Воспитательная работа с осужденными Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Деятельность начальника отряда по осуществлению воспитательной работы с осужденными

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВАЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ….……………………………………………………………………
 
6
1.1. Понятие и принципы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, субъекты ее осуществления……………………….……..
6
1.2. Правовое регулирование деятельности начальника отряда…………..…………………………………………………………………
19
1.3 Организация работы начальника отряда по осуществлению воспитательной работы с осужденными………………………………………
24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОСУЖДЕННЫ……………………………………………………………………
 
33
2.1. Воспитательная работа с лицами, вновь прибывшими в места лишения свободы…………………………………………………………………………….
33
2.2. Воспитательная работа с лицами, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы…………………………………………………………..
35
2.3. Воспитательная работа с лицами на стадии подготовки к освобождению……………….……………………………………………………
45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….. 67
 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одно из основных средств воздействия на сознание людей, способствующих выработке позитивных качеств и черт личности, является воспитательная работа, в процессе которой происходит усвоение норм и правил человеческого общежития, а также накопление жизненного опыта и других социально значимых положений, лежащих в основе развития личности.
Актуальность темы настоящего исследования определяется особой ролью воспитательной работы в рамках уголовно–исполнительной системы. Статья 109 Уголовно–исполнительного кодекса РФ (УИК РФ) определяет воспитательную работу с осужденными как важную составляющую процесса исполнения наказаний, которая направлена на исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Несмотря на законодательное регулирование процесса воспитания в исправительных учреждения, в современном пенитенциарном законодательстве и подзаконных актах не приобрели должного правового регулирования начала организации и проведения воспитательной работы с осужденными.
Необходимо уточнить понятие и задачи воспитательной работы, нужна четкая регламентация участия в воспитательной работе с правонарушителями в пенитенциарных учреждениях, а также их субъектов, ко всему прочему существует потребность в закреплении критериев эффективности воспитательной работы.
Степень научной разработанности темы. Необходимо отметить, что рассматриваемой теме посвящено большое количество научных трудов и разработок таких авторов как Кузнецова И.А., Исаков В.М., Елеонский В.А., Зубков А.И, Евграфов А.И., Детков М.Г., Детков М.Г., Гербеев К.В., Бажанов О.И., Кузьмин С.И. Петренко Н.И., Наташев А.Е., Стручков Н.А., Малинин В.Б.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при организации и реализации воспитательной работы начальников отрада с осужденными в исправительных учреждениях.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность начальника отряда по осуществлению воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях.
Цель исследования состоит в комплексном анализе правовых и организационных аспектов деятельности начальника отряда по осуществлению воспитательной работы с осужденными, а также выработке предложений по их совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
– раскрыть понятие и принципы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, дать характеристику субъектов ее осуществления;
– проанализировать правовое регулирование деятельности начальника отряда;
– рассмотреть порядок организации работы начальника отряда по осуществлению воспитательной работы с осужденными;
– определить особенности воспитательной работы с вновь прибывшими лицами в места лишения свободы;
– проанализировать особенности воспитательной работы лицами, отбывающими уголовное наказание в виде лишения свободы;
– рассмотреть особенности воспитательной работы с лицами на стадии подготовки к освобождению.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материала по вопросам организации деятельности начальника отряда при осуществлении воспитательной работы с осужденными.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения предложенных рекомендаций на практике.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, в частности исторический, статистический, сравнительно–правовой, анализ.
Структура работы. Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, шестью параграфами, заключением, списком использованных источников, приложением, дополнительными приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие общие выводы.
Концепция воспитательной работы с заключенными в области науки и нормативных актов в разные периоды национальной истории зависела не только от государственного устройства, но и от целей и задач, поставленных властями пенитенциарной системы тех лет. Правовое определение воспитательной работы в местах лишения свободы четко не определено в законе.
Задачи, средства и методы воспитательной работы, отражающие цели и задачи всего уголовно-исполнительного законодательства, подлежат нормативному регулированию. В этой связи следует отметить, что просветительская работа с заключенными, приговоренными к лишению свободы, среди основных средств исправления, имеет конкретные задачи. Ближайшая задача — выработать добросовестное отношение ко всем средствам исправления среди лиц, лишенных свободы.
Перспективной задачей является формирование гражданской позиции, которая выражается в четкой реализации требований закона, развитии правовой и политической культуры.
В связи с этим представляется целесообразным раскрыть содержание понятия «воспитательная работа с осужденными», не во главе УИК Российской Федерации, посвященного исполнению одного из видов наказания (имеется в виду лишение свободы), и в общей части Кодекса, в которой изложен порядок исполнения всех видов наказания. А поскольку воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных, было бы логичным дополнить статью 9 Уголовного кодекса Российской Федерации «Исправление осужденных и ее основные средства» соответствующими нормами, раскрывающими полное содержание всех основные средства коррекции (в том числе воспитательная работа). Что касается воспитательной работы, то представляется целесообразным включить функциональное определение этого понятия в текст новой редакции статьи 9 Уголовного кодекса Российской Федерации. «Воспитательная работа с осужденными — это систематическая деятельность работников уголовно-исполнительной системы, представителей государственных, общественных и религиозных организаций, любительских организаций осужденных по обеспечению их морального, правового, трудового, физического и иного воспитания, способствующая достижению цели исправления и успешной социальной адаптации после отбывания наказания».
Следует также отметить, что содержание воспитательной работы с заключенными представляет собой процесс реализации морального, правового, трудового, физического и иного воспитания в местах лишения свободы. Этот процесс носит ярко выраженный психолого-педагогический характер и направлен на формирование гражданской позиции осужденных, их готовности строго следовать закону и нормам человеческого сообщества в крайне запущенной педагогической социальной среде осужденных. Современный этап развития воспитательной работы в местах лишения свободы был описан в Концепции развития пенитенциарной системы до 2020 года в разделе «Социальная, психологическая, воспитательная и воспитательная работа с заключенными». Это относится к систематической работе с осужденными, направленной на создание справедливой и эффективной системы стимулов для законопослушного поведения. Несмотря на это, ведомственные приказы остаются неизменными, т. е. они не отражают положений, предусмотренных Концепцией.
В частности, Положение о группе осужденных из исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний России, последняя редакция которого была введена в действие в 2012 году. Изменению подлежит глава «Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении», которая является основой для ведения воспитательной работы в отдельном подразделении с конкретным человеком.
Глава «Обязанности и права руководителя подразделения» должна быть переработана, чтобы предоставить работникам больше ресурсов для использования основных инструментов и методов исправления осужденных. Необходимо учитывать тот факт, что текущее состояние дел в организации воспитательной работы в ближайшее время останется открытым. Сегодня ситуация в стране остается сложной как с политической, так и с экономической стороны.
В таких условиях становится невозможным проведение крупных реформ из-за вливания значительных финансовых ресурсов. Поэтому, по нашему мнению, не следует торопиться с улучшением организационной структуры исправительного учреждения путем создания укрупненных отрядов (центров) с назначением работников социальных, психологических и других служб исправительного учреждения или путем формирования многопрофильных группы осужденных. Важно улучшить существующую систему в текущих условиях.
Чтобы повысить роль эскадрильи в организации и проведении воспитательной работы с заключенными, необходимо исключить участие руководителя отряда в деятельности, не связанной с процессом исправления заключенных, не входящих в их состав; переводить в категорию прав обязанность, возложенную на начальника подразделения по участию в проверках присутствия лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, их разводов (увольнений) на работу (с работы), присутствия при проведении поисковых операций, приема пищи осужденными в столовой, доставка посылок (посылок), переезды, продажа продуктов питания и предметов первой необходимости, ведение телефонных разговоров.

Таким образом, основная воспитательная работа с осужденными осуществляется руководителем подразделения, поэтому необходимо создать все условия для его нормального функционирования, поскольку эффективность мероприятий будет зависеть от его нормальной и качественной работы. Основной задачей в этих условиях является не только обеспечение сотрудников учебного отдела всем необходимым для работы со специальным агентом, но и отказ от сокращения штата руководителей отряда.
Таким образом, изучение вопроса функциональных обязанностей и анализ рабочего дня руководителя подразделения в течение рабочей недели позволили сделать вывод о необходимости оптимизации его деятельности.
Для этого необходимо внести изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения о группе осужденных в исправительном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний».
Во-первых, необходимо четко установить правило о запрете выполнения функций руководителем подразделения за пределами своего подразделения. Действующее Положение гласит: «Вовлечение руководителей подразделений в деятельность, не связанную с выполнением требований и норм уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов Министерства юстиции, настоящих Правил не допускается».
Эту норму предлагается сформулировать следующим образом: «Не допускается привлекать руководителя подразделения к деятельности, не связанной с организацией и проведением социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в назначенном ему подразделении».
Во-вторых, целесообразно внести изменения в раздел, устанавливающий права и обязанности начальника отряда, перевести в категорию прав, вменяемых руководителю группы, обязательство участвовать в проведении проверок лиц, содержащихся в исправительном учреждении, развод ( операция) им на работу (с работы), наличие при проведении мероприятий, прием пищи заключенных в столовой, раздача им посылок (посылок), передача, продажа продуктов питания и предметов первой необходимости, ведение телефонных разговоров.
В-третьих, изменить раздел III Положения, включив в него правила, предусматривающие деятельность в отделении социального работника и психолога. В связи с этим предлагаем следующее название раздела «Организация воспитательной, социальной и психологической работы в подразделении».

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮСВОБОДЫ

1.1. Понятие и принципы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, субъекты ее осуществления

Институт уголовного наказания является базовым средством в борьбе с преступностью, что детерминирует актуальность исследования данной сферы среди научных деятелей–пенитенциаристов. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что лишение свободы имеет наиболее широкое распространение, а именно, в 2016 г. осудили к лишению 206372 чел.; 2017 г. – 200225 чел.; 2018 г. – 190132 чел.; 1 полугодие 2019 г. – 84750 чел. Специфической чертой наказания в виде лишения свободы является изоляция человека от общества и ограничение определенных его прав.
Основным учреждением, исполняющим уголовное наказание в виде лишения свободы, является исправительное учреждение, которое представляет собой сложную социальную систему, включающую в себя совокупность структурных подразделений, каждое из которых решает свой круг задач посредством выполнения определенных функций. На 1 января 2020 года в исправительных учреждениях содержится 475 615 осужденных .
В Концепции развития уголовно–исполнительной системы до 2020 года закреплено положение, согласно которому одной из основных целей Концепции является разработка форм проведения воспитательной работы в новых условиях отбывания наказания . Согласно УИК РФ основным средством исправления осужденных является воспитательная работа, реализующаяся с помощью воспитательного процесса, направленного на организацию воспитательной среды.
Воспитательная работа с осужденными является одной из основных в процессе исправления. Возникающая как неотъемлемая часть образования, она оказывает положительное влияние на личность, помогает создать условия для формирования позитивного отношения к социальным ценностям у осужденных. В связи с этим можно предположить, что направленность и особенности воспитательной работы напрямую зависят от понимания содержания и задач воспитания в определенный исторический период.
В настоящее время основная задача образования включает в себя идею индивидуальной свободы, ценности личности, многогранного развития человека на основе его способностей и даров. Рассмотрим мнения различных авторов относительно понятия «воспитательная работа». Например, И.Н. Смирнова под воспитательной работой рассматривает «целенаправленную организационную психолого-педагогическую работу персонала исправительного учреждения, целью которой является ресоциализация правонарушителей и в целом решение проблемы». проблемы исправления своих взглядов и убеждений, формирования у них осознанной потребности в работе и уважения к закону» .
О.Н. Чистотина отмечает, что «в свою очередь, согласно Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования пенитенциарной системы, воспитательная работа формулируется как комплекс педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личных деформаций, интеллектуальных, духовных и физическое развитие, законопослушное поведение и социальная адаптация после освобождения » .
Такое определение воспитательной работы являлось предметом справедливой критики со стороны ученых.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы