Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История мировой литературы

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Бекки Шарп и молодой французский герой в «романе карьеры».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РЕАЛИЗМ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 5
1.1. Время появления и периодизация французского реализма 5
1.2. Ф. Стендаль и история создания романа «Красное и черное» 12
1.3. О. Бальзак и Франция XIX века 17
1.4. Английский реализм: временные границы, основные представители 24
1.5. Литературно-творческие взгляды У. Теккерея 28
ГЛАВА 2. МОТИВЫ ЧЕСТОЛЮБИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА 37
2.1. Исторические предпосылки возникновения героя-карьериста 37
2.2. Своеобразие личности Жюльена Сореля в романе Ф. Стендаля «Красное и черное»: иллюзорность честолюбивых стремлений 39
2.2. Эжен Ростиньяк в романе Оноре де Бальзака «Отец Горио»: связь характера героя со средой 45
2.3. Проблема развития личности в романе Г. Флобера «Воспитание чувств» 51
2.4. Бекки Шарп как английский вариант героя буржуазной эпохи, героя-карьериста в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия» 56
2.5. Своеобразие образа Бекки – карьеристки на фоне традиции изображения героя-карьериста 63
2.6. Сравнительный анализ образа карьериста в романах «Красное и черное» Ф. Стендаля, «Отец Горио» О. Бальзака, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Понятие «реализм» в литературе постоянно вызывает споры исследователей. Так, традиционная точка зрения предлагает реализм считать литературным направлением, которое пришло на смену романтизму и состоит в своего рода диалоге с ним. Современная популярная концепция развития литературы XIX века, а в частности П.А. Луков, Б.М. Проскурнин, Р.Ф. Яшенькина, под реализмом понимает не самостоятельное литературное направление, а скорее литературное течение, которое появилось внутри романтизма. В связи с этим вся литературная эпоха XIX столетия считается романтической эпохой, внутри которой выделяется ряд сосуществующих и эстетически связанных друг с другом течений. В европейской литературе такими течениями стали сам реализм конца XVIII века и 30-40-е года XIX века, а также реализм середины XIX века. Помимо них принято включать также течения, которые складывались в конце XIX века, в том числе натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм. Опираясь на данную точку зрения, реализм можно назвать доминирующим течением в литературе во второй половине XIX века.
На актуальность исследования указывает так же тот факт, что литература реализма позволяет показать характерное представление о человеке и его жизненном пути в период второй половины XIX века. В основе произведений реализма лежит идея социальности человеческой личности. Такая идея была обозначена в полемике с тем понимаем человека, которое существовало в романтической литературе – культе самодостаточного и активного героя, в его противопоставлении с реалиями жизни, самостоятельно формирующего обстоятельства и свой жизненный путь. В реализме же человек является социальным существом, которое вписано в контекст общественной жизни и все его жизненные перипетии обуславливаются социальными обстоятельствами.
Открытая полемика с романтизмом и полный отказ от романтической поэтики проявляется на втором этапе развития реализма – 50-60-х годах XIX столетия. На данное обстоятельство оказало значительное влияние Февральская революция, которая привела к попытке народа ограничить власть аристократии. Поражение революции, а также установление Второй империи, эпохи консерватизма, оказали влияние на изменения в направлении литературы и писателей того периода.
Таким образом, целью исследования является изучение особенностей развития личности молодого карьериста в романах авторов-реалистов середины XIX века
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Обозначить особенности появления и развития французского реализма.
2. Охарактеризовать основные черты английского реализма как литературного течения.
3. Изучить историю создания романа «Красное и черное» Ф. Стендаля.
4. Выявить особенности творчества О. Бальзака.
5. Исследовать литературно-творческие взгляды У. Теккерея.
6. Проанализировать личность и честолюбивые стремления Ж. Сореля в романе «Красное и черное» Ф. Стендаля.
7. Охарактеризовать особенности развития личности Э. Ростиньяка в романе «Отец Горио» О. Бальзака.
8. Выявить проблему развития личности в романе «Воспитание чувств» Г. Флобера.
9. Изучить особенности создания образа героя-карьериста Б. Шарп в романе «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея.
10. Определить своеобразие образа Бекки-карьеристки в романе У. Теккерея.
Объектом исследования выступает изучение реалистического течения литературных романов в мировой литературе XIX века
Предметом исследования является определение особенностей развития героя-карьериста в романах литературы эпохи реализма XIX века.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение специальной литературы, статей, очерков и заметок по теме исследования.
2. Сравнительно-сопоставительный анализ произведений эпохи реализма XIX века.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данная работа помогает раскрыть реалии XIX века через литературные произведения его представителей, изучение которых может быть полезно для литературоведов, занимающихся исследованиями особенностей произведений эпохи реализма, а также для студентов, изучающих данную тему.
Структура работы определена ее целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вторая половина XIX в. обычно определяется как эпоха реализма в европейских литературах. Это справедливо, если иметь в виду то, что реализм достиг в это время в большинстве европейских стран периода зрелости. В эти годы продолжается творческий путь таких крупнейших реалистов, как Ч. Диккенс и У. Теккерей, выступают на литературной арене Ф. Флобер, Г. Мопассан, Т. Гарди и много выдающихся мастеров реализма в других странах.
В творчестве реалистов находят отражение новые темы: развитие современного общества, появление новых типов и отношений, новой морали и новых эстетических взглядов.
Следует отметить, что реализм XIX в. был более основательно подготовлен на предшествующих этапах, нежели романтизм. В сущности, весь многовековой процесс поступательного развития художественно-эстетического осмысления человеком окружающей его действительности с немалым основанием можно рассматривать как процесс формирования и развития реализма. Краски реализма являются, как правило, наиболее яркими и значительными в широкой и многообразной палитре длительного движения литературы к XIX столетию. Однако и романтизм возник отнюдь не на пустом месте: его истоки — в литературе средневековья и в некоторых других формах общественного сознания той поры. В формировании и развитии двух основных направлений литературы XIX столетия — романтизма и реализма — проявилась одна из главных закономерностей диалектики: новое рождается не только в отрицании старого, но и в недрах этого самого старого. Действительно, романтики вели острейшую полемику против философско-эстетических нормативов классицизма и Просвещения и в то же время в своей эстетике и художественной практике были генетически с ними связаны. Ведь именно в позднем Просвещении сложились те значительные явления литературного процесса, которые получили название предромантизма как раз потому, что они подготовили романтизм. В свою очередь и реализм XIX в., будучи во многом столь же антитетичным по отношению к романтизму, сколь и романтизм по отношению к Просвещению, еще более органично воспринял и переосмыслил многие важнейшие завоевания романтизма, нежели романтики опыт своих предшественников.
В 1830–1840-е годах XIX века, особенно в произведениях О. Бальзака, проявляются характерные черты реализма. Свою основную задачу реалисты видят в художественном воспроизведении действительности, в познании законов, определяющих ее диалектику и разнообразие форм. Один из ключевых постулатов реализма – утверждение принципов реалистической типизации и их теоретическое осмысление – также связан, прежде всего, с французской литературой, с творчеством Бальзака. Новаторским для первой половины XIX века и значимым для судеб реализма вообще стал и принцип циклизации, привнесенный Бальзаком.
Сильной и яркой стороной реализма во Франции является психологизм, в котором романтическая традиция предстает углубленной и более многогранной. Спектр причинных мотивировок психологии, характера, поступков человека, из которых в итоге складывается его судьба, в литературе реализма значительно расширяется, акценты делаются в равной мере и на историко-социальную детерминированность, и на личностно- индивидуальное начало. Благодаря этому достигается наибольшая достоверность психологического анализа.
Формы английского реалистического романа XIX в., впитавшего достижения просветительского романа предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического романа В Скотта, многообразны. Эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающим.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. РЕАЛИЗМ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
1.1. Время появления и периодизация французского реализма
Реализм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое предполагает, что предметы окружающей действительности существуют вне зависимости от восприятия и познания индивида. Реализм зародился во Франции в середине XIX века. Этот период начался с буржуазно-демократической революции в 1848 году, которая наложила отпечаток на живопись и литературу. Впервые термин «реализма» был использован Жюлем Шанфлери, представителем французской журналистики, литературным критиком и писателем [5].
В первую очередь реализм противопоставлялся романтизму, его устоям и характеристикам, среди которых выделялись преувеличение, излишний драматизм и эмоциональность. Вместо этого реалисты предлагали аудитории описания реальной жизни во всей ее красе, не опуская достаточно грубые и подчас грязные моменты. Интерес к реализму совпал с появлением фотографии, когда фотографы и реалисты стали показывать жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Заметим, что французский реализм в XIX столетии прошёл в своём развитии два этапа. Для первого этапа характерно было становление и утверждение как ведущего направления литературы. Это период конца 20-х – 40-х годов XIX века, представителями которого стали П.-Ж. Беранже, П. Мериме, Ф. Стендаль, О. Бальзак. На втором этапе (50–70-е годы), развивался реализм в творчестве Г. Флобера, который стал наследником реализма бальзаковско-стендалевского типа, предшествуя натуралистическому реализму школы Э. Золя [16].
Итак, истоки реализма во Франции исходят от песенного творчества П.-Ж. Беранже. Это можно объяснить тем, что песня представляла собой малый и мобильный жанр литературы, который реагирует в первую очередь на существенные явления современности. Далее, в процессе становления реализма на первое место выходит социальный роман. Такой жанр благодаря своей специфике дает возможность писателям широко отображать и углубляться в анализе действительности, решить главную творческую задачу того времени – запечатлеть в литературных произведениях живой облик современной Франции в ее полноте и исторической неповторимости, например, произведения Ф. Стендаля, О. Бальзака. Помимо того, значительное место среди реалистических жанров отводилось новелле, одним из представителей которой считался П. Мериме [20].
Становление реализма как метода протекало во второй половине 20-х годов XIX века, когда ведущая роль в литературном процессе была у романтиков. Наряду с ними, в русле романтизма, начинается писательский путь П. Мериме, Ф. Стендаля и О. Бальзака. Все они близки творческому объединению романтиков, принимают активное участие в борьбе с классицистами. Отмечается, что классицисты начала XIX века выступали как главные противники формирующегося реалистического искусства, получая при этом поддержку со стороны монархического правительства Бурбонов.
Так, практически в один момент были опубликованы манифесты французским романтиков – Предисловие к драме «Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Ф. Стендаля «Расин и Шекспир», для которых характерна общая критическая направленность, выступающая против отживающего классицистского искусства.
Эти два литературных документа В. Гюго и Ф. Стендаля посвящены противопоставлению эстетики классицизма и защите расширения предмета изображения в искусстве, помимо этого авторы выступают за отмену запретных сюжетов и тем, в пользу представления жизни в реальной ее полноте и объективности. Вместе с этим оба писателя за образец ориентации при создании нового искусства принимают творчество мастера эпохи Возрождения Шекспира [23].
Объединяющим фактором для реалистов Франции начала XIX века так же является их социально-политическая ориентация, которая проявлялась не только в оппозиции монархии династии Бурбонов, но также заключалась в острокритическом восприятии утверждающихся в то время буржуазных отношениях.
После революции, прошедшей в 1830 году XIX века, ставшей важным моментом в истории Франции, реалисты и романтики расходятся в своих литературных направлениях, что отражается в их полемике начала 30-х годов, когда романтизм уступает первенство жанру реализма, который более полно способен отвечать требованиям нового времени. Однако остается сходство в реализме и романтизме, заключающееся в борьбе с классицистами. Романтики сохраняют принципы своей эстетики и осваивают опыт художественных открытий реалистов, поддерживая их во всех творческих начинаниях. Реалисты так же следят за творчеством романтиков.
Необходимо отметить, что во второй половине XIX века реалисты критикуют предшественников за остаточный романтизм, например, П. Мериме с его культом экзотики и экзотическими новеллами: «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», Ф. Стендаля за приверженность отображать яркие индивидуальности и исключительно сильные страсти: «Пармская обитель», «Итальянские хроники», а О. Бальзака за авантюрные сюжеты и приемы фантастики: «История тринадцати», «Шагреневая кожа».
Такой критицизм имеет основания, поскольку между французским реализмом на первом этапе его развития и романтизмом имелась связь, которая проявлялась в наследовании характерных для романтического искусства приемов и отдельных тем, мотивов, например, мотив разочарования, тема утраченных иллюзий [30].
Это говорит о том, что в то время не было разделения термина романтизма и реализма, поскольку в течение первой половины XIX века реалистов называли романтиками. И только с начала 50-х годов, после смерти О. Бальзака и Ф. Стендаля, французские писатели Шанфлери и У. Дюранти предложили использовать термин «реализм». Но здесь важно учитывать, что метод, который они теоретически обосновали, имел существенные отличия от метода Ф. Стендаля, О. Бальзака, П. Мериме, которому был присущ отпечаток исторического происхождения, обуславливаемый диалектической связью с искусством романтизма [38].
Заметим, что романтизм считается предтечей реалистического искусства во Франции. Его роль для развития реализма достаточно велика, поскольку именно романтики стали первыми, кто критиковал буржуазное общество. Помимо того, они открыли новый тип героев, которые вступали в противоборство с существующим обществом. Ведение последовательной и бескомпромиссной критики буржуазных реалистов с точки зрения гуманизма выдвигает одну из сильных сторон французских реалистов, которые расширили и обогатили опыт предшественников по данному направлению, придавая антибуржуазной критике новый социальный характер.
Важным достижением первого этапа реализма считается искусство психологического анализа, который позволил раскрывать неисчерпаемую глубину и сложность развития индивидуальности человека. Тем самым реалисты перешли к новому раскрытию и познанию внутреннего мира личности. Особое место в этом направлении отводится Ф. Стендалю, который опирался на опыт современной психиатрии, существенно уточнял знания литературы о духовной стороне жизни человека, связывая психологию индивида с его социальным бытием, представляя внутренний мир в динамике, определяющейся оказанием активного воздействия на личность со стороны общества и среды, в которой эта личность живет [29].
Важное значение в вопросах литературной преемственности получает наследуемый реалистами важный принцип романтической эстетики, который заключается в принципе историзма. Такой принцип означает, что изучение жизни человечества происходит в его непрерывности, когда диалектически связаны все этапы, и каждый из этапов имеет свою специфику. Именно эта специфика, обладающая историческим колоритом, раскрывается художниками слова в их произведениях. Но принцип историзма у романтиков, сформированный в полемике с классицистами, опирается на идеалистическую основу. Тогда как у реалистов он несколько иной, поскольку опирается на открытия школы современных историков, доказывавших, что главный двигатель истории представляется борьбой классов, а сила, которая решает исход этой борьбы, есть у народа. Тем самым реалисты предлагали новое, материалистически направленное, прочтение истории.
Все это оказало влияние на проявление у реалистов особого интереса к экономической структуре общества, изучению социальной психологии широкой массы народа, например, «Человеческая комедия» О. Бальзака, представившая опыт художественного исследования психологии народных масс. Важно так же отметить, что принцип историзма в реалистическом исполнении отражает жизнь не прошедшей эпохи, что больше характерно для романтизма, а современную буржуазную действительность, показывая в произведениях определенный этап исторического развития Франции [31].
Расцвет французского реализма пришелся на 1830–1840-е годы в творчестве О. Бальзака, Ф. Стендаля и П. Мериме. В это время во Франции закончился период феодализма, и начинается чистое господство буржуазии. При этом характерным становится борьба пролетариата против господствующей буржуазии, постепенно приобретая все более острую форму, выливаясь в антагонистические противоречия и подготавливая точность и глубину социального анализа для художественных произведений.
Главной задачей реалистов представлялось отражение в художественном воспроизведении реальной действительности, познание ее внутренних законов, которые отделяют ее диалектику и различные формы. По мнению О. Бальзака, общество Франции выступало историком, тогда как он являлся своего рода секретарем, передавая его особенности и течение жизни на бумаге, например, в «Человеческой комедии», отражая принцип объективности при изображении действительности, тем самым исполняя сущность реалистического искусства [44].
Важно понимать, что объективное отражение мира в понимании реалистов первого этапа не является пассивно-зеркальным отражением мира. В связи с этим искусство должно было не просто копировать природу, а скорее выражать ее, передавая необычные зрелища и возвышенные контрасты, присущие ей, которые могут оставаться непонятными для зеркала, бессознательно их воспроизводящие.
Еще одной примечательной особенностью классического реализма является категорический отказ от плоскостного эмпиризма. В связи с этим в произведениях реалистов того периода воссоздавалась жизнь с помощью использования романтических приемов, фантастики, гротеска, символов и аллегорий, подчиненных реалистической основе произведений [50].
Следует отметить, что объективное отражение действительности в реализме должно включать субъективное начало, которое проявляется в первую очередь в авторской концепции действительности. Так, О. Бальзак выступал не просто художником, который передает летопись своего времени, а в своих произведениях глубоко отражает исследования нравов людей своего времени, анализирует тонкости исторических моментов и процессов эпохи. Тем самым вопросы мировоззрения реалиста остаются важными для историка литературы, который после изучает его творчество. Принято считать, что личные предпочтения автора всегда противоречат обнаруживаемой им истине, поэтому специфика реализма должна заключаться в умении преодолеть это субъективное для отражения высшей для него правды жизни [48].
Среди теоретических работ, которые посвящены обоснованию принципа реалистического искусства того времени, выделяется памфлет Ф. Стендаля «Расин и Шекспир», труд О. Бальзака «Письма о литературе, театре и искусстве», «Этюд о Бейле», предисловие «Человеческой комедии». Ф. Стендаль в своем памфлете предваряет наступление эпохи реализма во Франции, декларирует его основные принципы, а О. Бальзак уже обогащает опыт художественных завоеваний реализма, с разных сторон показывая его эстетический кодекс.
Вторая половина XIX века была представлена творчеством Г. Флобера, которое несколько отличалось от реализма первого этапа. Здесь уже характерен окончательный разрыв с романтической традицией, официально декларированный в романе «Мадам Бовари». Однако главный объект отображения в искусстве представляется отражением буржуазной действительности, меняется только масштаб и принципы ее изображения. Так, вместо ярких индивидуальностей героев реалистических романов первого этапа, начинают появляться малопримечательные, обыкновенные люди. Яркие краски, жесткие поединки, душераздирающие драмы, которые можно было встретить в «Человеческой комедии» О. Бальзака, творениях Ф. Стендаля и П. Мериме, переходят в описание самых примечательных событий, среди которых на первый план выходит супружеская измена и адюльтер [45].
Принципиальная разница заключается так же во взаимоотношениях автора с миром, в котором он живет и который выступает как объект его изображения. Если О. Бальзак и Ф. Стендаль выказывали горячую заинтересованность в судьбах мира, глубоко участвовали в жизни современности, то Г. Флобер скорее отстранен от неприемлемой для него буржуазной действительности. Но, несмотря на его желание посвятить себя служению высокому искусству, Г. Флобер остается практически фатально привязанным к своей современности, выступая как ее строгий аналитик и объективный судья. Близкие черты его творчества с первым этапом реализма так же проявлялись в антибуржуазной направленности [49].
Таким образом, можно сделать вывод, что зарождение французского реализма связано с творчеством Ф. Стендаля, О. Бальзака, П. Мериме. При этом развитие и утверждение реалистического направления литературы проходило в два этапа – конец 20-х – 40-х годов XIX века и 50-70-е годы XIX века. Глубокая и бескомпромиссная критика антигуманного и социально несправедливого буржуазного строя, который утвердился на обломках феодальной монархии, является главной чертой реализма XIX века. Так же следует учитывать принцип историзма, ставший основой реалистических произведений и творческого метода литераторов, обуславливая отображение действительности в ее непрерывном развитии и движении, предполагая показ не только ретроспективный, но и перспективный.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы