Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Диагностика нарушений семейных отношений.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений семейных
отношений
  6

1.1. Теоретические подходы к понятию «семейные отношения». 6

1.2. Характеристика особенностей семейных отношений. 9

1.3. Основные типы и причины нарушения семейных отношений. 17

Выводы по первой главе. 19

Глава 2. Эмпирическое изучение нарушений семейных отношений. 23

2.1. Организация эмпирического исследования. 23

2.2. Методики исследования. 24

2.3. Результаты исследования и их обсуждение. 34

Выводы по второй главе. 49

Заключение. 53

Список использованной литературы.. 56

  

Введение:

 

Актуальность. Изучение
и диагностика нарушений семьи является весьма актуальной, поскольку в основе
этого лежат следующие обстоятельств: сложность семьи как социальной и психологической
системы. Семья включает в себя большое число  всевозможных отношений и
взаимосвязей, для формирования которых имеют значение
индивидуально-типологические и личностные особенности ее членов; характер ее
социального окружения; культурные нормы, обычаи, традиции;
социально-экономические условия проживания. Отсутствие единого подхода к
исследованию семьи и единого понимания ее сущности. До настоящего времени еще
не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи.
Вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с
различными, нередко трудно сопоставимыми подходами к изучению семейной
проблематики и семейной психотерапии. Особенно это характерно для нашей страны,
в которой психология и психотерапия семьи находятся на начальном этапе своего
развития.

Семья — это объединение людей, основанное
на браке или родстве, связанных общей жизнью, общей моральной ответственностью и
взаимной помощью. Сейчас во многих семьях есть три аспекта жизни: психологическая
неграмотность — незнание психологии мужчины и женщины, базовых знаний семейной эмоциональной
коммуникации. Сексуальная неграмотность-незнание законов человеческой сексуальности,
незнание мужских и женских сексуальных расстройств и средств их ремиссии; образовательная
неграмотность — незнание принципиального различия детской психологии и психологии
взрослых, неспособность воспитывать детей в соответствии с их психологическим ключом
и духом современного образа жизни. Эти три неизвестных делают жизнь очень трудной
для большинства семей, особенно молодых семей, и знание может им очень помочь. Однако
одних знаний явно недостаточно.

Семья теперь погрязла в море бедствий.
Взрыв разводов и одиночества, лавина несчастий и дурных нравов — никогда еще в истории
человечества не было такого серьезного семейного кризиса. Этот кризис рожден беспрецедентными
противоречиями в жизни, которые на самом деле очень плохо решают эти проблемы. Очень
важным является «качество» семьи, ее воспитательный потенциал. Семьи, не способные
воспитывать детей, приводят к серьезным нарушениям в процессе социализации детей.
В силу своей специфики семья как малая группа создает условия, при которых ее члены
выражают свои эмоции и удовлетворяют свои эмоциональные потребности, что помогает
человеку почувствовать свою принадлежность к обществу, повышает его чувство безопасности
и покоя, пробуждает желание помогать и поддерживать других.

Постановка проблемы. Проблемность вопроса заключается в следующем:
каковы основные направления диагностики нарушений семейных отношений.

Проблема семейных отношений все больше
привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны.

Вопросы семейных отношений рассматриваются
педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева,
Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, А.И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, И.М.
Марковская и др.).

Научная новизна работы, состоит в теоретическом
анализе нарушений семейных отношений; в выявлении методов диагностики нарушений
семейных отношений; в изучении и использовании прогрессивного опыта народной педагогики.

Объектом исследования: нарушения семейных отношений.

Предмет исследования: методы диагностики нарушений семейных
отношений.

Цель исследования: исследовать особенности диагностики нарушений
семейных отношений.

Задачи:

1. Изучить теоретические
подходы к понятию «семейные отношения»

2. Охарактеризовать
особенностей семейных отношений

3. Выявить основные
типы и причины нарушения семейных отношений

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучением функций семьи и их психологического
содержания, а также различных типов распределения ролей в семье занимался ряд
ученых. Они показывают, что функция семьи направлена на реализацию ее
способности создавать наилучшие условия для социализации детей и удовлетворения
потребностей общества, групп и индивидов.

Понимание важности роли супругов в организации и
функционировании семьи в современной психологии ставит вопрос о необходимости
более тщательного изучения их личностных особенностей и разработки мер,
способствующих получению ими необходимых ролевых позиций. Так, еще В. А.
Гиляровский попытался изучить внутренние причины проблем, возникающих под
влиянием семейного воспитания в дальнейшей жизни ребенка, отметив, что исходя
из наличия прямой связи между эмоциональными расстройствами у детей и
родительской напряженностью, являющейся корнем ненормального отношения к детям,
помощь им следует начинать с близких людей-родителей.

Необходимо отметить, что вопрос самоопределения семьи,
в частности — конструирование брачной сцены, несмотря на свою значимость, до
сих пор не рассматривался в полной мере как объект психологического
исследования. В то же время, системный подход в семейной психологии  подчеркивает необходимость комплексного
исследования супружеских отношений. Поэтому добрачные представления,
сформированные в процессе семейного самоопределения, являются основой для
последующей семейной самореализации и должны учитываться по мере необходимости.

Среди прочих параметров удовлетворенность супружескими
отношениями считается весьма информативным показателем качества семейных
отношений, в том числе и между супругами.

Результатом неудовлетворенности браком и другими
семейными отношениями является конфликт между мужем и женой, супружеская измена
и развод.

Основными причинами снижения стабильности семьи и
растущей неудовлетворенности ее членов складывающимися отношениями являются
самоопределение семьи и неэффективность ее структур.

Создание
семьи — это ответственный шаг, который требует первоначального размышления о
балансе двух влюбленных людей. После регистрации брака молодожены вступают в
новую эру совместной жизни, отказываясь от эгоизма в пользу общих личных целей.

Выполняя
семейные функции, супруги могут удовлетворять свои потребности и помогать
своему партнеру удовлетворять их потребности. Идеальный брак позволяет мужу и
жене развиваться параллельно, как пара и как личность.

Проходя через стадию развития, супруг вынужден
столкнуться с кризисом. Прежние методы достижения целей перестали работать, а
текущие потребности остаются неудовлетворительными и нуждаются в пересмотре.

Кризисные ситуации возникают под влиянием различных
факторов.

Наличие экономических проблем, супружеской неверности,
конфликтов с родственниками приводит к кризису внутри семьи. Кроме того, все
супружеские пары проходят через 2 основные стадии кризиса.

Главное правило поддержания гармоничного брака —
проявлять искренние чувства к партнеру, ценить отношения и стараться сохранить
их в сложных ситуациях.

Основные виды и причины нарушений семейных отношений:

1. Нарушение взглядов членов семьи на семью и личности
друг друга. 

2. Нарушение процесса коммуникации.

3. Нарушение механизма семейной интеграции.

4. Нарушение структурно — ролевых взаимодействий.

Для того чтобы выполнять функции семьи, необходима
определенная организация семьи. Особой психосоциальной формой организации
семейной жизни является структура существующих в ней ролей. Она определяет, что
должно быть сделано, кем и в каком порядке.

На протяжении всего жизненного цикла
семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями — все
это приводит к нарушениям в жизни семьи.

Таким образом, мы видим, что
большинство семей являются благополучными, у большинства семей высокие баллы по
данной методике, что свидетельствует об удовлетворенности браком.

Так благополучными являются 40%
семей, к категории «скорее благополучная семья» относятся 27 % семей, а к
категории переходная семья 33 % семей. По шкале семейных ценностей 47% семей
имеют средний уровень, 53% имеют высокий уровень. По оценке ролевых ожиданий
27% имеют средний уровень, 20 % имеют низкий уровень и 53% имеют высокий
уровень. По оценке согласованности семейных ценностей 27% имеют низкий уровень,
33% средний уровень и 50% высокий уровень. По оценке ролевой адекватности 13%
имеют низкий уровень, 20% имеют средний уровень, 67% имеют высокий уровень. По
результатам исследования мы наблюдаем у 67% семей дружелюбный (сотрудничающий)
тип отношений. У 13% эгоистичный (доминирующий), у 13% авторитарный (властный),
у 7% зависимый (послушный). Мы наблюдаем особенности межличностных отношений в
семьях № 1,3,6,11,12, в этих же семьях наблюдается ниже среднего уровня
удовлетворенности браком (переходные семьи), также в этих семьях мы наблюдаем
низкую оценку значимости сексуальных отношений в супружестве, вытеснение
данного аспекта семейной жизни из сферы субъективных  ценностей.

Таким
образом, можно сделать вывод, что
нарушение семейных
отношений имеет зависимость от совпадений семейных ценностей (ролевых ожиданий
и притязаний) супругов и их ролевой адекватности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений семейных отношений

1.1. Теоретические
подходы к понятию «семейные отношения»

Изучение брачно-семейных отношений является одной из
быстро развивающихся областей психологической науки в стране и за рубежом. В
настоящее время семья рассматривается как сложная система отношений, сообщество
людей, связанных брачно-родительскими узами родства, выполняющих ряд важных
социальных функций.

Изучением функций семьи и их психологического
содержания, а также различных типов распределения ролей в семье занимался ряд
ученых: Ю.Е. Алешина, Т.В. Андреева, А.И, Антонов, В.М. Медков, И.Ф.
Гребенников, С.В. Ковалев, Д.А, Леви, Б.М. Левин, М.В. Петрович, В.П. Левкович,
Е.А. Личко, Г. Навайтис, А.Г. Харчев и др. Они показывают, что функция семьи
направлена на реализацию ее способности создавать наилучшие условия для
социализации детей и удовлетворения потребностей общества, групп и индивидов.

Через свои функции семья связана с обществом, с одной
стороны, и с индивидами, которых она формирует, с другой. Все семейные функции
носят социальный характер [24, С. 22].

Важно отметить, что многие исследования по проблеме
семьи и супружеских отношений были проведены представителями различных
психологических школ с использованием собственных научных взглядов на
актуальность и психологические аспекты проблемы. Современные исследователи во
многом склоняются к изучению психологических аспектов семейной жизни, будь то
брак или взаимоотношения детей с родителями.

Поэтому на сегодняшний день наиболее изученным
аспектом проблемы является характеристика взаимодействия членов семьи, которая
реализуется, что важно для психолого-педагогической науки, так как родители
оказывают воспитательное воздействие на детей в семье.

Понимание важности роли супругов в организации и
функционировании семьи в современной психологии ставит вопрос о необходимости
более тщательного изучения их личностных особенностей и разработки мер,
способствующих получению ими необходимых ролевых позиций. Так, еще В. А.
Гиляровский попытался изучить внутренние причины проблем, возникающих под
влиянием семейного воспитания в дальнейшей жизни ребенка, отметив, что исходя
из наличия прямой связи между эмоциональными расстройствами у детей и
родительской напряженностью, являющейся корнем ненормального отношения к детям,
помощь им следует начинать с близких людей-родителей.

По мнению С. В. Заева, построение поля семейной жизни
во многом базируется на самопонимании как формировании собственной семейной
системы ценностей, образа себя как будущего супруга, образа будущего партнера
по браку.

В процессе семейного самоопределения личности
проектируется системная модель будущей семейной жизни — супружеский сценарий,
включающая три взаимосвязанных компонента:

1) ценностно-мотивационной, определяющей
направленность всей системы;

2) смысловой структуры брака) [12, С. 18].

Можно предположить, что неудачи в развитии
брачно-семейных отношений связаны с наличием определенных недостатков —
недочетов, ошибок, противоречий и т. д. — в построении обеих сторон формы
супружеской пары, сцены будущей совместной жизни.

Кроме того, недостатки могут быть связаны как с
объективными аспектами установления брачно-семейных отношений (распределение
семейных обязанностей, распределение финансовых доходов, количество детей и т.
д.), так и субъективными (план изменения личностных характеристик партнера по
браку, сфера самоутверждения и т. д.). Понятно, что даже на добрачном этапе эти
недостатки в семейной ситуации должны быть выявлены и устранены с помощью
квалифицированного психолога, прошедшего подготовку в данной области.

Необходимо отметить, что вопрос самоопределения семьи,
в частности — конструирование брачной сцены, несмотря на свою значимость, до
сих пор не рассматривался в полной мере как объект психологического
исследования. В то же время, системный подход в семейной психологии (М. Боуэн,
С. Минухин, В. Сатир и др.) подчеркивает необходимость комплексного
исследования супружеских отношений. Поэтому добрачные представления,
сформированные в процессе семейного самоопределения, являются основой для
последующей семейной самореализации и должны учитываться по мере необходимости [9].

Теоретико-исторический анализ психологии брака и
семейных отношений показывает, что научно-психологическое знание в этой области
объединяет две составляющие: психологию детско-родительских и супружеских
отношений. Эти компоненты охватывают достаточно широкий круг вопросов
внутреннего функционирования семьи и едины в признании ключевого вклада
индивидов в выполнение двух ролей родителей и супругов в организации
внутреннего пространства семьи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы