
опубликована в «Финансовом журнале. Статья называлась «Выбор портфеля», в ней
предлагалась математическая модель формирования оптимального портфеля
инвестиций, формализовав понятия «доходность» и «риск». Данная формализация
понятий позволила перевести экономическую задачу выбора оптимального портфеля
инвестиций на язык математических формул. Экономическая задача приобрела форму
математического квадратичного уравнения с оптимизацией по линейным
ограничениям. Опираясь на кривую риск/доходность стало возможным легко выбрать
наилучшие параметры при заданных условиях. Ученый постоянно занимался
усовершенствованием своей теории. В 1990 Марковец стал лауреатом Нобелевской
премии [13].
В странах с передовой экономикой во второй половине
ХХ в. диверсификация широко распространяется как стратегия ведения бизнеса,
позволяющая проникать в новые отрасли и выходить на новые рынки, при этом
повысить конкурентоспособность, снизить риски и стабилизировать денежные
потоки. Американский экономист Майкл Горт одним из первых исследовал
практические и теоретические аспекты диверсификации. В своей работе
«Диверсификация и интеграция в американской промышленности» (1962 г.) он
характеризовал понятие как одновременное обслуживание нескольких рынков
компанией, имеющей в краткосрочном периоде необходимые ресурсы для производства
другого вида товаров [4].
Проблемы диверсификации отражены и в трудах
родоначальника системы стратегического менеджмента Игоря Ансофф. Им разработан
известный инструмент стратегического планирования – матрица «Продукт/Рынок».
Горизонтальная ось матрицы – продукты компании, вертикальная – рынки. При этом
каждая из осей подразделяется соответственно на новые и существующие продукты и
рынки, таким образом матрица образует четыре стратегии. Диверсификация –
квадрат, находящийся на пересечении оси нового продукта с осью нового рынка. В
статье «Стратегия диверсификации» Игорь Ансофф характеризует диверсификацию как
стратегию, требующую новых навыков, новых методов и новых возможностей [1].
Особое внимание экономистов обращено на
исследование экономических закономерностей диверсификации корпораций.
Большой коммерческий словарь определяет понятие
корпорации так: «широко распространенная в странах с развитой рыночной
экономикой форма организации предпринимательской деятельности,
предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение
функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих
(менеджеров), заинтересованных в результатах деятельности» [14].
Основоположником исследования процесса
диверсификации корпораций можно считать американского экономиста Чарльза Берри,
который в 1971 году опубликовал статью «Corporate growth and diversifi cation»
(Корпоративный рост и диверсификация), в которой был исследован процесс
диверсификации с двух позиций. С одной стороны, диверсификационные процессы рассматривались
как тенденция к общему росту концентрации, что приводит к усилению власти на
рынке. С другой стороны, диверсификация расценивалась, как тенденция к
расширению и возможности снизить влияние входных барьеров, что способствует
развитию этой власти и её сохранению [18].
В 1974 году опубликована книга Ричарда Румельта
«Strategy, Structure and Economic Performance» («Стратегия, структура и
экономическая эффективность»), в основу которой положено исследование феномена
диверсификации корпораций. В ней впервые приводится классификация 8 типов
диверсификации американских корпораций и выделяются три стратегии
диверсификации: родственная, менее родственная и неродственная [11].
Р. Румельт в своем научном изыскании провел анализ
двадцатилетней деятельности группы компаний, состоящих из 500 фирм. Он
анализировал десять финансовых показателей, включая «годовые темпы роста чистых
продаж», «коэффициент цена/доход на акцию» и «прибыль на вложенный капитал
после вычета налогов». Было выявлено две наиболее преуспевающие группы
компаний, которые за рассматриваемые в исследовании десять лет, имели наилучшие
показатели по прибыли на капитал, доход на акцию, и коэффициент цена/доход. В
результате исследования, ученый пришел к выводу, что: «организации, которые
ветвятся каким-то образом, но сохраняют близость к их главному умению,
переигрывают все остальные». Исследование ученого доказывало, что понятие
«проще – лучше» в данном случае ложно. Вертикально интегрированные предприятия
работают значительно хуже, чем те, которые применяют стратегию диверсификации.
Румельт определяет понятие диверсификации корпорации как «приверженность фирмы
к разнообразию как таковому, в совокупности с силой, умениями и целями,
охватывающими это разнообразие и отражающими связь между видами деятельности»
[3].
В современной экономической литературе
диверсификация определяется как процесс проникновения корпорации в другие
отрасли производства. Автор теории «стратегические часы» Клифф Боумэн
определяет диверсификацию корпорации, как процесс проникновения фирмы в другие
отрасли производства, используя стратегию диверсификации в целях сокращениями
высокой зависимости корпорации от одного из своих стратегических хозяйственных
подразделений. Корпорациям, получающим большую часть капитала от деятельности в
основных сферах бизнеса, следует рассматривать диверсификацию как оптимальный
путь инвестирования средств с целью снижения степени риска. Особое значение
имеет диверсификация, если дальнейшая экспансия в основных направлениях бизнеса
ограничена жесткой конкуренцией. При этом возможно рассмотрение двух вариантов,
а именно [19]:
– выход за рамки промышленной цепочки, внутри
которой она действовала, и поиск новых видов деятельности, дополняющие
существующие в технологическом и/или коммерческом плане;
– осваивание видов деятельности, не связанных с ее
традиционным профилем, с целью его обновления.
Вопросы диверсификации являются предметом
исследования российского экономиста Кауфмана Н.Ю. По его определению,
диверсифицированная корпорация представляет собой интегрированную
предпринимательскую среду, в которой в рамках единой стратегии и с
использованием единых финансового и информационного потоков действует
горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных
бизнесов. При этом под вертикально интегрированными бизнесами подразумевается
бизнес направления корпорации по производству определенного продукта или
технологические цепочки. Как правило, корпорации объединяют в себе несколько
бизнес направлений и между ними существует четкая взаимосвязь на финансовом,
организационном и информационном уровне [12].
Эволюцию диверсификации, исторически принято,
разделять на четыре этапа, каждый из которых характеризуется своим приоритетом
развития предпринимательской деятельности.
Первый этап. Эпоха массового производства 20-е годы
ХХ века. Экономической предпосылкой данного этапа является концентрация
производства и централизация капитала в пределах отрасли, так называемые чистые
отрасли.
Второй этап. Эпоха массового сбыта продлилась до
50-х г. ХХ века. В это время развивается горизонтальная диверсификация товаров
с различными потребительскими свойствами, но одной области производства.
Начинает возникать одновременно вертикальная интеграция и отраслевая
диверсификация и как следствие возникают отраслевые рынки. Появляется
многоотраслевая диверсификация, в следствии чего, преодолеваются границы
отраслевых рынков и возникают национальные рынки [22].
Третий этап продлился до конца 90 годов XX века.
Постиндустриальное общество — это период, когда происходила географическая
диверсификация, преобразовывались границы национальных рынков, вследствие чего
возникла международная интеграция и глобальная диверсификация [12].
Четвертый этап. Настала эпоха информационных и
компьютерных технологий, которая проявляет себя в глобальной диверсификации в
условиях мировой конкуренции, мировой экономики, мирового рынка. Этот этап
требует глобальной оптимизации мирохозяйственных связей.
На современном этапе особое значение имеет понятие
«диверсификация корпораций».
Диверсифицированная корпорация обладает сложной
организационной структурой. Для обоснованного принятия решений и разработки
стратегии её развития необходимо проведение комплексных исследований как
финансово — хозяйственной деятельности корпорации, так и влияния внешних воздействий
на процессы управления. Данная проблема особенно актуальна в условиях все более
обостряющейся конкуренции как за конечного потребителя, так и за привлеченные
инвестиции.
Современная экономическая мысль предполагает
множество трактовок понятия «диверсификация». При этом зачастую эти определения
характеризуют описываемое явление весьма односторонне.
Обычно, выделяется диверсификация производства,
диверсификация рисков, валютных резервов, вложений в ценные бумаги, экспортных
операций и т.д.
Так, в теоретическом маркетинге под диверсификацией
понимают выход на новые ранки, ранее не освоенный хозяйствующим субъектом,
расширение его специализации. При этом, диверсификация предполагает, «включение
в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи
с прежней сферой деятельности предприятия, что позволяет снизить уязвимость
предприятия» [5].
На инвестиционном рынке ценных бумаг понятие
диверсификации трактуется как «наличие широкого круга объектов инвестиций
денежных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска» [2].
На финансово-кредитном рынке термин
«диверсификация» подразумевает способ снижения риска инвестиционного портфеля,
за счет перераспределения инвестиций между различными активами, входящими в
него.
Производственная диверсификация означает повышение
экономической и финансовой устойчивости, увеличение конкурентоспособности
хозяйствующего субъекта, за счет изменения номенклатуры и ассортимента
выпускаемой продукции [21].
Диверсификация, безусловно, является одной из
составных частей структуры рыночной экономики. Особенно актуально это явление
для современной России. Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели
экономического роста невозможен без нового механизма социального развития,
основанного на национальной конкурентоспособности и одним из направлений
происходящих преобразований — является структурная диверсификация экономики на
основе инновационного технологического развития. Так, в государственной
программе, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от
17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года» большое значение
уделяется диверсификации как направлению преобразования экономики на основе
инновационного технологического развития. Диверсификация содействует «повышению
конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем использования механизмов
частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских
компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики
высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой,
поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной
защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области».
Таким образом, из вышесказанного следует, что в
экономической теории, в разных сферах экономической деятельности, существуют
отличные друг от друга понятия и отсутствует единая трактовка термина
«диверсификация». В то же время, многие аспекты, являются общими для всех
определений. С учетом этого, можно дать следующее определение диверсификации:
диверсификация – это процесс освоения хозяйствующим субъектом новых видов
деятельности, цель которого снижение рисков, повышение рыночной устойчивости и конкурентоспособности.