Библиотечно-информационная деятельность Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Чтение детей в 21 веке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Цели и функции детских библиотек в
современном обществе. 7

1.1. История появления детских библиотек и
современные аспекты их функционирования. 7

1.2. Миссия детской библиотеки в современной
социокультурной ситуации  18

1.3. Современные направления работы детских
библиотек по поддержке детского чтения: отечественный опыт. 23

Глава 2. Читатель-ребёнок: характеристика основных
типов. 43

2.1. Типы читателей-детей. 43

2.2. Особенности чтения современных детей: опыт
российских библиотек. 48

Глава 3. Деятельность детского филиала МБУК
«Централизованная библиотечная система» г. Тулун. 59

3.1. Организация работы с детьми (на примере МБУК
«Централизованная библиотечная система» г. Тулуна) 59

3.2. Результаты исследования чтения детей. 66

3.3.
Предложения по совершенствованию чтения детей. 80

Заключение. 86

Список литературы   88  

Введение:

 

Актуальность темы. Чтение на протяжении многих веков привлекает внимание,
как теоретиков, так и практиков во всемирном масштабе. В настоящее время
изменилось отношение взрослых членов общества к формированию круга чтения
детей, к развитию у детей потребности в чтении. В обществе нет полного
осознания того, что читатель начинается в раннем детстве. Заложенные в
дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные
приоритеты определяют жизненный путь поколений. В связи с этим необходимо как
можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Через
чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее
мира, учится анализировать события, происходящие в нем, приобщается к
нравственным и культурным ценностям. Проблема детского чтения начала возникать
еще в XVIII в. и одним из первых, кто обратил на это внимание, стал Н.И.
Новиков.

В трудах писателей, критиков, педагогов XIX в. находится
множество идей, суждений по вопросам организации детского чтения (В.Г.
Белинский, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, В.П.
Острогорский, Н.А. Добролюбов и др.).

Библиотечное обслуживание детей вносит весомый вклад в
развитие ребенка как квалифицированного читателя. Детские библиотеки (школьные,
сельские, публичные) сегодня призваны стать центром общедоступной информации,
они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного,
духовного, творческого развития, самосовершенствования юных читателей.

В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми
и подростками, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения,
приобщения к российским традициям. Активно используются, совмещаются
инновационные и традиционные формы работы с юными читателями, позволяющие
вовлечь их в процесс чтения.

Степень изученности проблемы. На формирование идей создания
детской библиотеки, руководства чтением детей в библиотеке и в семье
существенное влияние оказали работы по библиографии детской литературы –
указатели Ф.Г. Толля (1869 г.), А.Е. Флерова (1905 г.), М.В. Соболева (1903 г.)
и другие издания.

Проблемы детской библиотеки, направления ее развития,
содержания деятельности в разные исторические периоды освещали В.А. Зеленко,
Н.А. Херсонская, Н.Е. Добрынина, Г.А. Иванова, Н.В. Бубекина, О.Л. Кабачек,
В.П. Чудинова, Н.В. Степанова, Н.В. Фомина, Е.И. Голубева, Н.Г. Малахова, Е.А.
Колосова и др.

Вопросы методической деятельности детской библиотеки
интенсивно изучаются учеными и библиотечными специалистами. Можно отметить,
например, учебно-методическое пособие Н.П. Опариной [
53], рассматривающее использование
игровых форм в работе детских библиотек, словарь О.Л. Кабачек по проблематике
современных форм и методов работы с детьми [
29].

Проблемы практики и технологий применения современных форм
продвижения чтения и книги в деятельности детских библиотек рассматриваются в
библиотековедческой научной периодике: статьи Л.И. Васильевой «О продвижении
детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке» [
9], Т.М. Плохотиной «Новое блюдо
библиотечной кухни: Буктрейлер: продвижение чтения в детской библиотеке» [
55], где излагается практика и
техника применения современных форм продвижения чтения и книги.

Отдельно необходимо отметить сборник Российской
государственной детской библиотеки (РГДБ) «Проекты детских библиотек России в
поддержку чтения» (2006 г.), где собраны материалы о проектах детских библиотек
России. Хоть он издан в начале 2000-х гг., тем не менее, важен еще и тем, что в
нем собран уникальный опыт российских библиотек, подведены итоги реализации
проектов.

Наиболее оперативную информацию о практике применения
методов работы с детьми и подростками можно получить из журналов «Информационный
бюллетень Российской библиотечной ассоциации», «Библиотечное дело», «Школьная
библиотека», где библиотекари делятся с опытом работы в детских библиотеках
России.

Объектом исследования: читатели детского возраста МБУК «Централизованная библиотечная
система» г. Тулуна.

Предметом исследования: чтение детей МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Тулуна.

Цель работы – рассмотреть и проанализировать работу МБУК «Централизованная
библиотечная система» г. Тулуна в области детского чтения.

Для достижения поставленной цели в работе решаются
следующие задачи:

1. изучить историю детского чтения и появления детских библиотек;

2. рассмотреть цели, содержание, формы и методы работы по
обслуживанию читателей-детей;

3. раскрыть опыт российских библиотек по работе по
обслуживанию читателей-детей;

4. изучить и описать систему работы по обслуживанию
читателей-детей МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Тулуна;

5. проанализировать основные направления работы с детьми
МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Тулуна;

6. выявить проблемы в деятельности МБУК «Централизованная
библиотечная система» г. Тулуна по обслуживанию детей.

Гипотеза исследования:
актуальной формой поддержки чтения детей МБУК Тулуна являются игровые формы.

При написании данной работы использованы общенаучные и
специальные методы исследования: библиографический, метод анализа и
синтеза, библиостатистический.

Методологическая основа исследования. Тематическая направляющая
исследования находится на стыке разных наук, раскрывая взаимосвязи
библиотековедения, социологии, культурологии, что потребовало обращения к
концепциям различных научных направлений и школ.

В основе исследования лежит взаимодействие
системно-функционального и культурологического подходов известных отечественных
ученых в области библиотековедения (М.Я. Дворкина, С.Г. Матлина, Г.К. Олзоева,
В.Д. Стельмах); культурологии и социально-культурной деятельности (М.А.
Ариарский, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) и самой деятельности
библиотеки в целом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные
положения исследования позволяют определить подходы к реализации технологий
организации работы библиотек с детьми младшего школьного возраста; предложены
пути решения проблемы организации работы с детьми младшего школьного возраста.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и
списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы
организации работы библиотек с младшими школьниками и понятийный аппарат
исследования. Во второй главе описывается работа с младшими школьниками МБУК «Централизованная
библиотечная система», г. Тулуна.
В третьей главе представлена деятельность детского филиала МБУК «Централизованная
библиотечная система» г. Тулун и результаты опроса. В
заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы.

Список использованной литературы содержит 83 источника. В
приложения включены план работы библиотеки на 2021 г., анкета для детей,
сценарии мероприятий по продвижению чтения среди детей.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В данной выпускной квалификационной работе нами раскрыты
особенности читателей детей, их основные приоритеты к чтению. Рассмотрены
результаты научных исследований библиотек, и отдельных авторов: В. П. Чудинова,
И. И. Тихомирова, И. Н. Дронина и другие. В одном из параграфов рассмотрены
меры, предпринимаемые разными собраниями в акты поддержке чтения. Сравнение
этой деятельности позволило нам сделать выводы: зарубежный опыт относится к
периоду 2007 – 2010 гг., что свидетельствует о том, что за рубежом раньше подняли
вопрос поддержки чтения и стали предпринимать меры по его решению.

В России активная работа по поддержке чтения началась чуть
позднее. Основная доля работы в этом направлении, принадлежит библиотекам,
которая зачастую самостоятельно работают по собственной инициативе и без
обеспечения финансами.   

В результате проведенного анализа деятельности МБУК
«Централизованная библиотечная система» г. Тулуна в области детского чтения
было выявлено, что библиотекарями ведется работа в таких направлениях как
продвижения детского чтения, военно-патриотическое воспитания подрастающего
поколения, экологическое воспитание. Также на базе библиотеки реализуются
развлекательно-образовательные и культурно-просветительские программы. В свое
работе библиотекари используют беседы, лекции, внеурочные занятия с детьми и
подростками, организовывают различные игры и конкурсы. Таким образом, было
выявлено, что в библиотеки используются различные мероприятия по привлечению
детей и подростков к чтению, а также в воспитании детей и подростков, но при
этом одним из самых популярных видов деятельности среди детей является игровая.

В процессе исследования также было проведено анкетирование
детей и подростков в возрасте 10-13 лет с целью изучения читательских интересов
и потребностей. В результате анализа ответов в процессе анкетирования было выявлено,
что лишь половина опрошенных детей и подростков любят читать и проявляют
интерес к чтению как классической, так и современной литературе. Большинство
подростков любят читать фантастику, ужастики, детективы, приключенческие книги,
книги о путешествии, о войне, реже читают книги о технике, истории, зарубежную
и русскую классику. Самыми популярными среди подростков являются авторы Дж.
Лондон, Ж. Верн, А. Грин, А. Конан Дойл, В. Каверин, А. Гайдар, А.С. Пушкин, С.
Булгаков, Марк Твен, Л.Н. Толстой, В. Железников. Но при этом было выявлено,
что всего 13% подростков посещают городскую библиотеку и 16% подростков
посещают школьную библиотеку. Кроме этого, было выявлено, что в основном подростки
посещают библиотеку, когда что-то нужно. Чаще всего подрастающее поколение узнают
информацию у книгах через друзей и знакомых, а также в сети Интернет.

В результате анкетирования было выявлено, что с одной
стороны, практически исчезла традиция передачи от поколения к поколению
«золотой полки» литературной культуры. В равной мере этот вывод относится и к
чтению произведений лучшей зарубежной и отечественной классики. Эти
произведения остаются лишь у небольшой группы детей-читателей. Вместо этих
произведений сегодня подростками читаются книги из довольно примитивного слоя
массовой культуры, по большей части это фэнтези, мистика, ужасы и т.п.
Литература как средство социализации сегодня заметно уступает других видам
медиа, прежде всего телевидению, а также Интернету.

На основе изученного материала был разработан комплекс
занятий для библиотеки с целью развития интереса к чтению среди детей и
подростков.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи
решены, гипотеза исследования доказана.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Цели и функции
детских библиотек в современном обществе

 

1.1. История появления детских библиотек и современные аспекты их функционирования

Библиотеки для детей начали создаваться в конце XIX века. В 1878 году известный
книговед и библиограф А.Д. Торопов открывает в столице первое книгохранилище.
Вскоре их насчитывалось более 20. Начинают появляться планы развития детских
библиотек. Резолюция Первого Всероссийского библиотечного съезда (1911 г.)
подчеркивала важность «привлечения детей к чтению и необходимость оказания им
помощи в выборе книг…». Также данный документ признавал книгохранилища
самостоятельными культурно-просветительскими учреждениями, которые нужно
открывать наравне с общественными.

Возникновение библиотек тесно связано с просветительскими
и общекультурными традициями в России. Феномен детства в начале ХХ века
становится предметом научного интереса. Появляется большое количество книг и
статей известных психологов, писателей, педагогов о необходимости поиска путей
воспитания и обучения ребенка. Начинают издаваться журналы для детского и
семейного чтения, появилось самостоятельное направление в литературе [
13].

Детская литература сформировалась из таких составляющих:

       книги, специально написанные для
детского чтения;

       адаптированные издания;

       издания, написанные для взрослых,
но постепенно вошедшие в круг детского чтения.

Общество начинает уделять внимание созданию условий для
чтения ребенка, библиотечному обслуживанию. Формирование данного учреждения
приспособлялось к возрастным особенностям. Детские библиотеки стали выделяться
из публичных. И это наряду с тем, что в школах, гимназиях, училищах были
учебные книгохранилища [8].

Таким образом, детские библиотеки стали открываться в
России задолго до 1917 года, отражая необходимость более основательной
просветительской деятельности по отношению к подрастающему поколению.

Вскоре начинают развиваться два типа библиотек – школьная
и детская. В начале советского периода были четко определены их функциональные
различия и назначение: детская способствовала свободному чтению, проведению
досуга и самообразования, школьная обеспечивает учебно-воспитательный процесс [
20].

С делением Наркомпроса РФ на Министерства образования и
культуры резко изменилась ситуация с финансированием и комплектованием школьных
книгохранилищ. Средства, получаемые от Министерства образования, не
обеспечивали, в полной мере, учебной литературой. В связи с этим детские
библиотеки, имея более прочную материальную базу, стали выполнять частично и
функции школьных библиотек. Данная тенденция продолжает нарастать и в наши дни
[
21].

В 1930-х годах появляется необходимость образования более
крупных библиотек, в связи с развитием детских книгохранилищ – методических
центров по оказанию поддержки библиотекам обслуживающих детей, в том числе и
школьных. Открываются областные, республиканские, краевые детские библиотеки, в
которых функционирует специально подготовленный штат сотрудников с высшим и
средним специальным педагогическим образованием. В Институтах появляются
отделения подготовки специалистов для работы в библиотеках [30].

Первыми, получившими статус центральной детской библиотеки
региона, стали библиотеки в Севастополе (1921 г.) и в Москве (1934 г.).

К концу 1950-х гг. во всех областях, краях и республиках
России были созданы крупнейшие детские библиотеки – методические центры, которые
накопили значительный опыт по научному снабжению библиотечного обслуживания
детей. В 1950-е годы открыто 19 библиотек, в 1960-е – 24. К концу 1960-х годов
во всех республиках, краях, областях России были созданы крупнейшие детские
библиотеки – методические центры, накопившие большой опыт по методическому и
научному обеспечению библиотечного обслуживания детей. Организованная в декабре
1969 года, Российская государственная детская библиотека стала крупнейшим
информационным, исследовательским, научно-методическим центром не только для
детских библиотек, но и для всей отечественной системы библиотечного
обслуживания детей в России.

По официальным данным на 1 января 1984 года в СССР
насчитывалось 8367 детских библиотек (в том числе 154 детских центральных).
Кроме того, функционировали 1383 детских отделения при библиотеках для взрослых
[
69].

В СССР детским библиотекам свойственна была
авторитарность, в навязывании работникам установленных схем и шаблонов,
жесткость контроля, за идеологизированность, но даже при таких условиях они
всегда стремились к созданию доброй атмосферы, любви к чтению и книге, к тесной
связи со школой. Несмотря на низкое финансирование, детские библиотеки
продолжали развиваться.

В течение ХХ века отмечалась тенденция объединения детских
библиотек со взрослыми. Во многом причиной послужила гонка за показателями,
которая имеет финансовую базу, ведь подрастающее поколение наиболее активная
группа читателей [
34].

В настоящее время самый многочисленный контингент
читателей составляют дети. Усовершенствование обслуживания данных читателей
требует более четкого взаимодействия и библиотечной кооперации, совершенной
специализации в обслуживании, также разграничения функций всевозможных видов
книгохранилищ на основе читательских заинтересованностей и целей чтения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы