Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность органов местного самоуправления по управлению жилищно-коммунальным хозяйством.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством (далее ЖКХ) 9
1.1. Исторические аспекты становления управления сферой ЖКХ 9
1.2. Понятие «жилищно-коммунальное хозяйство» его структурные составляющие 15
1.3. Нормативно-правовое обеспечение управления сферой ЖКХ 32
Выводы по 1 главе 38
2. Оценка деятельности органов местного самоуправления в управлении сферой ЖКХ на примере Свердовской области 40
2.1. Органы местного самоуправления в системе управления сферой ЖКХ 40
2.2. Организации, оказывающие жилищные и коммунальные услуги в системе управления сферой ЖКХ 46
2.3. Анализ региональных и муниципальных программ по совершенствованию управлению сферой ЖКХ 50
Выводы по 2 главе 58
3. Практические рекомендации по совершенствованию управлением сферой ЖКХ в Свердловской области 60
3.1. Основные проблемы в деятельности органов местного самоуправления в управлении сферой ЖКХ 60
3.2. Направления по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления в управлении сферой ЖКХ 63
3.3. Предполагаемые эффекты от внедрения практических направлений 71
Выводы по 3 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94
Введение:
Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и разделение прав между органами государственной публичной власти неотъемлемо связаны с организацией социального государства в Российской Федерации, улучшением качества жизни каждого гражданина.
В настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства представляет собой комплексную и сложную отрасль народного хозяйства, обеспечивающую бесперебойную работу инженерной инфраструктуры, различных зданий, создающих комфорт и удобства для нахождения и проживания в них граждан путём предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. Данная отрасль напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина и требует создания эффективного механизма государственного управления, в том числе и на муниципальном уровне.
Основной характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их обязательное наличие для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населённых пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут выступать в виде доведения до потребителей материальных носителей с определёнными качественными показателями (тепловая и электроэнергия, вода и т.д.), а также в виде непосредственно работ на объекте (обслуживание жилых домов, вывоз бытовых отходов и т.д.).
Актуальность выбранной для рассмотрения темы обусловлено тем, что развитие и оптимизация управления ЖКХ представляет собой сложный процесс, тесно связанный с тем, что эффективность реформирования ЖКХ зависит от многих групп пользователей: от жильца дома и домовладельца на микроэкономическом уровне до государства и общества на макроэкономическом уровне.
Можно сказать, что эффективное развитие жилищно-коммунальной сферы во многом зависит от степени организации управленческого воздействия со стороны институтов местного самоуправления. Таким образом, существует необходимость исследовать опыт деятельности органов местного самоуправления в области управления развитием сферы жилищно-коммунального хозяйства, а также разработать меры по его совершенствованию.
Степень изученности темы исследования. Проблематика развития сферы ЖКХ уже на протяжении многих лет является объектом исследования отечественных и зарубежных ученых. Общим вопросам управления сферой ЖКХ посвятили свои работы Р.Г. Абакумов, М.П Колоскова, Ю.Н. Павлова, Ю.В. Погорелова, Р.А. Руньков, Р.В. Савушкина, Д.В. Стаханов, Э.В. Степанова, О.А. Уржа .
Особенностям управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне муниципальных образований посвящены работы Н.И. Бобровской, Г.Б. Гусейнова, П.Н. Захарова, М.С. Козырева, Т.С. Мелентьевой, Д.А. Мельнова, А.А. Посаженникова, И.В. Рыжова, И.А. Шабанова .
Вопросы совершенствования и внедрения новых методик в управление развитием жилищно-коммунальным хозяйством раскрываются в работах М.С. Агафоновой, Е.Ю. Богдановой, В.Б. Божухина, Е.М. Мазницы, И.Ю. Зильберовой, Л.А. Костаревой, А.А. Саркисяна, И.В. Татарниковой .
Вместе с тем, остается недостаточно изученными вопросы по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по управлению сферой ЖКХ,
Проблема темы исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы управления ЖКХ на уровне органов местного самоуправления и недостаточностью практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности их деятельности.
На основании противоречия возникла проблема исследования: каковы особенности совершенствования деятельности органов местного самоуправления в совершенствовании управления сферой ЖКХ?
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления в совершенствовании управления сферой ЖКХ.
Предметом исследования выступил процесс управления развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в совершенствовании управления сферой ЖКХ.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что одной из проблем, связанных с управлением развитием ЖКХ в муниципальных образованиях является недостаточное использование информации о состоянии жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы управления ЖКХ.
2. Изучить практику деятельности органов местного самоуправления в управлении сферой ЖКХ.
3. Определить направления совершенствования деятельности органов
Заключение:
Следует отметить, что значение жилищно-коммунального сектора необычайно велико. Это связано с тем, что его состояние напрямую влияет на интересы населения и оказывает решающее влияние на качество жизни. В связи с этим государство разрабатывает и внедряет различные инструменты и механизмы управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Описывая особенности системы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством в Российской Федерации, необходимо отметить текущее состояние предприятий ЖКХ, которые предоставляют населению жизненно важные услуги (тепло, вода, газ, электричество, обслуживание домов и прилегающей территории и др.) нестабильно.
Отсутствие централизованного планирования и финансирования, нарушение системы государственных субсидий, датировка и управление жилищно-коммунальными предприятиями с резким сокращением местных бюджетов и неспособность полностью удовлетворить финансовые потребности дорогостоящей коммунальной системы постепенно привели к снижению эффективности коммунального обслуживания. Неспособность этого сектора экономики гибко и быстро реагировать на изменения в окружающей среде становится все более очевидной.
Основной проблемой представленных организационных моделей с учетом территориальной специфики Свердловской области является слабая координация между различными отраслями и уровнями власти, а также организация деятельности в жилищном секторе муниципальных образований (особенно реализация местного самоуправления).
Автор предлагает реализовать инновационную организационную модель реформирования ЖКХ в Свердловской области в формате некоммерческого партнерства, объединяющего саморегулируемые организации в сферах: управления многоквартирным домом, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также регионального муниципальные отходы и областной фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Данная схема управления в сфере жилищного строительства позволит регулировать процесс деятельности и развития этого сектора, благодаря взаимодействию и сотрудничеству всех участников рынка на платформе некоммерческого партнерства. Это позволит создать правила и стандарты деятельности в каждой из областей жилищно-коммунального хозяйства, направленные на повышение эффективности труда, а также сформировать единую стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в управленческом и правовом аспектах. Актуальным вопросом сотрудничества является возможность для органов местного самоуправления реализовать полномочия по организации деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории с участием предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги на территории, независимо от типовой схемы управления.
Формируется проект «Внедрение механизма саморегулирования деятельности предприятий в области теплоснабжения на территории Свердловской области». Стратегическим планом этого проекта является изменение сложившейся ситуации в сфере теплоснабжения в Свердловской области и создание благоприятных условий для модернизации объектов, эффективного управления предприятиями и развития теплоснабжения в регионе. Изменение этой ситуации обеспечит помощь в развитии предприятий в сфере теплоснабжения, благодаря применению единого подхода к управлению предприятиями в этом секторе. Проект планируется реализовать по двум направлениям: создание СРО и разработка мероприятий СРО.
Эффективность представленной инновационной организационной модели управления жилищно-коммунальным хозяйством Свердловской области соответствует возможностям решения текущих проблем жилищно-коммунального хозяйства, описанным в первой главе данной работы, а также имеет дополнительные эффективные аспекты применения. К ним относятся: экономические, социальные, правовые, технические, организационные аспекты, каждый из которых обеспечивает точку безубыточности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации. Текущая фактическая организационная эффективность в сфере жилищного строительства не в полной мере отражена в установленных показателях эффективности, что предполагает их изменение с точки зрения расширения количественных и качественных характеристик. По мнению автора, основным показателем является возможность осуществления полномочий региональных и местных органов власти в организации жилищно-коммунального хозяйства, а также объединение и взаимодействие жилищно-коммунального хозяйства на единой платформе в целом и в подразделениях в частности. для достижения высокой эффективности управления, а также экономического, социального, экологического, технического баланса интересов всех заинтересованных сторон.
Развитие жилищно-коммунального хозяйства в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет способствовать социально-экономическому партнерству государственных и муниципальных органов власти, организаторов и производителей жилищных услуг, а также жителей города и области с целью создания эффективных механизмов и достаточных условий жизни на местах. Такое партнерство послужит основой для формирования нового качества жизнеобеспечения и средств к существованию граждан, что является необходимостью преодоления социальных противоречий, возникших на основе имущественных комплексов в результате рыночных реформ.
Реализация мер, направленных на снижение энергопотребления в коммунальном секторе, не потребует увеличения стоимости тарифов и цен на услуги. Эти мероприятия не потребуют дополнительных инвестиций со стороны государства и населения, обеспечат планомерную модернизацию многоквартирных домов и коммунальных служб. В результате внедрения мероприятий значительно повысится уровень комфорта проживания в многоквартирных домах, а также качество жизни населения.
В работе отмечается проблема недостаточного использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в сфере
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством
1.1. Исторические аспекты становления управления сферой ЖКХ
Днем основания служб российского ЖКХ считают 16 января 1721 г., когда Петр I передал функции «общественного благочиния» российской полиции.
В 1802 г. было создано Министерство внутренних дел и государственных имуществ России (МВД). Департаментам этого министерства и его исполнительным органам на местах были переданы все вопросы реальной жизни, означенные в Наказах Петра I и Екатерины II. В МВД было три полицейских вертикали: исполнительная, безопасности и хозяйственная. Хозяйственная полиция отвечала за благоустройство и развитие российских городов и являлась своеобразным инкубатором возникающих местных самоуправлений.
На протяжении первой половины XIX в. МВД было, по существу, единственным хозяйственным органом России. Постепенно в связи с деконцентрацией власти наблюдается постепенная передача прав и имущества властям городов. Так, в Москве с введением городского самоуправления последовательность передачи прав управления имуществом осуществлялась следующим образом: 1863 г. — земельное хозяйство и школы 1-й ступени; 1865 г. — мосты и набережные; 1866 г. — городская санитария; 1871 г. — городской водопровод; 1878 г. — замощение и очистка улиц, ночлежные дома и т. д. В канун 1917 г. в России 50 % числа городов управлялось МВД, а в 50 % городов действовало общественное самоуправление .
Таким образом, до 1917 года система обеспечения общественного благочиния (наиболее корректный аналог системы ЖКХ) в Российской империи вполне соответствовала мировым тенденциям развития. Днем рождения советской системы ЖКХ следует считать 24 августа 1918 года, когда был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров об отмене права частной собственности на недвижимость в городах.
В результате этого все жилье, которое в дореволюционной России было в основном частным, перешло в государственную собственность (потом, правда, права собственности на частные односемейные дома вернули их прежним владельцам). Поначалу новоиспеченным государственным домом не управлял вообще никто, и вселиться в него мог каждый желающий, к тому же и квартплата была отменена. Такое положение, очевидно, долго не могло сохраняться, и домом стал управлять домком, выбираемый на собрании жильцов. Через некоторое время выяснилось, что домком управляет домом неэффективно, и после недолгих экспериментов с другими формами коллективного управления — жилтовариществом (ЖАКТом) — он был заменен домоуправом — специальным уполномоченным советской власти. Это был уже фактически госчиновник. В дальнейшем управление многоквартирным домом перешло к специальным органам государственной и местной власти (ЖЭКи, РЭУ, ПРЭО, впоследствии ДЕЗы).
Новая власть сохранила прежние традиции управления «сферой благочиния» — в марте 1917 года был организован «Отдел местного хозяйства НКВД». Для упорядочивания управленческой деятельности необходимо было четкое определение административных единиц на «низовом» уровне. Было предложено считать таковыми относительно автономные в хозяйственном отношении территориальные общности населения, присвоив им единое название «коммуна», независимо от их размера (губернии, уезды, волости, города, деревни). Их хозяйственная деятельность была определена как «коммунальное хозяйство», а отделы местных Советов, руководящие ими, были названы коммунотделами, в 1920 году в НКВД создается коммунальный отдел, а в 1921 — Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР.
В течение нескольких десятилетий командно-административная система управления советским государством жестко проводит политику государственного управления той сферой, которая во всех цивилизованных странах успешно управляется органами местного самоуправления. В 1931 году создается Народный Комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, основной целью деятельности которого является централизованное управление коммунальным хозяйством страны. В 1946 г. создается Министерство коммунального хозяйства (МКХ) РСФСР, в 1971 г. — Министерство жилищно-коммунального хозяйства (МЖКХ) РСФСР. С этого момента можно вести отчет об использовании на территории нашей страны аббревиатуры ЖКХ.
С увеличением числа работников заводов с 1950 года повышается необходимость в жилье и расширении структуры управления ЖКХ. В городах формируются производственные жилищно-ремонтные тресты (ПЖРТ), имеющие в подчинении городские производственные жилищно- ремонтные управления (ПЖРУ). «Создание трестов обосновывалось необходимостью управления увеличившимся объемом жилищного фонда с помощью дополнительных районных звеньев управления» . Главной отличительной чертой данной организационной модели управления сферой ЖКХ является выделение отдельного сектора жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого увеличилось количество уровней системы управления, и расширились функции каждого участника сектора.
Регулирование деятельности организаций сферы ЖКХ на всей территории страны осуществлялось центральными государственными органами, которые определяли объемы необходимых для сектора материальных, финансовых и трудовых ресурсов, и нормы их реализации. Все необходимые ресурсы направлялись в организационно-управленческие структуры жилищно-коммунального обслуживания, характеризующиеся многозвенностью, вертикальностью и иерархическим устройством.
Социально-экономический кризис в стране и «перестройка» в 1990-2000