Социальная педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность социального педагога по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие социализации в трудах отечественных и зарубежных ученых. Особенности социализации детей с ОВЗ 8
1.2. Особенности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 17
1.3. Направления деятельности социального педагога по социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 25
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 36
2.1. Организация и проведение процедуры исследования: цель, задачи, методы 36
2.2. Программа социально-педагогического сопровождения по социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 48
2.3. Оценка эффективности программы и анализ результатов исследования 50
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Дерево» 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1-2 специального/ коррекционного/ класса 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест школьной тревожности Филлипса 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты констатирующего этапа исследования 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Программа занятий 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Результаты контрольного этапа исследования 100

 

  

Введение:

 

Происходящие изменения в условиях экономического и политического реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей задачей которого является успешная социализация личности в период обучения в школе. Однако политико-экономическая нестабильность, имеющая пролонгированный характер, существенно затрудняет процессы социализации младших школьников. Ориентация школы на учебную деятельность не соответствует потребностям общества в социализирующем значении школьного воспитания, необходимости функционирования школы не только в качестве учебной, но социально-развивающей среды, создающей предпосылки для социального становления школьника, его включения в систему общественных отношений, адаптации в социуме.
Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В процессе социализации детей на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта образовательного и воспитательного процесса. Адаптация выступает как широкая полифония социальных ценностей через механизмы социализации. Именно в младшем школьном возрасте начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Проблемы школы, традиционно осуществляемые в рамках педагогики и психологии, в настоящее время активно реализуются и социальной педагогикой, сфера деятельности которой представлена в образовании. Одним из направлений деятельности социального педагога выступает работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время существует множество исследований, проводимых в области коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященных детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ нередко характеризуются недостаточной сформированностью познавательной и эмоционально-волевой сфер, низкой произвольной регуляцией поведения; пониженной работоспособностью, испытывают трудности в усвоении предусмотренного школьной программой материала, имеют недостаточно несформированную учебную мотивацию и сложности коммуникации. При обучении в общеобразовательных школах дети с ОВЗ находятся оторванными от социума нормально развивающихся сверстников, имеют ограниченные контакты, что приводит к нарушению социальной адаптации, социализации. Поэтому так важно обеспечить детям данной категории социально-педагогическое сопровождение, направленное на преодоление трудностей социализации в условиях общеобразовательного учреждения.
Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме социализации школьников свидетельствует об ее актуальности, но в тоже время специфика социально-педагогической деятельности по социализации младших школьников с ОВЗ полностью не раскрыта. Обращенность к данной проблеме обусловлена потребностью в социально адаптированных учащихся с проблемами развития.
Все вышесказанное выявляет проблему исследования: какова роль социального педагога в социализации младших школьников с ОВЗ?
Выявлены противоречия:
— между интенсификацией процесса учебной деятельности, и потребностями углубленного анализа процесса социализации младшего школьника с ОВЗ при обучении в школе;
— между важностью работы социального педагога и недостаточной разработанностью социально-педагогических подходов, обеспечивающих высокую степень эффективности социализации младших школьников с ОВЗ.
Постановка проблемы и раскрытие противоречий обусловили выбор нами темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Вопросами о единстве закономерностей психического развития нормальных и аномальных детей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, и др.). Изучению детей с особыми образовательными потребностями в области коррекционно-развивающей работы посвящены труды И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, Л.И. Плаксиной, Н.Я. Семаго, У.В. Ульенковой и др.
Изучением закономерностей развития личности на разных этапах онтогенеза занимались Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.
Вопросы социализации как процессе присвоения социально адаптированных способов поведения рассматривались Г.М. Андреевой, М.И. Еникеевым, А.В. Мудриком, В.С. Мухиной, А.А. Радугиным, Э. Эриксоном и др.
Исследованием особенностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья занимались А.Ю. Белогурова, О.Е. Буланова, В.Ю. Ваниева, М.В. Казьмина, О.В. Карунина, И.О. Кириллова, Я.Ю. Мостовская, Г.П. Шереметова и др.
Проблемы организации деятельности социального педагога с детьми с ОВЗ затрагиваются в трудах Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.П. Глухова, Г.Н. Голоуховой, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева и др.
Объект исследования: социализация младших школьников с ОВЗ в современных условиях.
Предмет исследования: процесс социально-педагогической деятельности по социализации младших школьников с ОВЗ.
Цель работы: теоретически обосновать и эмпирически подтвердить эффективность социально-педагогической деятельности по социализации младших школьников с ОВЗ в рамках общеобразовательного учреждения.
Задачи.
1. На основании анализа научных источников классифицировать виды нарушений психофизического развития и описать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Раскрыть понятие «социализации» в рамках педагогической проблемы и проанализировать ее особенности применительно к детям младшего школьного возраста с ОВЗ. Дать психолого-педагогическую характеристику младшим школьникам с ОВЗ в контексте процесса социализации.
3. Рассмотреть роль социального педагога в социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
4. Разработать и реализовать на практике программу социально-педагогического сопровождения по социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и дать анализ полученным результатам.
Гипотеза исследования: процесс социализации младших школьников с ОВЗ будет более успешным, если:
— будет эффективно реализована социально-педагогическая деятельность по социализации младших школьников с задержкой психического развития в рамках учебного процесса;
— будут созданы эффективные социально-педагогические условия, способные обеспечить снижение уровня тревожности, выработать навыки взаимодействия со сверстниками, оптимизировать самооценку и повысить уровень школьной мотивации у школьников с ОВЗ.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе школы № 1, села Аскино, административного центра Аскинского района Республики Башкортостан, с детьми младшего школьного возраста — 1 классов, возрастной категории 7-8 лет. Количественный состав испытуемых составил 20 человек: экспериментальная группа представлена детьми с ОВЗ, контрольная — детьми с нормальным развитием.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы ВКР применялись автором на практике при проведении программы по социально-педагогическому сопровождению младших школьников в контексте социализации, а также могут в дальнейшем быть использованы автором на научно-практических конференциях по проблемам инклюзивного образования, а по итогам конференции могут быть опубликованы в сборнике научных трудов кафедры педагогики начального образования.
Практическая значимость. Уточнены и конкретизированы данные об особенностях социализации; выявлены качественные характеристики, определяющие специфику социализации младших школьников с ОВЗ Результаты исследования о специфике социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ в образовательном учреждении могут служить основой для решения задач в практике педагогов начального образования при социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ с низким уровнем социализации, а также могут быть востребованы педагогами, психологами, дефектологами, социальными педагогами для разработки коррекционных программ, ориентированных на детей с ОВЗ.
Структура работы. ВКР включает введение, две главы, заключение, список литературы, представленный 66 источниками. Работа снабжена таблицами (8), рисунками (6). Имеется приложение (6), список сокращений и условных обозначений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
2. Бабкина, Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В. Бабкина. – М.: Айрис-Пресс, 2015. – 144 с.
3. Багулина, Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе / Н.В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 99-102. – Режим доступа: URL https: //moluch.ru/conf/ped/archive/17/42/ (Дата обращения: 17.12.2018)
4. Баенская, Е. Р. Нарушения активного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом раннего возраста / Е.Р. Баенская // Дефектология. – 2013. – № 3. – С. 27-34.
5. Басов, Н. Ф. Социальная работа с различными группами населения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф Басов. – М., 2013. – 549 с.
6. Белая, Н. А. Исследования особенностей коммуникативно-речевой сферы детей в специальной педагогике / Н. А. Белая // Народное образование. Педагогика. – 2014. – № 1. – С. 1-15.
7. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. И. Борякова. – М., 2012. – 399 с.
8. Бородулина, С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / С. Ю. Бородуллина // Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 276 с.
9. Бурменская, Г. Хрестоматия по детской психологии / Г. Бурменская, А. Запорожец А., Эльконин, Д., Л. Выготский. – М.: МПСИ, 2014. – 656 с.
10. Ваниева, В. Ю. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // В кн. Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века: материалы Международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара / под общ. ред. Т.А. Ромм, И.В. Хромовой. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – Т.2. – С. 140-146.
11. Василькова, Ю. В., Василькова, Т. А. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Академия, 2008. – 448с.
12. Выготский, Л. С. Проблема умственной отсталости // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педа¬гогика, 2014. – 556 с.
13. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
14. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология. Учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. – М.: Юрайт, 2017. – 264 с.
15. Головчиц, Л. А. Совершенствование форм коррекционно– педагогической помощи детям дошкольного возраста с комплексными нарушениями развития / Л.А. Головчиц // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 25-32.
16. Голоухова, Г. Н. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / Г.Н. Голоухова. – Архангельск, 2010. – 152 с.
17. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2011. – 480 с.
18. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – СПб.: Дидактика Плюс. – 2001. – 272 с.
19. Дубровина, И. В. Проблемы воспитания в контексте деятельности школьной психологической службы / И. В. Дубровина // Воспитание школьников. – 2016. – № 6. – С. 3-11.
20. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. – 624 с.
21. Казьмина, М. В., Карунина, О. В. Социализация детей с ОВЗ как педагогическая проблема // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Мат-лы международной научно-практической конференции. Под науч. ред. Ю.В. Богинской. – 2017. – С. 164-167.
22. Кириллова, И. О. Социализация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности в общеобразовательной школе / И. О. Кириллова // Научно-педагогическое обозрение. – 2015. – № 3 (9). – С. 83-91.
23. Лебединская, К. С. Задержка психического развития и её причины / К. С. Лебединская / Причины возникновения и пути профилактики аномальных детей. – М., 1985. – 432 с.
24. Либлинг, М. М. Проблема выбора методов коррекционной помощи при аутизме и расстройствах аутистического спектра / М. М. Либлинг // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 3-7.
25. Липский, И. А. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс / И. А. Липский // Педагогика. – 2012. – № 1. – С. 24–32.
26. Лобанова, А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе / А. В. Лобанова // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 3. – Режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23058 (дата обращения: 17.12.2018).
27. Лубовский, В. И. Современные проблемы диагностики ЗПР / В. И. Лубовский // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – С. 1-5.
28. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / Мамайчук И. И. – СПб.: Речь, 2013. – 400 с.
29. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
30. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для вузов / Б. Н. Алмазов / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М: Академия, 2012. – С. 73.
31. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для вузов / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2013. – 528 с.
32. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
33. Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений /А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2012. – 304 с.
34. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 656 с.
35. Никитина, Л. Е. Социальный педагог в школе / Л. Е. Никитина. – М.: Академия, 2013. – 232 с.
36. Никольская О. И. и др. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. И. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. – М., 2005. – 288 с.
37. Никольская, О. С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подход / О. С. Никольская // Дефектология. – 2014. – № 4. – С. 23-33.
38. Никуленко, Т. Г., Самыгин, С. И. Коррекционная педагогика / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. – СПб.: Феникс, 2012. – 448 с.
39. Нудельман, М. М. Представление глухих школьников об оценке их личности сверстниками / М. М. Нудельман // Дефектология. – 2013. – № 6.
40. Осипова, А. А.Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 512 с.
41. Переслени, Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование / Л. И. Переслени. – М.: Педагогика, 2012. – 94 с.
42. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Сост. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 526 c.
43. Прилепская, Т. Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слабослышащих школьников / Т.Н. Прилепская// Дефектология. – 1989. – № 5. – С. 26-32.
44. Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой. – М., 2012. – 448 с.
45. Психология социальной работы: учеб. пособие / Сост. И.В. Цевелева. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «Комсомольский-наАмуре гос. техн. университет», 2012. – 175 с.
46. Радугин, А. А. Социология: курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Центр, 2011. – 160 с.
47. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции / Под ред. Г.П. Шереметовой, Я.Ю. Мостовской. – Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015. – 210 с.
48. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. научно-метод. материалов / Под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. – М.: «Спутник+», 2014. – 335 с.
49. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
50. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. И. А. Липского, Л. Е. Сикорской. – М., 2013. – 280с. – С. 16-20.
51. Социальная психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.; Под ред. А. В. Петровского. – М., 2007. – 224 с.
52. Специальная педагогика: учебное пособие для пед. вузов / Л.И. Аксенова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2014. – 400 с.
53. Стребелева, Е. А. Ранний возраст: педагогические условия для предупреждения и коррекции отклонений в психофизическом развитии детей с умственной недостаточностью / Е. А. Стребелева // Специальное образование. – 2015. – С. 36-39.
54. Технология социальной работы: учебник для СПО / Под ред. Е. А. Холостовой, Л. И. Кононовой. – М.: Юрайт, 2016. – 503 с.
55. Толстикова О. Н. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы по формированию мотивации учебной деятельности у умственно отсталых младших школьников / О.Н. Толстикова // Специальное образование. – 2012. – № 3 (27). – С. 73-81.
56. Ульенкова, У. В., Лебедева, О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2015. – 623 с.
57. Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: утвержден приказом Минобрнауки России (Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) от 19.12.2014 № 1598; в ред. приказов от 03.02.2015 г. № 35847.
58. Харчева, В. Г. Основы социологии / В. Г. Харчева. – М.: Логос, 2009. – 302 с.
59. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М. В. Шакурова. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
60. Шелия, А. В. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду: британский опыт / А. В. Шелия // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – С. 59-62.
61. Шешукова, Н. Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками у младших подростков с проблемами в развитии / Н.Н. Шешукова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. – № 3. – т. 3. – С. 168-172.
62. Шипицына, Л., Сорокин, В., Исаев, Д.,
63. Иванов, Е. и др. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л. Шипицына, В. Сорокин, Д. Исаев, Е. Иванов, О. Защиринская, Е. Михайлова, Л. Крючкова и др. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
64. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский, И. М. Соловьев и др. / под ред. Ж. И. Шиф. – М., 2014. – 342 с.
65. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. – М., 2012. – 316 с.
66. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – С.-Пб.: Университетская книга, 1996. – 241 с.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХОДЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие социализации в трудах отечественных и зарубежных ученых. Особенности социализации детей с ОВЗ

В каждой научной дисциплине существуют понятия, которые располагают довольно широким общепринятым значением и, зачастую подвергаются критике за многозначность и неясность. К таким понятиям несомненно можно причислить термин «социализация».
Социализация – это процесс (а также и результат) присвоения индивидом системы социальных ценностей и социально адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств [Еникеев, 1999].
Социализация — (от лат. socialis-общественный) — процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта [Радугин, 2011].
Социализация – процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:
— развитие игровой деятельности детей;
— приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми(в том числе моральным);
— формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [Харчева, 2009].
С.А.Козлова представляет наиболее объективные точки зрения на понятие.
1. Социализация – это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Согласно этой концепции человек должен адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. Человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотя процесс адаптации происходит у всех по-разному.
2. Социализация – это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С.Кон).
3. «Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик)» [Мудрик, 2012].
Исследователи выделяют следующие функции социализации: передача культурных ценностей от одного поколения другому; развитие «Я» личности.
В отечественной психологии используются еще два термина, которые исследователи предлагают анализировать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». В таком контексте социализация — это процесс развития личности с помощью обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации.
Социализацию можно рассматривать как интернализацию социальных норм: социальные нормы делаются обязательными для индивида в том смысле, что они, определяются им самим для себя, нежели навязываются ему и являются, таким образом, элементом индивидуальности личности. Г.М. Андреева под социализацией понимает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид постигает определенную систему норм и ценностей, которые помогают ему функционировать в качестве члена социума [Андреева, 2001].
Социализация – «интерактивный» процесс, поскольку предусматривает, прежде всего, взаимодействие старшего и младшего поколений — как естественное, в виде контактов «лицом к лицу», так и опосредствованное массовыми коммуникациями. Разом с тем, процесс социализации охватывает также и различные связи индивида с ровесниками.
Э. Эриксон предложил теорию, в рамках которой анализируются социальные аспекты психосексуального развития. Оно рассматривается как процесс объединения индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социального, культурного окружения [Эриксон, 1996].
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, требуется действие следующих факторов: ожидание, перемены в поведении, стремление соответствовать ожиданиям [Радугин, 2011].
Процесс развития личности, по его мнению включает:
− стадию подражания и копирования детьми паттернов поведения взрослых;
− игровая стадия, во время которой осуществляется осмысление поведения посредством проигрывания социальной роли;
− стадия групповых игр, в процессе реализации которых ребенок осознает те ожидания, которые возлагает на него группа людей.
Следовательно, социализация понимается как процесс усвоения социальных норм, паттернов поведения. В процессе социализации личность выступает как субъект и объект социальных отношений. А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию [Социальная психология, 2007].
На стадии адаптации, которая обычно совмещается с периодом детства, человек является объектом социальных отношений, на который устремлено множество усилий родителей, воспитателей, педагогов. Осуществляется вступление в человеческий мир: усвоение некоторых знаковых систем, сформированными человечеством, простых норм и правил поведения, социальных ролей; овладение простыми видами деятельности.
На стадии индивидуализации совершается обособление индивида, обусловленное необходимостью персонализации. На этой стадии человек предстает как субъект социальных взаимоотношений. То есть, индивид, который усвоил ряд культурных норм социума, может выразить себя как необыкновенная индивидуальность, созидая нечто новое, оригинальное, то, в чем и проявляется его личность. Если на стадии адаптации наиболее существенным было освоение, то на второй — воссоздание в индивидуальных и оригинальных формах. Индивидуализация во многом обусловлена противоречием между достигнутым результатом адаптации и необходимостью в наибольшей реализации собственных индивидуальных характеристик. Стадия индивидуализации содействует демонстрации отличий между людьми.
Стадия интеграции предполагает установление определенного равновесия между человеком и социумом, соединение субъект-объектных связей личности с обществом. Человек определяет для себя тот наилучший вариант жизнедеятельности, который позволяет успешный процесс самореализации в социуме, а также принятию им его изменяющихся норм. Интеграция проходит успешно, если характеристики личности принимаются группой, социумом.
Социализация делится на первичную и вторичную. Первичная социализация совершается в кругу близких и родных, вторичная социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).
Одним из наиболее значительных способов направленной социализации является воспитание — процесс осознанно образованного, планомерного и целенаправленного влияния на сознание и поведение формирующейся личности с целью развития у нее понятий, системы ценностей, убеждений, социальных установок и подготовки ее к инициативной профессиональной, социальной и культурной деятельности [Григорович, 2011].
Социализация совершается посредством механизмов социализации — способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.
Одним из первых был выделен механизм идентификации. Суть ее состоит в том, что личность формирует не столько окружающая среда, сколько та совокупность правил, норм и принципов, с которыми он себя соотносит, те из них, с которыми он себя уподобляет. В онтогенезе человека усвоение идентификации как способности причислять собственные характеристики, влечения и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способности приписывать себе характеристики, влечения и чувства других (интериоризационная идентификация) приводит к вырабатыванию механизмов социального поведения, к установлению связей с другим человеком на положительных эмоциональных тонах [Мухина, 2015].
Важное значение придается факторам социализации. В качестве основных факторов социализации выделяют: 1) биологические (биологическая наследственность); 2) психологические (воздействие на процесс социализации темперамента, характера, способностей развивающегося человека); 3) социальные (экономические, политические, культурные).
Следовательно, процесс социализации совершается в несколько этапов: адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовой и послетрудовой этап. Исследователи обозначают ненаправленную и направленную форму социализации, важнейшей из которых является воспитание. Механизмы социализации анализируются как способы усвоения социального опыта.
На всех стадиях социализации влияние социума на личность реализуется или непосредственно, или через группу, но совокупность способов влияния можно свести следующему: это нормы, ценности и знаки. Другими словами, общество и группа транслируют развивающейся личности определенную систему норм и ценностей с помощью знаков. Те конкретные группы, в которых личность присоединяется к системам норм и ценностей и которые являются специфическими трансляторами социального опыта, называются институтами социализации. Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества.
Основные институты социализации — это семья и образовательные учреждения. Первоначальным и очень значительным из институтов социализации предстает семья, которая являет собой не только первичную группу (по определению Ч. Кули), характеризующуюся сотрудничеством и сопереживанием, но и естественную модель, микромир широкого социального макромира [Мудрик, 2012]. Именно в семье дети усваивают первые навыки взаимодействия, первые социальные роли (в том числе — половые роли, воспитание черт маскулинности и фемининности), осознают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) влияет на становление у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации связана также с типом социума, с его традициями и культурными нормами.
Школа является вторым значительным институтом социализации, поскольку выводит передачу знаний, умений и навыков за рамки первоначального естественного контакта родителей и детей. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само предстает как значительный компонент социализации. Школа обогащает возможности ребенка в коммуникационном аспекте: кроме общения со взрослыми, появляется константная специфичная среда общения с ровесниками, что само по себе является важным институтом социализации
Социализация характеризует успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы; выражена уровнем принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению.
Социализация младшего школьника — наличие психологической готовности к школьному обучению; характеризуется успешностью вхождения ребенка в новую социальную группу, приспособлением к этой новой системе социальных условий, отношений, требований, режиму жизнедеятельности; вырабатыванием способностей к дальнейшему психологическому, личностному, социальному росту с сохранением физического, психического и социального здоровья; установлением контакта с учащимися, с учителем; формированием адекватного поведения; овладением навыками учебной деятельности. Благоприятная социализация школьников начального этапа обучения обеспечивается посредством анализа основных показателей эффективной адаптации ребенка: сохранением физического, психического и социального здоровья детей; установлением контакта с учащимися, с учителем; формированием адекватного поведения; овладением навыками учебной деятельности.
Процесс социализации — многосторонний процесс, включающий формирование способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Как ведущие компоненты социализации выступают взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под воздействием объединяющей направленности учебной деятельности учащиеся формируют коллективы, отличающиеся учебной целеустремленностью. Это способствует формированию более продуктивной социальной направленности школьников. Взаимоотношения приобретают более стойкий характер, вырабатываются соответствующие критерии оценки личных качеств друг друга в процессе взаимодействия. С течением времени ребенок начинает осознавать обусловленность собственного положения в классе от результатов своего поведения, учебы и соответствия этого поведения принятым в классе нормам.
Особенностями социализации детей младшего школьного возраста с ОВЗ являются следующие:
— общение в малых эндогенных группах с детьми более младшего возраста, что характерно для нормально развивающихся учащихся лишь в начале школьного обучения;
— основное содержание общения у младших школьников с ОВЗ составляет игровая деятельность, которая продолжает оставаться ведущей и вызывающей эмоциональное удовлетворение. Учебная деятельность, которая на данном возрастном этапе должна сменить игровую, у младших школьников с ОВЗ отходит на второй план. Личностные и познавательные мотивы, характерные для коммуникативной деятельности учащихся с нормальным развитием, депривированы к детей того же возраста с задержкой психического развития;
— детям младшего школьного возраста с ОВЗ свойственна потребность в доминировании, которая у нормально развивающихся сверстников проявляется гораздо раньше;
— дети характеризуются завышенной самооценкой, также характерной для более раннего этапа возрастного развития;
— на фоне значительного отставания и даже отсутствия познавательной активности зарождаются отдельные элементы активности лишь в ситуации, сопряженной с эмоционально удовлетворяющим ребенка общением.
Процесс вхождения в коллектив сверстников, приспособление к новым отношениям и обязанностям влияет и на социальный статус детей в среде одноклассников. В школьной микросреде ребенок находится в ситуации необходимости взаимодействия со сверстниками, однако, в отличие от сверстников с нормальным развитием, младшие школьники с ОВЗ не всегда испытывают потребности в общении и построении продуктивных межличностных отношений с одноклассниками, что приводит к тому, что дети преимущественно находятся в неблагоприятных статусных категориях. Личностные особенности младших школьников с ОВЗ предопределяют и ход развития межличностных отношений, и проявлениями этого служат повышенная агрессивность, конфликтность и импульсивность детей.
Н.Н. Шешуковой были сформулированы выводы, что в условиях тенденции к инклюзивному образованию и закрытия классов коррекции особенно актуальной становится проблема выраженного неблагополучия в сфере общения и налаживания взаимоотношений у детей школьного возраста с задержкой психического развития, обучающихся в смешанных по составу классах, в то время как положительные межличностные отношения свойственны детям с задержкой психического развития, которые обучаются в коррекционной школе [Шешукова, 2008].
Социализация младших школьников происходит в ходе включения в процесс учебной деятельности, посредством которого ученик приобретает необходимые умения, знания и навыки, определяющие его позицию как обучающегося. В качестве базовых принципов социализации средствами учебной деятельности можно назвать системность, культуросообразность и адаптивность образовательной деятельности; использование принципов гуманизма и индивидуализации в обучении; социализация ребенка посредством включения в образовательную среду; принцип ценностного отношения к каждому ребенку [Кириллова, 2015].
Среди признаков социализации можно выделить следующие: удовлетворенность ребенком процессом школьного обучения, степень легкости или сложности при выполнении программы, самостоятельная активность при выполнении заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому, удовлетворенность межличностными отношениями — с одноклассниками и учителем. Среди социально-психологических аспектов социализации отмечают в первую очередь благоприятную коммуникативную обстановку, способствующую попыткам ребенка занять достойное социальное положение в классном коллективе. Отличительными особенностями взаимоотношений младших школьников является то, что дружеские взаимоотношения обусловлены общностью внешних условий либо спонтанными стихийно возникающими интересами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы