Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Детско-родительское отношения как условия привыкания к детскому саду.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Проблема детско-родительских отношений в современной педагогической науке 8
1.2. Использование детско-родительских отношений для сопровождения привыкания младших дошкольников к детскому саду 18
1.3. Организационно-педагогические условия привыкания детей раннего возраста к дошкольному учреждению 25
Выводы по главе 1 40
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА И РОДИТЕЛЕЙ ПО УСПЕШНОМУ ПРИВЫКАНИЮ ДЕТЕЙ ТРЕХ ЛЕТ К ДЕТСКОМУ САДУ 42
2.1. Особенности выборки, описание используемых методик, организация исследования 42
2.2. Ход, анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования детско-родительских отношений как организационно-педагогического условия привыкания детей трех лет к детскому саду 44
2.3. Практические рекомендации для родителей по оптимизации процесса привыкания детей раннего возраста к детскому саду 56
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Введение:
Актуальность исследования. Адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является важнейшей задачей раннего образования. От того насколько ребенок адаптирован в социуме зависит его общественная активность, успешность дальнейшего обучения в школе. Ведь ученик, который смущается, не может подобрать слов или неправильно выражает свои мысли не может получить за ответ хорошую оценку. Хотя при этом знания его быть отличными. Данная ситуация вызывает недопонимание между педагогом и школьником. Кроме этого, уровень адаптации влияет на его общения со сверстниками. Дети, которые могут легко доносить и воспринимать информацию имеют, как правило, много друзей. Низкий уровень адаптации может привести к замкнутости ребенка и, как следствие, к развитию психологических проблем.
В современной педагогической практике часто наблюдается недостаточный уровень адаптации детей раннего возраста. Поход в детский сад становится для них настоящим испытанием. Дети и родители испытывают огромный стресс. Это связано с переработкой системы дошкольного образования. Сейчас наблюдается тенденция к тому, что в детских садах воспитанников готовят исключительно к школе и последующей познавательной активности, забывая при этом о всестороннем развитии ребенка, в частности о его адаптации. Современные требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования направлены на исправление данной ситуации. В частности, ФГОС требует включения родителей в педагогический процесс, а также взаимодействия с педагогами, в том числе и по адаптации детей к детскому саду. Но воспитатели ДОУ столкнулись с определенными проблемы с внедрением новых стандартов в образовательную программу. Знание и понимание этих проблем позволит найти им эффективное решение и значительно повысить уровень адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а, значит, улучшить их уровень жизни в будущем. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Воспитание детей в детском саду регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:
— Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором одним из первых принципов государственной политики в области образования, является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности;
— Указ Президента России «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»;
— Конвенция о правах ребенка.
— Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2018 годы».
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
— Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» и др.
Степень разработанности проблемы. В психолого-педагогической литературе довольно широко рассматриваются вопросы, связанные с привыканием детей к дошкольным учреждениям (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация – это, прежде всего медико-педагогическая проблема. По мнению Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис, для ее решения необходимо создание таких условий, благодаря которым удовлетворились бы потребности детей в общении, осуществлялось бы тесное взаимодействие семьи и общественного воспитания. Крайне важны при этом хорошее медицинское обслуживание детей и правильная организация воспитательного процесса.
Проблема привыкания малышей к условиям воспитания в дошкольных учреждениях широко рассматривается в исследованиях современных ученых из Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова – Томова, Э. Хабинакова). В них отмечается, что начало посещения детского сада (и подобных образовательных учреждений) сопровождается эмоционально-психологическими изменениями личности ребенка, большинство из которых неблагоприятны и требуют целенаправленной корректирующей воспитательной работы.
Период привыкания дошкольников к детскому саду осложняется сменой предметно пространственной обстановки и появлением новых взрослых в окружении детей. Течение адаптационного периода во многом зависит от того, насколько хорошо сумела подготовить ребенка к переходу в детское учреждение семья.
В отечественной психологии (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский и др.), в зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс и др.) есть некоторые сведения о влиянии детско-родительских отношений на изменение характера и содержания привыкания детей к новым условиям. Однако специальных исследований в данной области не проводилось. Это обуславливает необходимость исследования проблемы.
Проблема исследования. Какое влияние оказывают детско-родительские отношения на привыкание детей раннего возраста к детскому саду?
Цель исследования – выявить организационно-педагогические условия влияния детско-родительских отношений на привыкание детей трех лет к детскому саду.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы детско-родительских отношений как условия привыкания к детскому саду
2. Выполнитьэмпирическое исследование детско-родительских отношений как организационно-педагогического условия привыкания детей трех лет к детскому саду
3. Составить практические рекомендации для родителей по оптимизации процесса привыкания детей к детскому саду.
Объект исследования – процесс привыкания детей раннего возраста к детскому саду.
Предмет исследования –детско-родительские отношения как организационно-педагогическое условие привыкания детей раннего возраста к детскому саду
Заключение:
Таким образом, рассмотрев, особенности детско-родительских отношений в отечественной и зарубежной психологии» были проанализированы и рассмотрены различные теории отечественных и зарубежных психологов, таких как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С.Спиваковская, К. Роджерс, Э.Фромм, Э.Эриксон, З.Фрейд и других. Так же были изучены стили воспитания и влияние родителей на формирование характера ребенка. Анализируя роль семьи, как фактора развития ребенка, можно отметить, что семья является тем социальным институтом, ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.
С приходом в детский сад или другую дошкольную организацию у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. По данным исследователей, занимающихся изучением адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, в разлуке с близким взрослым накапливается нервно – психическое напряжение. Разлука с матерью снижает адаптивные способности ребёнка. Многие дети в период адаптации к детскому саду отрицательно эмоционально реагируют на разлуку с матерью.
Привыкание является сообразной с особенностями объекта и среды его обитания системой признаков, которая способная реализовывать цели объекта в этой среде, создаваемой в ответ на действительные и возможные действия факторов. Еще одним вариантом определения привыкания выступает привыкание системы признаков объектом к особенностям среды его обитания для реализации его целей в данной среде. Важным фактором для адаптации является то, что она происходит в условиях социального взаимодействия людей. Поэтому степень привыкания ребенка к группе детского сада определяется свойствами социальной среди во взаимодействии со собственными свойствами и качествами личности дошкольника.
Успешность привыкания ребенка зависит от нескольких факторов, среди которых следующие:
• Социальные факторы (однородность группы, значимость ее членов, социальное положение, предъявляемые требования, численность группы, характер деятельности каждого члена группы);
• Субъективные факторы (уровень тревожности человека, уровень самооценки, степень идентификации личности с группой, пол, возраст и некоторые типологические особенности).
Для успешного привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы облегчить ребенку привыкание в детском коллективе, необходимо обращать внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад.
Также успешность привыкания детей к детскому саду будет успешной при соблюдении следующих условий:
— известен начальный уровень подготовки каждого ребенка к дошкольному учреждению;
-воспитатели и родители следят за позитивным эмоциональным состоянием ребенка в детском саду и семье;
— в процессе организованной совместной работы педагогов и родителей учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка;
— организована индивидуальная и групповая работа с родителями воспитанников по повышению их педагогической компетентности.
Полученные результаты не показали прямой зависимости уровня привыкания от стиля семейного воспитания на данном возрастном этапе. Однако у многих детей (43%) низкий уровень привыкания к детскому саду, а у 27% — средний уровень. В связи с этим таким детям необходимо проведение дополнительной работы, направленной на обеспечение их максимально комфортного пребывания в детском саду, чтобы улучшить уровень привыкания.
Таким образом, одной из актуальных задач современного образования и воспитания детей является охрана здоровья дошкольников и создание адаптивного образования для детей посредством развития социальной адаптации. Сложности социальной среды, стремительный темп жизни общества и снижение воспитательного потенциала семьи оказывают негативное влияние на процесс социально-психологической адаптации детей. Причиной этого становится их значительная подверженность влиянию факторов окружающей среды.
Итак, цель работы достигнута, а задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Проблема детско-родительских отношений в современной педагогической науке
При изучении феномена детско-родительские отношения в педагогике мы обратились к понятийному аппарату этого научного конструкта. Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать-ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и дошкольной образовательной организации.
О.А. Карабанова дает такое определение феномену детско-родительских отношений – это «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу-вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [30, с.40].
Понятие родительское отношение принадлежит к понятиям общего типа и характеризует взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка.
Родительское отношение включает в себя ряд компонентов, среди которых субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Выделение в структуре родительского отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов позволяют понять родительскую позицию и родительскую установку, используемые как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.
Одной из наиболее специфических характеристик личности человека является его система отношений к окружающему миру и непосредственно к себе. Указанные отношения, по своему смыслу, являются формой отражения человеком окружающей его действительности. Родительское отношение связывает личность человека с миром, выступает основой для выполнения им роли родителя и реализует его деятельность по воспитанию ребенка. Эти факторы обуславливают необходимость проведения анализа личности человека как системы его отношений.
Длительное время объектом специальных исследований представителей различных наук является родительское отношение. Различие концепций родительского отношения определяется, главным образом, направленностью к биологическим, социокультурным или психологическим детерминантам развития родительского отношения. Наиболее характерными основными подходами к рассмотрению природы и содержания родительского отношения являются: биологический, культурно-исторический и собственно психологический подходы.
У Т.И. Гарибашвили в рамках биологического подхода для обозначения феноменов, родительского отношения длительное время применялось понятие «родительского инстинкта». При этом, главным образом, речь шла о материнском инстинкте [19, с. 31]. В психологической литературе отсутствует анализ понятия родительского инстинкта, несмотря на продолжающиеся вокруг него дискуссии. Обсуждение данной проблемы связано, главным образом, с определением биологических и социокультурных детерминант родительского отношения.
В рамках биологического подхода к изучению родительского отношения в настоящее время рассматриваются филогенетические предпосылки родительской заботы о потомстве. Исследование биологических детерминант материнства и отцовства осуществляется этологами и психофизиологами. Основное направление исследований этологов направлено на изучение эволюционных предпосылок формирования родительского поведения, обуславливающих взаимное обеспечение взрослыми особями и детенышами ключевой стимуляции по сохранению и продолжению вида. Как показывают исследования, паттерн родительского поведения генетически запрограммирован и изменяется от одного вида к другому [16, с.54].
В рамках культурно-исторического подхода основной акцент делается на исследование сравнительно-исторических данных. Результаты этих исследований убедительно показывают, что родительское отношение – это результат длительного и противоречивого развития. Для первобытного общества нормой была амбивалентность по отношению к детям: иметь детей считалось почетным, и при этом, была широко распространенной практика инфантицида. В эпоху античности и раннего средневековья, несмотря на то, что ребенок считался собственностью родителей, инфантицид продолжал оставаться нормой. Формирование привязанностей между родителями и детьми ограничивалось рядом объективных причин и, в первую очередь высокой детской смертностью. Детоцентристская ориентация общественного сознания окончательно утвердилась только в конце XVIII – начале XIX века.
Таким образом, с точки зрения культурно-исторического подхода родительское отношение является продуктом культурного развития, зависящим как от моделей материнства и отцовства, так и от моделей семьи, доминирующих в данную эпоху, на данном этапе развития общества.