Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Детско-родительские отношения и их влияние на успешность обучения младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в семье младших школьников 6
1.1 Особенности внутрисемейного общения детей младшего школьного возраста 6
1.2 Специфика детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте 15
1.3. Психологические особенности современного младшего школьника и успешность его обучения в начальной школе 26
Выводы по главе 1 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению влияния детско-родительских отношений на успешность обучения младших школьников 40
2.1. Организация и методы исследования семейных отношений и их влияния на успешность обучения 40
2.2. Анализ результатов исследования 42
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 1. Тест «Стратегия семейного воспитания»…………..….63
Приложение 2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис…………………………………………………….65
Приложение 3. Занятия с родителями и младшими школьниками…….74

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной, общей и педагогической психологии, методов воспитания. Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Стоит учитывать, что именно младший школьный возраст является временем для заметного формирования личности. На этом этапе характерным являются новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, и включение в новый вид деятельности – обучение, требующее от ученика серьезные требования.
При этом семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной социализации ребенка и его взаимоотношений со сверстниками, уровень эмоционального состояния, адаптации к новым условиям и развитие личности в целом, а также на уровень успешности обучения младших школьников.
Степень изученности темы. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Исследованиями в области семейных отношений, влияющих на развитие личности ребёнка и особенности его успешности обучения, занимались такие психологи и педагоги как Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, А.У. Лопатин, Б.С. Волков и другие. Учебная деятельность младших школьников давно изучается в разных аспектах на кафедре психологии младшего школьника ФНО Института детства: Макаровой К.В., Шадриковым В.Д., Суворовой Г.А., Ореховой Н.В., Зотовой Т.В., Стюхиной Г.А. и др.
В связи с этим была определена проблема исследования, которая заключается в определении влияния стиля семейного воспитания на успешность формирования учебной деятельности младших школьников. Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.
Целью исследования является определение особенностей детско-родительских отношений и их влияния на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Выполнить теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в семье младшего школьника.
2. Организовать исследование детско-родительских отношений в семье младшего школьника и их влияния на успешность обучения.
Объект исследования – детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – детско-родительские отношения как фактор, влияющий на успешность обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль детско-родительских отношений оказывает влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных другими специалистами исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследования проводились в ГБОУ Школа № 1512, участвовали 20 учеников 2-го класса и 20 родителей.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении представлений об особенностях влияния детско-родительских отношений на успеваемость в младшем школьном возрасте. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности и педагогики воспитания и развития обучающихся.
Практическая значимость исследования заключаются в получении результатов, которые могут быть использованы в консультативной работе с младшими школьниками при решении проблем неуспеваемости обучения и построения семейных отношений.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение
Младший школьный возраст занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Основной деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов, влияющих на построение детско-родительских отношений и внутрисемейное общение.
Успеваемость школьников является сложным и многогранным явление любой школьной действительности, которая требует разностороннего рассмотрения при ее изучении.
Неуспеваемость учащихся младших классов зависит от комплекса причин, среди которых самыми значимыми выступают несовершенные методы преподавания и отсутствие положительного контакта с учителем, страх оказаться лучше сверстников, высокая одаренность только в конкретной области, а также несформированность мыслительных процессов.
Все неуспевающие ученики имеют множество общих черт. Но в практике повседневной работы, каждый конкретный случай неуспеваемости необходимо рассматривать, учитывая особенности восприятия отдельных личностей, которые требуют поиска новых путей индивидуальных подходов.
Успеваемость школьного обучения в младшем школьном возрасте зависит от многих факторов как психологического, так и педагогического порядка, однако наиболее важное влияние оказывает семейное воспитание.
Семейное воспитание же представляет интегративную характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки, эмоциональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.
Определяя понятие межличностных отношений, следует сказать, что под ними необходимо понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые обективно проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в процессе жизнедеятельности и общения.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества. В связи с этим важно достигать гармоничного семейного воспитания, которое будет оказывать положительное влияние на уровень успеваемости обучения детей в начальной школе.

  

Актуальность исследования. На развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной, общей и педагогической психологии, методов воспитания. Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье. Стоит учитывать, что именно младший школьный возраст является временем для заметного формирования личности. На этом этапе характерным являются новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, и включение в новый вид деятельности – обучение, требующее от ученика серьезные требования.
При этом семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной социализации ребенка и его взаимоотношений со сверстниками, уровень эмоционального состояния, адаптации к новым условиям и развитие личности в целом, а также на уровень успешности обучения младших школьников.
Степень изученности темы. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Исследованиями в области семейных отношений, влияющих на развитие личности ребёнка и особенности его успешности обучения, занимались такие психологи и педагоги как Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, А.У. Лопатин, Б.С. Волков и другие. Учебная деятельность младших школьников давно изучается в разных аспектах на кафедре психологии младшего школьника ФНО Института детства: Макаровой К.В., Шадриковым В.Д., Суворовой Г.А., Ореховой Н.В., Зотовой Т.В., Стюхиной Г.А. и др.
В связи с этим была определена проблема исследования, которая заключается в определении влияния стиля семейного воспитания на успешность формирования учебной деятельности младших школьников. Рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современной психологической науке, ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.
Целью исследования является определение особенностей детско-родительских отношений и их влияния на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Выполнить теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений в семье младшего школьника.
2. Организовать исследование детско-родительских отношений в семье младшего школьника и их влияния на успешность обучения.
Объект исследования – детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – детско-родительские отношения как фактор, влияющий на успешность обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что стиль детско-родительских отношений оказывает влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных другими специалистами исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Исследования проводились в ГБОУ Школа № 1512, участвовали 20 учеников 2-го класса и 20 родителей.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении представлений об особенностях влияния детско-родительских отношений на успеваемость в младшем школьном возрасте. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности и педагогики воспитания и развития обучающихся.
Практическая значимость исследования заключаются в получении результатов, которые могут быть использованы в консультативной работе с младшими школьниками при решении проблем неуспеваемости обучения и построения семейных отношений.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

Фрагмент текста работы:

 

Следует отметить, что каждая семья имеет собственные особенности воспитания. Однако, несмотря на их разнообразие, выделяются типичные модели отношений между взрослыми и детьми. Рассмотрим их подробнее.
Семьи, уважающие детей. Таким семьям характерна любовь к детям. Родители знают об интересах, беспокойствах детей, уважают их мнение и переживания, стараются помогать во всем. Такое воспитание считается наиболее благополучным для ребенка.
В такой семье ребенок растет счастливым, инициативным, независимым и дружелюбным. Между родителями и детьми существует устойчивая потребность в общении. Отношения в таких семьях имеют достаточно высокий уровень нравственности и порядочности, им характерно взаимное доверие, откровенность и равенство [11].
Отзывчивые семьи. Таким семьям характерны нормальные отношения между ребенком и родителями, однако присутствует определенная дистанция. Ребенок занимает определенное место и знает его, повинуясь родителям. Дети в такой семье растут послушными, вежливыми и дружелюбными. Но им характерна недостаточная инициативность, отсутствие собственного мнения, зависимость от других. Родители вникают в заботы детей, что способствует установлению доверительных отношений, когда ребенок делится своими проблемами. В таких семьях внешние отношения достаточно благополучны, однако некоторые глубинные связи могут быть нарушены. Так, может прослеживаться отсутствие душевной связи ребенка и родителей [5].
Материально-ориентированные семьи. Особенностью такой семьи является ориентация на материальное благополучие. Ребенка приучают смотреть на жизнь прагматически, начиная с раннего возраста. Таких детей заставляют хорошо учиться, чтобы после поступить в вуз.
При этом духовный мир родителей и ребенка достаточно беден. Таким семьям характерно отсутствие понимания интересов ребенка, когда поощряется только выгодная инициативность. В такой семье ребенок начинает рано взрослеть, однако это не говорит о его нормальной социализации [2].
Враждебные семьи. В таких семьях характерно проявление неуважения и недоверия к детям, часты слежки и телесные наказания. Дети во враждебной семье растут скрытными и недружелюбными, имеют плохое отношение к родителям, испытывают трудности в обучении и общении со сверстниками. Поведение и стремления детей провоцируют конфликты в семье.
В такой семье дети часто имеют вредные увлечения, которые могут приводить к аморальным поступкам. Для такой семьи важным является стремление родителей разбираться в мотивах поведения детей, и аргументировать свою точку зрения, так как дети убеждены в своей правоте и отрицают мнение родителей [22].
Антисоциальные семьи. Такую семью трудно назвать семьей в полном понимании. Здесь не любят и не принимают ребенка. Такие родители ведут аморальный образ жизни. Родителям антисоциальной семьи характерны конфликтная позиция, нервозность и вспыльчивость, нетерпимость к другому мнению.
Неприятие и непонимание со стороны взрослых приводит к переживаниям детей, которые способствуют обоюдному отчуждению. Влияние такой семьи на развитие ребенка очень негативное и дети, из такой семьи зачастую берутся под опеку государства [27].
Следует отметить, что критерии классификации типов семейного воспитания и типология представлены в работах А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, А.Я. Варги, А.И. Захарова и др. Составим таблицу, показывающую разные классификации стилей семейного воспитания.
Таблица 2
Авторские классификации стилей семейного воспитания
Классификация Благоприятный стиль воспитания Не благоприятный стиль воспитания
1. Модель американского психолога Дианы Баумринд [21] Авторитетный (демократический): активно-положительное отношение к ребенку; адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; умение прогнозировать развитие личности ребенка.
Либеральный (попустительский):
предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка.
Авторитарный:
родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права.
Индифферентный:
к ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим.
2. Д. Элдер [4] Демократичный стиль предусматривает совместное обсуждение тех или иных решений между родителями и детьми.
Эгалитарный стиль проявляется в абсолютном равноправии родителей и ребенка, и предусматривает равную меру участия родителей и детей в принятие решений, а так же равную степень ответственности за эти решения.
Разрешающий стиль предполагает склонность родителей к предоставлению ребенку большого количества свободы, при наличии требования ответственности за свои поступки.
Автократичный стиль характеризуется полноправной властью родителей над ребенком, отсутствием обсуждений или объяснений принятых решений, а так же проявлением слабого контроля за поведением детей. Так, родители могут навязывать свою волю, при этом отмечая некомпетентность детей в тех или иных вопросах.
Авторитарный стиль предусматривает за родителями право власти и принятия решений, однако предполагает наличие возможности ребенка высказать свое мнение и точку зрения, но при этом отсутствует право голоса.
Попустительский стиль отличается тем, что родители с раннего возраста дают ребенку полную и неконтролируемую свободу действий, при этом часто могут вести себя непоследовательно, наказывать или поощрять ребенка за один и тот же поступок.
Игнорирующий стиль предполагает отсутствие интереса родителей по отношению к ребенку и его делам. Такой стиль воспитания проявляется в отсутствии внимания родителей, которое ребенок воспринимает как безразличие к его потребностями и запросам.
3. Э. Г. Эйдемиллер [36] Гармоничный тип семейного воспитания отличается:
взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;
отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания; обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований; систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию.
Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью.
Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание.
Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним.
Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
4. А. Я. Варга [6] Кооперация – родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Он высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Родитель поощряет инициативу, и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Принятие-отвержение. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему или, в противном случае, воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Симбиоз – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным.

Таким образом, существует несколько стилей семейного воспитания, каждый из которых имеет определенное влияние на развитие ребенка. В каждой конкретной семье ребенок получает определенный набор качеств, которые будут влиять на его дальнейшее развитие и построение отношений с другими людьми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы