Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дифференцированное обучение учащихся на уроках технологии в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы дифференцированного обучения учащихся 7
1.1. Понятие дифференцированного обучения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Виды, формы и уровни дифференцированного обучения 12
1.3. Дифференцированное обучение учащихся в условиях ФГОС ООО 17
Глава 2. Реализация дифференцированного обучения на уроках технологии в основной школе 24
2.1.Опыт преподавателя по дифференцированному обучению учащижся в МБОУ СОШ №2 г. Амурска 24
2.2. Разработка уроков технологии с применением дифференцированного обучения 30
2.3. Рекомендации по применению дифференцированного обучения учащихся на уроках технологии 47
Заключение 55
Библиографический список 59
Приложения 67
Введение:
В федеральных государственных образовательных стандартах сформулированы гуманистические принципы образования и воспитания, в основе которых лежат принципы эффективного развития личности обучающегося. Современная педагогическая наука направлена на создание оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося.
Актуальность темы исследования
Любой детский коллектив состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности. Учитель зачастую разрабатывает урок на «среднего» ученика, сильные ученики теряют интерес к обучению, а слабые приобретают хроническое отставание.
Для того чтобы каждый ребенок работал в полную силу необходимо строить процесс обучения с помощью дифференцированного обучения.
В каждом образовательном учреждении в той или иной степени присутствует дифференциация. Степень дифференциации определяется способностью школы оказывать услуги образования, ставя индивидуальные образовательные цели для каждого ребенка.
Форма дифференциации выбирается обычно администрацией школы или методическим объединением. Но чаще дифференциация осуществляется на уровне класса.
Степень изученности проблемы
Проблема дифференцированного обучения исследована в работах В.П. Беспалько [8], В.С. Кукушкина [42], И.М. Осмоловской [41], Г.К. Селевко [49], П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского [54], И. Унта [57], В.В. Фирсова [60] и др.
Ученые Г.К. Селевко и В.П. Беспалько рассматривали дифференцированное обучение как форму организации учебного процесса; И.М. Осмоловская, В.С. Кукушкин, В.В. Фирсов – как организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности; И. Унт – как основу для определения индивидуальных способностей; П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский и др. – как вариант организации обучения по профилям.
Е.В. Бондаревская [9], А.А. Вербицкий [11] акцентируют внимание на развитии способности к умению самостоятельно ставить и решать познавательные задачи; Г.К. Селевко [49], Д.В. Татьянченко и С.Г. Вороховщиков [53]и др. делают акцент на формировании отдельных видов общеучебных умений; В.В. Давыдов [18], В.В. Репкин [19], Г.А. Цукерманн [61] др. описывают методику их формирования в развивающем обучении; А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [23] рассматривают их в контексте учебной деятельности. В.Д. Шадриков [62], Т.И. Шамова [63] связывают их с овладением общими способами деятельности.
В концепции модернизации российского образования [30] актуализируется проблема совершенствования методов, форм, приемов и средств обучения в образовательном процессе современной школы. Основной задачей образования становится создание условий для развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.
Новые государственные стандарты общего образования (ФГОС ООО) [58], направленные на индивидуализацию обучения и усиление роли индивидуально-дифференцированного и субъектно-деятельностного подходов к построению образовательных систем, диктуют необходимость переориентации педагогов «Технологии» с позиций организации массовой фронтальной деятельности, нацеленной на формирование личности заранее заданного «среднего ученика», на позицию индивидуального подхода к каждому обучающемуся, в зависимости от его способностей и склонностей, уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей.
Объект исследования: процесс обучения учащихся в основной школе.
Предмет исследования: применение дифференцированного обучения на уроках технологии в основной школе.
Цель исследования – теоретически обосновать, выявить особенности организации дифференцированного обучения учащихся и разработать уроки технологии в основной школе.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие дифференцированного обучения в психолого-педагогической литературе;
— выявить виды, формы и уровни дифференцированного обучения;
— рассмотреть дифференцированное обучение учащихся в условиях ФГОС ООО;
— изучить опыт преподавателя по дифференцированному обучению учащихся в МБОУ СОШ №2 г. Амурска;
— разработать уроки технологии с применением дифференцированного обучения;
— предложить рекомендации по применению дифференцированного обучения учащихся на уроках технологии.
Методы исследования:
— теоретические: анализ литературы, передового педагогического опыта по проблеме исследования;
— эмпирические: включенное наблюдение, методика «Уровень познавательного интереса учащихся на уроках технологии (Э.А. Баранова); педагогический эксперимент; исследование эффективности
Текст работы:
В ходе исследования был решен ряд задач:
Рассмотрено понятие дифференцированного обучения в психолого-педагогической литературе.
Проведя анализ педагогической и методической литературы, можно констатировать, что дифференцированное обучение является системообразующим инструментом и фактором, позволяющим учителю технологии проводить обучение и создавать оптимальные условия для обучения, которые способны обеспечивать одновременное продвижение всем обучаемым.
Выявлены виды, формы и уровни дифференцированного обучения.
Осуществляя дифференцированный обучение, необходимо заботиться о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер взаимоотношений между учащимися класса. Учитель создает условия для взаимодействия групп, привлечения их к оказанию поддержки и предоставлении обратной связи. Сочетание разнообразных форм работы индивидуальной и групповой способствует эффективному сотрудничеству между учащимися.
Способы дифференциации тесно перекликаются и сочетаются между собой, и задания в той или иной степени будут разноуровнего характера не только по уровню сложности, но и творческого характера и по объему. Дифференциация по объему раньше предполагала выполнение дополнительного задания кроме основного. Необходимость дифференцированных заданий по объему обусловлена разным темпом работы обучающихся. Слабым учащимся или по темпераменту медлительным требуется больше времени на выполнение задания. Учащимся со средним и высоким уровнем подготовки дается задание творческого характера или логического подхода в решении. В современном уроке дифференциация по объему задания прослеживается не обязательно через дополнительные задания.
Сегодня учитель технологии продумывает объем выполнения через работу с ресурсами. Это интернет источники, научная литература, статьи, журналы. Либо продумывает задание на создание диаграмм, ментальных карт, схем, кластеров и сайтов. Задание дифференцированно на результат, итог выполнения. Учащиеся работают над заданием в соответствии с поставленной общей целью, но учитель ожидает различные результаты, учитывая их предыдущий опыт и от имеющихся навыков.
Рассмотрено дифференцированное обучение учащихся в условиях реализации ФГОС ООО.
Показано, что дифференциация содержания обучения – это адаптация самого учебного материала предмета или того, как учитель его преподносит, в соответствии с потребностями и возможностями учащихся. В данном направлении учителю следует опираться на уровень подготовки учащегося.
В свете новых образовательных стандартов, учителю технологии необходимо отходить от ориентировки на среднего ученика. Важно чтобы каждый учащийся работал в меру своих сил и продвигался в обучении. Поэтому способы дифференциации должны быть продуманы на каждом этапе урока технологии. Учитель определяет способ, учитывая тип урока его цели и содержание. Ведь основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы зная и учитывая индивидуальные различия, определить для каждого рациональный характер работы. Основная задача – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей ребенка.
Изучено дифференцированное обучение в МБОУ СОШ №2 г. Амурска.
Осуществление принципа дифференцированного подхода в обучении в МБОУ СОШ №2 г. Амурска означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности. Дифференцированное обучение по технологии в основной школе направлено на создание условий, которые обеспечивают всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей всех учащихся.
Разработаны уроки технологии с применением дифференцированного обучения, а также организована проектная деятельность и проведена деловая игра в рамках дифференцированного обучения.
Применение в работе с учащимися индивидуального подхода на уроках «Технологии» в ходе дифференцированного обучения позволило разнообразить формы и методы работы с учащимися, повысить познавательный интерес учащихся к предмету, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.
Предложены рекомендации по применению дифференцированного обучения учащихся на уроках технологии.
В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:
1) Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения, рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные пути внедрения дифференциации в процесс обучения.
2) Изучены сущность, цели, формы и виды дифференциации процесса обучения, а также средства и условия реализации дифференцированного обучения.
3) Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках технологии. Применение дифференциации заданий дает возможность максимального усвоения знаний учениками с разным уровнем знаний.
4) Дифференцированное обучение учащихся каждой группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия,
Заключение:
В федеральных государственных образовательных стандартах сформулированы гуманистические принципы образования и воспитания, в основе которых лежат принципы эффективного развития личности обучающегося. Современная педагогическая наука направлена на создание оптимальных условий для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого обучающегося.
Актуальность темы исследования
Любой детский коллектив состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности. Учитель зачастую разрабатывает урок на «среднего» ученика, сильные ученики теряют интерес к обучению, а слабые приобретают хроническое отставание.
Для того чтобы каждый ребенок работал в полную силу необходимо строить процесс обучения с помощью дифференцированного обучения.
В каждом образовательном учреждении в той или иной степени присутствует дифференциация. Степень дифференциации определяется способностью школы оказывать услуги образования, ставя индивидуальные образовательные цели для каждого ребенка.
Форма дифференциации выбирается обычно администрацией школы или методическим объединением. Но чаще дифференциация осуществляется на уровне класса.
Степень изученности проблемы
Проблема дифференцированного обучения исследована в работах В.П. Беспалько [8], В.С. Кукушкина [42], И.М. Осмоловской [41], Г.К. Селевко [49], П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского [54], И. Унта [57], В.В. Фирсова [60] и др.
Ученые Г.К. Селевко и В.П. Беспалько рассматривали дифференцированное обучение как форму организации учебного процесса; И.М. Осмоловская, В.С. Кукушкин, В.В. Фирсов – как организацию учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности; И. Унт – как основу для определения индивидуальных способностей; П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский и др. – как вариант организации обучения по профилям.
Е.В. Бондаревская [9], А.А. Вербицкий [11] акцентируют внимание на развитии способности к умению самостоятельно ставить и решать познавательные задачи; Г.К. Селевко [49], Д.В. Татьянченко и С.Г. Вороховщиков [53]и др. делают акцент на формировании отдельных видов общеучебных умений; В.В. Давыдов [18], В.В. Репкин [19], Г.А. Цукерманн [61] др. описывают методику их формирования в развивающем обучении; А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [23] рассматривают их в контексте учебной деятельности. В.Д. Шадриков [62], Т.И. Шамова [63] связывают их с овладением общими способами деятельности.
В концепции модернизации российского образования [30] актуализируется проблема совершенствования методов, форм, приемов и средств обучения в образовательном процессе современной школы. Основной задачей образования становится создание условий для развития школьника, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в обществе.
Новые государственные стандарты общего образования (ФГОС ООО) [58], направленные на индивидуализацию обучения и усиление роли индивидуально-дифференцированного и субъектно-деятельностного подходов к построению образовательных систем, диктуют необходимость переориентации педагогов «Технологии» с позиций организации массовой фронтальной деятельности, нацеленной на формирование личности заранее заданного «среднего ученика», на позицию индивидуального подхода к каждому обучающемуся, в зависимости от его способностей и склонностей, уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей.
Объект исследования: процесс обучения учащихся в основной школе.
Предмет исследования: применение дифференцированного обучения на уроках технологии в основной школе.
Цель исследования – теоретически обосновать, выявить особенности организации дифференцированного обучения учащихся и разработать уроки технологии в основной школе.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие дифференцированного обучения в психолого-педагогической литературе;
— выявить виды, формы и уровни дифференцированного обучения;
— рассмотреть дифференцированное обучение учащихся в условиях ФГОС ООО;
— изучить опыт преподавателя по дифференцированному обучению учащихся в МБОУ СОШ №2 г. Амурска;
— разработать уроки технологии с применением дифференцированного обучения;
— предложить рекомендации по применению дифференцированного обучения учащихся на уроках технологии.
Методы исследования:
— теоретические: анализ литературы, передового педагогического опыта по проблеме исследования;
— эмпирические: включенное наблюдение, методика «Уровень познавательного интереса учащихся на уроках технологии (Э.А. Баранова); педагогический эксперимент; исследование эффективности
Список литературы:
Глава 1 Теоретические основы дифференцированного обучения учащихся
1.1 Понятие дифференцированного обучения в психолого-педагогической литературе
Слово «дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени [29].
Принцип дифференцированного подхода предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Цели дифференциации обучения таковы:
с педагогической точки зрения – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучаемого;
с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества;
с дидактической точки зрения – решение назревших проблем в обучении путем создания такой методической системы обучения, которая основана на принципиально новой мотивационной почве.
Дифференциация – учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда школьники группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, то есть дифференциация – это одна из форм индивидуализации, при которой образуются стабильные классы и группы учащихся на основе каких-либо присущих им общих признаков [35].
К. Томлинсон указывает, что дифференцированное обучение предполагает использование педагогом:
1) различных способов для обучающихся, чтобы изучить содержание учебных программ;
2) разнообразие смыслов деятельности или процессов, через которые обучающиеся могут прийти к пониманию и усвоению информации и идей;
3) различные варианты, через которые обучающиеся могут демонстрировать и показывать, что они узнали [65].
О.Н. Солдатова отмечает, что дифференцированное обучение дает положительный эффект лишь в том случае, когда рассматривается и реализуется как система, обеспечивающая максимально возможный учет индивидуальных особенностей учащихся. Таким образом, основу дифференцированного обучения составляет принцип индивидуальности учащегося, принятие его таким, каким он является.
Однако на наш взгляд, понятие, данное Г.К. Селевко, является более целесообразным, а именно: «форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа) называется дифференцированное обучение» [49].
Анализ публикаций, проведенный Соловьевой О.А., посвященных методам организации обучения показал, что «… применяются интерактивные приемы и методы обучения, среди которых называются направленная дискуссия, ролевые и имитационные игры, метод активных ценностей, моделирующие ситуации, релаксация, способствующие созданию доброжелательно оптимистической атмосферы, активизации внутренних ресурсов и развитию коммуникативных навыков …» у обучаемых [51].
Мы согласны с мнением Соловьевой О.А., что оптимальной формой, инструментом, который позволит создать необходимые условия для развития учащихся со всей совокупностью индивидуальных характеристик является дифференцированное обучение в группах.
Основу дифференцированного обучения составляет принцип индивидуальности учащегося, принятие его таким, каким он является, «… в противоположность безуспешному стремлению переделать, переломить учащегося, чтобы он стал таким, как другие» [51].
Так, Соловьева О.А. ссылаясь на К. Томлинсон указывает, что дифференцированное обучение предполагает использование педагогом[51]:
1) различных способов для обучающихся, чтобы изучить содержание учебных программ;
2) разнообразие смыслов деятельности или процессов, через которые обучающиеся могут прийти к пониманию и усвоению информации и идей;
3) различные варианты, через которые обучающиеся могут демонстрировать и показывать, что они узнали.
По мнению Бадановой Т.А. и других [5], дифференциация – это организация подбор специальных условий для обучения учащихся с целью эффективного развития их индивидуальных и личностных качеств.
Дифференциацию обучения определяет как создание различных условий обучения путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы
Алехина Е.С., Мастихина О.Ю., Яблонская А.Е. указывают, что дифференцированный подход определяется педагогической интуицией педагога в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения и является конкретным показателем его педагогического мастерства [1].
Дифференцированное обучение, по мнению Клих Л.В., Михайличенко М.В., Макодзей Л.И., немыслимо без наличия вариативных программ обучения, дидактических средств для различных групп учащихся [27].
Технология уровневой дифференциации при подготовке обучающихся позволяет решать вопросы эффективного формирования их готовности к профессиональной деятельности.
Таким образом, особенности содержания уровневой дифференциации это наличие базовых стандартов, состоящих из 2 уровней требований: