Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Центрально-Азиатский вектор внешняя политика Республики Таджикистана (1991-2018гг.)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА 11
1.1. Политико-правовая база внешней политики Республики Таджикистана 11
1.2. Механизм реализации внешней политики Республики Таджикистана 16
1.3. Принципы внешней политики Республики Таджикистан 21
ГЛАВА 2. ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА 27
2.1. Интересы Таджикистана в Центральной Азии 27
2.2. Особенности внешней политики Республики Таджикистан в центрально-азиатском регионе 36
2.3 Территориальные споры Республики Таджикистан со странами ЦА 41
ГЛАВА 3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ТАДЖИКИСТАНА В ЦА 50
3.1. Развития торговля со странами ЦА 50
3.2. Энергетические интересы Республики Таджикистана в ЦА 57
3.3 Таможенные проблемы в ЦА и участие в них Таджикистана 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процессы глобализации, фрагментация международного пространства и столкнове-ния интересов мировых держав способствовали актуализации идеи много-полярного мира, что на современном этапе ставит существенные вопросы в деле определения и реализации национальных интересов для относи-тельно молодых независимых государств.
Глобальные и региональные процессы влияют на социально-политические процессы, степень обеспечения национальной безопасности и благосостояния граждан всех государств, что актуализирует проблему изучения и анализа особенностей реализации национальных интересов в общем и в Таджикистане, в частности.
Структура и особенности формирования национальных интересов Таджикистана стали актуальными с обретением государственной незави-симости.
В первом десятилетии суверенитета страна столкнулась с граждан-ской войной, и была занята пост конфликтным миро строительством.
Активное участие Таджикистана в международных процессах начи-нается во втором десятилетии, когда страна, определив свои национальные приоритеты, начала их реализовывать.
Таким образом, особую актуальность приобретает процесс транс-формации национальных интересов Таджикистана в современных услови-ях и особенности их реализации в долгосрочной перспективе.
Непрерывное теоретико-методологическое исследование центрально-азиатского вектора внешней политики Республики Таджикистан (1991-2018 гг.) выступает в качестве важного момента укрепления безопасности и стабильности государства.
Этот дискурс наиболее актуален для Таджикистана, так как страна находится в стыке быстро изменчивых регионов мира.
Национальные интересы могут развиваться и изменяться, т.е. с трансформацией затяжных конфликтов в сопредельных регионах, нацио-нальный интерес таджикского государства требует постоянной адаптации с целью того, чтобы отвечать потребностям реальной ситуации в мире.
Хронологические рамки исследования – 1991 – 2018 гг., то есть пе-риод в течение которого произошло развитие внешней политики Респуб-лики Таджикистан.
Цель исследования — анализ центрально-азиатского вектора внешней политики Республики Таджикистан (1991 – 2018 гг.).
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Оценить значение внешней политики Республики Таджикистан.
2. Исследовать предпосылки формирования внешней политики Рес-публики Таджикистан.
3. Описать первый этап развития внешней политики Республики Та-джикистан и место в ней центрально-азиатского вектора.
4. Определить особенности переходного этапа трансформации внеш-ней политики Республики Таджикистан.
5.Проанализировать центрально-азиатский вектор внешней политики Республики Таджикистан на третьем этапе ее развития.
6. Выявить особенность центрально-азиатского вектора современной внешней политики Республики Таджикистан.
Объектом настоящего исследования является внешняя политика Рес-публики Таджикистан.
В качестве предмета исследования выступает центрально-азиатский вектор внешней политики Республики Таджикистан.
Методология исследования. Изучение проблемы возникновения и развития центрально-азиатского вектора внешней политики Республики Таджикистан предопределило необходимость проведения объективного анализа на основе различных методов. При анализе взаимодействия меж-дународных структур в центрально-азиатском регионе применялся струк-турно-функциональный подход, который также позволил ранжировать их по степени влияния в регионе. Вполне очевидно, что ЕС и ОБСЕ по-разному оценивают роль Таджикистана в контексте обеспечения регио-нальной безопасности. Показать динамику изменения ситуации в регионе и влияние на нее международных организаций обусловило применение ис-торико-проблемного подхода; для уточнения особенностей развития об-щеполитической ситуации в Таджикистане был применен компаративный метод исследования.
Степень научной разработанности темы. В целом, необходимо под-черкнуть, что концептуальные основы внешней политики Республики Та-джикистан, в том числе и прежде всего, в отношении стран Центральной Азии, определены в посланиях, выступлениях, интервью, обращениях Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона.
Указанные материалы выступают в качестве основного и ценного ис-точника анализа тенденций и познания приоритетов внешней политики. Таким образом, исходя из этих концептуальных выступлений можно опре-делить основные направления внешнеполитической стратегии Таджикиста-на на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Изучение имеющейся литературы, отражающей процесс становления и развития внешней политики страны, показывает, что история междуна-родных отношений Республики Таджикистан является сравнительно новой сферой научных исследований ученых Таджикистана.
Первыми основополагающими трудами, в которых рассматривались международные отношения суверенного Таджикистана, стали работы уче-ных З. Саидова, А. Шарипова, А. Сабурова, К. Юлдашева, М. Тоштеми-рова. Заслугой указанных авторов можно считать то, что благодаря им был собран огромный фактический материал по внешней политике и меж-дународным отношениям суверенной Республики Таджикистан. В своих работах они показали, что формирование принципов внешней политики Таджикистана проходило на сложном и ответственном этапе становления нового миропорядка.
Отношениям Республики Таджикистан на международной арене в период с 2000 по 2004 гг. посвящена монография З. Саидзода «Внешняя политика Таджикистана в период его становления как суверенного незави-симого государства (1992-2004 гг.). В данной работе дается подробное ис-торическое описание всех основных событий и фактов внешнеполитиче-ской деятельности после завершения начального периода становления внешнеполитических ориентиров суверенного государства Таджикистан.
Истории и развитию традиций дипломатических отношений в древ-ней Средней Азии и в современном Таджикистане посвящены отдельные разделы трудов таджикских ученых Б.Г. Гафурова, Н.Негматова, Т.Назарова, Х. Зарифи, А.Саттор-зода, Р.Алимова и др. Среди них особое место занимает работа Н. Негматова «Концепция истории дипломатии та-джикского народа», в которой определяется специфика дипломатии та-джикского народа средневекового периода.
Имеются и специальные исследования, посвященные проблемам международных отношений и отдельным аспектам дипломатической службы, таких авторов, как Сангинов, Э.Рахматуллаев, И.Усмонов, З.Саидов, К.Юлдашев, Р.Мирзоев, А.Сабуров.
Определенное место в историографии внешней политики занимают труды, статьи и выступления Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в которых отражены основные достижения таджикского народа в началь-ные годы независимости, определяются основные направления внешней политики и дипломатической службы Таджикистана.
Необходимо отметить, что в конце 90-х годов ХХ в. внешняя поли-тика, будучи целостным явлением, достигла достаточно полного самовы-ражения. Внешнеполитический курс Республики Таджикистан, основанный на строгом выполнении международных обязательств, характеризуется заинтересованностью и стремлением республики к дальнейшему развитию и углублению взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с ино-странными государствами и международным сообществом в целом по ши-рокому спектру вопросов. Кроме того, именно в этот период произошел ряд событий, ознаменовавших рост международного авторитета полити-ческой и миротворческой деятельности Президента РТ Э. Рахмона.
Авторами публикаций 1990-х 2000-х гг., освещавших процесс ста-новления и развития внешней политики, были в основном работники госу-дарственных и внешнеполитических ведомств, которые принимали самое активное участие в разработке её концепции. Поэтому они позволяют определить достаточно точную картину политического и, экономического положения суверенного Таджикистана, выяснить, по каким критериям оно развивалось. В частности, в трудах бывшего Министра иностранных дел РТ, известного ученого-экономиста, академика АН РТ Т.Н. Назарова от-ражены отличительные особенности внешней политики Таджикистана — многовекторность и сбалансированность, требующие оптимального соче-тания усилий по всем направлениям.
Современное состояние и аспекты международных отношений осве-щены в книге Т.Назарова и И.Саттарова «Дипломатияи муосири точик» («Современная таджикская дипломатия»).
В российской историографии в целом отсутствует четко выраженное выделение этапов или смещения акцентов политики Таджикистана в Цен-тральной Азии; изменения внешнеполитической линии Республики Таджи-кистан рассматриваются в дескриптивном либо в ситуационном ключе, ос-новное внимание уделяется экономике двусторонних отношений и дея-тельности ШОС (работы С. В. Жукова, О. Б. Резниковой, Е. В. Савковича, В. С. Фроленкова). Отдельно и углубленно вопросы периодизации ука-занные авторы также не рассматривают.
Таким образом, в отечественной и зарубежной историографии во-просу периодизации центральноазиатской политики Республики Таджики-стан уделено недостаточно внимания. Наблюдается также отсутствие диф-ференцированных критериев периодизации.
Таким образом, изучение имеющихся работ, а также обзор произве-дений периодической печати, дают основание утверждать, что зарождение историографии истории внешней политики произошло в период становле-ния и формирования государственности и формирования внешней полити-ки Республики Таджикистан.
Представленное исследование основано на следующих группах ис-точников на русском, английском и таджикском языках: При написании работы были использованы различные источники, которые можно под-разделить на следующие группы.
Первая группа включает в себя источники разных видов — норматив-но-законодательные акты, делопроизводственные и публицистические до-кументы, которые характеризуют официальную сторону международных отношений Таджикистана. Среди них: документы межтаджикских перего-воров под эгидой ООН, Законодательные акты и документы высшего гос-ударственного руководства Таджикистана и Таджикской ССР. В их числе ежегодные послания Президента республики и концептуальные документы по вопросам внешней политики и международных отношений. Далее — до-кументы Организации Объединенных Наций и Европейского Союза, офи-циальные документы СНГ и межгосударственного сотрудничества, сов-местные заявления и коммюнике по гражданскому конфликту в Таджики-стане. Эта группа документов определяет принципы позиционирования Таджикистана в международном сообществе, намечает внешнеполитиче-скую стратегию страны, раскрывает подходы таджикистанской внешней политики как к проблемам разноформатных межгосударственных отноше-ний страны, так и к определённому кругу международно-политических вопросов. К тому же данная группа документов позволяет увидеть эволю-цию политической ситуации, как в самом Таджикистане, так и вокруг него, в регионе Центральная Азия, корни конфликтности которой были заложе-ны в советский период и проанализировать позицию официальных орга-низаций по процессу урегулирования гражданского конфликта в Респуб-лике Таджикистан. Сюда же входят основополагающие документы госу-дарств-участников СНГ, ШОС и ДКБ (ОДКБ), нормативно-правовая база этих государств по вопросам борьбы с терроризмом и наркотрафиком, а также договоры и соглашения между этими государствами (двусторонние и многосторонние), заявления, решения и декларации по вопросам регио-нальной безопасности, которые были приняты на высшем и высоком уровнях органами СНГ, ШОС и ДКБ (ОДКБ).
Документальная база исследования также содержит документы меж-дународных организаций международных (ООН, ОБСЕ), а также регио-нальных организаций, в том числе резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам безопасности, противодействия терроризму и другим вызо-вам и угрозам международному миру и стабильности.
Вторая группа источников включает документы личностного харак-тера, тексты выступлений, а именно книги и интервью Президента Респуб-лики Таджикистан и других лидеров, научные труды и воспоминания гос-ударственных и политических деятелей, в которых находит отражение по-литика государств по вопросам безопасности центральноазиатского реги-она. В данных работах приводится описание и характеристика интеграци-онных процессов на пространстве СНГ, они позволяют подвергнуть ана-лизу отношение глав государств и конкретных политических сил к интере-сующим нас процессам.
Третья группа источников представлена делопроизводственными, публицистическими и другими материалами, размещенными в различных средствах массовой информации, в том числе, и интернете. Статистический материал был почерпнут на официальных сайтах ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, ОИК и других организаций, Эти официальные сайты позво-ляют ознакомиться с формированием позиций Таджикистана, мировых держав, официальных организаций и неправительственных организаций (НПО) о ситуации в Центральной Азии. Такого рода источники позволили дать объективную оценку вкладу официальных организаций и государств, вовлеченных в процесс создания безопасного ареала в регионе Централь-ная Азия. Сайты информационного характера включают богатый новост-ной ряд, а также большой ряд аналитических материалов, посвященных внешней политике Республики Таджикистан в регионе Центральная Азия. Сайты аналитического характера, включающие авторские статьи и анали-тические записки, позволили узнать ситуацию вокруг Таджикистана. Сай-ты специализированного происхождения отличаются сугубо узкой про-блематикой, в том числе, например, по вопросам, касающимся разрешения межтаджикского конфликта, как угрозы безопасности Центральной Азии.
В целом можно сделать вывод, что использованные источники поз-волили решить задачи, поставленные в исследовании.
Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках ра-боты систематизированы факторы, определяющие и влияющие на реали-зацию внешнеполитического курса Республики Таджикистан, выявлены особенности и характер ее взаимоотношений с государствами Централь-ной Азии в дву- и многостороннем форматах.
Практическая значимость исследования заключается в том ,что сде-ланные выводы и результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения центральноазиатского вектора во внешней политике Республики Таджикистан.
Структура работы. Данная работа структурирована на введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использо-ванных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование внешней политики Таджикистана, разработка страте-гии его международной политики протекала параллельно со сложным пе-риодом его истории страны, а также всего региона и даже мира. Данный период требовал от руководства государства верного и глубокого пони-мания внутренних, региональных, а также международных проблем, наличия широкого стратегического видения, решимости и твердости, дальновидности и выдержки, а также предусмотрительности в процессе формирования и проведения созидательной и продуманной политики.
Международными договорами, заключенными Таджикистаном в первые годы своей независимости, было обеспечено его вхождение в ми-ровое сообщество, также они сыграли важную роль в обеспечении без-опасности и суверенитета страны. До сегодняшнего дня они продолжают оказывать положительное воздействие на внутреннее развитие государ-ства. В первую очередь, это международные политико-правовые докумен-ты, которые определяют приоритетные направления долгосрочного со-трудничества Таджикистана с другими государствами в формате двусто-роннего диалога. В числе этих документов входит также такая форма по-литического договора, используемая в международной практике договор-но-правовых отношений, как договора о дружбе и сотрудничестве.
Следует отметить, что правовая политика Таджикистана создает не-обходимое правовое поле с целью осуществления полномасштабных поли-тических, социальных, экономических реформ, стабилизации формирую-щихся в стране отношений и процессов. Правовая политика способствует упрочению правовых начал жизни государства и общества, а также направляет осуществляемые реформы в правовое русло, возвышая значе-ние юридического инструментария в политике, которая проводится в стране. В условиях увеличения сферы правового регулирования возникла потребность переосмысления стратегии правового развития, изменения правовой политики и ее осуществления в приоритетных направлениях. Со-здание и развитие новых институтов и отраслей права и законодательства Таджикистана, принятие новых нормативно-правовых актов, громоздкость существующей законодательной базы, вхождение государства в междуна-родное и региональное (СНГ) правовое поле, а также признание междуна-родных правовых актов как составной части национальной правовой си-стемы подтверждают необходимость формирования гибкой правовой внешней политики. В январе 2015 г. была принята Концепция внешней по-литики Республики Таджикистан. Данная Концепция определила принци-пы, задачи и цели, а также приоритеты внешней политики Таджикистана на долгосрочный период.
Основные национальные интересы Таджикистана на нынешнем этапе развития — обеспечение национальной безопасности, политической незави-симости, а также территориальной целостности государства, укрепление его светскости и стабильного развития общества. Приоритеты внешней по-литики государства основываются на актуальных задачах, направленных на обеспечение общей цели государственного развития. Также отметим, что структура национальных интересов определяется пятью вышеуказан-ными основными пунктами. Взаимоотношения Республики Таджикистан со странами мира, а также членство государства в международных организа-циях в первую очередь создаются с целью достижения и реализации вы-шеперечисленных приоритетов.
Анализ внешней политики Таджикистана в годы его государственной независимости показал, что для достижения вышеназванных приоритетов государство открыто международному сообществу, а его внешняя полити-ка, согласно с пунктом 2.8. Концепции внешней политики, является про-зрачной и прогнозируемой. Международная и региональная обстановка, а также поставленные перед страной социально-экономические задачи опре-деляют наиважнейшие сегменты национальных интересов Таджикистана, отраженные во внешней политике.
В то время, когда Таджикистаном была обретена независимость, гос-ударство обратилось к основам своей государственности, в первую оче-редь — к ведению внешней политики, но она столкнулась с совершенно другой политикой – мировой.
В период становления и развития внешней политики Таджикистана были сформированы и продолжены основные принципы внешней полити-ки, а также политические традиции Таджикистана, предусматривающие решение первостепенных задач развития страны, в первую очередь — для упрочения национального согласия и мира, а также укрепления экономи-ческой, социальной и политической .
Основные принципы внешней политики Таджикистана изложены в Декларации о независимости государства и его Конституции, и основным является принцип «открытых дверей»: реалистический, многосторонний, практический и сбалансированный подход, который отвечает интересам обеспечения национальной безопасности государства. Основной целью этого подхода является защита государственных и национальных интере-сов Таджикистана. На основе положений, которые изложены в Декларации о независимости, с целью укрепления основ политической независимости государство опирается на принцип верховенства закона. Ключевая задача внешней и внутренней — защита национальной безопасности и националь-ных интересов в отношениях с международными организациями и други-ми государствами.
Внешняя политика Таджикистана — это проявление его внутренней политики, в определенной мере отражающая существующую в стране со-циальную, культурную и экономическую системы. Обычно во внутренней политике государство использует методы, которые направлены на дости-жение долгосрочных результатов, но вот во внешней политике в изменчи-вых условиях использование этих методов неприемлемо.
Но с другой стороны внешняя политика — это отражение междуна-родной (мировой) политики. Основной целью внешней политики Таджики-стана является:
 укрепление международного положения страны на мировой арене;
 создание условий для становления эффективной рыночной эконо-мики;
 решение социальных проблем;
 создание институтов демократии и гражданского общества;
 обеспечение национальной безопасности;
 укрепление интеграционных процессов в регионе и т.д.
Негативное влияние на государство оказывают последствия процес-сов глобализации, а именно — международный терроризм, незаконные обороты наркотиков, а также организованная преступность, которые представляют серьезную угрозу национальной безопасности Таджикиста-на.
Таджикистан последовательно поддерживает деятельность и задачи ООН, направленные на обеспечение международного мира и безопасно-сти, нивелирование проблем человечества, на развитие многосторонних связей с ШОС (Шанхайской организацией сотрудничества), с Организаци-ей Договора о коллективной безопасности, а также с другими междуна-родными и региональными организациями, при этом учитывая свои наци-ональные интересы.
Как отметил Х. Зарифи, Таджикистан во внешней политике соблюда-ет сбалансированный подход, который направлен на обеспечение нацио-нальных интересов государства, достижение устойчивого экономического развития национальной экономики, повышение уровня жизни и благосо-стояния населения. С другой стороны, ограниченные возможности всесто-роннего сотрудничества в современных условиях не совсем отвечает инте-ресам осуществления многосекторной и широкой внешней политики Та-джикистана. Именно по этой причине государство и дальше намерен про-должать развивать отношения со всеми государствами, отвечающие задаче обеспечения национальных интересов Таджикистана.
Главной целью внешней политики Таджикистана является защита национальных интересов, и она основывается на принципах дружбы и на равноправных отношениях со всеми странами.
Таджикистан ставит также перед собой задачу укрепления друже-ственных связей в Центрально-Азиатском регионе.
Подводя итоги, можно сделать следующие основные выводы.
Концепция внешней политики страны как основного документа определяет внешнюю политику Республики Таджикистан как самостоя-тельную многовекторную внешнюю политику, которая основана на без-условном уважении международного права и реализуется на объективной и прагматической основе.
Политики, по сути, являются политикой «открытых дверей», миро-любивых и бескорыстных, и в своем осуществлении Таджикистан придер-живается отношений дружбы и признания взаимных интересов на основе взаимного уважения, равенства и взаимовыгодного сотрудничества. со всеми соседними и дальними странами. Республика считает основной и важной нормой общего мирового порядка практическое соблюдение ба-ланса между процессами глобализации и национальными интересами каж-дой страны. Участие страны в деятельности международных и региональ-ных организаций (ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ, ОИК, ОЭС, СВМДА, азиатский диалект сотрудничества, международные финансовые институ-ты) обозначено как одна из задач внешней политики.
Таким образом, Таджикистан намерен содействовать укреплению безопасности и стабильности, а также использовать возможности этих ор-ганизаций для обеспечения устойчивого развития страны.
Одним из приоритетов внешней политики являются долгосрочные и стабильные отношения с традиционными партнерами — государствами-участниками СНГ. Из Концепции следует, что Таджикистан, учитывая многоскоростную и многоуровневую интеграцию в рамках Содружества, будет стремиться к углублению взаимовыгодного сотрудничества. Важное место в Концепции отводится развитию дружественных отношений, союз-ного сотрудничества и стратегического партнерства с Российской Федера-цией, общим целям и задачам государств Центральной Азии, необходимо-сти расширения и углубления отношений с Узбекистаном, Казахстаном, Туркменистаном и Кыргызстан на основе доверия, дружбы и взаимовы-годного сотрудничества.
Обеспечение и защита национальных интересов, активное продвиже-ние творческих инициатив и предложений Республики Таджикистан в ООН и ее специализированных учреждениях, включая ЮНЕСКО, а также уси-лия, направленные на получение членства Республики Таджикистан в вы-борных органах и структура ООН, является одной из ключевых задач внешней политики страны.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТАДЖИКИСТАНА

1.1. Политико-правовая база внешней политики Республики Та-джикистана

В 1991 году Таджикистан получил независимость и вступил в со-вершенно новую фазу своей истории, получив реальные возможности раз-вития и укрепления своей государственности. Обретение государственной независимости, таким образом, открыло для Таджикистана возможность самостоятельного проведения своей внешней политики, а также определе-ния направлений и приоритетов отношений с другими государствами.
Внешняя политика Республики Таджикистан основывается на поло-жениях Конституции , а также Декларации о государственной независимо-сти и нормах международного права, приверженности целям и принци-пам ОБСЕ и ООН.
Основы внешней политики Таджикистана были определены 9 сен-тября 1991 г. в Декларации «О государственной независимости Республи-ки Таджикистан», которая определила новый исторический этап междуна-родной деятельности Таджикистана. Этот документ стал первым законода-тельным документом в области внешней политики государства, в котором провозглашалась приверженность Таджикистана к общепризнанным принципам международного права.
Основные направления внешней политики Таджикистана также нашли подробное отражение в решениях ХVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан, которая состоялась в ноябре 1992 г. и стала пе-реломным событием в истории страны. После этой сессии, которая опре-делила курс правительства, начался новый исторический этап развития внешних связей, а также становления дипломатии страны. Верховным Со-ветом и Правительством Республики Таджикистан, используя разработки Министерства иностранных дел, были определены основные позиции, а также приоритеты внешней политики.
Формирование внешнего политического курса Таджикистана нача-лось в 1991 г. и продолжалось до марта 2000 г., и в этот промежуток вре-мени государством был пройден путь от дипломатических акций, которые были для тех лет в условиях международной обстановки, до уровня реа-лизации полномасштабной концепции взаимодействия Таджикистана с внешним миром. Динамика, характер, продолжительность и насыщенность первого этапа определялись гражданской войной в стране, а также пре-одолением ее последствий, которое осуществлялось в рамках мирного процесса установления национального согласия. В этот период внешняя политика Таджикистана определила стратегические направления деятель-ности на мировой арене.
Согласно своих концептуальных установок, внешняя политика и ди-пломатия Таджикистана на данном этапе была направлена на преодоление конкретных проблем. Первая проблема заключалась в необходимости сближения с политическими курсами ведущих демократических госу-дарств мира, т.е. в постепенном вхождении Таджикистана в мировое со-общество и ее ориентации на увеличение количества внешних источников финансирования таджикской экономики в период преодоления экономиче-ского кризиса. Второй целевой установкой первого периода стало созда-ние необходимого пояса безопасности, а также установление отношений добрососедства на границе Таджикистана и южных границ СНГ .
На протяжении относительно короткого мирного периода внутрен-ней политической обстановки в конце 1991 и начале 1992 года ускорился процесс официального признания другими странами независимости Рес-публики Таджикистан, т.е. начался период установления дипломатических отношений. Таджикистан был признан более 40 государствами, и далее последовали рабочие и официальные визиты представителей ведущих за-рубежных стран в страну.
2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Таджи-кистан единогласным решением был принят в ООН как полноправный член и превратился его в реальный существующий субъект международ-ных отношений. Данное событие дало возможность стране упрочить ново-обретенную независимость и подарило уникальный шанс внести личный вклад в развитие мирового сообщества, а также в решение проблем, кото-рые особенно волнуют современный мир.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы