Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие «познавательный интерес», развитие познавательного интереса у младших школьников 7
1.2. Дидактические игры в начальной школе 13
1.3 Особенности применения дидактических игр как средства развития познавательной активности младших школьников 21
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Констатирующий этап 33
2.2. Формирующий этап 42
2.3. Контрольный этап 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57

 

  

Введение:

 

Актуальность темы
Усовершенствование нынешнее системы образования, которое активно происходит в последнее время, ориентировано на воспитание индивидов нового образца. К качествам, которые нынче хотят привить детям, относятся: образованность, предприимчивость, возможность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность в разнообразных ситуациях, а также проводить прогнозы своей работы. Для развития таких качеств необходимо развитие познавательных процессов. Именно поэтому, сейчас актуальная проблема развития познавательной активности среди детей, особенно, что касается 6-10-летнего возраста.
Данная проблема, по развитию познавательной активности, изучалась такими известными учеными как: З.М. Богуславская, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, М. И. Лисина и А.А. Люблинская и других. Специалисты сделали такие выводы, что человеческое развитие, немыслимо без воспитания познавательной активности, которая, в свою очередь, связана с получением всевозможного опыта, навыками, знаниями и умениями, а также правилами поведения и социальными нормами. Появляясь на свет, дети уже имеют задатки познавательной работы, помогающие ему приспособиться к новым условиям своего существования.
В трудах таких авторов отечественной науки как Л.А. Венгер, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъякова, Б.Д. Эльконина и других, было показано, что дети младшего школьного возраста имеют обширное поле деятельности для развития ума. Были сделаны выводы, что их, возможно научить формировать и проводить полноценные логические операции, но только в том случае, если проводить обучение, основываясь на теориях поэтапного формирования умственных действий. При этом научно-методическое описание вопроса развития познавательной активности у младших школьников мы находим недостаточным.
Исходя из вышесказанного, проблему исследования мы формулируем следующим образом: каково влияние игры-экспериментирования на развитие познавательной активности младших школьников.
Цель исследования: изучить игры-экспериментирования и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.
Объект исследования: познавательная активность детей 6-10 лет на уроках математики
Предмет исследования: игры-экспериментирования как средство развития познавательной активности школьников 6-10 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что участие младших школьников в игре-экспериментировании позволит обеспечить рост познавательной активности, а именно: развить результативность познавательной активности и ведущий мотив умственной деятельности, повысить силу и устойчивость познавательной потребности.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
2. Уточнить специфику познавательного развития и формирования познавательной активности в младшем школьном детстве.
3. Рассмотреть игры-экспериментирования как средство развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игры-экспериментирования.
Методы исследования:
— анализ научной литературы по проблеме;
— терминологический анализ;
— наблюдение;
— эксперимент;
— методы математико-статистического анализа (анализ описательной статистики, сравнительный анализ);
— методика диагностики умственного развития младших школьников (Л.А. Венгер);
— методика «Мотивы умственной деятельности младших школьников» (Е.Э. Кригер);
— диагностическая проективная методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич);
— стандартизированная анкета «Любознательный, активный» (В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова).
Теоретико-методологической основой исследования выступили следующие научные положения:
— представления об особенностях познавательного развития в младшем школьном детстве в работах Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы, О.М. Дьяченко и др.
— положения о своеобразии психофизиологического развития младших школьников в трудах В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой;
— теория игровой деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др.
— исследования по проблеме экспериментирования у детей младшего школьного возраста О.В. Дыбиной, Н.А. Коротковой, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ 75 Г.Новосибирск, Тургенева 202.
Выборка: в проводимом эксперименте приняли участие 30 воспитанников местной школы 1 класса в возрасте 7-8 лет. В выборке 15 мальчиков и 15 девочек. Все дети были разделены на две равных по численности группы: экспериментальную и контрольную.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игры-экспериментирования. Эта система может быть внедрена в педагогический процесс школьных образовательных организаций, а также использован в научных целях студентами и молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Во время младшего школьного возраста у детей формируются способности к первичной форме общения, абстракции и умозаключения. При этом такого рода познание дети осуществляют в наглядно-образной форме, а не понятийной, а также во время работы с изучаемыми объектами и предметами. Дети познают внешний мир посредством познавательной деятельности, и именно так он развивается как индивидуум. Младшие школьники, в силу своего возраста, имеют активную деятельность. При этом задачей педагогов считается не погасить это стремление. На опыте работы доказано, что чем разнообразные и полнее детская деятельность, тем больше она имеет значение для ребенка, и тем лучше он развивается.
Дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей стремятся к активной деятельности, и задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. Опыт работы со школьниками 6…7-10 лет показывает, что чем полнее и разнообразнее организована детская деятельность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее осуществляется его развитие. Особую роль в обеспечении разнообразия деятельности играет использование игры-экспериментирования. Игра-экспериментирование позволяет ребенку в свободной форме знакомиться с особенностями предметов и принципами, действующими в окружающем его мире.
В связи с этим использование игры-экспериментирования, на наш взгляд, позволит стимулировать познавательную активность младших школьников.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило изучить игры-экспериментирования и их влияние на развитие познавательной активности младших школьников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были представлены психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста;
Младший школьный возраст – это период от 6…7 до 10 лет, характеризующийся игрой как ведущей деятельностью периода, началом формирования произвольности поведения, установления новых мотивов.
— была уточнена специфика познавательного развития и формирования познавательной активности среди младших школьников;
Познавательная активность представляет собой интегративное личностное образование, сопряженное с потребностями. В нем органически представлены все важные для развития личности процессы – интеллектуальные, эмоциональные, волевые, а также объективные и субъективные связи с миром, выраженные в отношениях.
— были рассмотрены игры-экспериментирования как средство развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста;
Игра-экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития ребенка.
— была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности у детей младшего школьного возраста в процессе игры-экспериментирования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что участие школьников 6…7 -10 лет в игре-экспериментировании позволит обеспечить рост познавательной активности, а именно: развить результативность познавательной активности и ведущий мотив умственной деятельности, повысить силу и устойчивость познавательной потребности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятие «познавательный интерес», развитие познавательного интереса у младших школьников

Познавательная деятельность младшего школьника основывается на его сознательной работе, которая направляется на получение информации об объектах, а также явлениях реальности и определенных знаниях.
Реализация познавательной деятельности происходит на основе психических процессов, которые входят в его познавательную сферу.
Познавательной сферой называется сложное образование, обеспечивавшее полноценное и нормальное (эмоциональное и интеллектуальное) существование в современном мире.
Она выглядит в виде комплекса таких психических процессов как: память, ощущение, мышление, речь, восприятие, воображение [11].
Младший школьник познаёт окружающий мир на двух уровнях. Чувственное познание. Оно состоит из логического познания, ощущения, восприятия, что осуществляется понятиями, суждениями и умозаключениями. Всевозможная информация и состояние внутренней и внешней среды у младших школьников проявляется через ощущения.
Ощущением называют отражение конкретных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Ощущениями называется источник познаний о мире, и о самом себе. Все живые существа, имеющие нервную систему, имеют способность ощущать. И только те из них, которые имеют осознание, могут понять разнообразные ощущения. Такие ощущения с одной стороны стают объективными, потому как постоянно присутствует внешний раздражитель, а с другой стороны, они являются субъективными. Они напрямую взаимодействуют с личностью и его индивидуальными возможностями, но не от нервной системы.
Раздражителями явятся предметы и явления действительности. Они возбуждают нервные ткани. Ощущение — реакция нервной системы на каждый из раздражителей, это несет в себе рефлекторный характер, точно так же как и каждое из психических явлений [46].
Физиологическим механизмом ощущений называется действие выполняемое специальными нервными аппаратами, называвшимися анализаторами. Это приемники воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды, которые преобразовывается в ощущения.
Анализаторы имеют такие части:
• Рецепторы, или органы чувств, которые преобразуют потоки энергии внешних воздействий на нервные сигналы
• Про водящие нервные пути, которые передают сигналы из мозга назад к рецепторам
• Корковые проекционные зоны головного мозга [18].
Каждый из рецепторов может принимать только конкретный вид раздражителя (звук, свет и др.). То есть рецепторы имеют специфическую возбудимость, если приравнивать ее к физическим и химическим агентам. Чтобы возникло ощущение важно, чтоб анализатор работал как единое целое.
Ощущение в каждой работе познавательной работе — отправная точка, ведущий процесс — восприятие. Информация, на базе которой складывается целостный образ, поступает к человеку по разнообразным каналам. Среди них:
• Аудиальный — воспринимаются слуховые образы
• Визуальные — воспринимаются зрительные образы
• Кинестетические — воспринимаются чувственные образы [18].
Г.И. Щукина [48] пишет о познавательной деятельности как о процессе перехода из незнания к знаниям, от случайных наблюдений, которые были приобретены при жизненном опыте, а также из разрозненных сведений, которые приобретаются от взрослых или же посредством СМИ (радио, кино, ТВ), в системе познания.
Для общего развития ребенка младшего школьного возраста невозможно переоценить значение познавательной деятельности, а также для формирования его индивидуума. Под действием познавательной работы происходит развитие всех процессов сознания.
Для познания необходима активная работа мысли, а также не только мыслительных процессов, а обобщенности всех процессов, принимающих участие в сознательной деятельности.
Познавательная деятельность имеет такое функциональное назначение:
• Обеспечивает знаниями, навыками, умениями
• Содействует воспитанию мировоззрения, эстетических и нравственных качеств среди детей
• Помогает развить познавательные силы, а также личностные образования, среди которых самостоятельность, активность, познавательный интерес.
• Реализует и выявляет потенциальные детские возможности
• Привлекает к творческой и поисковой работе [48].
Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод, что познавательная работа состоит из активного приобретения развития знаний при помощи познавательных процессов. В их число входит: восприятие, ощущение, память, речь, мышление и воображение. Не стоит переоценивать значение познавательного развития при формировании личности младшего школьника. Это связывается с тем, что именно под влиянием познавательной активности развиваются процессы сознания.
Г. И. Щукина [48] считает, что познавательной активностью младшего школьника, осуществляемой при игре, и является ведущий вид работы.
Отдельного внимания заслуживает понятие «познавательная активность».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы