Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дидактическая игра как средство коррекционно-педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.
Зрительное восприятие как психический процесс
1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР
Введение:
Специальные ФГОС для
детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как
неотъемлемая честь ФГОС общего образования.
Данный подход, в свою
очередь, согласуется с декларацией ООН о правах ребёнка, а также Конституцией
РФ, которая гарантирует право на обязательное и бесплатное среднее образование
абсолютно каждому ребенку.
В связи с
совершенствованием системы образования в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» становится необходимым внедрение в практику деятельности
общеобразовательных организаций комплекса мер, которые должны своевременно
обеспечивать адекватные условия для развития каждого ребенка в соответствии с его
возрастными особенностями, получения качественного образования и всестороннего
развития личности в целом. Одним из условий формирования этой личности является
успешное сенсорное развитие детей. Именно дошкольное детство является периодом,
в котором происходит интенсивное сенсорное развития ребёнка – совершенствование
его ориентировки в окружающем пространстве. Особо важную роль здесь играет
зрительное восприятие, так как это достаточно сложный, системный,
многоуровневый психический процесс, сложная работа, в процессе которой
происходит анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз.
Зрительное восприятие
является одним из базовых психических процессов, уровень и качество развития
которого во многом определяет качество развития познавательной сферы ребенка в
целом. Именно поэтому проблема развития и совершенствования зрительных форм
восприятия в дошкольном возрасте, особенно у детей с задержкой психического
развития, является одной из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.
Роль зрительного
анализатора в отражении человеком окружающего мира достаточно велика, потому
как помощи зрения человек следит за правильностью действий, которые он
осуществляет, а также в совокупности с ощущением зрительно-пространственное
восприятие является источником эстетических переживаний. Поэтому нарушения в
его формировании значительно обедняют чувственный опыт человека. Недостаточный
уровень сформированности зрительных форм восприятия резко уменьшает возможность
успешного обучения ребенка.
Проблема развития и
совершенствования зрительного восприятия в дошкольном возрасте была предметом
исследований таких известных учёных, как П.Б. Шошин, Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова и др. Однако в условиях перехода отечественной системы специального
образования на ФГОС, эти классические подходы требуют нового осмысления. Именно
поэтому тема данного исследования очень актуальна.
Всё вышеперечисленное
позволяет судить нам о том, что коррекция зрительных форм восприятия является
одним из основных составляющих элементов дошкольного воспитания детей с
задержкой психического развития, так как его недоразвитие может повлечь за
собой достаточно тяжёлые последствия, среди которых: недоразвитие всех высших
психических функций, и, следовательно, снижение интеллектуальной и социальной
деятельности в целом.
Цель исследования:
теоретически изучить и подобрать дидактические игры направленные на коррекцию
зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: особенности процесса зрительного
восприятия старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования: коррекцию
зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с
использованием дидактических игр.
Задачи исследования:
1.
Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме
формирования зрительного восприятия детей дошкольного возраста с
ЗПР;
Заключение:
В результате анализа
психолого-педагогической литературы и проведенного экспериментального
исследования была изучена актуальная проблема современной науки – развитие
зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
посредством дидактической игры в процессе психолого-педагогического
сопровождения.
Анализ научной литературы
показал, что восприятие – это психический процесс отражения в сознании
объективной и субъективной реальности с помощью органов чувств. Зрительное
восприятие является результатом деятельности зрительной анализаторной системы,
возникает на основе зрительных ощущений, включает сенсорную обработку
визуальной информации, предполагает выделение из комплекса воздействующих
признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от
несущественных, их оценку, интерпретацию и категоризацию, делает возможным
создание интегральной картины мира действительности. Сензитивным периодом для
развития зрительного восприятия является ранний и дошкольный возраст, когда
восприятие является одной из ведущих психических функций в развитии ребенка. В
старшем дошкольном возрасте перцептивные действия под влиянием разнообразных
видов деятельности развиваются и совершенствуются.
Особым путем идет
развитие восприятия у детей с задержкой психического развития. В научной
литературе под задержкой психического развития понимается форма дизонтогенеза,
при которой формирование психических функций происходит в замедленном темпе, с
отставанием от нормативных значений. Задержка психического развития
характеризуется многообразным проявлением и разносторонностью образовательных
потребностей учащихся, которые зависят от того, какие факторы были причиной
формирования данной формы дизонтогенеза. В формировании задержки психического
развития выделяют пренатальные, натальные и постнатальные факторы. Детям с
задержкой психического развития необходимо более длительное время на
переработку сенсорной информации, вследствие нарушения зрительного восприятия у
детей отмечается фрагментарность представлений об окружающей действительности.
Для развития зрительного
восприятия у детей с задержкой психического развития необходимо
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, под которым
понимается оказание многомерной помощи ребенку с позиций его личностного и
социального развития, сохранения и укрепления здоровья. Модель
психолого-педагогического сопровождения развития зрительного восприятия старших
дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры
включает целевой, диагностический, коррекционный, аналитический и
результативный блоки. Работа по коррекции самооценки младших школьников с
задержкой психического развития должна строиться поэтапно, на основе
определенных принципов, в форме групповых занятий, посредством различных
методов.
Важное место в структуре
разработанной модели занимает дидактическая игра. Дидактическая игра – это вид
игры с правилами, выполняющая роль средства обучения дошкольников. Структурные
компоненты дидактической игры включают дидактическую и игровую задачи, игровые
действия и правила, дидактический материал. Классификация дидактических игр
включает предметные, настольно-печатные и словесные игры.
Экспериментальное
исследование проводилось на базе МБДОУ ДС №14 «Брусничка», старшая группа, 10
детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование
проводилось в три этапа.
На констатирующем этапе
осуществлялся подбор диагностического инструментария; исследование исходного
уровня сформированности зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой
психического развития. Результаты исследования показали, что дети с ЗПР имеют
значительные трудности в различении и назывании дополнительных цветов. Эти
показатели говорят нам о том, что необходимы дополнительные занятия по изучению
и закреплению знаний о сенсорных эталонах. Трудности у дошкольников возникли в
назывании и узнавании таких форм, как овал, круг, квадрат. Дошкольники
допускают ошибки и при показе фигуры по названию, и при назывании её. Также
дети с ЗПР имеют значительные трудности в различении величин предметов. Дети
затрудняются распределить предметы от большего по величине к меньшему или
наоборот. Наиболее сложными понятиями для детей являются понятия широкий и
узкий. Вместо них они оперируют понятиями – маленький и большой. У детей есть
представления об отношениях по величине, но не усвоены соответствующие им
понятия.
Формирующий этап был
направлен на реализацию модели психолого-педагогического сопровождения развития
зрительного восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития
посредством дидактической игры. Работа с детьми включала следующие направления:
знакомство с сенсорными эталонами, основными цветами, геометрическими фигурами,
объемными телами, величинами, формирование умений сравнивать величины.
Дидактические игры, используемые на формирующем этапе экспериментальной работы,
были направлены на формирование представлений о цвете, величине и форме.
Таким образом, цель
исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Зрительное восприятие как психический процесс
Значимым психическим
процессом, важным компонентом любой деятельности человека является процесс
восприятия.
Восприятие – целостное
отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном
воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. В совокупности
с процессом ощущения оно обеспечивает непосредственно–чувственную ориентировку
в окружающем пространстве.
В своих работах А.Н.
Леонтьев понимал под восприятием целостное отражение предметов, ситуаций и
событий в их чувственно–доступных временных и пространственных связях и
отношениях; процесс формирования посредством активных действий, субъективного
образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
Автор указывает, что образ восприятия как результат соединения ощущений
различных модальностей возник в филогенезе в процессе перехода живых существ от
предметно неоформленной среды к предметно оформленной. Само же восприятие – это
познание качеств целого предмета, а не отдельных его частей, это живой,
творческий процесс познания окружающего. К свойствам восприятия он относит:
константность, предметность, целостность, избирательность, осмысленность,
апперцепция [26].
Константность
предполагает постоянство воспринимаемых объектов по таким признакам, как форма,
величина и цвет. Это свойство помогает воспринимать предметы и явления как
нечто постоянное. Гештальтпсихологи изучали данное свойство путем сравнения
результатов восприятия объекта в различных положениях относительно наблюдателя
(например, человек воспринимает оконный проём как прямоугольник, независимо от
того, под каким углом смотреть).
Предметность –
приобретенное свойство восприятия, формирующееся в процессе активного и
продолжительного взаимодействия человека с окружающим. Предметность восприятия
предусматривает возможность вычленения отдельных предметов и внешних фрагментов
реальности. И.М. Сеченов подразумевал, что предметность формируется на основе
двигательных процессов, которые обеспечивают взаимодействие с самим предметом.
В отсутствии движения восприятие не обладало бы свойством предметности.
Следующее свойство –
целостность. Оно характеризуется тем, что предметы и явления воспринимаются как
нечто целое, единое. Восприятие остаётся целостным даже при отсутствии
какой-либо детали предмета. И.М. Сеченов писал, что это свойство восприятия –
не что иное, как итог рефлекторной деятельности анализаторов [2].
Восприятие так же
обладает таким качеством, как избирательность. Избирательность осуществляется
через внимание и подразумевает выделение из общего пространства каких-либо
объектов или их признаков.
Восприятие всегда
осмысленно. Все воспринимаемые предметы имеют определенное значение, связанное
с его применением.
Далее рассмотрим
апперцептивность – восприятие окружающего пространства, опираясь на
предшествующий опыт. Чем богаче опыт, тем адекватнее будет процесс восприятия.
Понятие апперцепции в педагогику ввел И.Ф. Гербарт, описывая её как осознание
воспринимаемого нового предмета или явления под влиянием накопленных ранее
представлений – предшествующих знаний и опыта, которые он назвал апперцептивной
массой. Данное свойство связано, непосредственно, с анализаторной системой,
через которую, собственно, окружающий мир воздействует на нервную систему
человека в целом [35].