Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность органов местного самоуправления по развитию учреждений культурно-досугового типа (на примере Управления культуры Пуровского района ЯНАО)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 Понятие культурно -досуговой деятельности и учреждений культурно-досугового типа 6
1.2 Правовые аспекты деятельности культурно-досуговых учреждений 10
1.3 Основы организации деятельности органов местного самоуправления по управлению учреждениями культурно-досуговой деятельности 14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПУРОВСКОГО РАЙОНА ПО УПРАВЛЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА 23
2.1 Характеристика управления культуры Пуровского района ЯНАО 23
2.2 Механизмы и технологии управления учреждениями культурно-досугового типа Пуровского района 30
2.3 Эффективность управления учреждениями культурно-досугового типа 39
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА В ПУРОВСКОМ РАЙОНЕ 46
3.1 Разработка предложений по совершенствованию муниципальной политики по управлению учреждениями культурно-досугового типа в Пуровском районе 46
3.2 Оценка социальной эффективности предлагаемых мероприятий 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-4 71
Введение:
Актуальность исследования. Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная политика в сфере культуры и досуга, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Трансформации различных сторон жизни общества России, привели к тому, что начали изменяться социальные и культурные ситуации в сфере организации культуры. Культурный досуг для всех категорий населения, а для молодежи в особенности является первостепенной ценностью, в которой могут реализовываться большинство культурных и социальных потребностей. Текущее состояние государственной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов – население является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и так далее. Ситуация осложняется тем, что полномочия в области государственной политики в сфере культуры и досуга основном отнесены к уровню субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Рассмотрение управления деятельностью учреждений культурно-досугового типа довольно проблемный вопрос, важным также представляется изучение эффективности функционирования действующей структуры органов управления по формированию и реализации мероприятий культуры и досуга для населения. Поэтому в данном исследовании предлагается рассмотреть не только организацию управления учреждениями, но и определить рекомендации по совершенствованию управления учреждениями культурно-досугового типа с целью его дальнейшей оптимизации и повышения эффективности проводимых мероприятий на уровне муниципального образования.
Объектом исследования в работе является управление деятельностью учреждений культурно – досугового типа.
Предмет исследования: пути совершенствования управления учреждениями культурно-досугового типа Пуровского района.
Цель исследования: выработка мероприятий по совершенствованию управления учреждениями культурно-досугового типа Пуровского района.
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие культурно -досуговой деятельности и учреждений культурно-досугового типа.
2. Изучить правовые аспекты деятельности культурно-досуговых учреждений.
3. Определить основы организации деятельности органов местного самоуправления по управлению учреждениями культурно-досуговой деятельности
4. Охарактеризовать Управление культуры Пуровского района ЯНАО
5. Изучить механизмы и технологии управления учреждениями культурно-досугового типа Пуровского района
6. Оценить эффективность управления учреждениями культурно-досугового типа
7. Разработать предложения по совершенствованию муниципальной политики по управлению учреждениями культурно-досугового типа в Пуровском районе
8. Оценить социальную эффективность предлагаемых мероприятий.
Методы исследования: анализ нормативно — правовых источников, литературных источников, анализ служебной документации администрации Пуровского района, применяются общенаучные, аналитические методы, метод экспертных оценок, системный подход, метод дедукции, синтеза, графический и расчетный методы.
Характеристика источников. Источники для подготовки работы составили законодательные источники, среди которых основными являются Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РФ «Осно¬вы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г. № 3612-I; локальные акты и отчетность администрации Пуровского района.
При рассмотрении данной темы были изучены теоретические работы и публикации в СМИ таких авторов как Асановой И.М., Василенко И.А., Васильева А., Жаркова А.Д., Заруба Н.А., Зотова В.Б., Каменец А.В., Коленько С.Г., Литвинова Е.В., Махошевой С.А., Мухина А.Ю. и других авторов.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой главе работы рассмотрены теоретические и правовые основы функционирования учреждений культурно-досугового типа. В результате изучения понятия культурно-досуговых учреждений сделан вывод о том, что культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения личности к культурным ценностям, осуществляемый в свободное время посредством саморазвития.
Деятельность культурно-досуговых учреждений — это деятельность по сохранению, созданию, трансляции и освоению культурных ценностей в сфере свободного времени, носящая добровольный характер.
Культурно-досуговая деятельность по содержанию подразделяется на четыре вида деятельности: познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, практически-преобразующая и творческая.
Политика в сфере организации деятельности учреждений культуры выстраивается с учетом общих принципов государственной политики, законодательства в сфере культуры и в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Деятельность органов местного самоуправления в сфере культуры – это деятельность субъекта, направленная на систематическую координацию и принятие необходимых мер по организации совокупности видов деятельности, предназначенных для удовлетворения потребностей населения в услугах сферы культуры.
В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и культурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени.
Проведенный во второй главе анализ деятельности Управления культуры Пуровского района по управлению учреждения культурно-досугового типа , позволяет сделать выводы.
В Пуровском районе управлением и организацией деятельности учреждений культурно – досугового типа занимается Управления культуры администрации Пуровского района.
Под управлением Управления культуры находится большая сеть подведомственных учреждений, в составе
Управлением культуры в своей деятельности используются административно — распорядительные методы, социально-психологические методы, экономические методы и программно-целевой метод.
В Пуровском районе разработана муниципальная программа «Развитие основных направлений культуры на 2014-2020 гг». Целью программы является повышение качества жизни населения Пуровского района путем развития услуг в сфере культуры.
В настоящий момент основной проблемой культурно-досуговых учреждений является их низкая обеспеченность материально-техническими ресурсами. В сельских домах культуры высока степень износа оборудования, музыкальных инструментов, мебели и самих зданий.
Кроме того, проблемой является отсутствие подготовленных кадров, за три года дополнительное обучение прошли только 66 специалистов из 266 работающих.
С целью оценки эффективности реализации муниципальной программы «Развитие основных направлений культуры» рассмотрено выполнение целевых показателей деятельности учреждений культурно-досугового типа Пуровского района, который показал, что они успешно выполнены, а сама программа эффективно реализуется.
Для выявления проблем в организации досуга проведен опрос 182 населения в возрасте от 20 до 65 лет. По результате анализа и результатов опроса определены следующие проблемы в управлении деятельностью учреждениями Пуровского района: недостаточно активное развитие досуга в отношении семейной молодежи, низкая эффективность информационной поддержки досуга; недостаточное качество предоставляемых культурно-досуговых услуг и отсутствие возможности их оценки со стороны населения.
Обобщая результаты анализа деятельности Управления культуры Пуровского района, можно выделить ключевые проблемы:
1. низкий охват кадров учреждений обучением;
2. не достаточное материально-техническое обеспечение деятельности;
3. не эффективная информационная поддержка деятельности учреждений;
4. отсутствие возможности со стороны жителей влиять на качество услуг учреждений.
В целях улучшения деятельности учреждений культурно-досугового типа и привлечения целевой аудитории, повышения активности населения, а также продвижения информации о событиях и мероприятиях Пуровского района, предложено открыть досуговый портал. В работе подробно рассмотрены варианты наполнения портала и тематика его страниц.
Открытие досугового портала Пуровского района может быть не только интересно, но и полезно населению. На портале предлагается размещать не только информацию о культурной жизни города, но и полезную информацию других органов управления, учреждений. В работе предложена структура досугового портала. Для создания и сопровождения портала предлагается использовать инициативную молодежь. Информация для портала будет поступать по электронной почте к модераторам портала и размещаться ими же.
Наличие досугового портала позволит активнее работать с населением, своевременно доносить до него актуальную и важную информацию, получать обратную связь и в соответствии с её результатами корректировать культурно-досуговую политику.
Без современных, профессиональных кадров, сфера деятельности учреждений культурно-досугового типа не будет эффективно функционировать, поэтому предложено использовать технологии обучения. предложено создание Центра развития на базе центральной библиотеки. предложено использовать дистанционную и очную форму обучения. Важным фактором обучения является его проведение без отрыва от основной работы.
Проведенная экспертным методом оценка социально — экономической эффективности предложенных мероприятий показала, что предлагаемые мероприятия в наибольшей степени будут способствовать совершенствованию деятельности по управлению деятельностью учреждений культурно-досугового типа.
В частности, по мнению экспертов — руководителей подразделений администрации района — предлагаемые мероприятия будут способствовать повышению качества услуг учреждений; повышению активности населения по участию в культурно -досуговых мероприятиях и улучшению обслуживания населения района в целом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРНО -ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО ТИПА
Учреждения культурно-досугового типа функционируют в сфере культурно-досуговой деятельности, где культурно-досуговую деятельность – «это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха» [24. С.19].
Культура досуга понимается как интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения личности к культурным ценностям, осуществляемый в свободное время посредством саморазвития.
Культурно-досуговая деятельность заключает в себе понятия «культура», «досуг», «культурная деятельность». А.Д. Жарков, считает, что культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата» [24, с.29].
Из определения следует, что культура – это все, что создал человек, весь комплекс материальных благ и духовных ценностей. Духовные ценности человека не могут быть вне его культуры — одно всегда вытекает из другого. Следовательно, духовные ценности есть основа как культурно-досуговой деятельности, так и деятельности культурно-досуговых учреждений.
Говоря о культурно -досуговой деятельности необходимо раскрыть понятие досуг. По мнению А.Д. Жаркова, «досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечения и других видов нерегламентированной деятельности. Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей» [24 с.30].
В Федеральном законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» приводится следующее определение культурной деятельности: «культурная деятельность — деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей» [1]. Cобирая данные определения воедино, можно констатировать, что деятельность культурно-досуговых учреждений — это деятельность по сохранению, созданию, трансляции и освоению культурных ценностей в сфере свободного времени, носящая добровольный характер.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, методика, организация, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности [42, c.5].
Стоит отметить, что такие компоненты системы как учреждения культурно-досугово типа сами являются сложной системой, обусловленной их разнообразными типами (концертный залы, клубы, парки, музеи и т.д.) и внутренней материально-технической и организационной системами. К учреждениям культуры так же относятся научные, высшие и средние учебные заведения, такие как МГИК, МОКИ (областной колледж искусств), СПбГИК, КемГИК и так далее, которые так же являются сложными системами. Все это многообразие учреждений культуры является подсистемой в системе культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность по содержанию подразделяется на четыре вида деятельности. Это познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, практически-преобразующая и творческая. Познавательная деятельность удовлетворяет потребность посетителей учреждения культуры в усвоении информации и получении новых знаний, благодаря участию в кружковых формированиях, дискуссионных клубах, лекциях, информационно-просветительных программах и т.д. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет сформировать, укрепить, скорректировать или полностью изменить своё мнение и отношение к событиям современности, к исторически сложившимся духовным ценностям, поступкам окружающих или своим собственным. Практически-преобразующая деятельность характеризуется стремлением к развитию личности путем практических действий. Творческая деятельность – важнейший компонент культурно-досуговой деятельности, который пронизывает все ее формы и виды. Благодаря творческой деятельности раскрываются личностные качества человека, его интересы, эстетические вкусы, темперамент, психологические установки [37, с.77].
Содержание культурно-досуговой деятельности характеризуется целостностью, так как данные виды деятельности всегда находятся в синтезе. Практически-преобразующая деятельность не может быть обособлена от творческой, равно как и познавательная – от ценностно-ориентированной. Специалистами культурно-досуговой деятельности практикуется лишь различная мера их сочетания [33, c.113].
Ведущими функциями культурно-досуговой деятельности являются рекреационная и гедонистическая. Первая отвечает за отдых после трудового дня и психологическую разрядку. Вторая – за удовольствие и наслаждение. Данные функции тесно связаны друг с другом [33, c.115].
Социальные функции культурно-досуговой деятельности реализуются на федеральном, региональном и местном уровнях, что являются прямым отражением закона о культуре Российской Федерации. Задача культурно-досуговой деятельности на федеральном уровне – создать возможность для вовлечения различных слоев населений, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь. На местном уровне – развить общественно эстетическую организованную среду, создать условия для совершенствования деятельности учреждений культуры [33, c.144].