Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Бизиборды как средство развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет 6
1.1. Понятие «мелкая моторика рук» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет 14
1.3. Методика использования бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет 26
Вывод по 1 главе 36
Глава II. Экспериментальная работа по использованию бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет 38
2.1. Исследование уровня мелкой моторики рук у детей 2-3 лет 38
2.2. Разработка методических рекомендаций использования бизиборда у детей 2-3 лет в НОД 46
2.3. Динамика развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством использования бизиборда 57
Выводы по 2 главе 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложение 74
Приложение 1 74
Приложение 2 77

 

  

Введение:

 

Актуальность. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может быть сформировано без тактильного и моторного восприятия, так как оно является основой чувственного познания. Организуя детские игровые мероприятия, воспитатели и родители стремятся найти для себя что-то новое и нетрадиционное.
Известно, что развитие мелкой моторики и познание окружающего мира через тактильные стимулы активизирует формирование познавательных процессов у детей. Именно поэтому сегодня существует такое разнообразие всевозможных игрушек, блоков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей. И ни для кого не секрет, что игра – это ведущее занятие для дошкольников. Именно в более раннем возрасте можно заметить интерес детей к предметно-манипулятивной деятельности.
Так ФГОС ДОО регламентирует в целевых ориентирах о том, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должна быть развита мелкая моторика рук [33].
С самого рождения дети начинают познавать окружающий мир – с начала через звуки, образы и телесный контакт с близкими людьми, затем начинается стадия сенсорного развития. И чем больше фактур и фактур будет окружать ребенка, тем гармоничнее будет его развитие. Играя, ребенок развивает мелкую моторику пальцев, мышление, логику. Именно на развитие мелкой моторики делают упор воспитатели и педагоги. Нервные рецепторы в пальцах связаны с областями мозга, отвечающими за речь.
В настоящее время существует большое разнообразие игровых приемов в этой области работы: пальчиковые игры; игры с крупами (сортировка, рисование); детское творчество (карандаши, восковые мелки, краски, лепка из соленого теста). И главная задача взрослого – сделать все эти знания разнообразными и интересными, ориентируясь на интересы малыша.
Организуя детские игровые мероприятия, нужно найти что-то новое и нестандартное. Чтобы избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желание и активность детей младшего дошкольного возраста, мотивировать их к более продуктивному, развивающемуся совместному сотрудничеству можно использовать современные игровые технологии. Наиболее интересной из новых игровых технологий для детей – является бизиборд.
Цель работы: разработать и внедрить в НОД методические рекомендации по использованию бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Объект исследования: развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет.
Предмет исследования: бизиборды как средство развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Гипотеза исследования: бизиборды как средство развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет будут эффективны если:
 на основе изученной психолого-педагогической литературы будут выявлены особенности развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством бизиборда;
 будут разработаны и внедрены в НОД ДОО методические рекомендации по использованию бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «мелкая моторика рук» в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
3. Изучить методику использования бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
4. Провести исследование уровня мелкой моторики у детей 2-3 лет.
5. Разработать и внедрить в НОД методические рекомендации использования бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
6. Определить эффективность проведенной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.
Методы исследования: теоретические методы исследования, эмпирические методы исследования, математическая обработка результатов исследования.
База исследования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 с. Копорье.
Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно сделать вывод, что ранний возраст является чувствительным для развития двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Развитие тонких движений пальцев (мелкой моторики) тесно связано с формированием речи. Уровень формирования мелкой моторики есть одним из показателей интеллектуального развития ребенка. Если ребенок имеет высокий уровень развития мелкой моторики, то он умеет рассуждать логически, у него достаточно развита память, внимание, мышление и связная речь. Поэтому, в раннем возрасте особенно важно развивать механизмы и создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручных навыков. Все эти факторы имеют большое значение для общего физического и психологического развития ребенка на протяжении всего детства.
Вертикальная ходьба, речевое общение и предметная деятельность являются основными достижениями раннего возраста. «Вертикальная ходьба обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный поток новой информации, необходимой для его развития. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые навыки и умения и через взрослых быстро приобщаться к человеческой культуре. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, особенно его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, и все они, взятые вместе, «достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека». Овладение речью – это главное новообразование данного возрастного периода.
Бизиборды-развивающие доски для детей, представляющие собой деревянные панели с закрепленными на поверхности различными предметами: пуговицами, молниями, липучками, колокольчиками, дверными молотками и др. главная задача такой доски состоит в том, чтобы ребенок научился развивать пальцевую моторику, мышление и логику.
Экспериментальное изучение мы выполняли в группе раннего возраста (2 – 3 года). База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 с. Копорье. В исследовании принимали участие 20 детей.
Опытно-экспериментальная работа включала 3 этапа (констатирующий, формирующий и контрольный):
 установление состояния вопроса (констатирующий эксперимент). На данном этапе было выполнено начальное диагностирование сенсорного совершенствования детей;
 выполнение эксперимента (формирующий эксперимент).На данном этапе осуществлялась воспитательная деятельность, которая направлена на сенсорное совершенствование детей младшего дошкольного возраста методами поучительной игровой деятельности;
 анализирование результатов (контрольный эксперимент). На данном этапе было выполнено повторное диагностирование совершенствования детей, выполнено анализирование приобретенных результатов.
Для того чтобы решить первую задачу констатирующего этапа эксперимента был использован анализ литературных источников, уточнялись и определялись критерии, показатели и уровни в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет, которые предложила И.Е. Светлова
Нами было проведено диагностическое исследование уровня развития мелкой моторики у детей в возрасте 2-3 лет с использованием нескольких методик.
1. Метод «Перебора пальцами» Е. И. Рогова.
2. Методика «Исследование мелкой моторики у детей 2-3 лет» О. И. Крупенчук.
3. Метод «Езда по треку» А. Е. Белая.

Так, в начале эксперимента средний уровень развития мелкой моторики преобладает у детей 2-3 лет. У большинства детей не развиваются координация, синхронность, гибкость движений рук и пальцев, детям трудно менять положение пальцев и выполнять движения по шаблону, их движения мелкой моторики недостаточно автоматизированы.
Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет посредством развивающей доски бизиборда.
Задачи формирующего эксперимента:
1. подобрать развивающие доски бизиборды разной сложности с разнообразными дидактическими элементами;
2. разработать содержание заданий с учетом уровня сложности развивающей доски бизиборда;
3. использовать развивающие доски бизиборды в самостоятельной деятельности детей для закрепления у них показателей мелкой моторики.
На формирующем этапе экспериментальной работы нами была разработана и внедрена методика и комплексы непосредственной учебной деятельности по развитию мелкой моторики у детей 2-3- летнего возраста, проведена работа с родителями учащихся по расширению их знаний и практических навыков по работе с бизибордами у детей этого возраста. Эффективность и результативность этой работы контролировалась на контрольном этапе.
В целом контрольный этап показал, что у детей старшей группы развиваются координация, гибкость и автоматизация мелкой моторики. Большинство детских движений пальцев и рук стали более синхронными, точными и ритмичными. они научились быстро менять положение пальцев, правильно выполнять движения по шаблону и словесным указаниям, правильно распределять мышечную активность и меньше уставать. У детей развился интерес и энтузиазм при выполнении упражнений с бизибордом, дети стали проявлять настойчивость и настойчивость в выполнении правильных движений пальцами рук. Воспитатели отмечали, что дети стали лучше рисовать, лучше лепить, более уверенно выполнять самостоятельные движения (при одевании и раздевании, умывании, еде и т. д.).
Такая положительная динамика в развитии мелкой моторики у детей 2-3 лет стала возможной благодаря методике и комплексам упражнений с бизибордом.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены. Гипотеза о том, что развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет повышается при условии использования бизиборда, подтверждена.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы использования бизиборда как средства развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет
1.1. Понятие «мелкая моторика рук» в психолого-педагогической литературе
Мелкая моторика является составной частью двигательной сферы ребёнка и имеет большое значение в его психофизическом развитии.
В рамках нашей работы изначально целесообразно рассмотреть понятие общей моторики. В литературе существует много определений понятия моторика. Рассмотрим некоторые из них.
Н.А. Бернштейн даёт следующее определение понятию моторика – двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой автор понимает последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи [4].
В.И. Селиверстов говорит, что в понятии моторика авторы вкладывает неодинаковое содержание. Большинство из них подразумевают моторные качества человека (скорость, сила, ловкость), измеряя их по результатам прыжков, бега, метаний. Наиболее лучшим является определение А. Гамбергера, которое определяет двигательные навыки в результате умений и навыков, законченную возрастную структуру двигательной ценности особого вида (выражение лица, врожденные телесные особенности, жесты) [12].
В словаре коррекционной педагогики и социальной психологии дается определение понятию двигательных навыков – совокупности двигательных реакций. В толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова, слово моторика определяется как двигательная активность организма, его отдельных органов или частей [17].
В словаре-справочнике под редакцией В.П. Дудева под моторикой понимается двигательная активность организма, его отдельных органов или частей; совокупность двигательных способностей (реакций, умений, навыков, сложных двигательных актов) человека, проявляющихся в общей моторике, в мелкой моторике рук и пальцев, в артикуляционной моторике и др., включает в себя произвольные движения и непроизвольные движения [23].
В энциклопедическом словаре под редакцией Б.А. Душкова, А.В. Королева и Б.А. Смирнова понятие моторики представляет собой всю сферу двигательных функций организма, объединяющую биохимические, физиологические и психологические аспекты [19].
Таким образом, понятие моторика будем определять, как сферу двигательной функции (т.е. функции двигательного аппарата) организма, которые объединяют психологические, физиологические и биохимические аспекты.
Есть большая и малая моторика. Крупные двигательные навыки являются основой, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелких двигательных навыков.
Е.Я. Степаненкова трактует понятие большой (общей) моторики следующим образом: большая (общая) моторика – это «разнообразные движения рук, ног и тела, то есть, по сути, любая физическая активность человека, связанная с движением тела в пространстве и осуществляемая работой больших мышц тела» [22].
Автор также определяет понятие мелкой моторики – движения мелких мышц тела, умение манипулировать мелкими предметами, передавать предметы из рук в руки, а также выполнять задания, требующие слаженной работы глаз и рук.
В то же время М.М. Кольцова в своих работах отмечает, что мелкая моторика-это совокупность согласованных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [16].
Область мелкой моторики включает в себя самые разнообразные движения: от примитивных жестов, таких как хватание предметов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Р.С. Немов пишет, что мелкая моторика необходима для выполнения таких точных действий, как манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование, разрезание, застегивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и т. д. [21].
Автор считает, что развитие мелкой моторики имеет важное значение в нескольких аспектах, которые определили существующие направления научных исследований:
1) в связи с развитием познавательных способностей;
2) в связи с развитием речи;
3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и инструментальных действий, в том числе письменных [5].
Значимую роль в развитии мелкой моторике играет зрительный контроль. Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, М.П. Денисова подтвердили, что процесс осваивания мелких, сложных движений рук осуществляется вместе с развитием зрительной функции, осязанием, а также с развитием кинестетического чувства – ощущение положения своего тела в пространстве, ощущение собственных движений, мимики [7]. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук у ребенка развиваются постепенно, начиная с первого полугода жизни. Пальцы, которые сжаты в кулак, начинают распрямляться, у ребенка начинает формироваться первая двигательная функция рук – хватание.
Также Л.П. Григорьева писала: «зрительно-моторные координации – содружественные движения глаз и руки как внешние перцептивные действия. При глубоких нарушениях зрения координация движений глаза и руки может быть плохо сформирована вследствие недостаточного развития навыка использования остаточного зрения» [34].
Таким образом, мелкой моторикой можно назвать скоординированные действия нервной, костной и мышечной систем, в сочетании со зрительной системой, которые оказывают непосредственное влияние на развитие артикуляции ребенка в раннем возрасте. Мелкая моторика берет свое начало с самого рождения, уже на этом этапе она начинает развитие естественным образом на основе общей моторики. С возрастом же моторные навыки становятся более разнообразными, все чаще оказывается необходимым применение согласованных действий обеих рук.
Далее мы перейдём к рассмотрению психофизиологических основ движений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы