Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Уголовный процесс

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 8
1.1. Реконструкция судебной системы государства в годы войны 8
1.2. Ужесточение советского законодательства в период войны 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВОЕННЫХ ТРИБУНАЛОВ 26
2.1. Деятельность военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны 26
2.2. Позиция военных трибуналов по отношению к трудовому дезертирству 39
2.3. Контрреволюционные преступления и хищения в рамках работы военных трибуналов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современные военные суды в России, в том виде, в котором мы их привыкли видеть, являются длительным результатом многолетнего развития. Изначально они имели иное содержание, которое значительно отличалось от вида и организации судов наших дней. Военно-судебная система в своем становлении преодолела длительный исторический путь. С появлением в России регулярной армии возникли военные суды в современном их понимании, которые были необходимы для поддержания правопорядка при несении службы. Личный состав получил возможность реализации своих прав и обязанностей.
В декабре 2018 года исполнилось 100 лет со дня создания военных трибуналов (военных судов, переименованы в 1992 году) России. Отсчет начинается с декабря 1918 года, когда приступил к работе и провел одно из первых своих заседаний Революционный военный трибунал. Этот день вошел в историю России как день образования военных судов.
Период Великой Отечественной войны является особым периодом в деятельности трибуналов, в это время был значительно расширен круг лиц и совершенных ими деяний, относящихся к подсудности военного суда. Военные трибуналы сурово карали вражеских лазутчиков, трусов и паникеров, защищали нерушимость командирского приказа, военной присяги, укрепляя тем самым дисциплину и порядок как на фронте, так и в тылу. Когда требовала обстановка, военные судьи, не щадя своей жизни, храбро сражались с врагом с оружием в руках, поднимали бойцов в атаку, с боями выходили из окружения, руководили партизанскими группами. Они внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом. Большинство офицеров и служащих трибуналов за мужество и героизм были награждены орденами и медалями.
После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени.
Судебную деятельность военные трибуналы всегда осуществляли на основе единых и общих для всех судов принципов. При отправлении правосудия руководствовались общими уголовными и уголовно-процессуальными нормами.
Вопросы национального опыта деятельности военной юстиции в России значимы и всегда актуальны. Изучение военной юстиции периода ВОВ может помочь избежать ошибок на современном этапе, особенно в чрезвычайный или военный период.
Степень изученности проблемы.
Одним из сложных вопросов отечественной истории является изучение деятельности военных трибуналов органов в годы Великой Отечественной войны. В советские времена под воздействием идеологических и политических факторов деятельность таких структур рассматривалась исключительно с героической стороны, уделяя сложным противоречивым аспектам весьма незначительную роль (К.И. Букова , А Муранов , Н.Ф. Чистяков и др.).
В 1990-е и 2000-е гг. в связи с демократизацией общества интерес к направлению значительно популяризируется, и в свет начинают выходить исследования, посвященные изучению конкретных правоохранительных институтов и их деятельности (В.А. Гусак , М. Делаграмматик , Г.И. Загорский , А.Г. Звягинцев и Ю.Г. Орлов , Н.А. Латышева и др.).
В противовес авторам коммунистической эпохи в наше время с позиции некоторых специалистов особые органы государственной системы стали рассматриваться как прямые проводники суровой сталинской политики, удар которых направлен на любого, кто выступает против режима (В.Д. Игнатов , И.А. Зюзина , О.Б. Мозохин , Д.В. Омельчук , Ю.И. Стецовский и другие).
По сей день, в историографии довольно слабо рассмотрена деятельность Военных трибуналов при осуществлении ими правосудия над коллаборантами (Д.Е. Комаров ).
Порожденные теоретические противоречия, недостаточная изученность некоторых структур вкупе с ограниченным доступом ряда важнейших источников формируют новизну проблемы и её актуальность.
Объект исследования: основы советской судебной системы в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: деятельность военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны.
Целью данного исследования является изучение правоприменительной практики военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны и их роли в поддержании воинской дисциплины.
Задачи исследования:
— изучить реконструкцию судебной системы государства в годы войны;
— рассмотреть ужесточение советского законодательства в период войны;
— проанализировать деятельность военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны;
— выявить позицию военных трибуналов по отношению к трудовому дезертирству;
— рассмотреть контрреволюционные преступления и хищения в рамках работы военных трибуналов.
Методы исследования. В исследовании применяются такие методы, как дедукция и индукция, синтез и анализ, систематизация и классификация, анализ ситуаций, контент-анализ документов.
Методология исследования опирается на дискурсивный анализ, который позволяет нам реконструировать эмпирические и теоретические работы по данной теме и вычленить понятия, трактовки, смыслы, при помощи которых исследователи обозначают и интерпретируют работу военных трибуналов во время Великой Отечественной войны.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами документов:
— опубликованные документы и материалы ВС и ЦК КПСС;
— мемуары военных прокуроров и секретарей, их мнения и взгляды на проблемы функционирования военных трибуналов.
Научная новизна исследования заключается в обобщении ряда мемуаров и опубликованных документов для формирования более полной картины деятельности военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны, а также деятельность Военных трибуналов при осуществлении ими правосудия над коллаборантами.
Цель и задачи исследования определили структуру данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Правоохранительная деятельность Советского государства в годы войны определялась Указом Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», принятым 22 июня 1941 г. в соответствии со ст. 49 п. «п» Конституции СССР. Согласно этому указу, в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности передавались военному командованию. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. В сфере подсудности военных трибуналов оказались дела о государственных преступлениях, о хищениях общественной собственности, о разбое, умышленных убийствах и побегах из мест заключения, об уклонении от воинской службы и о сопротивлении представителям власти, дела о незаконном хранении оружия, а также все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими. Кроме того, военным властям предоставлялось право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и других преступлениях, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.
22 июня также был принят Указ «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий», в соответствии с которым военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военные трибуналы создавались не только в армии, на флоте и в войсках НКВД, но также в военизированных учреждениях и на транспорте. Постановлением ГКО от 14 декабря 1941 г. линейные суды железных дорог СССР были реорганизованы в военные трибуналы. В местностях, где постановлением ГКО вводилось осадное положение, территориальные судебно-прокурорские органы преобразовывались в военные. До начала войны в стране функционировали 298 военных трибуналов с численностью судей 766 человек. По состоянию на 1 марта 1942 г. было сформировано еще 823 трибунала, а численность оперативных работников (без секретарей) увеличилась до 3735 человек.
Трибуналы стали важным звеном в системе правоохранительных органов военного времени.
Основные выводы по отношению к деятельности военных трибуналов во время ВОВ:
1. В военное время никаких особых нормативов материального права, которые регламентировали бы организацию военных судебных инстанций, не предусматривалось.
2. Трибуналы до 1943 года действовали в составе трех постоянных представителей. После этого в них участвовали заседатели.
3. Положение о военных трибуналах позволяло данным судебным органам принимать к рассмотрению дела по истечении суток после непосредственного вручения обвинительного заключения.
4. Обвинительные приговоры военных трибуналов не подлежали последующему кассационному обжалованию. Они могли изменяться или отменяться только в порядке специализированного надзора.
5. Большая часть дел рассматривались военными трибуналами в закрытых заседаниях, поскольку затрагивали охрану государственной тайны.
6. Представители военных трибуналов назначались совместными приказами Наркома обороны и НКЮ СССР.
7. Особенность деятельности военных трибуналов в военный период – расширенная подсудность. В основном к ней относились дела, касающиеся военных и контрреволюционных преступлений.
8. Во время Великой Отечественной войны система военных трибуналов была достаточно сложной в сравнении с существующей сегодня. Война не упразднила ныне существовавшую судебную систему, не внесла серьезных изменений в законодательные основы ее деятельности и организации.

Свою работу продолжали: Верховный советский Суд, краевые, народные, областные, верховные судебные инстанции территориальных образований, соответствующие прокурорские организации. Действовали принципы судопроизводства, установленные законом: ведение процесса на национальном языке, законодательная защита по уголовным делам, устность, гласность; сохранялся общий порядок пересмотра приговоров и пр. Наиболее существенные изменения, которые ВОВ внесла в судебную систему, подразумевала расширение сферы деятельности военных судебных органов.
Таким образом, основу советской судебной системы в военные годы составляли военные трибуналы. Условно они подразделялись на:
1) Военный трибунал Советской (Красной) армии;
2) военные трибуналы НКВД;
3) трибуналы ВМФ;
4) Военные трибуналы водного и железнодорожного транспорта;
5) Военные трибуналы прифронтовых районов.
В те годы вся система трибуналов возглавлялась советским Верховным Судом. ВК Верховного Суда действовала как:
а) суд I-й инстанции по наиболее важным уголовным преступлениям;
б) кассационная инстанция для ВТ. Здесь в качестве установленной меры наказания выносился смертный приговор;
в) надзорная государственная инстанция по делам военных трибуналов, за исключением военных трибуналов водных и ж /д путей сообщения.
Военный Трибунал не являлся самостоятельной системой, а был олицетворением сущности политики государства, ввиду чего его деятельность нельзя рассматривать в отрыве от общей политической обстановки того времени, которая складывалась в стране и за рубежом. Выполняя свою работу, Военный трибунал не был застрахован от тех просчетов, что допускали и другие силовые организации, подчиненные советскому руководству. Люди, работающие в этих организациях, были людьми своего времени, действовали исходя из идеологических установок и законодательства той эпохи. Поэтому, мы должны помнить, что любая система – это, прежде всего, идея, комплекс и лишь потом – обстоятельства, даже если их роль очень велика.
Законы военного времени были суровы, подчас даже жестоки, но необходимы. Их строгость оправдывалась, прежде всего, экстремальной обстановкой военного времени. Чтобы обеспечить консолидацию тыла, нейтрализовать деструктивное воздействие войны, правоохранительные органы были вынуждены подходить к любым правонарушениям со всей строгостью, которую предписывали законы военного времени.
В системе военных судов России в настоящее время произошли важные перемены, изменились стоящие перед ними задачи. Военные суды в системе судебной власти стали гарантом законности в Вооруженных Силах России. Укрепление правопорядка и повышение уровня боеготовности армии в современности необходимы.
Актуальность и незаменимость военных судов не вызывает сомнений. В условиях сложной международной обстановки, когда возросло количество военных конфликтов, возможность размещения воинских формирований России, на основании международных договоров, на территориях других государств носит важное политическое значение. Военные суды тесно связаны со спецификой несения воинской службы, что дает возможность для их быстрого и правильного реагирования.
Деятельность военных судов в механизме российского государства связана повышением авторитета судебной власти и государственного престижа страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СОВЕТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1.1. Реконструкция судебной системы государства в годы войны

С XVII века встречаются первые упоминания о военных судах, когда на Руси еще не существовало постоянно действующей армии, не было военно-уголовного законодательства и судопроизводства, но необходимость в наличии военной судебной власти была очевидна, особенно ощутимая в военное время и при чрезвычайных ситуациях. В условиях сбора на войну основная часть мужчин рекрутировалась в армию и становилась ратниками. В мирное время ратные люди несли ответственность перед гражданскими органами – приказами. За совершенные преступления в военное время они отвечали перед временно созданными судами, которые действовали во время боевых действий.
Это были суровые суды, отличающиеся своей жестокостью, основной их целью являлось устрашение и подчинение, в связи с чем многие преступления карались смертной казнью. При этом за преступления, которые непосредственно ослабляли боевую готовность, а их было большинство (например, самовольная отлучка вблизи неприятеля, утрата боевых припасов), предусматривалась смертная казнь, а за менее опасные — наказания «великие и жестокие», «без пощады», «по обстоянию дела» . Наказания были очень строгими и их определение зависело в основном от личного убеждения военачальника.
В последующем, в процессе развития истории, в ходе происходивших в стране реформ различных государственных органов одновременно вносились изменения и в военных организациях.
Петр I, в годы своего правления, создает регулярную (постоянную) армию, для надлежащего обеспечения которой необходимо было поддерживать четкий порядок и дисциплину. Теперь для образования «правильных, самостоятельных военных судов» не хватало соответствующих военно-судебных законов .
В 1716 году был принят, написанный лично Петром I, Воинский устав. Довольно объемный труд, состоящий из трех томов, который имел в своем содержании отдельную главу «О суде и судиях». Произошли значимые изменения в системе военных судов. Военные суды России обрели юридическую базу, основанную на специальных военно-судебных и военно-уголовных законах.
Полковой суд являлся низшей инстанцией военного суда, апелляционной инстанцией для него стал Генеральный суд, который вместе с тем рассматривал все государственные преступления и преступления высших воинских чинов.
В 1867 Александром II был утвержден Военно-судебный устав, который был построен на последовательном и тщательном преобразовании судебной реформы 1864 года. Постепенное преобразование судов, по округам, строилось на принципах равенства, гласности, независимости судей, состязательности сторон и др. Подразделяясь на инстанции, суды разделились на полковые, военно-окружные (первая инстанция) и Главный военный суд, принимавший решения по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Поэтапно начала создаваться совершенно новая отечественная военно-судебная система.
Реформированная система военных судов с небольшими изменениями просуществовала до 1917 года, после чего действовавшие военные суды были упразднены. В стране начали создавать новый вид судов – народных, которые должны были избираться населением. В их компетенцию входило и рассмотрение дел, совершенных военнослужащими. Но в скором времени стало очевидным, что данная задача не под силу такого рода судам, так как они не могли обеспечить оперативного разрешения дел, возникших в армии, особенно в период боевых действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы