Актер драматического театра и кино актерское мастерство Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Что такое атмосфера в событии в спектакле

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

На данный момент театральное искусство переживает довольно сложный период. Старые формы воспроизведения и передачи исчерпывают себя, медиа закрывает собой видимые перспективы развития театрального искусства. Стремление сохранить и возродить театр приводит к тому, что сценографы идут на любые эксперименты, чтобы шокировать публику. При этом, режиссеры забывают очень важную составляющую успеха любого спектакля – сценическую атмосферу, «живую жизнь человеческого духа», как писал К.С. Станиславский.
М.О. Кнебель так определила главную идею всего учения Станиславского: «…для того чтобы создавать подлинную жизнь на сцене, нужно творить по законам жизни» [13, с. 141].
С этой точки зрения создание сценической атмосферы становится первостепенной и основной задачей работы режиссера над спектаклем, что и определяет актуальность данной проблемы.
Актуальность исследования также может быть определена необходимостью теоретического изучения и практического применения в театральной и учебной работе богатейшего опыта практиков русского и зарубежного театра в плане умения создавать на сцене атмосферу — эмоционально насыщенное пространство.
Атмосфера – феномен не только театральный, это явление принадлежит самой жизни, поскольку пустого пространства не существует, и атмосфера окружает человека всегда и везде, изменяясь вместе с его чувствами и настроениями, сливаясь или конфликтуя с ними. Атмосфера рождается в человеческой деятельности, взаимовоздействии человека и произведений искусства, литературы, архитектуры, и даже предметов быта.
Сила и мощность энергетического излучения, характеризующие атмосферу, зависят от духовной и душевной жизни человека, который живет в этой атмосфере.
Проблема атмосферы сценической заключается в том, что спектакль играют живые люди, но не каждая постановка оказывается живой. Как пишет театральный критик М. Дмитревская: «Чаще всего мы сталкиваемся со спектаклями-«вампирами». И, не понимая, что произошло, выходим из зала разбитые, утомленные, будничные, даже если на словах признаём, что спектакль интересный. Но спектакль не напитал зал той живой энергией, которой обладает лишь оно – «живое искусство» [7, c. 4-7]
Такой «живой» спектакль – это некое слияние душ: автора, режиссера, актеров, при этом, каждый исполнитель является главным носителем атмосферы.
Объект исследования – процесс работы режиссера над спектаклем.
Предмет исследования – создание сценической атмосферы в процессе работы над спектаклем.
Цель данной работы – изучить понятие сценической атмосферы и показать реализацию этого процесса в работе над ролью в спектакле «4 х 4» по пьесе Евгения Сабурова».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть понятие атмосферы как выразительного средства спектакля
2.Определить виды и функции атмосфер
3. Рассмотреть явление атмосферы, как части репетиционного процесса
4.Изучить способы создания атмосферы в спектакле
5.На примере работы над ролью … в спектакле «4х4» по пьесе Евгения Сабурова показать процесс создания сценической атмосферы спектакля
Методы исследования
В работе использованы следующие методы: сбор информации, анализ, исследование, обобщение, выводы.
Научная новизна работы заключается в следующих критериях:
— остросовременный материал, выбранный для постановки;
— систематизация и обобщение теоретического материала, касающегося проблемы создания сценической атмосферы;
— применение на практике теоретического материала.
Практическая ценность работы определяется:
— универсальностью теоретических сведений, представленных в данной работе, возможностью их применения актером при работе над любой ролью;
— реализацией этих теоретических сведений в разработке роли к спектаклю «4х4» Евгения Сабурова.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дипломная работа может представлять интерес не только для режиссеров, актеров, театроведов, она может быть полезна всем, кто интересуется театром и театральной педагогикой. С другой стороны, приведенные автором упражнения, необходимые для работы с психоэнергетическим инструментом, и сделанные им выводы намечают пути их практического применения в актерской технике.
Таким образом, предлагаемые в работе теоретические и практические подходы открывают возможности и перспективы исследования энергетической природы сценической атмосферы, которая и на сегодняшний день остается малоизученным феноменом в искусстве, открытой темой для дальнейших исследований.
Атмосфера – феномен не только театральный, это явление принадлежит самой жизни, поскольку пустого пространства не существует, и атмосфера окружает человека всегда и везде, изменяясь вместе с его чувствами и настроениями, сливаясь или конфликтуя с ними. Атмосфера рождается в человеческой деятельности, взаимовоздействии человека и произведений искусства, литературы, архитектуры, и даже предметов быта.
Театральное искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Задача режиссера, прежде всего, создать ансамблевый творческий коллектив, т. к. далее в процессе создания целостного художественного — сценического произведения и возникает так необходимая в любой обстановке органичная и благоприятная сценическая атмосфера.
Понятие атмосферы в театр пришло из жизни. Атмосфера — это явление присущее миру людей и в центре атмосферы находится человек, который действует, мыслит, чувствует, ищет. Без сложного комплекса взаимоотношений с окружающей действительностью, мира мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий просто немыслимо существование нашего мира — мира людей.
У каждого своя атмосфера, она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, тенденций. В жизни всегда происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы и личная может подчиняться общественной и пр.
В нашей работе мы раскрыли театральную атмосферу как яркое выразительное средство спектакля, рассмотрели виды и функции атмосфер, способы актерской работы над созданием атмосферы в спектакле и на репетиции, коснулись такого понятия, как психо-энергетическая атмосфера, разработанная в специальных методиках современными театральными деятелями.
В своем исследовании мы опирались на богатый театральный опыт, рассмотрели понятие атмосферы, данное известными режиссерами и театроведами.
Практическая часть представляет собой анализ роли «2» в спектакле «И четырежды четыре» по пьесе Евгения Сабурова. Были определена структура пьесы, узловые события, которые определяют динамику спектакля.
В процессе воспроизведения этой схемы спектакля задействовано, преимущественно, сознание актера (Приложение, схема № 1).
Применение формулы «как будто», введенной К.С. Станиславским, активизирует работу вымысла актера. С ее помощью биография героя становится более реальной, обрастает деталями и подробностями. К каждому герою применяются многочисленные «как будто», открывая путь к реальному действию, необходимому для выполнения поставленной цели (Приложение, схема № 2).
Одним из непременных условий существования актера на сцене является присвоение судьбы своего героя. Для этого процесса необходимо включение в работу подсознания и сознания (Приложение, схема № 3).
Наличие внутренне и внешней характерности персонажа – условие существования актера в предлагаемых обстоятельствах. Внешняя характерность связана с внешними проявлениями: походке, жестах, физических особенностях и т.д. Но внешняя характеристика должна быть наполнена изнутри с помощью изучения всей предыдущей жизни героя (Приложение, схема № 4).
Последующие этапы работы актера над ролью также отражены в нашем исследовании. Все они направлены на более тесное сращивание актера с героем (Приложение, схема № 5).
Отправляясь в театр, зритель преследует вполне определенную цель – в связи с переживаниями героев пережить определенные чувства, заразиться определенными эмоциями. При том, что театр – искусство синтетическое, носителем специфики театра является исключительно актер, именно он создает сценическую атмосферу, необходимую для полноценного погружения в спектакль.

   

Фрагмент текста работы:

 

I глава Теоретические основы создания сценической атмосферы
1.1.Обзор научно-исследовательской литературы
Наверное, все театроведы, сценаристы, режиссеры и актеры согласны с тем, что понятие атмосферы самое необъяснимое и загадочное из всех специальных театральных терминов. Как его определить? Как понять, достигнуто ли то, что представлялось и задумывалось? И тем не менее, атмосфера в спектакле очень важна. Известный русский актер Михаил Чехов признавал за атмосферой первенство в сценической иерархии элементов, считал душой и сердцем театрального действа. «Отдельные актеры с их чувствами, — писал Чехов,- не больше как часть целого. Они должны быть объединены и сгармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля. Спектакль, лишенный атмосферы, неизбежно несет отпечаток механичности» [27, c. 112].
Чехов понимал спектакль как «живое существо, одухотворенное атмосферой и обладающее мощным коллективным биополем» [27, c. 112]. Им были предложены специальные тренинги для создания и развития определенной атмосферы, а также для «борьбы атмосфер».
О сценической атмосфере в разные годы говорили и писали такие видные театральные деятели, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, М.А. Чехов, А.Д. Попов и др. Довольно быстро проблема сценической атмосферы вошла в круг проблем режиссерских и педагогических. А.А. Бармак, обобщая свой педагогический опыт в ГИТИСе в качестве ассистента М.О. Кнебель, пишет: «Атмосфера — не только и не столько выразительное средство в палитре режиссера, она является эмоционально-смысловым итогом спектакля как живого художественного целого» [1, c. 109].
Как замечает театровед И. Бойкова: «Проблема художественной атмосферы долгое время не вызывала большого интереса у театроведов: специальных исследований в этой области с конца 70-х годов не предпринималось» [2, c. 3-4].
Тем не менее, в театральной среде в основном утвердилось справедливое представление о том, что понятие «атмосфера» является неотъемлемой частью художественного образа спектакля. И уже начиная с 90-х годов термин «атмосфера» прочно размещается на страницах театроведческих статей.
В 1992 году в журнале «Театр» вышла статья С. Ваймана «Художественная атмосфера», в которой он сделал попытку исследовать понятие художественной атмосферы. В статье автор опирается на собранный материал из области литературы, искусства и театра. Вайман выделяет такие явления как органика атмосферы, ее отличие от воздуха, связь с аурой и т.д. «Каждый человек, — пишет Вайман, — как некий полюс, наделенный индивидуальными качествами, дан как момент взаимопритяжения, и именно в этом смысле необходим. На этой диалогической почве взаимной необходимости партнеров и зарождается атмосфера общения, его совокупная тональность» [3, c. 88].
А.Д. Попов дает такое определение атмосфере спектакля: «Через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет» [16, c. 98].
Из этого определения можно скорее понять, какими средствами можно приблизиться к достижению атмосферы, нежели понять ее определение.
Причины неуловимости понятия атмосферы спектакля заключаются в процессе хрупкой внутренней жизни актера на сцене, в тончайших связях его с окружающими людьми, предметами, зрителем. Отдельный момент в атмосфере — это соотнесение человека-артиста со временем. Сюда входят как темпо-ритмические построения, так и такое понятие, которое Георгий Товстоногов называл «время историческое» [24, c. 70].
Великий Константин Станиславский в создании сценической атмосферы придавал большое значение тщательному режиссерскому подходу не только к главным ролям, но и к второстепенным героям. «Петрушка «с разодранным локтем», г. Н., г. Д., слуги Фамусова и лакеи, имеющие хоть строчку грибоедовского текста, гости на балу у Фамусова, не имеющие никакого текста, но составляющие бытовой, жизненный фон для главных и второстепенных действующих лиц, -все эти персонажи имеют огромное, если не сказать решающее значение для создания правдивой, реалистической сценической атмосферы в спектакле» [19, c. 89].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы