Технология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дидактические особенности применения цифровых технологий в образовательной области технология.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Информационный обзор по теме исследования 5
1.1. Образовательные технологии, их значение в процессе обучения 5
1.1.1. Технология традиционного подхода 6
1.1.2. Понятия «цифровых технологий в образовании» 8
1.2. Техника и методика реализации цифровых технологий в школе 11
1.2.1. В начальной школе 11
1.2.2. В неполной средней школе 14
1.2.3. В полной средней школе 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Дидактические особенности применения цифровых технологий в образовательной области «Технология» 22
2.1. Разработка учебной модели процесса применения цифровых технологий с учетом возрастных особенностей учащихся 22
2.2. Выбор инструментария: тесты, вопросы, проверка их валидности 25
2.3. Экспериментальная площадка – характеристика классов «Э» и «К» 27
2.4. Диагностика учащихся из экспериментального и контрольного класса 29
2.5. Формирующая работа по применению цифровых технологий на уроках технологии 34
2.6. Обсуждение результатов опытно-практической работы 35
Выводы по второй главе 40
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение………………………………………………………………………..50

  

Введение:

 

Актуальность. Анализ современной образовательной системы начального и среднего звена выявляют два основных направления в профессиональной деятельности учителя. Это традиционное направление, сущность которого заключается в следовании устоявшимся традициям школы, где приоритет отдается усвоению знаний через аналоговые формы передачи информации и инновационное направление, при котором наряду с аналоговой формой широко используется цифровые технологии. При этом цифровые технологии строятся на максимальном приближении к реальной практике и ориентируются на развитие способностей и умений учащихся.
Цель исследования – изучить дидактические особенности применения цифровых технологий в образовательной области «Технология» средней школы.
Объект исследования – реализация цифровых технологий в образовательной области «Технология».
Предмет исследования – процесс развития способностей у школьников в условиях средней школы.
Гипотеза исследования – предлагаемые педагогические условия вхождения цифровых технологий в образовательное пространство школьника позволят стимулировать школьную успешность учащихся, в частности будут способствовать удовлетворенности учебной деятельностью, формированию положительного отношения к учебе и росту самооценки учебных достижений.
Задачи исследования:
1. Провести информационный обзор первоисточников по применению цифровых технологий в образовательной области «Технология».
2. Обосновать оптимальные условия вхождения цифровых технологий в образовательное пространство школы.
3. Выбрать экспериментальную площадку и разработать критерии оценки усвоения учащимися цифровых технологий в контрольном и экспериментальном классе.
4. Разработать дидактический комплекс к предлагаемым педагогическим условиям формирования цифровой компетенции школьников.
5. Внедрить и проверить эффективность педагогических условий в подготовке школьника.
Методологическую основу работы составили идеи философов, психологов и педагогов об общественной природе обучения и воспитании человека, условиях и факторах развития личности; основополагающие работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам образования. [10, 13-14, 20, 22-23, 25, 28, 31, 41-45]
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— выявлены оптимальные педагогические условия успешного формирования цифровой компетенции школьников в образовательной области «Технология»;
— предложены критерии оценки уровня сформированности основных цифровых компетенций на уроках «Технологии»;
— построена структурная модель цифровой интеграции дисциплин образовательной области «Технология».
Практическая значимость исследования заключается в том, что создан дидактический комплекс, включающий конспекты занятий, дидактические материалы к ним.
Созданные автором педагогические условия могут быть включены в процесс подготовки школьников, частично или полностью практикующими педагогами

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изменение приоритетов общества в настоящее время связано с возникновением понятия постиндустриального общества, которое в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Это привело к смене образовательных парадигм. В связи с этим, появилась потребность в переосмыслении содержания учебных дисциплин и технологий учебного процесса в свете системы ценностей и приоритетов в образовательной политике. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем. Цифровые технологии в обучении рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить дидактические особенности применения цифровых технологий в образовательной области «Технология» средней школы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен информационный обзор первоисточников по применению цифровых технологий в образовательной области «Технология»;
— были обоснованы оптимальные условия вхождения цифровых технологий в образовательное пространство школы;
— была выбрана экспериментальная площадка и разработаны критерии оценки усвоения учащимися цифровых технологий в контрольном и экспериментальном классе;
— был разработан дидактический комплекс к предлагаемым педагогическим условиям формирования цифровой компетенции школьников;
— были внедрены педагогические условия в подготовке школьника и проверена их эффективность.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что предлагаемые педагогические условия вхождения цифровых технологий в образовательное пространство школьника позволят стимулировать школьную успешность учащихся, в частности будут способствовать удовлетворенности учебной деятельностью, формированию положительного отношения к учебе и росту самооценки учебных достижений.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Информационный обзор по теме исследования

Развитие системы образования требует внедрения новых методов обучения и воспитания учащихся. Новые технологии обучения в педагогике связаны с общими процессами в обществе, глобальными проблемами, интеграцией знаний и форм социального бытия.
На современном этапе все более очевидным становится то, что традиционный педагогический процесс, ориентированный на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их наращивания. Профессионализация педагога и вхождение его в инновационный режим работы невозможны без творческого самоопределения, в котором ведущую роль играют новые цифровые образовательные технологии. Новые цифровые образовательные технологии рассматриваются нами не только как настрой на восприятие, выработку и применение нового, а прежде всего как открытость [37].
Новые цифровые технологии обучения являются одной из доминирующих тенденций развития человечества, выступают специфическими и достаточно сложными образованиями, требуют особых знаний, навыков, способностей. Внедрение новшеств невозможно без педагога-исследователя, который обладает системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью к инновациям.

1.1. Образовательные технологии, их значение в процессе обучения

Современная педагогическая наука дает целый ряд определений понятия образовательной технологии. Однако эти определения часто раскрывают лишь отдельные стороны этого педагогического процесса. Представим примеры определений понятия «образовательные технологии», используемые в современной науке:
— образовательная технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;
— образовательная технология – организационно-методический инструментарий педагогического процесса, содержательная техника реализации учебного процесса;
— образовательная технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения;
— образовательная технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя;
— образовательная технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [11].
Очевидно, что все определения образовательной технологии в совокупности дают представление о рассматриваемой стороне педагогического процесса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы