Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Соц.педагогика и психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность воспитателя ДОО по формированию социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность, особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Содержание работы воспитателя по усвоению социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Методы и формы работы воспитателя по формированию социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика исходного состояния мотивации и отношения к социальным нормам и ценностям у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Программа повышения результативности формирования социальных норм и ценностей детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с применением различных форм и методов 39
2.3. Анализ результативности программы формирования социальных норм и ценностей детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с применением различных форм и методов 50
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

 

  

Введение:

 

Преобразования в экономической и политической сфере, интенсификация в развитии науки, информационных и коммуникационных технологий, ускорение темпов жизни, общественные трансформации свидетельствуют об изменении социальной действительности, обусловившей ценностно-нормативные сдвиги в жизни общества. Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала общества является своевременное формирование у детей системы социальных норм и ценностей. В рамках любого общества существуют свои социальные нормы и ценности, берущие истоки от народной педагогики, практики воспитания, однако в рамках современного общества требуется пересмотр многих явлений жизни с позиции разных наук: педагогики, социальной педагогики, психологии, философии, истории и т.д.
Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Развитие личности реализуется в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с поставленными целями и задачами. Духовно-нравственное воспитание личности реализуется в контексте Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии с задачами социально-коммуникативного развития дошкольников: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, и т.д. [57]. Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на всех этапах дошкольного воспитания.
Актуальность темы обусловлена тем, что именно период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для социального развития, в данный возрастной период ребенок способен осваивать, осознавать и присваивать основные социальные нормы и ценности.
В настоящее время возникает противоречие между готовностью детей старшего дошкольного возраста к осознанию своего отношения к явлениям социальной действительности, в том числе к освоению социальных норм и ценностей и недостаточностью ценностного наполнения воспитательного процесса дошкольных учреждений. Стремление найти пути решения данного противоречия и обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности деятельности воспитателя ДОО по формированию социальных норм и ценностей у дошкольников.
Объект исследования: социальные нормы и ценности.
Предмет исследования: процесс формирования социальных норм и ценностей в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «социальные нормы и ценности», «социальное развитие» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Изучить особенности работы воспитателя по усвоению социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать педагогические методы, формы и условия формированию социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать на практике программы повышения результативности формирования социальных норм и ценностей с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и дать анализ ее эффективности.

Гипотеза исследования: предполагается, что деятельность воспитателя ДОО по формированию социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста будет эффективна при комплексном применении различных методов, форм и приемов работы — игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных), проблемно-поисковых ситуаций; лекций, этических бесед, фольклора (сказок, пословиц, поговорок, стихотворений), мультимедийных технологий (просмотр мультфильмов), продуктивной деятельности (рисование), и.т.д.
Теоретико-методологическая основа исследования. Вопросами формирования социального опыта детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как С.А. Козлова [24], Т.А. Куликова [24], О.А. Соколова [50], Л.М. Шипицина [62] и др. В рамках отечественной науки процесс усвоения социальных норм, образцов, способов поведения трактуется в качестве морального развития ребенка, что подчеркивается в исследованиях Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [11] и др.
С.В. Петерина [44] исследует формирование культуры поведения, Р.С. Буре [7], Н.Н. Виноградова [9], М.В. Воробъева [6] занимаются изучением формирования гуманных отношений, вопросами формирования у детей любви к родине занимаются такие исследователи, как Р.И. Жуковская [17], С.А Козлова [25], вопросами воспитания нравственно-волевых качеств — Р.С. Буре, В.Н. Давидович и др. [6], Н.А. Стародубова [52], проблемами духовно-нравственного воспитания — Н.И. Непомнящая [41] и др. Теоретические основы формирования социальных норм детей дошкольного возраста заложены в работах Р.С. Буре [6,7], А.В. Запорожца [18], В.М. Холмогоровой [59], С.Г. Якобсона [65] и др.
Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре [6], Л. С. Выготского [11], Р.И. Жуковской [17], Т.А. Марковой В.Г. Нечаевой [42], и других. В работах C.А. Козловой [25], Д.Б. Эльконина [63] подчеркивается необходимость развития у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
С.Г. Якобсон [65] подчеркивает, что у дошкольников моральные представления опережают моральное поведение, имеется расхождение между вербальным и реальным поведением, а наличие моральных представлений является важнейшим фактором следования социально-нравственным нормам.
Значение игры для морально-нравственного развития дошкольников описывается в исследованиях Р.С. Буре [7], Р.И. Жуковской [17], Н.Я. Михайленко [37], Д.В. Менджерицкой [35], А.П. Усовой [56] и др.
Методы исследования: В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования, в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам: организационная группа методов (сравнительного анализа); эмпирическая группа методов (наблюдение, эксперимент, опрос); методы количественной и качественной обработки данных; методы математической обработки фактических данных. Методики исследования: методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина); «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); диагностика уровня нравственной мотивации (лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНии семьи и воспитания РАО); наблюдение за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина).
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические материалы по комплексному использованию различных видов деятельности в формировании социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций в построении воспитательно-образовательного процесса.
Структура работы ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения; таблицы, рисунки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под воздействием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в результате перехода системы образования на качественно новый уровень появляется необходимость переосмысления социального развития детей дошкольного возраста. Социальные нормы и ценности служат в качестве регуляторов поведения и отношений дошкольников, являются базой для морально-нравственного развития, а также способствуют упорядоченности взаимоотношений между детьми и между детьми и взрослыми. Воспитание у детей социальных норм и ценностей в контексте нравственного воспитания можно охарактеризовать как комплексный процесс становления нравственного облика, нравственной позиции; нравственных чувств; нравственного поведения. Показателями усвоения детьми социально-нравственных норм и ценностей являются: взаимодействие со сверстниками; знание норм поведения и использование положительных форм в общении; проявление нравственных чувств и качеств; следование правилам этикета, и т.д.
Для оценки сформированности отношения детей дошкольного возраста к социальным нормам и ценностям выделены критерии (когнитивный, эмоциональный, мотивационный, деятельностный) и показатели — осознание детьми социальных норм и ценностей (норм морали, норм этикета, смысложизненных ценностей — представлений о добре и зле; ценностей межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность), правил поведения; эмоциональное отношение к нравственным социальным нормам (правилам поведения); наличие нравственной мотивации в разных ситуациях; проявление интереса к гуманным поступкам; готовность к преодолению антигуманного поведения и умение оказывать помощь; способность к усвоению моральных норм и ориентаций на нравственные ценности; следование нормам этикета, нормам общения, сотрудничества, способность соблюдать правила социального формального поведения в заранее определенных ситуациях; проявления культуры поведения; опыт социальных отношений, ценности межличностного общения.
Для формирования у детей старшего дошкольного возраста социальных норм и ценностей были разработаны методические материалы, а также реализована комплексная программа занятий. По итогам контрольного среза доминирующее количество дошкольников распределились между высоким и средним уровнем сформированности и осознания нравственных качеств, ориентиров и социальных норм и ценностей. Большинство детей достаточно осознают социальные нормы и ценности, способны правильно оценивать поведение других людей и мотивировать свои оценки.
В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, учились пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, щедрости, доброжелательности, вежливости, воспитанности, культуре поведения, взаимопомощи и дружелюбии. Проведенные занятия способствовали воспитанию чувства дружбы, формированию представлений о хороших и плохих поступках, отработке социально приемлемых способов поведения, нравственно-волевых качеств личности, учили взаимодействию со сверстниками как субъектами взаимоотношений. Игры содействовали обучению детей оказанию содействия и помощи людям, воспитанию чуткости, взаимовыручки, чувства взаимопомощи и сотрудничества, коммуникативных навыков, умений взаимодействовать с окружающими, получению представлений о нравственных качествах, социальных нормах, правилах, о гуманном поведении.
Формирование социальных норм и ценностей у детей должно обеспечиваться посредством реализации педагогических условий:
1. Наличие динамичной рациональной предметно-развивающей среды в ДОУ, соответствующей субкультуре современных детей.
2. Учет индивидуально-возрастных особенностей детей при проведении занятий, подборе тематики игр и упражнений.
3. Комплексное использование различных игровых средств для формирования социальных норм поведения, нравственных качеств детей.
4. Формирование у детей сочувствия, сопереживания, эмпатии, позитивного отношения к сверстникам, усвоение дошкольниками нравственных качеств поведения путем принятия социальных ролей.
5. Создание атмосферы для формирования у детей способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, щедрости, доброжелательности, вежливости, воспитанности, культуры поведения, взаимопомощи и дружелюбии.
6. Формирование у детей чувства принадлежности к группе, обучение дошкольников выдержке, терпению, дисциплинированности.
7. Планомерное осуществление педагогического сопровождения игр дошкольников.
8. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в играх для формирования оценочных суждений о нравственных нормах, поступках.
9. Воспитание у детей привычки подчиняться социально выработанным правилам и нормам.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению влияния игровой деятельности на формирование социальных норм и ценностей детей в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание будет уделяться методам педагогического руководства игрой детей с опорой на правила совместной игровой деятельности и опыт социально-нравственного поведения детей.

 

  

Гипотеза исследования: предполагается, что деятельность воспитателя ДОО по формированию социальных норм и ценностей у детей дошкольного возраста будет эффективна при комплексном применении различных методов, форм и приемов работы — игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных), проблемно-поисковых ситуаций; лекций, этических бесед, фольклора (сказок, пословиц, поговорок, стихотворений), мультимедийных технологий (просмотр мультфильмов), продуктивной деятельности (рисование), и.т.д.
Теоретико-методологическая основа исследования. Вопросами формирования социального опыта детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как С.А. Козлова [24], Т.А. Куликова [24], О.А. Соколова [50], Л.М. Шипицина [62] и др. В рамках отечественной науки процесс усвоения социальных норм, образцов, способов поведения трактуется в качестве морального развития ребенка, что подчеркивается в исследованиях Л.И. Божович [4], Л.С. Выготского [11] и др.
С.В. Петерина [44] исследует формирование культуры поведения, Р.С. Буре [7], Н.Н. Виноградова [9], М.В. Воробъева [6] занимаются изучением формирования гуманных отношений, вопросами формирования у детей любви к родине занимаются такие исследователи, как Р.И. Жуковская [17], С.А Козлова [25], вопросами воспитания нравственно-волевых качеств — Р.С. Буре, В.Н. Давидович и др. [6], Н.А. Стародубова [52], проблемами духовно-нравственного воспитания — Н.И. Непомнящая [41] и др. Теоретические основы формирования социальных норм детей дошкольного возраста заложены в работах Р.С. Буре [6,7], А.В. Запорожца [18], В.М. Холмогоровой [59], С.Г. Якобсона [65] и др.
Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре [6], Л. С. Выготского [11], Р.И. Жуковской [17], Т.А. Марковой В.Г. Нечаевой [42], и других. В работах C.А. Козловой [25], Д.Б. Эльконина [63] подчеркивается необходимость развития у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения управлять собственным поведением в соответствии с имеющимися нравственными знаниями и представлениями о нормах и правилах поведения.
С.Г. Якобсон [65] подчеркивает, что у дошкольников моральные представления опережают моральное поведение, имеется расхождение между вербальным и реальным поведением, а наличие моральных представлений является важнейшим фактором следования социально-нравственным нормам.
Значение игры для морально-нравственного развития дошкольников описывается в исследованиях Р.С. Буре [7], Р.И. Жуковской [17], Н.Я. Михайленко [37], Д.В. Менджерицкой [35], А.П. Усовой [56] и др.
Методы исследования: В соответствии с поставленной целью и определившимися задачами научного исследования, в работе был подобран комплекс методов, отвечающий научным подходам: организационная группа методов (сравнительного анализа); эмпирическая группа методов (наблюдение, эксперимент, опрос); методы количественной и качественной обработки данных; методы математической обработки фактических данных. Методики исследования: методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина); «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); диагностика уровня нравственной мотивации (лаборатория воспитания нравственно-этической культуры ГосНии семьи и воспитания РАО); наблюдение за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина).
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические материалы по комплексному использованию различных видов деятельности в формировании социальных норм и ценностей у детей старшего дошкольного возраста могут быть использованы педагогами и специалистами дошкольных образовательных организаций в построении воспитательно-образовательного процесса.
Структура работы ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения; таблицы, рисунки.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность, особенности социального развития детей старшего дошкольного возраста

Одной из приоритетных задач дошкольного образования является социальное развитие подрастающего поколения. Данной проблеме посвящены работы Л.С. Выготского [11], А.В. Запорожца [18], А.Н. Леонтьева [30], С.Л. Рубинштейна [47], и др., в работах которых освещаются проблемы социализации, привития детям социокультурных норм и правил поведения.
Социальное развитие представлено следующими компонентами — адаптацией, индивидуализацией и интеграцией. Д.И. Фельдштейн высказывал мысль о поэтапном социальном личностном развитии, характеризующемся особенностями саморазвития, самоопределения, механизмами индивидуализации и социализации. Культурное развитие, согласно концепции Л.С. Выготского, включает последовательные стадии: «стадию примитивных культурных форм поведения, стадию накопления ребенком опыта средств культурного поведения; стадию использования ребенком внешних знаков для осуществления операций; стадию становления внешнего акта — переход его во внутренне опосредованный» [11, с. 5-18]. Л.С. Выготский указывал, что в процессе развития ребенком «усваиваются культурный опыт, приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления» [11, с. 5-18].
Под воздействием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в результате перехода системы образования на качественно новый уровень появляется необходимость переосмысления социального развития детей дошкольного возраста. Специфика социального пространства ребенка обусловлена взаимосвязью биологического и социального пространства. Несмотря на неповторимость наследственных факторов, личностное развитие каждого ребенка детерминировано совокупностью социальных факторов, среди которых приоритетными являются общественная среда и деятельность (игра, учение и трудовая деятельность), посредством участия в которых происходит усвоение ребенком нового опыта. Фундаментом для дальнейшего личностного развития ребенка служит опыт первых семейных отношений, определяющий особенности самосознания ребенка, его мироотношение, самочувствие и поведение среди других людей. Взрослому принадлежит огромная роль в развитии у детей социальных потребностей [27, с. 39].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы