Музыковедение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему детская музыка современных композиторов как средство приобщения дошкольников к музыкальной культуре XX-XX I века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Современная музыка в процессе формирования личности дошкольников 7
1.1. Влияние музыки на развитие дошкольников 7
1.2.Музыкальное развитие детей в условиях дошкольных учреждений 13
Глава 2.Практика применения произведений современных отечественных отечественных композиторов 24
2.1. Произведения для детей композиторов Ж.Л. Металлиди, С. М. Слонимского, В.Е. Ермошкина, А. А.Беспаловой 24
2.2. Анализ результатов использования этих произведений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

 

  

Введение:

 

Дошкольные образовательные учреждения реализуют различные направления развития детей, в том числе и музыкальное воспитание. Музыка оказывает воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, развивает музыкальное мышление. Музыкальное искусство является одним из агентов социализации человека, расширяя эмоциональный опыт, повышая устойчивость эвристических процессов, развивая воображение, влияя на креативность. Музыкальная социализация заключается в овладении человеком нормами и ценностями окружающего музыкального мира, что проявляется в музыкальном саморазвитии и самореализации индивида.
Проблеме влияния музыки на развитие дошкольников традиционно уделялось большое внимание исследователей. В трудах ученых К.Д. Ушинского, В.Н. и С.Т. Шацких, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, М.С. Когана и многих других рассматривались различные стороны этого процесса. Ее сущность, специфические признаки раскрыты в трудах В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, И.Н. Немыкиной, Р.А. Кельчаровой. Психологические аспекты развития и формирования музыкальных способностей у дошкольников изучались Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Г.С. Тарасовым, Д.К. Кирнарской и др. Методические вопросы освещались в трудах Ю.Б. Алиева, Н.А. Ветлугиной, и др.
Однако, несмотря на изученность в целом, отдельные аспекты проблемы продолжают оставаться недостаточно исследованными. Например, — обновление музыкального репертуара для дошкольных учреждений Часто музыкальные руководители используют в своей работе только классические музыкальные произведения, но для современных условий этого недостаточно. Дети должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но иметь представление о новой музыке и ее создателях. С этой целью необходимо знакомить детей с творчеством современных композиторов, которые живут и сочиняют в настоящее время.
Грамотная, научно обоснованная подборка разнообразных музыкальных произведений от классических до современных, дает возможность дошкольникам развиваться более гармонично. К музыке они начинают относится как к живому искусству. Опыт показывает, что чем раньше начинается приобщение детей к сочинениям современных композиторов, тем шире и глубже они постигают музыкальное искусство в целом. Поэтому выбранная для данной работы тема, касающаяся именно начального этапа музыкального развития детей, является весьма актуальной.
Объект исследования – музыкальный репертуар для дошкольных учреждений.
Предмет исследование – музыка для детей, написанная российскими композиторами в XX- XXI вв.
Цель исследования – изучить влияние произведений современных отечественных композиторов на развитие дошкольников.
В соответствии с целью исследования выделены следующие задачи:
1. изучить влияние музыки на развитие дошкольников,
2. выявить особенности музыкального развития детей в условиях дошкольных учреждений,
3. определить особенности произведений для детей композиторов Ж.Л.Металлиди, С. М. Слонимского, В.Е. Ермошкина, А.А. Беспаловой,
4. провести анализ результатов использования этих произведений.
Методологической основой работы выступают научные труды отечественных педагогов и композиторов, видных музыкальных деятелей и просветителей. раскрывающие возможность музыки оказывать влияние на всестороннее развитие детей,
Методы исследования:
 анализ научных трудов по вопросам влияния различной музыки на развитие дошкольников и музыкальных произведений, созданных специально для детей, композиторами XX- XXI вв.;
 тестирование и наблюдение за детьми;
 сравнение и интерпретация полученных результатов.
Базой исследования выступило ДОУ №126 г. Саратова.
Данное исследование может иметь практическую значимость для педагогов дошкольных образовательных учреждений и музыкальных руководителей детских садов, стремящихся улучшить качество образования своих воспитанников за счет приобщение их современной музыкальной культуре.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:
1. Музыкальная деятельность влияет и создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает исходные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с психическими процессами, т.е. требует внимания, наблюдения, интеллекта. Дети слушают звуки, сравнивают похожие и разные звуки, знакомятся с их понятным смыслом, различают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся понимать структуру произведения. Таким образом, ребенок начинает закладывать основы музыкальной культуры.
2. На занятиях музыкой педагог знакомит дошкольников с лучшими образцами народной музыки, произведениями классиков, в том числе и современными. Программная музыка для детей отражает практически все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к родной стране, прошлое людей, общение с природой, нравственный мир личности, тонкие психические состояния. Дети близки к изображениям, так или иначе связанным с их интересами и образом жизни — игрушками, сказочными персонажами, детскими изображениями животных и зарисовками природы.
3. В конце XX – начале XXI вв. для детей создано большое количество произведений. В данной работе внимание будет сосредоточено на менее известных авторах, песни которых часто звучат на утренниках в детских садах и школах, их с удовольствием используют педагоги-хореографы и вокалисты, включают фоном в детских магазинах и развлекательных центрах, транслируют в телепередачах на детских каналах. Были рассмотрены произведения, которые максимально отвечают задаче приобщения детей к современному музыкальному языку.
4. В процессе работы над восприятием музыки, дети получают умения и навыки:
— воспринимают музыкальное произведение в целом;
— прослеживают развитие музыкального образа, выразительно двигаются в соответствии с ним;
— осознанно высказываются об эмоционально-образном содержании музыки, передают своё эмоциональное отношение к музыке через культуру движений;
— различают выразительные и изобразительные средства; реагируют в движении нарушения темпа, динамики, регистра, метроритма;
— определяют характер, форму произведения, жанровую основу, двигаются в соответствии с разнообразным характером музыки;
— отдают предпочтение какому-либо произведению, высказываться, почему оно нравится.
По результатам исследования, дети начали эмоционально воспринимать музыку, выражать свое отношение словами, различать форму музыкального произведения, проявляют стремление передать в движении характер музыкального произведения, отображают в рисунке свое отношение к музыкальному произведению.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Современная музыка в процессе формирования личности дошкольников

1.1. Влияние музыки на развитие дошкольников

«Без музыки земля — пустая, как незаконченный дом, в котором никто не живет», — сказал немецкий поэт Л. Тик.
Начиная с античности, проблема влияния музыкального искусства на человека волновала философов Пифагора, Платона, Аристотеля. Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Она звучала во время свадеб, застолий, войн, похорон, была неотъемлемой частью религиозных праздников и театрализованных представлений. В древние времена певцы и музыканты не имели профессионального образования и их искусство было основано на импровизации. Создание первой музыкальной школы, основателем которой был поэт Архилох, датируется около 650 г. до н.э.
Греческая музыкальная система основана на тетрахорде (от греческого «театр» — часть слова, означающего «четыре» и «аккорд» — «струна») — четыре последовательных звука, нисходящих от первого до последнего. Когда два тетрахорда связаны, в октаве формируется шкала, которая в зависимости от увеличения или уменьшения одного из звуков приобретает другую эмоциональную окраску. На этом основании возникли лады: дорийские, фригийские, лидийские и т.д. Греческие лады вместе с мелодией и ритмом считались носителями определенного характера, настроения. Поэтому для того, чтобы вызвать желаемый отклик у слушателя, так или иначе, использовались мелодический паттерн и ритм.
Одной из самых известных легенд является легенда о Пифагоре (VI век до нашей эры), который успокоил юношу песней, которая собиралась поджечь дом, где была заперта его возлюбленная. Пифагор и его последователи даже создали специальное учение, согласно которому музыка может контролировать душу человека, пробуждая в нем добро или зло. Целебные свойства были также приписаны музыке. Согласно другой легенде, поэты и музыканты Арион с острова Лесбос (VII-VI вв. До н.э.) и Терпандер из Спарты (VII век до н.э.) с помощью музыки спасли людей от серьезных болезней.
Разница в музыкальных предпочтениях наблюдается у детей с раннего возраста. На каждой возрастной стадии ребенок выделяет самые яркие выразительные средства с помощью тех возможностей, которые у него есть — движения, слова, игры и т.д. поэтому развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Получая различные музыкальные впечатления с детства, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки разных стилей, постигает «словарь интонаций» разных эпох.
Музыка оказывает влияние на нравственное и духовное развитие ребенка.
Интерес к изучению роли музыки на формирование духовного мира человека возрос в XX веке во всем мире. Все большее количество врачей, психологов и преподавателей пытались научно обосновать влияние музыки на психику и здоровье людей. Благодаря исследователям, которые изучили психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное влияние на объем крови, частоту пульса, артериальное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и уменьшает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.
Влияние музыки напрямую влияет на чувства ребенка, формирует его нравственный облик. Воздействие музыки иногда сильнее, чем убеждение или обучение. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы поощряем их сопереживать. Песня о родине внушает чувство любви к Родине. Колядки, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, культивируют интернациональные чувства. Жанровое богатство музыке помогает воспринимать героические образы и лирическое настроение, веселый юмор. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
В процессе прослушивания музыки у ребенка развиваются различные психические процессы.
Прослушивание музыки требует более или менее продолжительного, постоянного сосредоточенного внимания. Прослушивание музыкального произведения подчиняется совершенно другому закону. Это может быть воспринято целостно только тогда, когда слышны его последние звуки. Во время прослушивания музыкальные образы входят в ум последовательно, в процессе их развития.
Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Помимо этой работы сознания не было бы восприятия звуков как музыки. Под влиянием музыкальных впечатлений дети развивают воображение. Он обогащен различными изображениями услышанных произведений.
Слушание музыки само по себе пробуждает воображение ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с природой музыки или вспоминает ранее пережитые ситуации и изображает их своим воображением. Практически каждая работа, с которой знакомится ребенок, приносит новый контент в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более четко и постоянно фокусируется на самой музыке, на ее выразительных средствах. От прямого эмоционального отклика на музыкальный звук (нравится это или нет) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом и затем дифференцировать оценку той или иной его стороны. Это отражает развитие музыкальной культуры у детей.
В музыкальном опыте рождается и развивается музыкальное и образное мышление, т.е. способность воспринимать музыкальный звук как сложную, четкую последовательность звуков (восприятие мелодического образа), их комплексы (восприятие четкости тембра, гармонии), а также способность слышать и распознавать различные текстуры произведения (гармония, полифония и т. д.).
Музыка развивает способность эмоционального восприятия, то есть ярко окрашенных чувств, мышления, характеризуется энтузиазмом, склонностью к творческому подъему.
Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами, оно достигается через понятия и мнения. Дошкольники имеют доступ к простейшей форме концепции работы — сравнения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы