Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дидактические игры как средство активизации речевой деятельности на уроках чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические основы активизации речевой деятельности у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр 7
1.1. Теоретико-методологические основы изучения речевой деятельности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности развития речи у детей младшего школьного возраста 13
1.3. Дидактические игры как средство активизации речевой деятельности на уроках литературного чтения 18
Выводы по главе 1 23
Глава II. Исследовательская работа по активизации речевой деятельности младших школьников с применением дидактических игр на уроках литературного чтения 24
2.1. Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста 24
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи младших школьников средствами использования дидактических игр на уроках литературного чтения 31
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 47
2.4. Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы 54
Выводы по 2 главе 59
Заключение 61
Список литературы 63

 

  

Введение:

 

Младший школьный возраст является определяющим этапом в формировании личности человека. Это период активного освоения ребенком родного языка, развития и становления всех сторон речи. Речевое развитие осуществляется посредством общения ребенка с окружающими людьми, оно закладывается в дошкольном детстве и становится в младшем школьном возрасте разнообразнее и богаче благодаря способности к накоплению ребенком знаний и применению их, а также бесспорно благодаря участию в различных коллективных видах деятельности.
Согласно требованиям ФГОС НОО, изучение русского языка и литературного чтения в начальной школе предусматривает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе, а также формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты.
Огромное значение в развитии и обогащении речи младших школьников имеют уроки литературного чтения, в ходе которых учащиеся знакомятся с богатством и разнообразием великого русского языка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблемами развития речи младших школьников занимались ученые, методисты, педагоги, психологи: Е.В. Архипова, О.С. Арямова, Р.Н. Бунеев, Л.С. Выготский, Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Н.И. Жинкин, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, В.П. Канакина, Л.Д. Мали, С.А. Климова, Н.А. Песняева, А.В. Полякова, Н.И. Политова, Т.Г. Рамзаева, Н.С.Рождественский, Т.П. Сальникова, М.С. Соловейчик, Л.А. Фролов, С.В. Юртаев и др.
В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности обучающихся. Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми умениями в процессе реальной коммуникации, общения во время игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и обучающимися. Необходимость повышения уровня культуры общения обучающихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, А.П. Усовой, С.Л. Новоселовой и др.
Таким образом, в научных исследованиях убедительно доказано, что дидактические игры являются эффективным средством развития речи детей. В игровой деятельности существует двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра становится интересной, самодеятельной, зачастую детские сюжеты планируются и реализуются в речевом плане.
Таким образом, можно констатировать следующее противоречие: в научных исследованиях убедительно доказана необходимость развития речи детей в младшем школьном возрасте; учеными определена роль дидактической игры в речевом развитии младших школьников. Однако в образовательной практике учителями не в полной мере реализуется потенциал дидактических игр в развитии речи детей, данное обстоятельство послужило основанием выбора данной темы.
Цель исследования – разработка дидактических игр для уроков литературного чтения и обоснование их эффективности для активизации речевой деятельности учащихся.
Объект исследования – активизации речевой деятельности на уроке литературного чтения.
Предмет исследования – дидактические игры как средство активизации речевой деятельности на уроке литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в том, что активизация речевой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективной если:
 учитывать особенности развития речи у детей младшего школьного возраста;
 использовать дидактические игры, направленные на развитие логической последовательности речи; содержательной стороны речи; точности употребления слов в речи; активного словарного запаса.
Задачи исследования:
 рассмотреть теоретико-методологические основы речевой деятельности детей младшего школьного возраста;
 рассмотреть специфику развития речи у детей младшего школьного возраста;
 изучить педагогические подходы к характеристике дидактических игр в современном образовании;
 провести диагностику речевого развития детей младшего школьного возраста;
 провести опытно-экспериментальную работу по развитию речи младших школьников средствами использования дидактических игр на уроках литературного чтения;
 проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования;
 сделать анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.
Элементы научной новизны – разработан и экспериментально апробирован комплекс дидактических игр как средство активизации речевой деятельности на уроке литературного чтения.
Практическая значимость – результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности учителей начальных классов.
Методы исследования – изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений, педагогический эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Младший школьник представляет собой в известном смысле личность, характерные черты которой – положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства. Открытость внешнему миру, доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека, инициативность и самостоятельность в игре, общении, в решении элементарных социальных и бытовых задач. Все это способствует речевому развитию детей младшего школьного возраста. Вместе с тем, анализ речевого развития детей младшего школьного возраста показывает, что их коммуникативно-речевые умения в сфере культуры речевого общения нуждаются в формировании, развитии и совершенствовании.
Изучение особенностей речи младших школьников показывает, что они испытывают трудности не только в отборе содержания информации, но и в выборе языковых средств выражения. Чаще всего в речи используют однообразные выражения, простые однотипные предложения.
Речь или речевая деятельность является одним из разновидностей общения, которая является необходимым условием в социальной жизни, в обмене информаций, в познании, образовании, то проблема обогащения и совершенствования речи в младшем школьном возрасте.
Дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. На уроках литературного чтения дидактические игры играют важную роль, способствуя пополнению и активизации словаря, формированию правильного звукопроизношения, развитию связной речи и фонематической стороны языка. Дети, играя, воспринимают правильные речевые образцы, на основе которых строят собственные, не догадываясь о том, что их в процессе игры обучают. Так реализуется специфика дидактических игр – обучение через игровую деятельность, – и решаются основные дидактические задачи в области речевого развития детей младшего школьного возраста.
Исследовательская работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании приняли участие 18 детей младшего школьного возраста, учащиеся 3 класса.
Целью исследования являлась проверка эффективности работы по повышению уровня речевого развития детей младшего школьного возраста.
Констатирующий этап исследовательской работы был проведен с целью определения исходного уровня речевого развития детей младшего школьного возраста. Для проведения диагностики уровня развития речи детей мы использовали две методики: методику «Определения понятий» (Р.С.Немов) и «Составь рассказ» (О.С. Газман и Н.Е. Харитонова).
Результаты исследования первоначального уровня развития речи детей младшего школьного возраста показали, что с высоким уровнем развития по методике №1 «Определение понятий» — ни одного ребенка, по методике №2 «Составь рассказ» — 1 ребенок (6 %). Со средним уровнем развития речи по методике №1 «Определение понятий» — 8 детей (44%), по методике №2 «Составь рассказ» — 6 детей (33%). С низким уровнем по методике №1 «Определение понятий» — 10 детей (56%), по методике №2 ««Составь рассказ» — 11 детей (61%).
После диагностики развития речи младших школьников, мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса дидактических игр, которые способствовали бы повышению уровня речевых навыков детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Цель формирующего этапа: реализовать содержание работы по развитию речи младших школьников средствами использования дидактических игр на уроках литературного чтения.
Нами был разработан комплекс дидактических игр, внедрение которого проходило в ходе проведения уроков литературного чтения в 3 классе. В разработанный нами комплекс вошли игры, направленные и на развитие слуховой памяти, и на закрепление (проверку) знания словарных слов, и на развитие навыков чтения, и на усвоение орфографических правил, алгоритмов их применения, способов проверки орфограмм, и на развитие орфографической зоркости и т.д.
Цель контрольного этапа опытно-экспериментальной работы: подтвердить эффективность работы по развитию речи детей младшего школьного возраста посредством использования дидактических игр на уроках литературного чтения.
Анализ результатов контрольного этапа позволил прийти к выводу о том, что использование дидактических игр на уроках литературного чтения, как средства активизации речевой деятельности, необходимо учитывать при планировании уроков и включать в образовательный процесс школьного учреждения.
Большинство младших школьников усвоили общеупотребительную лексику – названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов, усвоили значения данных слов, ввели эти слова в активный словарь.
С некоторыми детьми требуется дальнейшая целенаправленная формирующая работа, хотя именно на их примере виден колоссальный отрыв от прежних показателей.
Данный вид работы положительно сказывается на активизации речевой деятельности детей младшего школьного возраста, при соблюдении условий: отбор дидактических игр осуществляется с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта; происходит элементарное осознание детьми роли образных слов и выражений высказывании; слова и выражения активизируются в речи в ходе свободной деятельности детей.
Цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены. Гипотеза подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Психолого-педагогические основы активизации речевой деятельности у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр
1.1. Теоретико-методологические основы изучения речевой деятельности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст (по возрастной периодизации Д.Б. Эльконина) – это «период в жизни ребенка с семи до десяти лет, период обучения в начальных классах» [45].
Для этого возраста характерно, как указывает Л.С. Выготский, что в качестве «ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний» [12]. Это определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Л.С. Выготский отмечает, что в младшем школьном возрасте «происходит перестройка отношений ребенка с людьми, поскольку начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом» [25].
Важно и то, что «школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития» [44, 12]: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной. Именно в школе в той или иной ситуации ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и другими школьниками [48].
Принципиально важной особенностью детей младшего школьного возраста является их несомненный интерес к окружающей жизни: людям, событиям, фактам. Они, по словам Д.А. Серегиной, «умеют общаться, проявляют сопереживание, способны в определенной мере управлять своим поведением, выполняют основные правила этического поведения, взаимодействия в быту, игре, учении» [35, 37]. Младшие школьники с интересом участвуют в различной деятельности, хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке. Вместе с тем им еще необходима краткая и четкая инструкция взрослого, а также представленная последовательность действий (алгоритм действия).
В младшем школьном возрасте основными факторами, влияющими на речевое развитие ребенка, становится школа (учителя), сверстники, семья. Поступивший в школу ребенок, по утверждению А.А. Леонтьева, «автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте» [23, 6].
В младшем школьном возрасте коммуникативные умения и навыки детей развиваются в новой для них социальной ситуации – специально организуемой взрослыми учебной деятельности [43]. С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста данное взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития [55].
При поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения [61]. Это, по словам О.О. Гониной, так называемая «скрытая программа социализации», благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие [13, 38]. С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится поведения учителя, ребят. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей; постоянно побуждает к активному применению формирующихся знаний в общении, и она же (практика) на каждом шагу показывает ребенку, какие из его обобщений и оценок верны, а какие – ошибочны.
К началу школьной жизни дети располагают достаточно большим словарным запасом, и задача учителя состоит не столько в обогащении памяти детей средствами речи, сколько в формировании навыков и умений речевой деятельности [5, 69]. Младший школьник в той или иной степени уже обладает такими коммуникативными качествами, как общительность, самостоятельность, организаторские способности, вежливость. В этом возрасте «взаимосвязь коммуникативных и речевых умений помогает развитию общения, осознанию явлений языка и речи, усвоению социального опыта, развитию творческих способностей детей» [3, 16].
Речевые умения и навыки дают ребенку «возможность в элементарных формах прогнозировать общение, ориентироваться на социальный статус собеседника (друг, педагог, родители, незнакомый партнер – как сверстник, так и взрослый), управлять речевой ситуацией, выполнять роль социального партнера, вживаться в коммуникативную ситуацию» [32, 47].
Важно то, что школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной [67].
В младшем школьном возрасте коммуникативно-речевые умения получают свое развитие в учебной деятельности и межличностном общении детей. Именно в этот период, отмечает А.А. Максимова, «благодаря обучению

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы