Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Действия нормативно-правовых актов и судебных решений в пространстве (в примере Республики Таджикистан и Российской Федерации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы действия нормативных правовых актов и судебных решений в пространстве 8
1.1 Понятие действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве 8
1.2. Развитие теоретических представлений о действии нормативного правового акта и судебного решения в пространстве 18
1.3. Международно-правовая регламентация действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве 22
Глава 2. Пространственное действие нормативных правовых актов и судебных решений в Республике Таджикистан и Российской Федерации 29
2.1 Территориальный принцип действия нормативного правового акта и судебного решения 29
2.2 Принцип дипломатической неприкосновенности, консульский и иные иммунитеты от территориальной юрисдикции 39
2.3 Действие судебных решений в пространстве при их исполнении за рубежом и при оказании правовой помощи 42
Заключение 53
Список источников и литературы 61
Введение:
С независимостью Таджикистана от Советского Союза в сентябре 1991 года была предпринята попытка построить собственную правовую систему. Правотворческая деятельность государства полностью обновилась.
Следует отметить, что законы и другие акты СССР применялись вплоть до принятия Конституции СССР.
Много законов Таджикистана играют важную роль в правовой системе и в экономическом развитии.
Участие в их разработки принимали и иностранные юридические эксперты. Это отразилось на отдельных структурных элементах правотворческой деятельности Республики Таджикистан.
Также свое влияние на правовую систему Таджикистана нашли и исламские правовые принципы.
В ст. 1 Конституции Республики Таджикистан провозглашается верховенство права. Это говорит о базировании правовой системы Таджикистана на иерархии правовых норм.
Государственным языком Таджикистана является таджикский язык. Поэтому все правовые акты принимаются и публикуются на таджикском языке. Кроме того, в правотворческой деятельности активно используется русский язык как язык межнационального общения.
Актуальность работы связана со значимостью вопросов кодификации и систематизации нормативно-правовых актов, что определяет эффективность процесса формирования правового государства, поскольку не раз исследователи отмечали прямую зависимость состояния и уровня становления правового государства от уровня правотворческой деятельности органов государственной власти .
Формирование правовых основ правового государства тесно связано с правотворческой деятельностью. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Таджикистан, принятую 06.11.1994 г., а также Закон «О нормативных правовых актах» , который регулирует всю нормативную и правовую систему Таджикистана.
Государственные органы Таджикистана приняли большое число нормативно-правовых актов, в том числе 15 кодексов.
Систематизированное законодательство Республики Таджикистан заняло три тома Свода законов.
Однако, правотворческая деятельность в стране требует кардинальной доработки и глубокого анализа:
1. Не являются совершенными процессы планирования и прогнозирования правотворческой деятельности.
2. Граждане имеют ограниченный доступ к нормативно-правовым актам.
3. Нуждается в совершенствовании техника составления нормативно-правовых актов.
4. Необходимо продолжать систематизацию законодательства в форме Свода законов .
Целью работы является анализ действия нормативно-правовых актов и судебных решений в пространстве (на примере Республики Таджикистан и Российской Федерации).
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить понятие действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве.
2. Исследовать развитие теоретических представлений о действии нормативного правового акта и судебного решения в пространстве.
3. Дать характеристику международно-правовой регламентации действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве.
4. Описать территориальный принцип действия нормативного правового акта и судебного решения.
5. Проанализировать принцип дипломатической неприкосновенности, консульский и иные иммунитеты от территориальной юрисдикции.
6. Выявить специфику действия судебных решений в пространстве при их исполнении за рубежом и при оказании правовой помощи.
Объектом исследования являются нормативно-правовые акты и судебные решения Республики Таджикистан и Российской Федерации.
В качестве предмета работы выступают действия нормативно-правовых актов и судебных решений в пространстве (на примере Республики Таджикистан и Российской Федерации).
Степень разработанности проблемы можно определить как достаточную. Исследованиями нормативно-правовых актов и судебных решений занимались теоретики гражданского, международного, предпринимательского и др. отраслей права.
Можно выделить наличие нескольких кандидатских диссертаций на рассматриваемую тему, а также монографий.
1. У. Х. Бобоев исследует организационно-правовые формы совместной хозяйственной деятельности с точки зрения международно-частноправового аспекта.
2. М. Н. Раджабов анализировал нормативно-правовые акты с точки зрения гражданско-правового статуса иностранцев.
3. Х. Р. Кодикурлов изучал проблемы правового регулирования трудовых отношений с иностранным элементом.
Общая часть международного частного права в Республике Таджикистан рассматривалась в нескольких коллективных монографиях и учебниках.
Указанный факт является достаточно значимым, поскольку постоянно принимаются новые нормативно-правовые акты, активно идут международные интеграционные процессы, что требует постоянных методических разработок.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования систематизированного материала в деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования не только Таджикистана, но и Российской Федерации при изучении проблем действия нормативных правовых актов и судебных решений в пространстве.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, каждый из которых последовательно решает поставленные и обозначенные выше задачи, заключение, список использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи работы, описывается методология и структура работы.
В первой главе описываются теоретические основы действия нормативных правовых актов и судебных решений в пространстве.
В частности, в рамках данной главы характеризуется понятие действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве, описывается развитие теоретических представлений о действии нормативного правового акта и судебного решения в пространстве, анализируется международно-правовая регламентация действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве.
Во второй главе проводится сравнительный анализ пространственного действия нормативных правовых актов и судебных решений в Республике Таджикистан и Российской Федерации.
В частности, предметом анализа становятся территориальный принцип действия нормативного правового акта и судебного решения, принцип дипломатической неприкосновенности, консульский и иные иммунитеты от территориальной юрисдикции, действие судебных решений в пространстве при их исполнении за рубежом и при оказании правовой помощи.
В заключении формулируются выводы по результатам проведенного исследования.
Заключение:
Один из главных дискуссионных вопросов – толкование понятия «законодательство», которое раскрывается в ст. 2 проекта закона.
В соответствии с данной статьей законодательство трактуется в широком смысле, т.е. это нормативно-правовые акты в совокупности или акты отдельной отрасли.
Здесь же в понятие «законодательный акт» включаются: Конституция Республики Таджикистан, законы Республики Таджикистан, принятые путем референдума, конституционные законы, кодексы и законы. Как видно из содержания этой нормы, в число законодательных актов включаются те нормативно-правовые акты, которые являются законами.
Такую же ситуацию мы можем наблюдать и в Законе Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». Так, в соответствии со ст. 1 Закона РК «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 г. «законодательство – совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке.
Как видно из вышеприведенного, система законодательных актов соответствует широкой трактовке законодательства, так как в этой системе мы можем наблюдать подзаконные акты.
В проекте закона следовало бы также дать узкую трактовку понятия «законодательство».
Последнее обусловлено тем, что законодательство представляет собой систему законов государства, что, в свою очередь, повышает значение закона и законодательного органа в государстве.
Хотелось бы также остановиться на положениях проекта закона, касающихся систематизации законодательства.
Статья 55 проекта посвящена Своду законов Республики Таджикистан. В ч. 6 настоящей статьи указывается, что с целью правильного использования материалов Свода законов перечень нормативно-правовых актов, включаемых в Свод законов, должен располагаться в хронологическом порядке. Следует заметить, что три тома Свода законов Республики Таджикистан составлены не только в хронологическом порядке, но и по предмету регулирования, т.е. по предметному признаку.
Составление Свода законов в хронологическом порядке по сравнению с предметным имеет некоторые недостатки.
Хронологический порядок предусматривает размещение нормативных актов, принятых в определенный отрезок времени, что затрудняет правоприменителю найти необходимый нормативный акт соответствующей отрасли законодательства.
Вышеуказанный пробел обусловлен тем, что законодатель не определил, по какому принципу или элементам законодательства будут составлены отдельные тома Свода законов Республики (по институту, отрасли или комплексному законодательству).
Таким образом, исследование Закона РТ «О нормативных правовых актах» в ракурсе его прошлого, современного состояния и перспектив дальнейшего его развития свидетельствует о его необходимости и важности для построения правового государства, установления законности правопорядка в государстве, а порой и ликвидации последствий социальных конфликтов.
Занимая в системе нормативно-правовых актов ведущее место, этот Закон способствует формированию основ правовой политики государства и определяет главные направления его правотворческой деятельности.
Отправным моментом полноценного развития международного частного права можно считать обретение государственности Таджикистаном в начале XX века.
Формирование международного частного права Республики Таджикистан в период ее нахождения в составе СССР неотделимо от тенденций развития всего союзного государства.
С обретением Таджикистаном автономной государственности в составе Узбекской ССР и впоследствии признания его независимым государством наблюдается процесс расширения международной правосубъектности республики.
Так, признание Таджикистана суверенной союзной республикой 5 декабря 1929 года ознаменовало начало нового этапа развития международного частного права.
Делегирование части своих полномочий во внешнеполитической или внешнеэкономической сфере общесоюзным органам позволило республике принимать участие в осуществлении единой внешней политики, выступать на равных с развитыми капиталистическими государствами, осуществлять успешные внешнеторговые, научно-технические и иные связи.
Безусловно, реализацию интересов республики осуществляли представители Таджикской ССР, входившие в Центральный Исполнительный комитет СССР.
В связи с этим, следует поддержать М.А. Серсембаева, который отмечает, что «передав эти права общесоюзным органам, республики не устранились от реализации этих же прав, а начали принимать участие в их реализации в общесоюзных органах власти и управления».
Принятый 1 февраля 1944 года Закон ССР «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного Комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный Комиссариат» расширил международную правосубъектность республик.
Тем самым опосредственное участие Республики Таджикистан в международных сношениях было дополнено непосредственным.
В частности, ст.16 Конституции Таджикской ССР 1937 г. закрепила право на непосредственное сношение с иностранными государствами, заключение с ними соглашений и обмен дипломатическими и консульскими представителями.
Основными факторами, обусловившими предоставление союзным республикам права на непосредственное участие во внешних сношениях являлась объективная невозможность охвата всего многообразия и растущих потребностей союзных республик во внешних делах, наличие специфических хозяйственных и культурных потребностей союзных республик, которые не могут быть в полной мере охвачены общесоюзным представительством за рубежом, признание того, что национальные запросы союзных республик будут лучше удовлетворены непосредственным сношением с соответствующими государствами.
Значительное расширение правосубъектности Таджикской ССР было обусловлено принятием Конституции СССР 1977 года, которая предоставила республикам дополнительные полномочия по осуществлению на своей территории государственной власти самостоятельно, за исключением полномочий, предусмотренных ст.73 Конституции СССР.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы действия нормативных правовых актов и судебных решений в пространстве
1.1 Понятие действия нормативного правового акта и судебного решения в пространстве
Нормативно-правовой акт является значимым источником права. Специфичны сами его функции. Он издается для того, чтобы регулировать поведение определенных субъектов в конкретный промежуток времени на определенной территории, что уже говорит об наличии ограничений в пространстве.
При этом Б. И. Нефедов отмечает то, что в пространственном и временном отношении в рамках правовой системы в целом ограничения отсутствуют. Правовая системы функционирует за счет определенных территориальных и пространственных характеристик. Они имеют большое значение для тех актов, которые носят волеустановленный характер, создаются государством и встраиваются в законодательную систему, существующую в данном социуме .
Нормативно-правовой акт является самым распространенным источником права, в котором закрепляется совокупность социально-значимых норм, осуществляющих регулирование наиболее важных общественных отношений.
В положениях нормативно-правовых актов содержатся четкие формулировки предписываемых правил поведения. Сопоставляя нормативно-правовые акты с другими источниками права, можно отметить наличие характера: так юридические прецеденты отличаются казуистическим характером, а правовые обычаи – неопределенным.
Можно также отметить скорость изменения, которая характерна исключительно для нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права.
Нормативно-правовой акт можно определить в качестве принятого в особом порядке компетентным правотворческим органом официального акт-документа, в котором содержится совокупность норм права.
Нормативно-правовой акт является наиболее широко применяемой правовой отечественной формой.
Нормативно-правовой акт, и это следует уже из его названия отличается двойственным содержанием: он носит не только правовой, но и нормативный характер.
Исследователи выделяют три важнейших преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права (рисунок 1) .