Организация работы с молодежью Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Безработица молодежи как социальная проблема

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы исследования проблем безработицы молодежи 6
1.1. Сущность и характеристика занятости и безработицы 6
1.2. Причины и последствия высокого уровня молодежной безработицы 13
1.3. Особенности государственного регулирования молодежной занятости в РФ 17
РАЗДЕЛ 2. Текущее состояние и зарубежный опыт 23
2.1. Анализ уровня занятости и безработицы молодежи в РФ 23
2.2. Особенности работы центров занятости с молодежью 31
РАЗДЕЛ 3. Пути повышения занятости молодежи в России 42
3.1. Зарубежный опыт повышения занятости молодежи и возможности его имплементации в РФ 42
3.2. Совершенствование государственного регулирования молодежной занятости в РФ 53
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложение 70

  

Введение:

 

Актуальность. На сегодняшний день безработица является достаточно распространенной и актуальной проблемой в Российской Федерации. Безработица представляет собой такое явление, при которой часть населения страны, относящаяся к лицам, достигшим трудоспособного возраста, не имеет работы и в настоящее время осуществляет ее поиск в течение определенного законодательством периода времени. При этом важным аспектом является трудоустройство молодежи.
Молодежь всегда была одной из наименее защищённых социальных групп общества. Это обусловлено тем, что представители данной социальной группы во многом находятся в определённой зависимости от чего-либо. Наиболее молодые представители молодёжи ещё не достигли возраста, в котором закон ещё не позволяет иметь работы, или, полный рабочий день, что, в свою очередь, сказывается на материальном состоянии представителей молодёжи, делая их зависимыми от заработка семьи, или, в отсутствие таковой, от органов опеки. Также, молодежь зависима от института образования, так как для получения высокооплачиваемой работы, требуется хотя бы среднее образование.
Получающие же высшее образование, в большинстве своем, не имеют возможности устроится на высокооплачиваемую работу, что так же делает их зависимыми от семьи. Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодежь, имеющая проблемы с заработком и зависимая от институтов образования и семьи, представляет собой наиболее ущемлённую в правах социальную группу.
Рынок труда молодежи является чрезмерно насыщенным в силу того, что каждый год школы и университеты выпускают огромное количество молодых людей, нуждающихся в трудоустройстве. Однако, из-за низкой квалификации и отсутствия опыта, работодатели слабо заинтересованы в приёме на работу выпускников, несмотря на то, что молодежь наиболее приспособлена к постоянной смене вида деятельности и обладает наибольшим потенциальном профессионального роста, что провоцирует проблему безработицы среди молодежи.
В соответствии с этим встает проблема государственной поддержки молодежи посредством центров занятости населения.
Степень изученности темы. Рассматриваемую нами проблематику исследовали такие ученые как Х.У. Абасова, которая исследовала тонкости аспектов трудоустройства молодежи на территории нашей страны; В.В. Дружинина, исследовавшая региональные рынки занятости в России и описывающая зарубежный опыт регулирования занятости молодежи, К.К. Лукьянова и М.В. Туленков в том числе перенимали зарубежный опыт трудоустройства молодежи, Т.А. Евстратова также изучала опыт трудоустройства молодежи в России. Д.Б. Зибарев рассматривал в своей работе аспект информационного обеспечения трудоустройства молодежи на территории России, в то время как М.В. Рязанцева, В.М. Смирнов и И.Л. Юрзинова анализировали современный инструментарий трудоустройства и профориентации молодежи в развитых странах.
Объект данной работы: рынок труда в регионах (в частности, в Орловской области).
Предмет исследования: занятость молодежи.
Цель данной работы: определить проблемы и тенденции трудоустройства молодежи на рынке труда и разработать пути совершенствования повышения уровня трудоустройства молодежи.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:
— Представить теоретические основы исследования проблем безработицы молодежи.
— Представить текущее состояние на рынке труда и зарубежный опыт.
— Представить пути повышения занятости молодежи в России.
Гипотеза исследования заключается в том, что в России существует проблема трудоустройства молодежи и несовершенство молодежной политики на рынке труда.
Методология исследования. В исследовании применялся общетеоретический метод и практический метод, который заключался в проектировании условий для повышения трудоустройства молодежи.
Практическая значимость представленного исследования заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач. Был подготовлен материал для дальнейшего внедрения в рынок молодежного трудоустройства Орловской области новых методологических аспектов, которые помогут принципиально по-новому рассматривать проблематику трудоустройства молодежи на основе заимствования зарубежного опыта и на основе модели совершенствования государственного регулирования занятости молодежи на территории Российской Федерации.
Структура данной работы: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, библиографический список, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам неоправданно высоки. Низкая стартовая зарплата в сочетании с установкой на скорейшее получение высокооплачиваемой должности служит тормозом при трудоустройстве молодых.
Российская молодежь также характеризуется неустойчивостью жизненных установок: из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке труда. Более половины фактически безработных, как имеющих, так и не имеющих официальный статус безработного, получают предложения о трудоустройстве. Однако более 1/3 из них отказываются от предложенной работы. Доминирующей причиной отказов является низкая заработная плата.
Относительными преимуществами работающих молодых можно считать то, что они более склонны к новшествам и переменам (новые задачи и виды деятельности, изменения технологии, методов и организации работы); обладают большим потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру; более энергичны и активны; у них часто возникают новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать; готовы выполнять не престижную работу, физически тяжелую, ориентированы на выполнение разовых работ; готовы начать работу с нуля и развивать, например, новое направление; согласны работать в режиме ненормированного рабочего дня; проявляют тягу к новым знаниям и постоянно подпитываются в вузе свежими идеями и новыми данными; видят связь между получением знаний и результатом работы, а потому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками.
Социальное становление молодежи и ее развитие определяются тенденциями общественного развития и теми инновациями, которые влияют на формирование ее мировоззрения, ценностного мира, жизненных установок и стилей поведения, в том числе в профессиональной и трудовой сфере.
Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.
Транслирование опыта лучших практик как зарубежных стран, так и регионов России, которые накопили определенный опыт трудоустройства молодежи и ее дифференцированных групп, позволит помочь решению проблемы трудоустройства молодежи. При этом система мер по трудоустройству должна быть единой и взаимоувязанной в концептуальном, институциональном, правовом отношении. Также необходимо сформировать систему трехстороннего взаимодействия между организациями профессионального образования, органами государственного управления и рынком труда и предоставить молодежи максимум возможностей для реализации потенциала полученного образования.
В результате проведенного исследования были выявлены трудности молодежи на рынке труда. Гипотеза о том, что в России существует проблема трудоустройства молодежи и несовершенство молодежной политики на рынке труда подтверждена частично. В исследовании выяснилось, что молодые люди имеют ориентир на престижность рабочего места, на уровень заработной платы, а также непосредственно на свои интересы и способности. Мероприятия по поддержке в большей степени в настоящее время занятости устарели, в связи с чем требуются принципиально новые подходы к молодым людям, особенно к талантливой молодежи. Существующие в настоящее время мероприятия оказывают существенную помощь в профориентации, но основная проблема в том, что не все молодые люди хотят перепрофилироваться. Достаточное количество молодых людей имеют намерение развиваться в своей сфере, и именно это должны учитывать сегодня центры занятости населения в регионах.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ МОЛОДЕЖИ

1.1. Сущность и характеристика занятости и безработицы

Занятость и безработица являются основными понятиями, используемыми на рынках труда. Они способны затронуть вопросы экономики, менеджмента, новой техники и технологии, а также политики.
Занятость включает в себя деятельность населения, которая приносит доход. Безработица — это существование безработных граждан, которые не имеют заработка. На рынках труда происходит взаимодействие спроса рабочей силы, представляющего собой людей, которые готовы работать. В соответствии с уровнем участия работоспособного населения, занятость может быть полная, продуктивная, рациональная и эффективная.
Полная занятость обеспечивает всех граждан, которые хотят и могут работать. При этом условии существует баланс между предложением и спросом рабочей силы. Продуктивная занятость означает, что экономически активное население работает в общественном производстве. При рациональной занятости трудовая занятость и безработица приближается к идеальному балансу рынка труда. Эффективная занятость характеризуется использованием трудовых ресурсов, которое приводит к максимальному эффекту при небольших социальных затратах.
Безработица представляет собой социально-экономическое явление, при существовании которого некоторая часть рабочей силы не является занятой в производстве продукции и услуг. Эта часть должна быть экономически активной.
Рабочую силу государства наряду с занятыми формируют безработные. Безработица, существующая в реальной экономической жизни, является превышением предложения рабочей силы над спросом. К безработным чаще всего относят не только уволенных граждан по разным причинам, но и тех лиц, которые в добровольном порядке оставили работу и предпринимают попытки найти другую. Если рассмотреть структуру безработицы в соответствии с ее причинами, то она включает несколько основных категорий работников:
1. работник, который потерял работу при увольнении,
2. работник, добровольно оставивший работу,
3. работник, который пришел на рынок труда после перерыва,
4. работники, в первый раз пришедшие на рынок труда.
Безработные люди включают в себя лиц определенного возраста. Их можно определить по трем признакам: не имеют работы, могут в настоящее время работать, ищут работу в рассматриваемый промежуток времени. Если соблюдаются все три условия, то человек считается безработным.
Человек, который ищет работу, предпринимает действия в этом направлении, включая обращение к работодателю, регистрацию на бирже труда, появление в местах, в которых можно получить работу, размещение объявлений в средствах массовой информации и отклики на определённые вакансии.
Трудоспособное население включает в себя всех граждан, которые по возрасту и состоянию здоровья могут работать. Безработица имеет отношения к занятости населения. Безработные граждане не имеют работу, но активно ищут ее. Занятые — это те граждане, которые имеют работу или, имея работу, по объективным причинам временно не работают. Причинами объективного характера может быть болезнь или отпуск.
Виды безработицы
Фрикционная безработица порождена постоянным перемещением граждан из одного региона в другой, при ней происходит смена профессии или этапов карьеры. Эта безработица рассматривается в качестве добровольной, поскольку граждане по собственному желанию могут изменить место жительства, профессию или работу. Эта безработица будет существовать всегда, она мало продолжительна и неизбежна.
Структурная безработица может возникнуть по причине несовпадения спроса на рабочую силу и предложения труда, которое связано с изменениями в технологии, структуре техники и производства. Действие таких факторов характеризуется структурными изменениями спроса на рабочую силу. По этой причине структура рабочих мест не соответствует профессионально-квалификационной структуре рабочей силы.
Естественная безработица составляет сумму фрикционной и структурной безработицы. Она представляет собой долю безработных, соответствующих целесообразному уровню полной занятости в экономике, то есть потенциальному внутреннему продукту.
Занятость — важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа; уровень занятости — важный макроэкономический показатель. Как экономическая категория занятость — это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда. В зависимости от уровня использования трудоспособного населения имеется несколько трактовок занятости: полная, рациональная, эффективная, потенциальная занятость. Полная занятость характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы. Рациональная занятость — это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны. Эффективная занятость предполагает отбор из множества вариантов организационных процессов воспроизводства рабочей силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экономической и социальной эффективности. Потенциальная занятость характеризует верхний предел занятости, который при определенных условиях может быть достигнут в том или ином регионе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы