Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дидактический потенциал знакомства с русской деревенской прозой на занятиях по РКИ (на примере произведений В. П. Астафьева)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Место В.П. Астафьева в контексте деревенской прозы. Культурно-исторические и социально-психологические особенности «сибирского текста» 5
1.1. Основные этапы творческого пути В.П. Астафьева 5
1.2. Человек и природа в картине мира В.П. Астафьева 19
Глава II. Национально-культурная специфика образа Сибири в курсе РКИ 28
2.1. Своеобразие Сибири как географического и национального региона в художественном изображении В.П. Астафьева: проявление национально-культурной специфики в лексике 28
2.2. Методические рекомендации по анализу цикла рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»: развитие умений в осмыслении значения и роли элементов языка при раскрытии идейно-художественного замысла 38
Заключение 47
Список литературы 51

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Виктор Петрович Астафьев – один из лучших представителей русской литературы второй половины XX века. Коллега Астафьева, лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын, назвал его «непреклонным любителем правды, одним из первых, кто отреагировал на моральную развратность нашей жизни». Жизнь и труды Астафьева – пример самоотверженного служения людям и правде. Каждый россиянин и каждый иностранец, если они действительно обеспокоены проблемами, стоящими в российской национальной повестке дня, найдут книги Астафьева полезными. Для многих он был не просто талантливым писателем – он был человеком, в которого они верили бесконечно. Ветеран войны, Астафьев известен своими безжалостно правдивыми историями о Второй мировой войне.
Земля, где жил Астафьев, Восточная Сибирь, измеряется не сотнями, а тысячами километров. Коренной сибиряк, большую часть времени Астафьев жил в поселке Овсянка на реке Енисей, где несколько поколений его предков когда-то обрабатывали землю. У Астафьева также была квартира в Красноярске, который находится как минимум в четырех часах полета от Москвы. «Я бы хотел вернуться в деревню, спокойно посидеть у русской печи или пойти в тайгу, в такие места, где, я уверен, ни один посетитель меня не найдет. В мои 75 лет в день моего рождения, 1 мая, я помню только пять лет с такой грязной погодой. Вечером я люблю выходить на Енисей и немного посидеть на бревне. Это заставляет меня чувствовать себя сильнее. В моем огороде у меня есть лук, салат, клубника. Я сажаю все и собираю урожай сам. У меня также есть несколько деревьев, которые я привез из таежной рябины, лиственницы и кедры. Один кедр уже несет орехи. Возможно, это самая большая радость в моей жизни после радости творения» .
Одним из главных героев прозы Астафьева является природа Сибири. Страницы, посвященные природе, настолько ярки, что читатель может сразу представить удивительные места, которые только немногие смогли увидеть своими глазами. Астафьев описал могущественный Енисей и более мелкие реки, такие как Нижняя Тунгуска и Опариха, каждая из которых имеет свой характер.
Астафьев был первым советским автором, поднявшим проблему экологической катастрофы в своем романе «Царь-рыба», который был сразу же признан литературным шедевром, но также подвергся критике. Астафьев украсил 550 страниц книги редкими диалектными словами и выражениями. Даже носителю русского языка будет трудно прочитать эту книгу. «Царь-рыба» и другие его книги были изданы в миллионах экземпляров в России и за ее пределами, среди них «Кража», «Пастух и пастушка» и «Последний лук».
Творчество писателя несколько раз становилось предметом изучения среди исследователей. Можно выделить работы А.Ю. Большаковой, Т.М. Вахитовой, В.Я. Курбатова, А.Н. Макарова, С.В. Переваловой и др. В своих трудах авторы изучали темы писателя, жанры его произведений, раскрывали поэтические особенности в творчестве В. Астафьева и т.п.
Актуальность исследования определяется необходимостью рассмотрения творчества писателя как отражения основных тенденций русской деревенской прозы, позволяющее расширять и углублять знания на занятиях РКИ.
Цель исследования заключается в изучении дидактического потенциала произведений В. Астафьева на занятиях русского языка как иностранного.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Астафьев стал сиротой в раннем возрасте. Когда разразилась Вторая мировая война, он вызвался добровольцем на фронт и сражался как рядовой солдат. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «За храбрость». В 1951 году Астафьев опубликовал свой первый рассказ «Гражданский».
Книги Астафьева показывают, что он думает о русском национальном характере и русской национальной идее. Неважно, какую тему он исследовал, войну или жизнь сибирских фермеров, он яростно набрасывался на сладкие мифы и иллюзии, рассказывал горькую, наглую правду о своем собственном народе и родине и постепенно терял популярность у советских критиков и культурной бюрократии.
В 1945 году Астафьев некоторое время поселился в доме родителей своей жены в Чусовом, а затем уехал в Красноярск, занимаясь различными работами, такими как слесарь и металлургический завод. В 1950 году он начал сотрудничать с газетой «Чусовский рабочий», которая в феврале 1951 года опубликовала свой дебютный рассказ «Гражданский человек», который два года спустя был перепечатан пермской газетой «Звезда». В 1954 году Астафьев был впервые опубликован московским журналом (рассказ «Сплинтер», в Смене). В 1955 году он покинул газету и начал работать над своим первым романом «Тает снег», который был опубликован в 1958 году, а также его первой книгой рассказов «Теплый дождь», посвященной в основном опыту русских солдат и мирные жители во время германо-советской войны. Также в конце 1950-х Астафьев присоединился к областному Пермскому радио. Работа там обеспечивала относительно хорошую заработную плату, но привела к чрезмерной пропаганде.
В 1959 году Астафьев поступил в Литературный институт имени Максима Горького в Москве, он подружился с Сергеем Викуловым, Евгением Носовым и группой вологодских авторов. Один из нескольких коротких романов этого периода, «Стародуб», стал первым европейским изданием Астафьева: переведено на чешский язык, в 1963 году оно было опубликовано в Праге. После 1962 года Астафьев стал профессиональным писателем.
В 1969 году Астафьев и его семья переехали в город Вологду, где проживало большинство его литературных друзей. В начале 1970-х годов последовали несколько крупных книг – «Зарубки (Затеси)», «Горный перевал», «Пастух и пастушка», которые завоевали для Астафьева широкую популярность в Государстве РСФСР приз имени Максима Горького в декабре 1975 года. Год спустя «Наш современник» опубликовал «Царь-Рыба», один из его самых знаменитых рассказов. Его дебютная пьеса «Птица-вишня» была впервые показана в московском театре им. Ермолова, также в 1976 году. 19 октября 1978 года за книгу «Царь-рыба» Астафьев получил Государственную премию СССР.
В 1981 году вышло первое издание Полного Астафьева в 4 томах. К этому времени автор купил себе дом в родной Овсянке и перевез семью в Красноярск. Первый телевизионный документальный фильм (снятый режиссером М. Литвяковым) «Виктор Астафьев» был показан в 1983 году. К 1984 году вышли четыре фильма по его творчеству, в том числе «Падающие звезды» Игоря Таланкина и «Рожденный дважды» Аркадия Сиренко, в котором Астафьев в роли сценарист. Большой резонанс вызвали его роман «Грустный детектив», а также подборка рассказов 1987 года, в том числе спорная «Ловля дубинок в Грузии». В 1988-1989 годах Астафьев побывал во Франции (где был опубликован его «Грустный детектив»), в Болгарии (для наблюдения за его коротким романом «Похищение в 1966 году») и Греции и принял участие в Съезде народных депутатов Советского Союза в 1989 году. Эпический роман «Проклятые и убитые» принес Астафьеву Государственную премию Российской Федерации в мае 1996 года. В том же месяце президент России Борис Ельцин посетил Овсянку, чтобы встретиться с Астафьевым. В 1998 году вышло 15-томное красноярское издание «Полного Астафьева».

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Место В.П. Астафьева в контексте деревенской прозы. Культурно-исторические и социально-психологические особенности «сибирского текста»
1.1. Основные этапы творческого пути В.П. Астафьева
Писатель родился в 1924 г. в крестьянской семье в деревне Овсянка (под Красноярском) и уже в раннем детстве испытал участь семей «спецпереселенцев» (т. е. раскулаченных), попав в Игарку, за Полярный круг. В повести «Кража» (1961) он воссоздал детдомовский эпизод своей биографии.
Многие из нас помнят работы Виктора Петровича Астафьева в школьной программе. Это рассказы о войне, рассказы о трудной жизни русского крестьянина в деревне и размышления о событиях, имевших место до и после войны в стране. Его биография является ярким примером страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его работах русский народ не предстает в образе всемогущего национального героя, который может принять на себя любые лишения и потери, как это обычно изображали в то время. Автор показал, насколько тяжелым грузом войны и тоталитарного режима, который преобладал в то время в стране, был простой русский крестьянин.
Автор родился 1 мая 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка Советского района. Здесь и прошло детство писателя. Отец мальчика, Петр Павлович Астафьев, и его мать, Лидия Ильинична Потилицына, были крестьянами, имели свое хозяйство. Но во время коллективизации семья была лишена прав. Две старшие дочери Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли в младенчестве. Виктор остался без родителей рано .
Его отец был заключен в тюрьму. А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы