Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Диагностика сформированности метапредметных результатов школьников на уроках технологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1. Психолого-педагогические подходы к метапредметному обучению в основной школе 6
1.2. Метапредметное обучение: понятие, требования цели 10
1.3. Сущность и особенности формирования метапредметных результатов на уроках технологии 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 24
2.1. Разработка метапредметных уроков технологии 24
2.2. Методические рекомендации по проведению метапредметных уроков технологии 43
2.3. Диагностика сформированности метапредметных результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что происходящие социально-экономические и социокультурные изменения современного общества привели к формированию портрета учащегося и выпускника нового типа, основными чертами которого являются мобильность, способность быстро осваивать различные сферы деятельности, в том числе находящиеся на стыке нескольких наук и применять полученные знания и умения в решении актуальных личностных и профессиональных задач.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования, необходимо предоставление возможностей всем обучающимся осваивать индивидуальные образовательные программы.
Технологический профиль сложен тем, что технология, как учебная дисциплина, включает в себя фундаментальную и прикладную часть, которая инструментально связана с различными предметами и способствует эффективному достижению метапредметных результатов. Именно поэтому возникает необходимость в качественном обучении технологии в основной школе.
Метапредметность в педагогической науке и практике обозначает объединение различных компонентов в единое целое на различных уровнях: содержательно-предметном, деятельностном (объединение разных видов деятельности учащихся и педагогов), организационном (объединение различных категорий учащихся).
Несмотря на то, что предмет технология обладает потенциалом усвоения многих необходимых навыков в силу его широких инструментальных возможностей, однако, требуется адаптировать методику проведения уроков для достижения метапредметных результатов с учетом требований ФГОС ООО.
Вопросам метапредметных результатов в обучении посвящены работы Н.В. Бочковой, Д.Я. Данилюк, И.С. Костарева, Е.Н. Пузанковой, Т.П. Рогушиной, И.А. Самойловой, М.А. Смирновой, А.Д. Урсул, А.А. Хасанова и других, однако данные работы не учитывают особенности содержательной области технологии.
В зарубежной практике вопросам метапредметных результатов обучения посвящены работы C. Golding (Австралия), J.Th. Klein, R. Miller (США), Sh. L.MacMath (Канада), G. McPhail (Новая Зеландия), A. Jervis, A. Presland, J. Wishart (Великобритания), I. Helmane (Латвия), однако, они рассматривают метапредметные результаты только по определенным критериям.
Потенциал метапредметного обучения рассмотрен в работах К.К. Колина, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчека, И.Г. Семакина, И.А. Мизина, Н.Н. Моисеева и других, однако, здесь недостаточно освещены особенности реализации метапредметных результатов на технологии.
Метапредметность обучения представлена в публикациях В.В. Богдановой, П.П. Дьячук, И.Ф. Зыковой, А.М. Касумовой, Б.И. Орехова, О.В. Поповой, Е.В. Рекк, Ю.П. Штепы и других, но в указанных работах не освещены вопросы в области технологии.
Противоречие: изученная литература, свидетельствует о том, что до сих пор не разработаны методики для метапредметного обучения технологии.
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью реализации метапредметного обучения и недостаточным уровнем разработанности методических аспектов проведения метапредметных уроков.
Объект исследования – педагогический процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – метапредметные результаты обучения на уроках технологии.
Цель работы – разработать уроки по технологии для достижения метапредметных результатов.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к метапредметному обучению в основной школе
2. Рассмотреть метапредметное обучение: понятие, требования цели
3. Изучить сущность и особенности формирования метапредметных результатов на уроках технологии
4. Разработать метапредметные уроки по технологии
5. Рассмотреть методические рекомендации по проведению метапредметных уроков технологии
6. Диагностировать сформированность метапредметных результатов
Методы исследования: изучение и анализ научно-практической и учебно-методической литературы по теме исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение за творческим процессом учащихся; исследовательские беседы с учителями и учащимися, формирующий педагогический эксперимент.
Научная новизна: в ходе исследования были разработаны метапредметные уроки по технологии, эффективность, которых была подтверждена повышением уровня форсированности многочисленных навыков школьников.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были выявлены ключевые аспекты метапредметных результатов по технологии, которые показывают эффективное влияние на процесс обучения в целом.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные уроки могут быть использованы педагогами общеобразовательной школы.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный мир отличается необычной сложностью и двойственностью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, наполнен сложнейшими альтернативами, но одновременно с этим, мир органичен и целостен. Чтобы воспринимать его, часто мало знаний, обретенных в школе.
Под метапредметным уроком принято понимать особую форму урока, которая объединяет в себе процесс овладения сразу несколькими навыками. Необходимо отметить, что в данной форме занятий обязательно должна быть выделена ведущая деятельность.
Вспомогательная деятельность в свою очередь должны способствовать углублению расширению знаний.
Задача учителя, планирующего урок, — научить учеников мыслить личными категориями, соотносить обобщенные выводы с определенными явлениями. И для этого нужно, чтобы дети пытались взглянуть на явления вновь.
Курс технологии может стать главным звеном в развитии культуры ученика.
Метапредметность здесь видится в поэтапном сближении нескольких видов деятельности.
Данные уроки содействуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной; содействуют развитию устной и письменной речи, дают возможность глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую суть.
Содействуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков; дают возможность сгруппировать знания; содействуют развитию в большей степени, чем типичные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления обучающихся (логического, художественно-образного, творческого).
Обладая большой информативной емкостью, содействуют увеличению темпа исполняемых учебных операций, дают возможность вовлечь каждого ученика в активную работу на каждой минуте урока и содействуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
Развивают в большей степени общеучебные умения и навыки и оптимальные навыки учебного труда; содействуют повышению, росту профессионального мастерства педагога, поскольку требуют от него владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, реализации деятельностного подхода к обучению.
Эксперимент, ориентированный на выявление эффективности применения метапредметных уроков проводился в девятом классе МБОУ. В эксперименте принимало участие 23 учащихся.
В ходе работы у школьников были сформированы следующие метапредметные результаты обучения: умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность, самостоятельно планировать пути достижения целей.
В том числе альтернативные, сознательно выбирать наиболее действенные методы решения учебных и познавательных задач, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать отдельно и в группе: находить общее решение, определять, доказывать и отстаивать свое мнение; таким образом, цель работы достигнута, а ее задачи – решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Психолого-педагогические подходы к метапредметному обучению в основной школе

Исходя из современных требований социального характера, которые предъявляет сегодняшняя школа к образовательному процессу, определяется актуальность темы метапредметности обучения. Такие условия развития образования обусловлены регулярностью изменений в науке и технике, производстве.
Метапредметность представляет собой явление по сближению разных научных знаний. Метапредметность можно назвать наивысшей формой реализации всех необходимых функций, которые способствуют формированию нового, так называемого фундамента знаний.
Активное развитие общества и науки затрагивает все области жизнедеятельности. Следовательно, из этого, системный подход в качестве ключевой концепции базируется на принципе системности.
Методология системного подхода основана на принципе взаимосвязей. Терминология такого определения как «система» достаточно многогранна. Многие авторы предлагали свои трактовки данного понятия. Стоит рассмотреть наиболее подходящие определения для данного исследования.
Система представляет собой комбинацию из множества компонентов, находящихся в взаимоотношениях друг с другом, связи, формируя при этом целостность и единство. Такое определение понятия «система» прописано в советской энциклопедии [8, c. 21].
Согласно А.Д. Урсулу, система — это определенное организованное множество, которое может сформировать в себе целостное единство.
Н.Ф. Реймерс считает, что под системой стоит понимать некую материально-энергетическую либо концептуальную совокупность связанных между собой элементов, объединенных прямыми и обратными связями в нечто общее и единое.
Система — это комплекс элементов, которые оказывают воздействия друг на друга. Такое определение понятия «система» принадлежит Л. Фон Берталанфи. В свою очередь, Б.С. Гершунский указывает на такую особенность, что элементы любой взятой системы осуществляют взаимодействие в качестве системы ниже на уровень порядка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы