Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Человек и война в русской литературе конца XX — начала XXI в. и проблемы духовно-нравственного воспитания в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕМА «ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ.
1.1. Военная тема в современной литературе и традиции русской классики 6
1.2. Изображение человека на войне в произведениях З. Прилепина. («Патологии», «Грех») 19
1.3. Война в творчестве В. Маканина («Асан») 25
Выводы 1 1
ГЛАВА 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ. И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в современной школе 30
2.2. Образ человека на войне в современной литературе как средство духовно-нравственного воспитания школьников. 54
Выводы 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Введение:
Современная эпоха инновационных технологий характеризуется тем, что информация очень быстро меняется и обновляется. Благодаря тому, что информация стала очень доступна и открыта, каждый человек получил одинаковую возможность пользоваться ею. Ключевым моментом стало правильная подача и применение информации, особенно в сфере образования. И конечно, в период быстрых изменений возникла новая проблема перед учащимися современной школы, а именно концептуальное осмысление русской литературы конца XX – начала XXI вв.
Образ человека и войны интересовал писателей на протяжении всего существования, развития и становления литературы разных эпох. Они пытались ответить на важные вопросы: Почему происходят войны? Кто виноват в военных конфликтах? Какое место в них принадлежит человеку? Прежде всего, писателям присуще внимание к человеку, его внутреннему миру и того, что его окружает. А изображение духовной жизни человека всегда интересовало, интересует и будет интересовать читателя.
О войне русскими писателями сказано и написано очень много. И это понятно: вся история нашего народа связана с постоянной угрозой иностранного вторжения, с необходимостью отстаивания своей свободы и независимости. Из русских исторических былин и песен, поэтических и прозаических произведений о войне мы узнаем о подвигах наших дедов и прадедов, благодаря им лучше осознаем, какие страдания приносит человечеству война.
Именно на литературных произведениях вырастают поколения российских граждан. В связи с этим актуальным становится исследование роли русской литературы в воспитании подрастающего поколения.
Возможностям литературных произведений в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников уделяли внимание многие ученые, педагоги, психологи. Освещение теоретических вопросов роли художественной литературы в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения достаточно обоснованы в работах многих ученых, среди которых Л. Выготский , А. Запорожец , Л. Рожина , В. Розин , Б. Мейлах , и др.
Тем не менее, проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на материале современной русской литературы о войне недостаточно разработаны. В связи с этим была выбрана тема исследования «Человек и война в русской литературе конца XX – начала XXI в. и проблемы духовно-нравственного воспитания в современной школе».
Объект исследования: образ человека и войны в современной русской литературе
Предмет исследования: современная русская литература, как средство духовно-нравственного воспитания в современной школе.
Цель исследования: проанализировать и обосновать возможности образа человека и войны в современной русской литературе в духовно-нравственном воспитании учащихся современной школы.
Задачи исследования:
— раскрыть особенности военной темы в современной литературе и традиции русской классики.;
— проанализировать проблему человека и войны в произведениях русских писателей конца XX – начала XXI вв.;
— обозначить цели и задачи духовно-нравственного воспитания в современной школе;
— обосновать возможности использования литературных образов на уроках, как средство духовно-нравственного воспитания школьников на материале русских писателей конца XX – начала XXI вв.
Методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической, методической и публицистической литературы по теме исследования; изучение и критический анализ современной художественной литературы о войне; эмпирическое исследование литературных образов; обоснование возможностей современной русской литературы в духовно-нравственном воспитании школьников.
Практическая значимость исследования: раскрыты основные проблемы военной темы в современной литературе и традиции русской классики; обоснованы цели и задачи духовно-нравственного воспитания в современной школе; раскрыты возможности использования образа человека и войны на уроках литературы в современной школе; материалы исследования могут использоваться в процессе подготовки учителей литературы к урокам.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух разделов, выводов к разделам, заключения, списка использованных источников, приложения. В структуру работы включены 3 рисунка и таблица (в приложениях), 63 источника. Общий объем дипломной работы 74 стр.
Заключение:
В процессе исследования было выявлено, что последнее десятилетие XX в. и начало новой эры стало рубежом динамических переосмыслений назначения литературы, как общенародного культурно-просветительного искусства в России. Конец XX – начало XXI вв. вошли в историю русской литературы переломными годами, характеризующиеся сменой приоритетов в культурологических основах создания произведений, что отобразилось на: эстетических, идеологических, нравственно-этических и духовно-моральных аспектах литературных жанров; новых тенденциях в авторском стиле современных писателей. Развитие литературного процесса 90-х годов отображает новое формирование направлений, создание авторами произведений собственных стилей, появлением перспективных авторов и передачей своеобразным накопленным опытом конца XX в. Характерным в развитии литературы данного периода является формирование направлений и стилей, уступка занятых позиций прошлыми литературными шедеврами новым, во многом схожи с явлениями русского искусства конца ХIХ — начала ХХ веков.
Также было раскрыто, что в 80-е годы, в русскую литературу пришли писатели третьего поколения М. Палей, В. Пелевин, Т. Толстая, О. Славникова, А. Слаповский, В. Сорокин, Л. Улицкая. «Перестройка» дала им возможность коснуться ранее запретных тем, которые раскрывают черную изнанку реальной русской жизни. Четвертое поколение русских писателей появляется в 90-х годах XX в. Это А. Геласимов, Е. Садур, А. Уткин, Б. Ширянов, М. Шишкин и др. – поколение свободных людей, без государственной и внутренней цензуры, писатели «поколения next». Их истина, как молодых писателей, в свободе, отвержение эстетики изысканного индивидуализма, нытья и распада. Роль писателей «поколения next» – это роль молодежного лидера.
Кроме того, в «постпелевинскую эпоху», несмотря на то, что В. Пелевин продолжает оставаться крупной фигурой в процессе развития современной русской литературы и является одним из самых влиятельных писателей, появляется литература, которая преодолевает общепринятые концептуальные ограничения. Это, например, проза О. Славниковой, которая в своих лучших работах она выходит далеко за пределы любых «измов»; традиционный русский психологический роман, который условно назывался «новый реализм», А. Ильичевского, Д. Осокина, З. Прилепина и Р. Сенчина, чье творчество представляет собой расцвет традиций классической психологической русской прозы.
Анализ литературы показал, что современные писатели не обошли стороной и тему человека и войны. Одним из ярких представителей русской литературы является мэтр советской литературы Д. Гранин. Его повесть, написанная в 94-летнем возрасте «Мой лейтенант», была издана в 2012 году и получила главную награду самой престижной национальной литературной премии России – премии «Большая книга».
Книга Г. Васильева «В Афганистане. В «Черном тюльпане», как и повесть Д. Гранина «Мой Лейтенант», носит автобиографический характер, это художественно-документальная повесть о неравном сражении советских солдат, которые были поставлены в тяжелые условия предательством, равнодушием руководства к жизни личного состава, голодом на выполнение своего долга перед Родиной.
Литературный цикл С. Щербакова «Щенки и псы Войны» о другой войне. О той войне, которую помнят многие подростки – о войне в Чечне. В этом цикле идет правдивый рассказа о солдатах и офицерах, которые видели всю мерзость, кровь и грязь второй чеченской войны, прошли сквозь этот кромешный ад, проявив настоящие мужество, стойкость, преданность, отдав сердца и взамен не требуя наград.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что духовно-нравственное воспитание в современной школе направлено на познавательное, духовно-нравственное, эстетическое развитие личности, которым в свою очередь, соответствуют три духовные ценности: истина, добро, красота, формирующие нравственную жизнь человека.
Познавательная сфера личности характеризуется стремлением к истине, моральная – к добру, эстетическая – бескорыстием. К духовным качествам относятся: доброжелательность, сочувствие (эмпатия), добросовестность и др.; к нравственным – ответственность, обязательность, справедливость, достоинство и тому подобное.
Основная цель духовно-нравственного воспитания в современной школе – это нравственное развитие школьника: осознание им своего высокого предназначения в жизни, выявление ответственности перед нынешними и будущими поколениями, понимание сложности природы мироздания и постоянное стремление к моральному самосовершенствованию. Нравственность является предметом философской науки этики, которая призвана описать и обосновать особенности нравственности различных групп, исходя из специфики их деятельности. Основой составления общих и специфических принципов и норм этики служат такие понятия духовно-нравственного сознания, как «добро», «справедливость», «долг», «ответственность», «совесть», «честь и достоинство», «гуманизм». Перечисленные категории этики одновременно представляют высокий уровень духовно-нравственных ценностей, которые выполняют свое назначение при наличии в человеке положительных моральных качеств или добродетелей: альтруизм, сострадание, милосердие, мужество, вера, требовательность, мудрость, честность, чувствительность, сдержанность, самокритичность и т.д.
Основные цели духовно-нравственного воспитания в современной школе направлены на выработку определенных правил и норм поведения: доверительное отношение со взрослыми и ровесниками; умение быть сдержанным, корректным, вежливым, аккуратным, пунктуальным; знать моральные принципы, нормы, постоянно осознавать и осмысливать свое нравственное положение в обществе; быть культурно нравственным, то есть, воспитывать в себе культуру этического мышления, чувств и поведения; придерживаться этикета, как уровня приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения; предоставлять помощь всем, кто в ней нуждается; повышать самоорганизацию, самообразование, самовоспитание; делиться опытом и знаниями с другими; соблюдать корпоративную солидарность, повышать престиж своей школы.
Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе это: эмпиричность индивида – проявление, раскрытие и осуществление в сложной духовно-телесной природе человека; становление, развитие и формирование, которое осуществляется в определенных условиях природной и исторической действительности, социальной и культурной обстановке; неотрывность индивидуальной жизни человека от объективного мира природы, социальных связей, культурно-исторических условий; свобода и открытость личности по отношению к новым ценностям, к другим людям и обществу; овладение школьником процессами собственного поведения в процессе жизнедеятельности, в области социально-культурной жизни; воздержание от материальности и чувственных увлечений, что нивелирует духовность; разумное и творческое отношение к окружающей действительности; единство функционирования этики в системе христианского мировосприятии.
Обосновано, что процесс духовно-нравственного воспитания учащихся рассматривается как система, которая представляет собой часть более широкой системы общечеловеческих ценностей, русской литературы как вида искусства слова и помогает школьникам полнее постичь художественный смысл, выявить конкретно-историческое и общечеловеческое значение изображенного писателем содержания произведения, формировать морально этические идеалы, повышать на более высокий уровень культуру.
Кроме того, литература имеет гуманистическую суть и этим отличается от других учебных дисциплин. В процессе знакомства и осознания литературных произведений срабатывает особый психологический феномен – в воображении учащегося возникают картины, образы, ситуации, которые воспроизведены автором. Они имеют на него сильное эмоциональное воздействие, особенно если читатель-подросток.
В процессе духовно-нравственного воспитания школьников целесообразно использовать инновационные методы организации учебно-воспитательного процесса: уроки-конференции, уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-исследования, уроки-поиски, круглые столы и пр. В литературных произведениях учащиеся ищут, прежде всего, положительного героя. Поэтому учителю необходимо приложить максимум усилий, чтобы при анализе причин поступков лейтенанта из произведения Д. Гранина «Мой лейтенант», безжалостного к боевикам Шульгина из повести Г. Васильева «В Афганистане. В «Черном тюльпане», Славки и Пашки из цикла рассказов С. Щербакова «Щенки и псы Войны», не вызвали у школьников агрессивности или неверия в человеческие идеалы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕМА «ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XX – НАЧАЛА XXI ВВ.
1.1. Военная тема в современной литературе и традиции русской классики
Конец XX – начало XXI вв. вошли в историю русской литературы переломными годами, характеризующиеся сменой приоритетов в культурологических основах создания произведений. Социально-политические изменения в стране отобразились на: эстетических, идеологических, нравственно-этических и духовно-моральных аспектах литературных жанров. Противостояние советской литературной культуры и новые веяния перестройки спровоцировали новые тенденции в авторском стиле современных писателей. Именно последнее десятилетие XX в. и начало новой эры стало рубежом динамических переосмыслений назначения литературы, как общенародного культурно-просветительного искусства.
В русской литературе происходят процессы интеграции традиций классической, советской и современной стилевой основы, которые формировали новые качества авторских произведений, изменяя не только стилевую основу, но и сам авторский стиль, перенося наработанный потенциал в новое тысячелетие.
Развитие литературного процесса 90-х годов отображает новое формирование направлений, создание авторами произведений собственных стилей, появлением перспективных авторов. Созданные в начале XXI в. произведения В. Аксенова, В. Маканина, Д. Рубиной и др. являются своеобразным накопленным опытом конца XX в. .
Характерным в развитии литературы данного периода является и то, что тенденции формирования направлений и стилей, уступка занятых позиций прошлыми литературными шедеврами новым, во многом схожи с явлениями русского искусства конца ХIХ — начала ХХ веков. Именно на рубеже конца ХIХ — начала ХХ веков отображается яркая смена литературы «золотого века» на новые авангардистские школы, искания писателей стилевого модерна и веяния Серебряного века.
В противовес авторским позициям советского периода, литература нового поколения максимально приблизилась к интересам читателя. Произошла полная смена литературного кода и, как справедливо отмечает Н. Иванова, «состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя», растет пространство для писателей, а читателю читать нечего . Писатели с обостренным чувством социального, публицистического характера, с явным политическим неравнодушием, являясь наследниками советского реализма, в свои приоритеты выбирают тематику о реальных событиях, происходивших в жизни людей. В свое время И. Бродский сказал, что литература помогает человеку уточнить время его существования , а «современная литература уже тем, что она эстетически отражает наше время» (А. Блок) . И это действительно так, в литературе отражается наше время, в писателях мы видим отражение социальной реальности.