Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Девиантное поведение подростков как предмет деятельности специалиста по социальной работе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Социализация подростков с девиантным поведением как проблема исследования 6
1.1 Девиантное поведение подростка: особенности и проблемы 6
1.2 Социализация подростка с девиантным поведением 14
1.3 Досуговая деятельность, как фактор социализации подростков с девиантным поведением 25
Глава 2. Практическое исследование досуговой деятельности как способа коррекции процесса социализации подростков с девиантным поведением на базе Комиссии по делам несовершеннолетних при Администрации г. Пскова 37
2.1 Диагностика подростков с девиантным поведением на констатирующем этапе исследования 37
2.2 Апробация программы коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности 40
2.3 Оценка эффективности программы досуговой деятельности как фактора социализации подростков с девиантным поведением 51
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения………………………………………………………………………69
Введение:
Актуальность исследования. Проблема выявления специфики социализации подростков с девиантным поведением приобрела исключительное значение, начиная с конца XX века, и продолжает не терять своей актуальности и в настоящий момент. Рост интереса к теме был обусловлен ростом числа девиаций в подростковой среде, который на определенный момент времени получил угрожающие масштабы и стал влиять на физическое и нравственное здоровье значительного числа представителей подрастающего поколения.
Проблема профилактики социально-отклоняющегося поведения применительно к подростковому возрасту приобретает особое значение в связи с тем, что основы формирования личности закладываются именно в период пубертата. Я.И. Гилинским, введшим термин «девиантное поведение» в российскую науку, отмечалось, что усвоение девиантного поведения происходит тем быстрее и глубже, чем раньше и чаще ребенок с ним сталкивается. Так, в старшем подростковом возрасте уже встречаются правонарушители, обладающие сложившимися привычками и стереотипами антиобщественного поведения. Поэтому нередко образцы девиантного поведения подростками усваиваются в семейной среде или в условиях общения с неблагополучными сверстниками. В таком случае под влиянием социального окружения дети получают искаженные представления о нравственности, морали, ценностях.
По мнению С.Б. Думова, подростковый возраст, в целом, восприимчив к негативному воздействию, потому что несовершеннолетние имеют недостаточный личный опыт, отличаются незрелостью в отношении взглядов на жизнь, но стремятся к необычайным ситуациям, приключениям, проверке границ дозволенного. Т.С. Баранова отмечает, что недостаточная сформированность процессов регуляции поведения и наличие конфликта между объективной и субъективной реальностью также нередко вызывают нарушения социального развития личности подростка и, как следствие, приводят к закреплению девиантной модели поведения.
С.А. Беличева полагает, что не вызывает сомнения тот факт, что подростки с девиантным поведением испытывают трудности социализации. Девиантное поведение как нарушение процесса социализации рассматривается целым рядом ученых, среди которых: Б.Н. Алмазов, Б.П. Битинас, И.С. Кон, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.А. Невский и др.
Эти нарушения выражаются в неизбирательном общении и низкой критичности к партнерам по общению, в отсутствии четким профессиональных планов и путей их достижения, в неразвитой рефлексии своих поступков, в высоком расхождении между самооценкой и уровнем притязаний, низком уровне самостоятельности и ответственности за свои действия.
И, несмотря на то, что разнообразные аспекты социализации подростка выступали предметом научного интереса для отечественных ученых, исследований, посвященных своеобразию социализации подростков с девиантным поведением с учетом изменяющихся социально-экономических условий, недостаточно.
Частью социализации как процесса усвоения социальных норм выступает досуговая деятельность, которая по праву занимает одно из ведущих мест среди форм и средств организации профилактической работы (В.Д. Гатальский, Н.Н. Ерошенков, Д.Р. Келли, А.А. Сукало, В.Е. Триодин и др.). Поэтому в рамках данной выпускной квалификационной работы мы рассмотрим досуговую деятельность как способ коррекции процесса социализации подростков с девиантным поведением.
Объект исследования: социализация подростков с девиантным поведением.
Предмет исследования: досуговая деятельность как способ коррекции процесса социализации подростков с девиантным поведением.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически оценить эффективность программы коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности, направленной на их социализацию.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы.
2. Разработать программу коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности, направленной на их социализацию.
3. Провести экспериментальную проверку эффективности программы коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности, направленной на их социализацию.
Гипотеза исследования: предполагается, что досуговая деятельность становится фактором социализации подростков с девиантным поведением при следующих условиях:
— при учете возрастных и индивидуальных особенностей девиантных подростков;
— при проведении диагностики личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению, и использовании полученных сведений для индивидуализации работы и уточнения мишеней коррекции;
— при обеспечении комплексного подхода к процессу психологического сопровождения, обеспеченного использованием разнообразных адаптированных методов и технологий коррекции.
База исследования: Комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации г. Пскова.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 10 подростков в возрасте от 14 до 16 лет с делинквентным типом девиантного поведения (мелкие кражи, побои, оскорбления и пр.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать и практически оценить эффективность программы коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности, направленной на их социализацию.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был проведен теоретический анализ исследуемой проблемы;
— была разработана программа коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности, направленной на их социализацию;
— была проведена экспериментальная проверка эффективности программы коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности, направленной на их социализацию.
Таким образом, анализ результатов позволил доказать выдвинутую гипотезу исследования о том, что досуговая деятельность становится фактором социализации подростков с девиантным поведением при следующих условиях:
— при учете возрастных и индивидуальных особенностей девиантных подростков;
— при проведении диагностики личностных особенностей подростков, склонных к девиантному поведению, и использовании полученных сведений для индивидуализации работы и уточнения мишеней коррекции;
— при обеспечении комплексного подхода к процессу психологического сопровождения, обеспеченного использованием разнообразных адаптированных методов и технологий коррекции.
В заключение отметим, что выполненная выпускная квалификационная работа обладает как теоретической, так и практической значимостью.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей и проблем девиантного поведения подростка; в уточнении социализации подростка с девиантным поведением; в рассмотрении досуговой деятельности как фактора социализации подростков с девиантным поведением.
Практическая значимость исследования состоит в апробации программы коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности и выявлении оценки ее эффективности. Апробированная программа коррекции девиантного поведения подростков в условиях досуговой деятельности может быть рекомендована для внедрения в деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социализация подростков с девиантным поведением как проблема исследования
1.1 Девиантное поведение подростка: особенности и проблемы
Специфика современной общественно-экономической ситуации, ее сложность и напряженность создают условия, в которых подросток довольно часто подвергается вредным воздействиям, вызывающим стойкие отклонения в его развитии. Эти отклонения, касающиеся как физической, так и психической сфер, могут привести к нарушению поведения ребенка в повседневной жизни.
Такие понятия, как «норма» или «девиация» – это одни из самых неопределенных понятий в психологической науке. Согласно мнению Л.С. Выготского [9], в реальности никакой нормы не существует, однако встречаются бесконечное множество отклонений от нее, и очень сложно установить, где отклонения переходят ту границу, за которой уже начинается область ненормального. В связи с этим в современной психологической науке девиантность определяется совершенно по-разному. В данное понятие могут быть включены все ненормальные формы поведения, в том числе и нарушения здоровья психики.
Основная масса научных исследований отождествляет такие понятия как «девиантность» и «социальная дезадаптации». Наряду с этим в целом ряде других научных работ под девиантностью понимается нарушение принятых в обществе правовых и нравственных норм (например, правонарушения, чрезмерное употребление спиртных напитков, курение, игровые аддикции и др.). В качестве отдельной формы девиантного поведения либо в качестве отдельного явления отдельными учеными выделяют «делинквентность». Данное понятие обладает более узким значением. Под делинквентностью понимают несоблюдение принятых в обществе норм юриспруденции (грабежи, воровство, драки с тяжкими телесными повреждениями и др.). Во всем разнообразии определений понятия «девиантности» мы можем выделить значимые признаки данного понятия. «Девиантность» – сложный феномен, который включает в себя широкий круг внутренних и внешних процессов разной природы, которые объединены между собой отходом от соблюдения нравственных, социальных и правовых норм, которые регулирую взаимоотношения социума и человека [60].
Как мы можем увидеть из данного определения, девиантным получило название поведение, не соответствующее нормам и ролям. При этом одна группа ученых отдает предпочтение в качестве точки отсчета (т.е. «нормы») применять ожидания (экспектации) подобающего поведения, а другие – эталоны или образцы (аттитюды) поведения. Отдельные деятели науки считают, что девиантными могут быть как действия, так и идеи. Зачастую девиантное поведение взаимосвязано с реакцией общества на него и в таких случаях определяют как отклонение от норм, установленных в группе, влекущее за собой лечение, изоляцию, тюремное заключение либо иные наказания для их нарушителя.
Обращаясь к изучению нормы и отклонений от нее, представители различных наук (юриспруденции, социологии, педагогики, психологии и др.) отталкиваются от представлений о среднем и типичном человеке, который является носителем, мотивов, воззрений, склонностей, побуждений и стремлений, которые свойственны конкретной среде и эпохе. Данный «усредненный» человек – это мерило социальных отношений. В нашем сознании присущий ему психологический облик формируется благодаря постоянному общению и массовому наблюдению за огромным количеством людей «нормального» типа. В случае анализа всего комплекса социальных явлений на него можно ориентироваться.
В психологической и педагогической науке на нем базируются большое количество понятий и методов. В случае совершении какого-либо поведенческого акта, то на совершившего его человека как бы накладывается мерка такого «среднего» человека. В случае если же в поведенческом акте находят проявление психофизиологические черты личности, отличающиеся от принятого в обществе уровня «нормы», то данный поступок может быть обусловлен индивидуальными факторами (т.е. индивидуальными особенностями). В случае же если не отмечается психофизиологических отклонений от нормы, и любой был бы способен при определенных условиях произвести точно такой же поведенческий акт, то данное поведение, как правило, объясняется социальными факторами (т.е. социальной средой) [16].
Итак, в общем виде, под девиантным поведением понимают такое поведение, которое противоречит общественным нормам и принципам, выступает в форме безнравственных или противоправных норм. При этом девиантное поведение в психолого-педагогической литературе трактуется не всегда единообразно.
Так, Н.В. Майсак [36] отмечает, что «нет устоявшейся практики употребления понятий девиантности, социальной запущенности, делинквентности. Девиантность рассматривается как наиболее общее понятие, означающее любое отклонение от социальных норм».
Е.П. Ильин [24] относит к девиантному поведению «агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство».
Согласно Я.И. Гилинскому [11], девиантное поведение подразделяется на две категории. Первая – это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья. Вторая – это антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные и культурные нормы, особенно правовые.