Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему ценностно-смысловые ориентации вожатых с разным стажем работы в детских оздоровительных лагерях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические
аспекты исследования
проблемы
ценностно-смысловых ориентаций вожатых с разным стажем работы в детских оздоровительных
лагерях
1.1. Сущность
феномена «ценностно-смысловые ориентации»
1.2. Психологические
особенности студентов
1.3. Аспекты
психологических особенностей вожатых
Глава 2. Исследование
ценностно-смысловых
ориентаций
вожатых с разным стажем работы в детских оздоровительных лагерях
2.1. Организация
и методы исследования
2.2. Исследование ценностно-смысловых ориентаций вожатых
2.3. Анализ результатов и их обсуждение
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность
исследования. Социально-экономические изменения,
происходящие в российском обществе задавшие пересмотр традиционных ценностей в
направлении индивидуализации и чрезмерного потребления, значительно усложняют
осознание молодым поколением общечеловеческих ценностей, затрудняя процесс
смысложизненной рефлексии. Часто это связано с тем, что в настоящее время
жизненной философией молодых людей выступает «социальный успех»,
отождествляемый с такими его атрибутами как деньги, власть, популярность, с
акцентированием на потребление и ожидание от жизни счастливого случая.
Восприятие жизни в таком формате носит низкопродуктивный характер: молодежь не
видит для себя перспективы, переживает различные кризисы, среди которых кризис
личностной, социальной и профессиональной идентичности.
Проблема ценностно-смысловых ориентаций
как важного психологического конструкта личности занимает одно из ведущих мест
в исследовании человеческого поведения и его саморегуляции. Ценности
ориентируют деятельность индивида, выступают механизмом регуляции его
поведения.
Актуальность данной темы также
обусловлена: обусловлена высоким ростом
числа студентов, вступающих в студенческие педагогические отряды; ростом числа
детских оздоровительных лагерей, что
повышает спрос на должности вожатых; наличием значительной вероятности
того, что на подготовительных курсах вожатые реже ориентируются на развитие
педагогических навыков, чем на желание быть в коллективе.
Некоторые
вопросы психологических особенностей вожатых изучались такими учеными как В.И.
Белов (ценности студентов-вожатых, проходящих практику), Г.В. Писаревская
(самоотношение, социально-психологические установки в
мотивационно-потребностной сфере), О.А. Толмачева (структура
профессионально-значимых качеств).
Недостаточная разработанность указанной
проблемы и её большая практическая значимость в сфере организации отдыха детей
и их оздоровления определили тему исследования: ценностно-смысловые ориентации
вожатых с разным стажем работы в детских оздоровительных лагерях.
Цель
исследования: изучить ценностно-смысловые ориентации
вожатых с разным стажем работы в детских оздоровительных лагерях.
Объект исследования – ценностно-смысловые
ориентации вожатых.
Предмет исследования:
ценностно-смысловые ориентации вожатых с разным стажем работы в детских
оздоровительных лагерях.
Гипотеза
исследования: ценностно-смысловые ориентации вожатых не
изменяются в зависимости от стажа работы в детских оздоровительных лагерях.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
—
на основе изучения и анализа научной литературы определить сущность феномена
«ценностно-смысловые ориентации»;
—
охарактеризовать психологические особенности студентов;
—
проанализировать состояние психологического знания по проблеме психологических
особенностей вожатых;
—
разработать программу диагностического исследования и определить совокупность
диагностических методик для изучения ценностно-смысловых ориентаций вожатых;
—
исследовать ценностно-смысловые
ориентации вожатых с разным стажем работы в детских оздоровительных лагерях,
провести обработку полученных результатов, их анализ.
Для
решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
— теоретические
— теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение
материалов и исследовательских данных отечественных и зарубежных источников с
целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические
– анкетирование для проверки гипотезы (методика Ценностный опросник (ЦО) Ш. Шварца, тест смысложизненных
ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева), анкета «Отношение к педагогической
деятельности, опыт работы в ДОЛ» (авторский вариант);
— методы статистической обработки данных
(U-критерий Манна-Уитни — для сравнения выборок,
определения достоверности различий между их показателями).
Структура работы:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Заключение:
В результате решения задач исследования
сделаны следующие выводы:
Ценностно-смысловые ориентации — компоненты структуры личности;
интериоризированные индивидом ценности общества, отдельных его групп, которые
имеют специфическую иерархию и выступают регуляторами и мотивами поведения и
деятельности человека.
Студенческий возраст является периодом наиболее активного возрастного
развития, который характеризуется
оформлением способности и потребности в нравственной саморегуляции,
осмысленности жизни и жизненных ориентиров, а также индивидуального насыщения
осуществляемой профессиональной деятельности личностными смыслами, пониманием и
переживанием того, как выполняемая профессиональная деятельность связана с
личностными убеждениями, ценностями, идеалами, мотивами.
В результате анализа психологического
знания по проблеме психологических
особенностей вожатых установлено, что ценностно-смысловые ориентации
вожатых не были предметом специального исследования.
Результаты исследования
ценностно-смысловых ориентаций вожатых с разным стажем работы в детских
оздоровительных лагерях имеют визуальные отличия.
По результатам изучения ценностей вожатых установлено:
— в двух группах вожатых в качестве
приоритетных являются такие ценности как: традиции, доброта, власть,
конформность, безопасность;
— в группе
вожатых с большим стажем (4 и более смен) «традиции» более значимы (8,4), по
сравнению с вожатыми со стажем от 0 до 3 лет (8,2);
— ценность «власть» более
значима для вожатых с малым стажем (8,6) по сравнению со второй группой (7,3);
— ценность «конформность» (6,3;6,5) и безопасность (6,2;6,1)
примерно одинаково значимы для обеих групп;
— ценность «стимуляция» визуально приоритетнее
для вожатых с малым стажем (5,4), в то время как у вожатых с большим стажем ее
показатель равен – 4,5;
— ценность
«универсализм» приоритетнее для группы вожатых со стажем 4 и более смен (5,3),
для другой группы его значимость визуально ниже и составляет 5,1;
— ценность
«гедонизм» одинаково оценена представителями двух групп – 4,7;
— ценность
«доброта» визуально более значима в группе вожатых с большим стажем (3,6), чем
для вожатых со стажем от 0 до 3 лет (2).
По
результатам изучения смысложизненных ориентаций вожатых установлено:
— в группе вожатых от 0
до 3 смен показатели выбора таких смысложизненных ориентаций как
«Локус контроля – жизнь» (30,1) находится на более высоком
уровне по сравнению с другими смысложизненными ориентациями. Такая же ситуация
имеет место и у вожатых с большим стажем;
— «Цели в жизни» и «Процесс жизни» получили меньше баллов по
сравнению с «Локус контроля – жизнь» в обеих группах, однако при этом они
выше относительно выбора «Результативность жизни» и «Локус контроля – Я»,
— «Цели в жизни» и «Процесс жизни» имеют визуально более высокие
баллы в группе вожатых со стажем 4 и более смен – 28,2; 28,8 по сравнению с
группой от 0 до 3 смен – 27,5;27 баллов,
— «Локус контроля – Я» в
обеих группах оценена наименьшим количеством баллов (19,1;19,4).
По результатам авторской
анкеты выявлено:
— вожатых со стажем 0-3 смен наиболее привлекают следующие
возможности: получение нового опыта (6,1), возможность раскрыть себя в разных творческих
направлениях (5,5), возможность больше узнать о детской психологии (5,3),
приобретение новых друзей (5,2), возможность совместить работу и отдых (5,1),
профессия педагога (4,6);
— вожатых со стажем 4 и
более смен наиболее привлекают следующие возможности: возможность раскрыть себя
в разных творческих направлениях (6,1), получение нового опыта (6), возможность
раскрыть потенциал разных детей не зависимо от их позиции в обществе (6), возможность совместить работу и отдых
(5,5), передача опыта молодым вожатым (5,5), приобретение новых друзей (5,4), возможность
больше узнать о детской психологии (5,3), самостоятельность в принятиях решений
(5,3), профессия педагога (4,8).
Затруднения в работе
могут вызвать:
— в группе вожатых 0-3
смен: утрата авторитета среди детей (4,8), психологические перегрузки
(4,6), работа с подростками с
отклоняющимся поведением (4,5), организация
деятельности детей и подростков (4);
— в группе вожатых 4 смены
и более затруднения в работе могут вызвать: утрата авторитета среди детей
(4,4), психологические
перегрузки (4,1), работа с подростками с
отклоняющимся поведением (3,8).
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОЖАТЫХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
1.1.
Сущность феномена «ценностно-смысловые ориентации»
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОЖАТЫХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ
1.1.
Сущность феномена «ценностно-смысловые ориентации»
Рассмотрим сущность феномена
«ценностно-смысловые ориентации».
Ценностно-смысловая сфера исследовалась в
отечественной и в зарубежной психологии, в частности в трудах Б.Г. Ананьева,
Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева,
А. Маслоу, Г.Оллпорта, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сержантова, A.B.
Серого, В. Франкла, Э. Шпрангера, М.С. Яницкого и др.
Ценностно-смысловая сфера личности
включает в себя два основных аспекта, ценности и структуру смыслов.
Ценность – это то, что может ценить
личность, то, что для нее значимо и представляет важность [45].
Ценности содержат в себе
побудительную составляющую. Именно поэтому они играют важную роль в
преобразовании реальности, выполняют роль основания для действия, направляя
индивидуальные и коллективные действия, обеспечивая предельные основания для
действия и деятельности, играют ведущую роль в объединении индивидов для
совместных, коллективных действий [23].
Проблемы ценностей, их сущности, видов
касались в своих трудах такие ученые как: B.C. Братусь, М.М. Далгатов, Е.Г.
Кузнецова, Д.А. Леонтьев, А.А. Ручка и
др.
Так, в исследовании А.А. Ручки ценности
трактуют как критерии, используемые людьми для совершения выбора и обоснования
своих действий, оценки себя, событий, других людей [29].
Ценности, по М. Рокичу [47], занимают в
системе убеждений индивида центральное положение и выступают в качестве руководящих принципов жизни,
определяя то, как нужно себя вести и какому состоянию или образу жизни стоит
соответствовать и стремиться.
Д.А. Леонтьев ценности определяет как
«консервированные» отношения индивида с миром, которые отражают инвариантные
аспекты общечеловеческого опыта [30]. Согласно позиции автора, личностные
ценности имеют место не только в процессе осуществления той или иной
деятельности, но и уже непосредственно на этапе возникновения
конкретно-ситуативных мотивов, то есть на мотивообразующем этапе конкретной
деятельности, и находят отражение в структуре конкретных мотивов, в их
смысловой характеристике. Личностные ценности выступают в качестве
смыслообразующих относительно мотивов деятельности, смысловых конструктов и
смысловых диспозиций личности. Далее Д.А. Леонтьев уточняет, что иерархия
ценностей личности носит неизменный характер в отличие от потребностей,
побудительная сила которых постоянно меняется. Системе потребностей присуща
«динамическая иерархия». Изменение ценностей личности влечет за собой кризис в
ее развитии.
Схожую позицию относительно ценностей
находим в работах К. Клакхона [58], который указывает на то, что в отличие от
потребностей, которые характеризуются в структуре мотивации личности динамичностью
и ситуативной изменчивостью, ценности – стабильное, абсолютное, которое не
зависит от внешних обстоятельств. Далее исследователь отмечает, что ценности – отражение групповых
или универсальных ценностей, которые своеобразно интерпретируются и акцентируются
каждым индивидом.
Согласно позиции B.C. Братуся, ценности –
это осознанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования. В
понимании исследователя ценности как основные конструируемые единицы личности,
определяют главные и относительно постоянные отношения индивида к основным
сферам жизни: к миру, к другим людям,к
самому себе [10]. По мнению B.C. Братуся, ценности личности являются связующей
нитью между духовной культурой общества и духовным миром индивида, между
общественным бытием и индивидуальным, выступают неким механизмом, который
детерминирует индивидуальную жизнедеятельность, социокультурными регуляторами,
формами представленности последних в психологической структуре личности [10].
С точки зрения М.М. Далгатова [17],
ценности – компоненты структуры личности, которые выступают регуляторами
поведения и проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека.
Согласно позиции А. Маслоу, ценности столь
же значимы для личности, как физиологические потребности. Причем, по мнению
автора, эти личностные ценности связаны друг с другом иерархически и
эволюционно, занимая места соответственно своей силе и важности в структуре
личности.
Рассматривая же психологическое
определение понимания смысла, как интегрального фундамента личности, следует
обратиться к позиции В. Франкла, писавшего: «Пока жизнь осмысленна, люди
склонны размышлять и говорить о ее смысле относительно мало. Но как только
возникает нехватка или отсутствие смысла, проблема смысла начинает играть
важную роль в сознании и самовыражении личности» [51].
Согласно В. Франклу, ценности личности — смыслы, которые присущи
многим членам общества, всему человечеству на протяжении всего исторического
развития, «универсалии смысла», переживая которые, человек обретает смысл жизни
[51]. Автор считал, что важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический
ценностно-смысловой ориентир жизни данной личности в данный момент. Для того,
чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в ценностно-смысловой
ориентир, которым наделены его поступки.
В. Франкл полагал, что ценностно-смысловой ориентир жизни можно
открыть тремя путями: совершая дело (подвиг); переживая ценности; путем
страдания. Исходя из этого, им выделяются три группы ценностно-смысловых
универсалий, сложившихся в обществе, в результате обобщения различных ситуаций
в истории человечества [51].
Первую группу составляют
творческие ценности — как наиболее естественные и важные, но не необходимые.
Труд является основным путем их реализации. Привносимое в свою работу человеком
как личностью и является смыслом труда.
Вторая группа — это ценности переживания. Любовь, обладающая огромным
ценностным потенциалом. Тем не менее любовь нельзя считать необходимым условием
для осмысленности жизни.
Третья группа — ценности отношения, по мнению В. Франкла наиболее
значимы. Как только список категорий ценностей пополняется ценностями
отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей
никогда не может быть бессмысленным [51].
Э. Шпрангер считал, что основой личности
является ценностно-смысловая ориентация, посредством которой она познает мир.
Процесс познания и является ценностно-смысловой ориентацией. Продукт общей
ценностно-смысловой ориентации человечества – это ценностно-смысловая ориентация
отдельной личности. Исходя из этого, Э. Шпрангер выделил шесть типов личности,
среди которых:
— теоретик – его приоритетная ценность, в
поиске истины;
— экономист — акцентируется, на
практических ценностях, приносящих пользу;
— эстет – считает наивысшей ценностью
гармонию и изящество в восприятии окружающей действительности;
— социалист — стремится к всеобщей любви,
любви ко всему человечеству, считая любовь высшей ценностью;
— политик – видит основной ценностью —
личную власть, влияние, известность, во всех сферах жизнедеятельности;
— религиозный — ищет смысл жизни в высшем
духовном знании и силе, считая это наивысшей ценностью [39].
А. Маслоу считал, что потребности и есть
ценностно-смысловые ориентации: они заложены в человеке природой и у них, как
биологическая, так и генетическая основа, но они могут развиваться в социуме и
культуре. Система ценностно-смысловых ориентаций наделяет личность содержанием
и составляет основу ее мировоззрения в окружающем мире, отношением к себе и к другим людям [28].
В отечественной психологии понятие смысла
освещено в работах А.Г.
Асмолова, Б.С. Братуся, Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, Д.А.
Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Э.
Чудновского.
А.Н. Леонтьев разрабатывал проблему личностного смысла в рамках теории
деятельности. Ученым показано, что смысл — результат отражения субъектом
отношений, которые существуют между ним и целью его действия. Личностный смысл
порождается отношением мотива к цели, при этом смыслообразующая функция
принадлежит мотиву.
Согласно А.Г. Асмолову, личностный смысл — результат интериоризации и
воплощения в сознании объективных отношений личности в мире. Таким образом,
личностный смысл отражает содержание отношения личности к действительности и
является верхней ступенью в установочной регуляции деятельности. Как отмечает
автор, смысловые установки определяют устойчивость и направленность поведения
личности, ее поступков и деяний [9].
В концепции Б.С. Братуся смысл является сложной динамической системой,
которая образует смысловую сферу личности, обуславливающую всю
жизнедеятельность личности. Автор рассматривает смысловую сферу в качестве
пересечения двух осей, где ось ординат — уровни смысловой сферы, ось абсцисс —
степень присвоенности смысловых отношений личностью [10].
Д.А. Леонтьев отмечал, что личностные
ценностные образования являются одновременно и источниками, и носителями
значимых для человека смыслов [29].
В своем труде «Психология смысла» автор
делит имеющиеся теоретические подходы данной проблематики на два основных
течения: одно представляет смысл как интегральное образование, другое – как
производный структурный элемент [32]. И уже анализируя все определения смысла,
через призму этих двух течений, компонует их в три позиции:
1. Смысл — жизненная цель;
2. Смысл — совокупность элементов и значений
жизни;