Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Дидактическая игра как средство формирования предметных результатов в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования предметных результатов у младших школьников посредством дидактических игр 10
1.1. Предметные результаты как критерии освоения учащимися образовательных программ 10
1.2. Содержание работы по достижению предметных результатов детей младшего школьного возраста на уроках в начальной школе 23
1.3. Дидактические игры как средство формирования предметных результатов младшими школьниками на уроках в начальной школе 30
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию предметных результатов младших школьников 45
2.1. Диагностика уровня сформированности предметных результатов младших школьников 45
2.2. Комплекс дидактических игр по формированию предметных результатов младшими школьниками на уроках в начальной школе 56
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов 69
Выводы по 2 главе 79
Заключение 80
Список литературы 82
Приложения 88
Введение:
В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 7) в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерально государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования. Они представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Важнейшими нормативными документами при этом служат:
— базисный учебный план;
— фундаментальное ядро содержания образования, включающее как систему основных научных идей, концепций, понятий (или систему основного учебного материала), так и основные виды универсальных учебных действий;
— программа воспитания и социализации обучающихся;
— модель оценки результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п. 9) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты являются в школе основными целями обучения. В настоящее время предлагается перейти к развивающему обучению. Можно согласиться с такими предложениями, но только отчасти. Знания действительно не всегда предполагают развитие. Однако знания — это власть над природой, да и не только над ней. Поэтому предметные знания нужны, но требуется определение их актуальности, значимости и объемов.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.
По мнению А.Б. Воронцова формирования у учащихся предметных результатов и умения оценивания предметных результатов является основой учебной самостоятельности школьника [3]. Под контрольно- оценочной самостоятельностью понимается «готовность личности к инициативным, осознанным, ответственным действиям по осуществлению контроля и оценки своей деятельности» [37].
Умения оценивания предметных результатов начинает формироваться в младшем школьном возрасте, так как в этот период развития ребенка ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Общие подходы к процессу формирования у учащихся умения оценивания предметных результатов представлены в работах Воронцова А.Б. [3, 5], Енжевской М.В. [13], Проничевой Е.В. [37].
Заключение:
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Школьников необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять свои предложения, догадки, уметь творчески применять знания в новых ситуациях.
Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов. Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету.
Исследование актуально, его актуальность подтверждена, так как именно начальной школе предстоит заложить и развить в ребенке такие качества, как инициативность, самостоятельность и ответственность, умение адекватно оценивать себя и свою работу, свои знания.
Исследование обладает большими перспективами, потому что умение оценивания предметных результатов у младших школьников формируется во время всего обучения в начальном звене, а мы рассмотрели лишь малую часть методик и приемов, которые были использованы нами на уроках литературного чтения, позволяющих формировать у младших школьников самоконтроль и самооценку.
Цель исследования: рассмотреть дидактические игры, как средство формирования у учащихся предметных результатов в начальной школе.
В ходе решения первой задачи исследования на основе анализа научной литературы была выявлена сущность основных понятий исследования.
В ходе решения второй задачи исследования была выявлена сущность предметных результатов у младших школьников.
В ходе решения третьей задачи выявлены приемы формирования предметных результатов у младших школьников.
В ходе решения четвертой задачи исследования проведена опытно- экспериментальная работа по формированию предметных результатов младших школьников на уроках математики.
Важным в формировании умения предметных результатов является и то, что на разных её ступенях можно столкнуться со специфическими трудностями, что подталкивает нас к необходимости использования разнообразных психолого-педагогических методов, приемов и средств для правильного формирования самостоятельности. Ни в коем случае нельзя делать выводы только по одной диагностической методике, необходимо использовать как можно больше методов и приемов для того, чтобы получить полное представление об исследуемой личности.
Фрагмент текста работы:
1.1. Предметные результаты как критерии освоения учащимися образовательных программ
Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.
Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта [7, c.122].
Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.
Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.
Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия [17, c.547].
Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.
Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.
На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях [22].
Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.
Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся [33].
Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.
Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях, или сферах жизнедеятельности.
Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?
До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений [10].
Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.
Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия [40].
Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.
Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни [28].