Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность волонтерских организаций в РФ. Анализ и проблемы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы деятельности волонтерских организаций 7
1.1. Понятие волонтерства и его социальная роль 7
1.2. Регулирование волонтерской деятельности в РФ 16
2. Анализ деятельности волонтеров в РФ 21
2.1. Особенности волонтерства в РФ 21
2.2. Оценка волонтерского движения на примере различных программ 36
3. Проблемы волонтерства в РФ и пути их решения 44
3.1. Проблемы волонтерского движения 44
3.2. Пути поддержки волонтерства в РФ 47
Заключение 52
Список литературы 56
Приложения 63

  

Введение:

 

Готовность к участию в жизни других людей, гуманность и оказание безвозмездной помощи – это важные показатели ценностной ориентации личности и уровня ее развития. Добровольческая деятельность является одним из способов формирования данных ценностей .
Волонтерство – уникальный способ самовыражения личности, ее самореализации, саморазвития, формирования личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств. Волонтерское движение выступает ресурсом решения общественных проблем и развития социальной сферы .
За последнее десятилетие тема добровольчества стала объектом исследований в области социальной психологии, педагогики, социологии и правоведения. Научные работы, посвященные особенностям добровольческой деятельности, в большей степени направлены на изучение мотивации волонтеров и решение проблем их социального обучения. В свою очередь, психологическим особенностям волонтеров уделено гораздо меньше внимания, хотя они являются основным показателем и гарантом эффективной реализации добровольческой деятельности .
Актуальность темы исследования определена повышенным интересом молодежи к волонтерской деятельности и необходимостью качественной диагностики кандидатов, претендующих на работу в благотворительных организациях и добровольческих движениях.
Необходимость изучения факторов, которые способны оказать влияние как на личностное становление, так и на профессиональную реализацию волонтеров, обусловлена особенностью организации волонтерской деятельности и специфичными требованиями к члену волонтерской организации. Представляется крайне важной возможность проведения анализа социальной ответственности волонтеров как одного из факторов успешной реализации волонтерской деятельности.
Целью исследования является определение направлений поддержки волонтерства в РФ. Задачи исследования:
• охарактеризовать понятие волонтерства и его социальную роль;
• изучить регулирование волонтерской деятельности в РФ;
• охарактеризовать особенности волонтерства в РФ;
• изучить волонтерское движение на примере различных программ;
• выявить проблемы волонтерского движения;
• определить пути поддержки волонтерства в РФ.
Объектом исследования является ворлонтерское движение в РФ.
Предметом исследования является регулирование волонтерства в РФ, его особенности и перспективы развития.
Теоретическая база исследования представлена книгами, статьями, официальными исследованиями и интернет-источниками по вопросам развития волонтерства в РФ.
Систематизация истории изученности вопроса позволяет сказать, что в понятие волонтерства и его социальная роль изучена в трудах Ю.И. Носовой , Н.В. Тарасовой и др.
Особенности волонтерства в РФ изучались С.И. Дмитриевой , В.Б. Зотовым , И. Мерсияновой , И.А. Панариным , О.А. Петриной и др.
Деятельность волонтерских движений в РФ изучалась А.В. Кононенко , В.А. Мисик и др.
Проблемы волонтерского движения в РФ изучались О.А. Петриной и др.
Пути поддержки волонтерства в РФ предлагались в работах О.А. Никитиной , Ю. Ходоровой и др.
При написании работы использовались методы систематизации и обобщения, ретроспективный анализ. Методы систематизации и обобщение применены при изучении теоретических аспектов волонтерства. Ретроспективный анализ использован при изучении истории вопроса.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение содержит актуальность темы исследования, постановку цели и задач, исследование теоретической изученности вопроса, выбор методов исследования, теоретической базы исследования.
В первой главе изучено понятие волонтерства, его правовое регулирование, социальная роль.
Во второй главе изучено развитие волонтерства и деятелньость волонтерских организаций в РФ.
В третьей главе определены проблемы волонтерской деятельности и пути ее поддержки в РФ.
Заключение содержит подведение итогов проведенного исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Термин «волонтёр» произошел от фр. volontaire, которое восходит к латинскому voluntaries, и изначально означал солдата-добровольца.
Понятия «волонтерство» и добровольчество», а также «волонтер» и доброволец» в российском законодательстве равнозначны. Так, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» определена задача гражданского и патриотического воспитания молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, которая решается посредством развития добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи.
Тем самым законодатель понятие «волонтерская деятельность» и «добровольческая деятельность» использует как синонимы.
Сейчас можно выделить 9 направлений, которые развиты в крупных городах и небольших населенных пунктах:
1. Социальное волонтерство.
2. Спортивное волонтерство.
3. Культурное волонтерство (арт-волонтерство).
4. Экологическое волонтерство.
5. Донорство.
6. Событийное волонтерство.
7. Корпоративное волонтерство.
8. Волонтеры общественной безопасности.
9. Медиа-волонтерство.
В России культура волонтерства/добровольчества базируется на культурных кодах и глубинных ценностно-смысловых структурах личности, воплощенных в таких феноменах как национальный характер и менталитет.
Чаще других в волонтерской деятельности в РФ участвуют:
• граждане с высшим образованием,
• бизнесмены и руководители,
• активные пользователи интернета (ежедневное пользование),
• представители ядра и сателлита ядра гражданского общества.
Заметно ниже уровень добровольческой активности среди следующих групп населения:
• граждане со средним общим образованием и ниже,
• не работающие граждане (и не планируют искать работу),
• пассивные пользователи сети или те, кто вообще не пользуется интернетом,
• москвичи,
• неверующие люди,
• представители буферной зоны, периферии и особенно — аутсайдеры.
Социальные волонтеры, занятые в помощи незащищенным слоям населения, придают большое значение позиции персональной социальной ответственности. Это может быть обусловлено организацией волонтерской деятельности, которая подразумевает как индивидуальный опыт оказания помощи, так и коллективный в составе инициативной группы. Такая организация деятельности способствует формированию у социальных волонтеров высокого уровня личной и коллективной социальной ответственности, что, как следствие, говорит о высокой степени их готовности к позиции социально ответственного лица.
Студенты-волонтеры характеризуются наличием богатого коллективного опыта волонтерской деятельности, а вот помощь индивидуального характера они оказывают крайне редко. В связи с особенностью студенческого волонтерства готовность брать на себя персональную ответственность у них выражена слабо. В целом избегание социальной ответственности свойственно студентам-волонтерам, в связи с тем что в добровольческие студенческие отряды вступают люди с разными степенью и видом мотивации. Возможно, усовершенствованная схема отбора кандидатов и прохождение специального психологического обучения помогут решить проблему качественного отбора волонтеров.
Неактивные студенты выступали в качестве контрольной группы: они не обладают опытом принятия позиции социально ответственного лица, но отмечают, что коллективная социальная ответственность важна и необходима в отличие от личной. Такие результаты студентов могут объясняться их неактивной позицией в студенческой среде и нежеланием выступать в качестве инициатора какой-либо деятельности.
Можно предположить, что личная ответственность является ведущим фактором в формировании готовности к позиции социально ответственного лица, она выступает как внутренняя готовность к принятию данной позиции.
Несмотря на предпринятые меры, существует ряд барьеров, препятствующих развитию добровольчества в стране:
— не разработан механизм взаимодействия органов власти и подведомственных учреждений с волонтерами;
— социально ориентированные некоммерческие организации ограничены в участии в региональных конкурсах субсидий;
— низкий уровень осведомленности граждан страны о практиках добровольческой деятельности;
— организациям, осуществляющим добровольческую деятельность, ограничен доступ к материально-техническим средствам и помещениям.
В рамках Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации Агентством стратегических инициатив разработан Стандарт поддержки волонтеров. Стандарт включает в себя:
1. Принятие регламента взаимодействия региональных органов государственной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями.
2. Назначение ответственного лица за развитие добровольчества (волонтерства) в регионе не ниже заместителя главы субъекта Российской Федерации.
3. Создание Совета по вопросам добровольчества (волонтерства).
4. Открытие ресурсных (добровольческих) центров.
5. Предоставление субсидий и грантов добровольческим организациям.
6. Оказание информационной поддержки и популяризация добровольчества.
7. Подготовка волонтеров и должностных лиц.
8. Разработка мер поощрения добровольцев (волонтеров).
Не последнюю роль в стимулировании волонтерства является и современная ИТ-революция, доступность социальных сетей, активная реклама в СМИ, продвижение краудфандинга через интернет-площадки и др.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы деятельности волонтерских организаций

1.1. Понятие волонтерства и его социальная роль

Для современного социокультурного пространства России волонтёрская деятельность – довольно новое явление, стремительно набирающее популярность среди разных слоев населения и постепенно обретающее заметную общественную значимость. Об этом свидетельствует объявление в России 2018 года — Годом волонтёра и особое внимание к вопросам развития добровольческого движения со стороны представителей власти и общественности. В нашей стране идёт процесс формирования культуры волонтёрства, сущность и особенности которой попытаемся раскрыть в данной статье. Прежде, чем определить понятие «культура волонтёрства», обратимся к устоявшимся терминам и категориям.
Термин «волонтёр» произошел от фр. volontaire, которое восходит к латинскому voluntaries, и изначально означал солдата-добровольца. Затем коннотация слова изменилась и волонтёром стали называть добровольцев в широком смысле, тех, кто по доброй воле принимает участие в каком-либо деле. Военный контекст употребления этого понятия сохраняется и в наше время, он закреплён в нормах международного права .
Всё большую значимость и распространение обретает иная смысловая интерпретация, подчеркивающая, что добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе, в интересах благотворительной организации.
«Всеобщая декларация добровольчества», провозглашенная на XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в январе 2001 года, определяет добровольчество как индивидуальное или коллективное действие, посредством которого, в том числе, люди реализуют свои права и ответственность членов общества, одновременно познавая новое, совершенствуясь, раскрывая свой полный человеческий потенциал. Таким образом, добровольчество трактуется как фундамент гражданского общества.
Сейчас можно выделить 9 направлений, которые развиты в крупных городах и небольших населенных пунктах :
1. Социальное волонтерство. На данный момент является наиболее известными и подразумевает работу с социально незащищенными гражданами.
2. Спортивное волонтерство. Благодаря тому, что в России прошла в 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпиада в Сочи, а сейчас все активно начинают готовиться к Чемпионату мира по футболу, который пройдёт в 2018 году, и другим крупным международным и российским спортивным событиям, которые прошли недавно, можно сказать, что спортивное волонтёрство – отдельное состоявшееся направление.
3. Культурное волонтерство (арт-волонтерство). Связано с появлением событий ,связанных с искусством, культурой.
4. Экологическое волонтерство. Сохранение и защита флоры и фауны.
5. Донорство. Люди, которые хотят помочь другому человеку, спасти его жизнь, решаются на такой ответственный шаг.
6. Событийное волонтерство. Волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города.
7. Корпоративное волонтерство. Это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время.
8. Волонтеры общественной безопасности. В это направление входят люди, готовые оказать первую медицинскую помощь, поехать на место ЧС, стихийных бедствий, психологически помочь человеку.
9. Медиа-волонтерство. Есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтерстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в социальных сетях .
Традиционно к научному осмыслению вопросов волонтёрства обращаются представители исторической науки , социологии, педагогики и психологии .
Актуализация практик волонтёрства в условиях современного социокультурного пространства России, позволяет утверждать необходимость комплексного интегративного подхода к изучению данного феномена культуры, который будет наиболее полон при культурологическом анализе .
Международная практика волонтёрства существенно отличается от российской, как в части правового обеспечения и государственного участия, так и в укорененности самой традиции добровольческой деятельности в структуре повседневности людей. Наблюдается явное противоречие между традицией взаимопомощи и помощи нуждающимся, закреплённой в культурных кодах россиян (в том числе, основанных на религиозной культуре, православной традиции), и отсутствием стремления к демонстрации инициативы (имеющим историко-культурное основание в виде «наказуемости» за проявление активности, которое негласно практиковалось особенно в советский период). Массовая готовность людей оказать помощь ярко появляется в чрезвычайных, кризисных ситуациях, когда в обществе стремительно разворачиваются процессы самоорганизации (например, спонтанная помощь беженцам во время локальных военных конфликтов, поддержка пострадавших во время стихийных бедствий, терактов и т.д.). Факторами, несколько замедляющими развитие культуры волонтёрства в отечественной социокультурной практике, выступают отсутствие чёткой законодательной базы, исторических традиций волонтёрства, эффективных методик подготовки добровольцев и сопровождения их деятельности.
Идеи добровольной и бескорыстной помощи находят отражение в историко-культурном прошлом разных стран и народов мира. Сострадание и милосердие лежало в основе добровольного служения обществу и поддерживалось церковью, поскольку являлось воплощением священных заповедей и составляло органичную часть религиозной культуры (через деятельность храмов, монастырей и т.д.).
В России культура волонтерства/добровольчества базируется на культурных кодах и глубинных ценностно-смысловых структурах личности, воплощенных в таких феноменах как национальный характер и менталитет. Задолго до институционализации добровольчества и участия в этой деятельности государства, возникла традиция взаимовыручки, взаимопомощи, которая, прежде всего, была направлена на наименее защищенных членов общества – стариков и детей. Последующее укрепление православных традиций сформировало культуру добровольчества, заключавшуюся во внутренней потребности человека в помощи бедным, обездоленным, нуждающимся. В имперской России была развита система государственной благотворительности, проводившая социальную политику государства (народные школы, сиротские дома, госпитали, больницы и т.д.) как на казенные средства, так и на пожертвования благотворителей.
В советский период культура добровольчества активно развивалась и поддерживалась государством, которое «включало» человека в общественно полезную и социально значимую деятельность уже в младшем школьном возрасте через официальные массовые детские организации (прежде всего, через пионерскую организацию), унаследовавшие традиции дореволюционных организаций скаутов. Образ комсомольца-добровольца, стремящегося отдать свои силы на благо общества. Родины, является хрестоматийным и отражает не только направленность государственной идеологии, но и самые лучшие душевные качества, самые высокие нравственные идеалы человека. Яркие образы героических военных и трудовых подвигов добровольцев были созданы советским кинематографом, начиная от таких довоенных фильмов, как «Семеро смелых» (реж. С.Герасимов, 1936 год), «Трактористы» (реж. И.Пырьев, 1939 г.), «Девушка с характером» (реж.К.Юдин, 1939 г.), «Тимур и его команда» (реж. А.Разумный, 1940 год), до кинокартин, вышедших на экраны в период «оттепели» и позднее. Наибольшей популярностью среди них пользовались «Высота» (реж. А.Зархи, 1957 г.), «Поднятая целина» (реж. В.Басов, 1959), «Неподдающиеся» (реж. Ю.Чулюкин, 1959 г.), «Девчата» (реж. Ю.Чулюкин, 1961 г.), «Неуловимые мстители» (реж. Э.Кеосаян, 1966 г.) и др. Эти и многие другие художественные произведения, созданные в советский период, популяризировали и пропагандировали идею добровольчества, формировали особую культуру взаимопомощи в трудных, социально и общественно значимых ситуациях, демонстрируя огромный потенциал этой деятельности и значительные (нередко несколько нереальные результаты).
В итоге, несмотря на идеологический контекст и имевшиеся недостатки, связанные с принуждением к деятельности, добровольчество было широко распространено в советском обществе; безвозмездная помощь, особенно в трудной или чрезвычайной ситуации, считалась моральной нормой, которой следовало большинство. Культура волонтерства формировалась целенаправленно и была представлена как неотъемлемая часть жизни советского человека.
В настоящее время культура волонтерства развивается как форма социальной помощи. С середины 90-х г.г. ХХ века в России стали появляться, традиционные для стран Запада, благотворительные организации, которые объединяют добровольцев и специализируются на разных сферах деятельности: научной, культурной, образовательной, медицинской и др. Например, благотворительные фонды: «Искусство, наука, спорт» (А.Усманова), Владимира Потанина, Елены и Геннадия Тимченко, Михаила Прохорова, Русфонд, «Подари жизнь», «Линия жизни» и мн. др. осуществляют активную добровольческую деятельность, развивая традиции благотворительности и культуру волонтёрства.
Культура волонтёрства формируется на основе ценностно-смыслового комплекса, семантики деятельности человека и отражает как историческую, так и актуальную составляющую жизни общества. Она находится в непосредственной зависимости от духовно-нравственных характеристик и установок личности, проявляя ее альтруистические начала. В этой связи рассматривается мотивация волонтёрской деятельности, которая базируется на личностных смыслах жизни человека.
Волонтёрская деятельность детерминирована целым комплексом мотивов, доминанта которых может изменяться с возрастом и социальным положением человека.
Для молодёжи наиболее мотивирующими факторами волонтерской деятельности выступает возможность обретения профессиональных компетенций, интеграции в профессиональное сообщество через новые контакты и знакомства, а также реальная возможность получения необходимых знаний и навыков на практике.
Для лиц среднего возраста волонтёрство, прежде всего, это — возможность осознанной самореализации. Добровольческая деятельность может осуществляться в сфере далекой от профессиональной деятельности человека, открывая для него новую специальность и, нередко, несколько компенсируя неудовлетворенность выбором профессии. Другой, более важной стороной мотивации людей среднего возраста, выступает желание вести общественно значимую жизнь, быть полезными для социума, что отражает гражданскую позицию человека и его готовность не только думать о благе общества, но и прилагать реальные усилия для достижения его позитивной динамики. Для «серебряных волонтёров» добровольчество – это, прежде всего, площадка интенсивных коммуникаций, реализации потребности в участии, дающая ощущение востребованности обществом и чувство полноты жизни. В деятельности этой категории волонтеров прослеживается двухсторонний процесс обучения и обмена новыми знаниями и опытом.
С одной стороны, пожилые добровольцы передают более молодым коллегам свои знания и умения, основанные на прежней профессиональной деятельности и жизненном опыте. С другой стороны – общаясь с молодежью, пенсионеры обретают новые компетенции, связанные с использованием цифровых технологий, новых способов связи и удаленного взаимодействия посредством сети Интернет.
При этом в российских СМИ заметно нарастает число сообщений о волонтёрской деятельности, что придает ей общественную значимость и формирует культуру добровольчества, делая её привычной характеристикой жизни современного человека. Отдельную роль в популяризации волонтёрской деятельности, особенно среди детей и молодёжи, имеют различные интернет-ресурсы, в том числе пользующиеся высокой степенью доверия и привычные для данной категории социальные сети, способные актуализировать практики добровольчества и привлекать к волонтёрской деятельности значительное число пользователей. Наряду с группами и страницами в социальных сетях, создана единая информационная система «Добровольцы России» (добровольцыроссии.рф), которая выступает своеобразным агрегатором для волонтёрских инициатив представителей всех регионов нашей страны. На сайте размещена информация о наиболее значимых мероприятиях в сфере добровольчества и Всероссийском конкурсе «Доброволец России – 2018», который выступаем драйвером года добровольца. Наряду с этим, всем желающим предлагается он-лайн обучение по вопросам волонтёрства и консультационная помощь.
Обобщая всё вышеизложенное, определим культуру волонтёрства (добровольчества) как ценностно-смысловой комплекс, основанный на идее благотворительности, добровольного служения обществу и проявляющийся в социально значимой безвозмездной деятельности отдельного человека, группы лиц или организации. Волонтёрство, как практика безвозмездного выполнения общественно значимых работ, широко распространено в мире, продолжает развиваться, и привлекает новых участников-добровольцев.
Культуру волонтёрства можно классифицировать по ряду различных признаков. По источнику инициативы добровольческой деятельности выделяется: индивидуальное (добровольческую деятельность инициирует отдельная личность, которая ее затем осуществляет в одиночку или с привлечением единомышленников-добровольцев); групповое (соответственно, источником волонтёрской активности становится группа лиц, объединенная общими альтруистическими и социально значимыми интересами); корпоративное (волонтёрская деятельность организуется компанией и может быть направлена как внутрь организации, так и вовне) и государственное волонтёрство (инициатором выступает государство в целях, как правило, поддержки масштабных проектов).
По содержанию культура волонтёрства проявляется в таких направлениях деятельности как: профессиональное или pro-bono (безвозмездная профессиональная работа специалистов, необходимая для осуществления добровольческой деятельности определенного направления в виде консультационного сопровождения или непосредственного практического участия); социальное (помощь социально незащищенным слоям населения, лицам, испытывающим проблемы социальной адаптации и реабилитации, поддержка тяжелобольных людей и членов их семей и т.д.); экологическое (участие в решении экологических проблем, в том числе и локального характера); медико-просветительское (популяризация здорового образа жизни, информирование населения о способах профилактики и лечения наиболее опасных и социально значимых заболеваний и пр.); поисково-спасательное (поиск людей, пропавших без вести, оказание помощи при проведении спасательных операций и др.); спортивное (участие в подготовке и проведении спортивных мероприятий разного уровня от местных до международных); культурное/волонтёрство в сфере культуры (помощь организаторам культурных практик, событий в их подготовке и поведении, непосредственная работа с посетителями учреждений культуры и пр.).
По степени регулярности волонтёрская деятельность может быть, как разовой, так и осуществляться на постоянной основе (как по эпизодическому или постоянному участию отдельного конкретного добровольца, так и по характеру самой деятельности, которая может быть разовой или иметь регулярный характер).
Ведущая роль в формировании культуры волонтёрства принадлежит семье, образовательным учреждениям и культурным институциям, которые совместно влияют на ценностно-смысловой комплекс личности, способствуя ее становлению с самого раннего детства. Во многих странах мира сегодня волонтёрская деятельность – это повседневная социальная практика. Добровольцы объединяются для посадки деревьев, сбора помощи нуждающимся, поиска пропавших без вести, профилактики правонарушений, борьбы с опасными болезнями, участия в культурно-просветительских проектах, поддержки талантов и т.д. Основными принципами, лежащими в основе культуры волонтёрства, выступают: альтруизм, участие, взаимопомощь, социальная ответственность, социальная и личная значимость.
Ценностно-нормативная система личности обуславливает идеалы для деятельности, но не только индивидуально-психологические характеристики добровольцев выступают их основой. Она определяется состоянием общества, его готовностью воспринимать и поддерживать безвозмездный труд и, безусловно, позицией государства по данному вопросу. При этом государственная поддержка и регулирование должны полностью исключать институты и функции принуждения к добровольчеству, способные вызвать отторжение волонтёрской деятельности. В руках государства находятся правовые и идеологические инструменты, способные оказать существенную помощь в развитии социальных инициатив добровольцев, стремящихся выйти за рамки своей профессиональной деятельности и обыденной жизненной практики и бескорыстно служить обществу и конкретным людям .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы