Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Борьба с коррупционными преступлениями на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИИ В РФ 6
1.1 Понятие коррупции 6
1.2 Понятие, виды и цель коррупционных правонарушений 11
1.3 Понятие коррупционных преступлений 15
ГЛАВА 2. ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО — КАК ОСНОВА КОРРУПЦИИ 22
2.1 Понятие взятки и сущность получения взятки 22
2.2 Нормативная база по реализации ответственности за взяточничество, как формы коррупции 28
2.3 Доказательства взяточничества 30
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ И БОРЬБА С КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 40
3.1 Основные меры противодействия коррупция в системе государственной службы 40
3.2 Особенности механизмов взаимодействия бизнес-сообщества и власти в сфере противодействия коррупции 45
3.3 Взаимодействие власти и гражданского общества в противодействии коррупции в России – основные формы и механизмы 58
3.4 Борьба с коррупцией подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Введение:
Актуальность темы правового анализа борьбы с коррупционными преступления обуславливается тем, что коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.
Сегодня коррупция затрагивает все сферы жизнедеятельности современного российского общества — экономическую, политическую, социокультурную и др. Развитие политических и социально-экономических процессов в современной России по своему многообразию и сложности можно назвать беспрецедентным не только в отечественной, но и мировой практике.
Реформирование и модернизация общественной системы, всех ее структурных элементов, включая органы власти и управления всех уровней, активизировали не только конструктивные и созидательные силы общества, но и позволили, в условиях недостаточной определенности целей общественного развития и отсутствия сбалансированных механизмов целедостижения и контроля результатов преобразований, в полной мере проявить себя различным негативным и опасным тенденциям. К ним в первую очередь необходимо отнести растущую бюрократизацию управленческой системы и распространение коррупции и взяточничества в среде государственных служащих.
Существенным фактором развития коррупции в нашей стране стало то, что негативной трансформации подвергаются многие морально-нравственные качества российских граждан. Особенно это опасно для работников сферы государственного управления, которые помимо выполнения своих функциональных обязанностей несут также и большую социальную ответственность перед обществом, социальными группами, отдельными гражданами. Безнравственные действия чиновников подрывают авторитет власти, способствуют неуправляемости процессов, происходящих в общественной системе.
Объект исследований данной работы — коррупция, как негативное социальное антиправовое явление российской действительности.
Предмет исследований — законодательные нормы, направленные на противодействие коррупции.
Цель работы — на основе анализа норм международного и национального законодательства, а также научной литературы и специальных публикациях провести исследование современного состояния коррупции в РФ, выяснить сущность этого явления и исследовать возможные меры правовой борьбы с коррупцией.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятие и сущность коррупции в международном и российском законодательстве.
2. Изучить современное состояние коррупционной преступности в РФ.
3. Исследовать международные правовые акты о борьбе с коррупцией.
4. Охарактеризовать систему специальных мер борьбы с коррупционной преступностью в РФ.
Источниковая база работы представлена многочисленными публикациями отечественных исследователей, различными учебными и научными материалами по проблемам существования в России коррупции и организованной преступности. Среди авторов, изучающих данную проблему можно отметить следующие работы: Алиева Г.А. «Коррупция в современной России: понятие, причины, противодействие», Болотов Г.И. «Академическая коррупция: причины, последствия, противодействие», Братановский С.Н. «Виды и особенности мер по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе», Иванова Д.Е. «Коррупция в России: системные составляющие и предложения по противодействию», Кабанов П.А. «Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты», Кулаков А.С. «Проблемы коррупции в России и концептуальные подходы к формированию антикоррупционного механизма», Макаров Д.И. «Россия и мировой опыт противодействия коррупции», Мацкевич И.М. «Причины экономической преступности», Сатаров Г.А. «Диагностика российской коррупции: Социологический анализ», Смахтин Е.В. «Особенности расследования преступлений, связанных с коррупцией: правовой и криминалистический аспекты», Сторчилова Н.В. «Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией», Таранова В.С. «Общественный контроль как средство противодействия коррупции РФ», Темнов Е.И. «Коррупция. Происхождение современного понятия», Тороков Д.А. «Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении РФ» и др.
При написании работы использовались следующие методы и приемы исследования:
сравнительно-правовой метод исследования,
анализ законодательства,
формально-юридический метод,
структурное изложение материала.
Структура работа включает в себя введение, три главы и заключение. Первая глава работы посвящена исследованию сущности коррупции, понятия и видов коррупционных правонарушений и преступлений. Вторая глава работы характеризует взяточничество, как основную форму проявления коррупции. В третьей главе работы раскрыты основные комплексные меры противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям.
Заключение:
Среди основных направлений антикоррупционной работы государства можно рассматривать обеспечение информационной прозрачности алгоритма работы законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных систем.
В современном мире в качестве основной движущей силы социального развития выступает информация. В развитых европейских странах, в которых у людей есть доступ к полноценной и достоверной информации о деятельности всех государственных структур, отсутствует такое явление, как коррупция.
Население в таких странах соблюдает законы, выполняет свои обязанности эффективно и ответственно, не пытается найти в государственном бюджете материальные блага для личного использования.
Закрытость информации, желание представителей государственной власти утаить информацию о материальном достатке чиновников, монополия на информационное пространство, — все это является основным оружием бюрократии. В результате в обществе формируется коррумпированность, безответственность, недееспособность служащих.
На современном этапе развития современного российского общества одним из приоритетных направлений государственного управления является реализация антикоррупционной политики, повышение эффективности антикоррупционных механизмов в системе государственной службы Российской Федерации. Таким образом, актуализируется потребность разработки механизмов, как позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции.
Можно утверждать, что на протяжении последних лет Россия предпринимает активные действия по совершенствованию законодательной базы в сфере противодействия коррупции и ее предупреждению. Разработанная законодательная база позволяет существенно уменьшить привлекательность коррупционного поведения в системе государственной службы и тем самым действительно повысить эффективность антикоррупционного механизма. Однако, несмотря на постоянную модернизацию и оптимизацию законодательной базы, а также создание новых антикоррупционных структур, уровень коррупции по-прежнему высокий и требует разработки и применения новых эффективных мер, механизмов, направленных на борьбу с ней.
Одним из наиболее эффективных методов профилактики коррупции на государственной службе сфере является соблюдение ограничений, ужесточение мер финансового и иного контроля на государственной гражданской службе, в частности, необходимости реализации процедур проверки достоверности и полноты предоставляемых сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и совершенствования их механизмов.
В рамках представленного исследования становится очевидным, что из года в год, норма представления сведений о доходах государственных служащих приобретает менее декларативный характер, одновременно
усиливается функции контроля за содержанием представляемой информации. Именно контроль над доходами государственных служащих является одной из общепризнанных действенных мер противодействия коррупции. Внесение служащими недостоверных сведений в справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, сокрытие фактов получения доходов или приобретения имущества государственными и муниципальными служащими являются прямыми признаками
коррупционных правонарушений.
В работе была изучена практика реализации процедуры проверки достоверности и полноты сведений, представляемых государственными гражданскими служащими в Управлении кадровой политики и государственной службы Правительства Саратовской области. К наиболее часто выявляемым нарушениям относятся: представление отдельными государственными гражданскими служащими неполных и недостоверных сведений о собственных доходах, доходах супругов, объектах недвижимости, находящихся в собственности и пользовании; отсутствие заблаговременно представленного уведомления о намерении осуществлять иную
оплачиваемую деятельность; представление неполной информации обо всех счетах, открытых должностным лицом по состоянию на отчетную дату; непредставление в разделе «Сведения о расходах» в справке о доходах- расходах информации о приобретении объекта недвижимости.
Устранить существующие нарушения посредством информационно-разъяснительной работы, по мнению автора, достаточно сложно, поскольку они, как правило, свидетельствуют не о незнании законодательства и порядка представления сведений о доходах-расходах, а о недобросовестном отношении к представлению указанных сведений.
В ходе проведенного исследования нами сделан был вывод о том, что существующие правила о предоставлении декларации и механизм проверки достоверности указанных в ней сведений по-прежнему не позволяет реализовать потенциал данной меры в полном объеме. Однако очень многие предложения по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты носят дискуссионный характер. В частности, предложение о расширении круга и за счет таких ближайших родственников как родители, братья и сестры, на наш взгляд, является дискуссионным.
Реализуя критичный подход к данному предложению, автор замечает, что совершенствование организационных и правовых механизмов соблюдения ограничений в системе мер по противодействию коррупции, в частности, по организации контроля над доходами и расходами государственных гражданских служащих, требуют детальной проработки с учетом тех рисков, которые могут затронуть интересы и права иных граждан.
Дальнейшее развитие государственной политики по установлению ограничений, связанных с прохождением гражданской службы в целях противодействия коррупции видится не в очередном расширении перечня антикоррупционных механизмов, а в обеспечении эффективной реализации действующих. Эффективной реализации действующих ограничений будут способствовать меры, направленные на повышение социально-правового статуса и материального положения служащих. Для этого, в частности, необходимо преодолеть компенсационный характер государственных гарантий на государственной гражданской службе и ввести систему государственных социальных гарантий стимулирующего характера.
В ходе исследования были освещены основные теоретические подходы, касающиеся возможности участия гражданского общества влиять на органы власти, а также взаимодействовать с властью. Кроме того, было изучено то, как может осуществляться взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти в противодействии коррупции. Был осуществлен анализ антикоррупционного законодательства Российской Федерации с позиции того, какие возможности предоставляются обществу для реализации антикоррупционной деятельности. Была рассмотрена деятельность органов местного самоуправления и гражданских инициатив по противодействию коррупции, а также, реальные практики взаимодействия муниципалитетов и гражданских инициатив борьбе с коррупцией.
Проведенное исследование показало, что существует множество причин, которые способствую распространению коррупции в России. К ним стоит отнести несовершенство законодательства, сниженный уровень ответственности в случае выявления коррупционных правонарушений. Взаимодействие государственных органов власти и бизнес-сообщества. Нередким является ситуация, когда лицо, находящееся на государственной службе, имеет бизнес-интерес, связанный с данной должностью. Решением данной проблемы видится в запрете занимать государственные должности лицам, чьи родственники являются владельцами крупного бизнеса. Также важно поставить под запрет возможность участия работника законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний или компаний, в которых есть какое-либо участие государства.
Безусловно, бизнес-сообщества в Российской Федерации сталкиваются со значительным количеством проблем, связанных с успешным и прибыльным ведением бизнеса. Огромное влияние на состояние бизнеса оказывает не только внешняя среда (экономика, законодательство, политическая обстановка). Но и личные качества, которыми обладает бизнесмен. Ведь и от личных качеств, в том числе во многом зависит ведение бизнеса.
Президент России В.В. Путин отметил, что на данном этапе происходит эффективная борьба с коррупцией, но в основном жесткими репрессивными мерами. Для того, чтобы такая борьба была более эффективной, по мнению Президента, необходимо создание такого морально-психологического климата в государстве, при котором коррупция будет исключением, а не нормой жизни.
Цель исследования заключалась в выявлении факторов, способствующих или препятствующих коррупции. В результате исследования должен был сформироваться ответ на поставленный вопрос: почему затруднено взаимодействие органов местного самоуправления и гражданского общества в борьбе с коррупцией? В ходе проведенного исследования было выявлено несколько причин, которые затрудняют борьбу с коррупцией.
Во-первых, это законодательные барьеры, которые заключаются в том, что на данный момент, в антикоррупционном законодательстве Российской Федерации прописана необходимость взаимодействия власти и общества, но нет полного содержания механизмов и форм такого взаимодействия. Это существенная проблема, которая ограничивает возможности для взаимодействия, поскольку представители гражданского общества должны понимать их возможности для активной антикоррупционной деятельности. В Российской Федерации отсутствует обязательство учитывать органами власти предложения, которые делают институты гражданского общества.
Во-вторых, это недоверчивое отношение к гражданским инициативам со стороны муниципалов. Так, было выявлено, что представители муниципалитетов не дают однозначную оценку деятельности гражданских инициатив по борьбе с коррупцией. Это связано с тем, что с одной стороны, гражданские инициативы занимаются антикоррупционными расследованиями, выявляют реальные правонарушения, но, с другой стороны, в их действия представители муниципалитетов отмечают агрессию. Таким образом, муниципальные служащие не уверены в достаточной компетентности инициатив. Приоритетная задача инициатив – выявить коррупционные нарушения, сто стороны органов местного самоуправления. Цель организаций сводится к общественному контролю органов местного самоуправления. Инициативы не ставят перед собой задачу объединить усилия с муниципалитетами для противодействия коррупции.
Следующая причина, затрудняющая взаимодействие – бюрократическая загруженность муниципальных служащих. Она заключается в том, что на плечи муниципалов возлагается огромное количество бумажной работы, которая затрудняет любые другие действия. Бумажная волокита занимает большую часть времени работы муниципальных служащих. Таким образом, любая инициатива с их стороны ограничивается большим объемом документации.
Итак, помимо выделенных факторов, затрудняющих взаимодействие, важную роль играет стратегия взаимодействия власти и общества. Можно сделать вывод, что взаимодействие гражданского общества и органов местного самоуправления осуществляется на основе трех моделей – сотрудничество, игнорирование и конфронтация. Но, на сегодняшний день можно сказать, что преобладает модель конфронтации. Органы местного самоуправления не заинтересованы в тесном диалоге с гражданскими инициативами по борьбе с коррупцией. А гражданские инициативы в свою очередь осуществляют жесткий контроль, пытаются найти нарушения в муниципалитетах. Исходя из анализа, можно сделать вывод, что муниципалитеты остерегаются взаимодействия с гражданскими инициативами. Это можно связать с тем, что антикоррупционная деятельность общественных организаций связана с выявлением нарушений в органах муниципальной власти. Хотя, общественные инициативы подчеркивают, что готовы сотрудничать с властью в противодействии коррупции. Но, пока две стороны выбирают такую антикоррупционную стратегию, при которой каждый сам за себя, положительных результатов в данном направлении не ожидается.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОСТОЯНИЕ КОРРУПЦИИ В РФ
1.1 Понятие коррупции
Одной из наиболее острых проблем современной российской государственности, создающей реальную угрозу состоянию законности и правопорядка в нашей стране, выступает проблема коррупции.
С учетом существующей значимости, и необходимости противодействия соответствующего рода негативным проявлениям, на уровне действующего федерального законодательства большое внимание уделено вопросам нормативно-правового обеспечения деятельности по противодействию коррупции в РФ.
В частности, законодателем предложено легальное определение коррупции, исходя из анализа содержании которого, соответствующее понятие может быть определено следующим образом:
Коррупция – это сложное, многоаспектное понятие, вбирающее в себя такие негативные, противоправные формы поведения как злоупотребление служебным положением, предоставленными полномочиями, дача или получение взятки, коммерческий подкуп, использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, с целью получения имущественных выгод или прав для себя или третьих лиц, а равно совершение обозначенных действий от имени или в интересах юридического лица .
При этом в специальной литературе обращается внимание на то, что, несмотря на те требования, которые предъявляются к лицам, претендующим на получение статуса адвоката, а равно высокий статус соответствующих лиц в обществе, разнообразные формы противоправного поведения, в том числе связанного с коррупционными составляющими, нередко обнаруживаются и в действия адвокатов.
В качестве одной из предпосылок такой ситуации может быть назван тот факт, что любого рода юридическая помощь, включая квалифицированную юридическую помощь по гражданским делам, и представительство в уголовном процессе, субъектом которого может быть исключительно адвокат, по своей природе находится на стыке предпринимательства и служения обществу.