Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность воспитателя по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 7
1.1. Личностная готовность к обучению в школе: понятие и структурные компоненты 7
1.2. Особенности организации работы по формированию личностной готовности к обучению в школе у детей 6-7 лет 21
1.3. Особенности работы воспитателя по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению 27
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию сформированности личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 37
2.1. Организация и методы исследования на констатирующем этапе опытной работы 37
2.2 Состояние сформированности личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 42
2.3. Проект программы формирования личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 47
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы и источников…………………….63
Приложения………………………………………………………………..66

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Подготовка к школе – важный этап в жизни старшего дошкольника. Условием успешного обучения в школе является развитие у детей навыков учебной деятельности. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также во введённом с 01 января 2014г. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Целевые ориентиры, представленные в Федеральном Государственном образовательном стандарте, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Многогранной задачей, охватывающей все сферы жизни ребёнка, является подготовка детей к школе. Одна из важных и значимых аспектов этой задачи – психологическая и социальная готовность к школе. Многие зарубежные и российские ученые, методисты, педагоги рассматривали проблему готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин, и др.).
Одним из компонентов готовности ребенка к школьному обучению является личностная готовность, которая предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности, однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки. Необходимо, чтобы ребёнок, поступающий в школу, обладал терпением, силой воли, умел критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировал свои действия. Ребёнок должен осознать себя субъектом учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.
В настоящее время большое количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению. Причиной является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
Анализ психолого-педагогических исследований и практики дошкольного и начального школьного образования позволил выделить следующие противоречия:
— между необходимостью формирования личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников и реальной готовностью учителей (воспитателей) к этой деятельности;
— между необходимостью формирования у дошкольников личностную готовности к обучению на основе самоценности каждого этапа детского развития и распространённой тенденцией форсированной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Ориентируясь на сказанное, проблема исследования заключается в разработке личностной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы, обозначенные противоречия позволили сформулировать тему исследования «Деятельность воспитателя по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению».
Объект: формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе в ДОО.
Предмет: деятельность воспитателя по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически реализовать программу формирования личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Гипотеза: разработанная программа будет способствовать успешному формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению, если:
— будет обеспечивать систематическую целенаправленную работу воспитателя на занятиях и в повседневной жизни детей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования личностной готовности детей к школе в научно-методической литературе.
2. Разработать программу формирования личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
3. Проверить результативность разработанной программы на основе выбранных критериев и показателей сформированости личностной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
Теоретическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, педагогов, таких как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин (обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности методики математического развития); Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков (ведущая роль обучения в зоне ближайшего развития); Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин, и др. (проблема личностной готовности к обучению в школе).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Изучения психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было определено, что под личностной готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами личностной готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.
Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Так как связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
Изучение методов психологической диагностики готовности ребенка к школьному обучению позволило выявить, что готовность детей к обучению в школе определяется системным исследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.
Организация эмпирического исследования была проведена на базе Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 4» «Золотой петушок». В нем прияли участие дети старших групп возрастом от 6 до 7 лет в количестве 48 человек (2 группы по 24 человека). Для этого была подобрана методика, которая направлялась на определение уровня психического развития, наличия нужных навыков и умений, а также состояния мотивационного отношения к обучению в школе.
Проведение экспериментального исследования с целью изучения личностной готовности ребенка к школьному обучению позволило нам обнаружить, что в основном дети исследуемой группы имеют средний и высокий уровень готовности к обучению в школе.
Однако в процессе эмпирического исследования были обнаружены дети с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе. С такими детьми необходимо проводить дополнительную развивающую работу, которая позволит ускорить процесс подготовки, чтобы избежать проблем в обучении.
С этой целью нами была разработана специальная программа по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Программа рассчитана на 5 месяцев. Занятия проводились 1 раз в неделю, длительностью 30 минут. Вся программа условно разделена на 7 основных блоков, каждый из которых направлен на развитие всех составляющих определяющих готовность ребенка к школе: регулирование и понимание собственных эмоций, повышение самооценки, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, интеллектуальной сферы, речи, а также принятие новой роли в жизни. В каждом из блоков предлагаются игры, которые помогают ребенку в будущем адаптироваться к школе и успешно освоить программу начальных классов.
После проведения обучения была проведена повторная диагностика уровня сформированности личностной готовности детей к обучению в школе в двух группах. Повторная диагностика показала, что количество детей, продемонстрировавших высокий и средний уровень личностной готовности к обучению в школе значительно вырос.
Результаты проведенного исследования доказывают эффективностью предложенной программы по формированию личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

 

Заключение:

 

Актуальность исследования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. Подготовка к школе – важный этап в жизни старшего дошкольника. Условием успешного обучения в школе является развитие у детей навыков учебной деятельности. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также во введённом с 01 января 2014г. Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Целевые ориентиры, представленные в Федеральном Государственном образовательном стандарте, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
Многогранной задачей, охватывающей все сферы жизни ребёнка, является подготовка детей к школе. Одна из важных и значимых аспектов этой задачи – психологическая и социальная готовность к школе. Многие зарубежные и российские ученые, методисты, педагоги рассматривали проблему готовности к школьному обучению (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин, и др.).
Одним из компонентов готовности ребенка к школьному обучению является личностная готовность, которая предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности, однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки. Необходимо, чтобы ребёнок, поступающий в школу, обладал терпением, силой воли, умел критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировал свои действия. Ребёнок должен осознать себя субъектом учебной деятельности и соответственно строить свое поведение.
В настоящее время большое количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению. Причиной является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения.
Анализ психолого-педагогических исследований и практики дошкольного и начального школьного образования позволил выделить следующие противоречия:
— между необходимостью формирования личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников и реальной готовностью учителей (воспитателей) к этой деятельности;
— между необходимостью формирования у дошкольников личностную готовности к обучению на основе самоценности каждого этапа детского развития и распространённой тенденцией форсированной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Ориентируясь на сказанное, проблема исследования заключается в разработке личностной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы, обозначенные противоречия позволили сформулировать тему исследования «Деятельность воспитателя по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению».
Объект: формирование личностной готовности старших дошкольников к обучению в школе в ДОО.
Предмет: деятельность воспитателя по формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически реализовать программу формирования личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Гипотеза: разработанная программа будет способствовать успешному формированию личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению, если:
— будет обеспечивать систематическую целенаправленную работу воспитателя на занятиях и в повседневной жизни детей.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования личностной готовности детей к школе в научно-методической литературе.
2. Разработать программу формирования личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
3. Проверить результативность разработанной программы на основе выбранных критериев и показателей сформированости личностной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста
Теоретическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, педагогов, таких как: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин (обоснование дошкольного возраста как сензитивного периода в формировании и развитии личности методики математического развития); Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков (ведущая роль обучения в зоне ближайшего развития); Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.Т. Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин, и др. (проблема личностной готовности к обучению в школе).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, наблюдение, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования личностной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе
1.1. Личностная готовность к обучению в школе: понятие и структурные компоненты
Готовность ребенка к обучению в школе – предмет многочисленных исследований, как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Г. Гетцер, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А. Керн, Я. Йирасек, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.). Рассматривая определения, данные в трудах указанных педагогов и психологов, готовность к школе можно охарактеризовать как определенную совокупность физических и психологических особенностей, которые обеспечивают успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
Большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению в школе наблюдается в психолого-педагогической литературе.
Термин «общая или личностная готовность к обучению» было предложено ввести в исследованиях А.Н. Леонтьева. Наиболее полно ученый определил ее структуру, указав при этом, на один из самых основных компонентов этой готовности – развитие у детей способности управлять своим поведением, то есть, на первый план выдвинулась необходимость организации и закаливания волевых способностей у старших дошкольников [16].
Так Л.И. Божович указывала, что готовность к школьному обучению складывается из обусловленного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [2].
А.В. Запорожец развивал похожие взгляды, отмечая, что готовность к обучению в школе представляет собой единую систему свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития [12].
В.С. Мухина утверждала, что готовность к школьному обучению – это осознание и желание ребенком необходимости учиться, возникающие у него в результате появление внутренних противоречий, дающих мотивацию к учебной деятельности и социального созревания [19].
М.И. Лисина определяла, что готовность к школе складывается из совокупности качеств личности: умений, знаний и навыков, необходимых для школьного обучения. Большое значение, указывала она, имеет желание заниматься, интерес к учению и сформированность познавательного отношения к окружающему миру у будущих школьников [17].
Также это определение подтверждают работы, выполненные под руководством Г.И. Щукиной, в которых говорится о важной роли развития познавательных интересов для успешного обучения. Эти исследования показывают, что при обучении детей в школе, главную роль играют социальные и учебно-познавательные мотивы. В экспериментальных исследованиях Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, опираясь на положение Г.И. Щукиной доказали, что в начале школьного обучения необходимы широкие социальные мотивы, способствующие созданию общего положительного настроя на учебу будущих первоклассников.
Однако, являясь внешними по отношению к учебной деятельности, они не являются достаточными для преодоления трудностей, возникающих у дошкольников в школе. У будущих школьников, согласно точке зрения данных авторов, необходимо сочетание обоих типов мотивов: широких социальных и познавательных [13].
Психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка последовательно с момента рождения в общении со старшими и сверстниками, в игре, труде и дошкольном обучении. Речь идет речь не о ребенке, который собирается идти в школу и которая готова к учебному процессу, а именно о ее психологическую характеристику и готовность к новым условиям жизни в школе. Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, довольно часто отвлекается, не слушает учителя, не включается в общий режим работы класса. В неподготовленного ребенка не очень развита связная речь и умственные способности, она не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; она не может контролировать собой в некоторых ситуациях. Такой ребенок бывает не очень инициативной и не хочет развиваться. Ей тяжело дается общение со старшими и сверстниками по поводу учебных проблем, нет интереса к познанию.
Готовность к школьному обучению – совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка дошкольника, которая обеспечивает успешный переход к структурно организованного школьного обучения. Созревания организма ребенка, а точнее, его нервной системы, степень развития психических процессов, уровень сформированности личности – это предпосылки успешного начала обучения ребенка. Сложность этого переходного периода от дошкольника к ученику заключается в том, что y ребенка уже есть основные предпосылки обучения — произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения. Но ребенок все же еще дошкольник, который, идя в школу, представляет яркий, прекрасный и интересный мир. Дошкольники и младшие школьники не отличаются. Суть заключается в 6 том, что учащиеся начальных классов все еще продолжают заниматься игровой деятельности: они овладевают учебной деятельностью как основной только до десяти лет, то есть примерно до окончания обучения в начальной школе, поэтому считается, что дошкольники и дети младшего школьного возраста относятся к одному периода – детства.
Таким образом, в понимании проблемы готовности детей к школе, можно увидеть два основных подхода: выделение общей, необходимой подготовки к изучению основ наук и определение целостной системы личностной готовности к школьному обучению. Такие авторы, как Е.Е. Кравцова [14], М.И. Лисина [17], В.С. Мухина [19], Л.Д. Столяренко [24]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы