Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Бедность как индикатор экономической безопасности РФ: проблемы и пути решения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические и институциональные основы градации качества жизни. Бедность как индикатор экономической безопасности государства 5
1.1. Сущность, критерии и показатели экономической безопасности государства 5
1.2. Значение социальной стратификации и бедности обеспечения экономической безопасности страны 5
1.3. Экономические нормативно-правовые критерии бедности в РФ 10
2. Анализ проблемы бедности в РФ 17
2.1. Общая характеристика показателей уровня качества жизни 26
2.2. Анализ показателей и факторов, определяющих динамику бедности 26
2.3. Влияние уровня бедности на экономическое развитие страны и обеспечение критериев национальной безопасности 31
3. Направления повышения уровня и качества жизни и укрепления социального единства общества 42
3.1. Концепция повышения уровня благосостояния и снижения бедности 42
3.2. Сближение уровня и качества жизни между регионами 47
3.3. Пути уменьшения социальной дифференциации между социальными группами 54
Заключение 65
Список использованных источников 71
Приложения 75
Введение:
Несмотря на то, что бедность всегда выступала в качестве актуальной проблемы, которая исследовалась в достаточно большом количестве областей научного знания, в России на современном этапе развития вопрос о бедности стоит особо остро. Статистические данные показывают, что в настоящее время значительная часть населения нашей страны находится на грани бедности или за ее чертой. Особенно заметен этот факт на фоне очень сильного расслоения, когда граница перехода бедного слоя и богатых людей составляет разницу в десятки, сотни и тысячи человек. В России процесс расслоения имеет динамический характер. поэтому бедные люди становятся еще беднее, а богатые лишь богатеют. Из наиболее свежих статистических данных следует выделить данные Счетной палаты, которые были опубликованы в конце 2017 года. там указано, что за чертой бедности оказались 20,3 миллионов россиян. В целом, эта ситуация заметно улучшилась, ведь почти 18 лет назад, когда нашим президентом был Б.Н. Ельцин, россиян, существующих за чертой бедности, было в 2 раза больше (почти 41 миллион человек). Официально, в России бедным человеком считается тот, у кого совокупный семейных доход гораздо ниже установленного законодательством прожиточного минимума на одного члена семьи.
В современной России за чертой бедности проживают, в основном, люди, которые имеют определенные физические и психологические недостатки, а также проблемы с образованием, грамотностью, интеллектуальными навыками. По данным социологического опроса, проведенного Российской Академией Наук, на грани нищеты в общественном представлении находятся безработные люди, инвалиды, а также те, кто страдает от ряда вредных привычек: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Также среди ключевых причин, которые ведут к обнищанию населения и снижению уровня его жизни, можно выделить следующие: низкая оплата труда, а также пенсионная поддержка инвалидов и пенсионеров; отсутствие работы, дефицит рабочих мест (безработица); высокие цены на наиболее жизненно важные услуги и продукты (еда, одежда, услуги здравоохранения, образования); правительству в большинстве случаем нет дела до обычных людей, и оно больше заботится о создании внешнего имиджа на международном рынке. Все это ведет к деградации населения и снижению экономической безопасности страны. Этим обусловлена актуальность исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать бедность как индикатор экономической безопасности РФ и разработать направления повышения уровня и качества жизни и укрепления социального единства общества.
Задачи работы:
— исследовать сущность, критерии и показатели экономической безопасности государства;
— определить значение социальной стратификации и бедности обеспечения экономической безопасности страны;
— охарактеризовать экономические нормативно-правовые критерии бедности в РФ;
— дать общую характеристику показателей уровня качества жизни;
— провести анализ показателей и факторов, определяющих динамику бедности;
— определить влияние уровня бедности на экономическое развитие страны и обеспечение критериев национальной безопасности;
— разработать направления повышения уровня и качества жизни и укрепления социального единства общества.
Объект исследования — экономическая безопасность РФ. Предмет исследования – бедность как индикатор экономической безопасности.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
На сегодняшний день теоретико-методологические подходы к измерению бедности основываются на нескольких базовых концепциях: концепции средств к существованию, концепции многомерной абсолютной депривации, концепции многомерной относительной депривации, концепции бедности по возможностям. В Российской Федерации общепринятой для измерения и оценки бедности является монетарная концепция бедности. Однако определение бедности в рамках монетарной концепции в современных условиях является недостаточным для идентификации бедного населения.
Концепция средств к существованию. появилась в конце XIX в. Её основателями считаются английские ученые Ч. Бут (Charles Booth) и С. Раунтри (Seebohm Rowntree). В рамках данной концепции предполагается, что бедными являются люди, доход которых недостаточен для простого физического выживания, а уровень бедности рассчитывается как доля населения с доходом ниже установленной абсолютной черты бедности, которая устанавливается на основании метода пищевой энергии или методом доли расходов на продовольствие (food-share method).
Концепция базовых нужд была озвучена в августе 1976 г., в рамках Международной Конференции по Занятости, организованной Международной организацией труда. В дополнение к материальным нуждам, определяющим возможность простого физического выживания, добавляются услуги, необходимые для успешной социальной активности людей. Измерение уровня бедности в рамках данной концепции происходит на основании абсолютной черты бедности, однако помимо расходов на продовольствие, также учитываются, например, расходы на образование, досуг, здравоохранение.
Критиком двух описанных концепций выступил британский социолог П. Таунсенд (Peter Townsend). Основным аргументом ученого было то, что несмотря на активные споры по поводу того, что включать в набор необходимых средств существования, черта бедности, вычисленная на основании этих данных, не будет иметь смысла. Потому что по выражению ученого: «Люди будут тратить деньги на другие вещи». Основным выводом ученого стало формулирование понятия бедности как относительной депривации: люди являются богатыми или бедными по отношению к тому, какая доля доступных для всех членов общества ресурсов доступна и для них. Для определения масштабов бедности согласно данной концепции используется относительная монетарная черта бедности, которая составляет 40–60% медианного дохода населения исследуемой страны.
А.Сена можно считать автором концепции бедности по возможностям, которая легла в основу концепции человеческого развития. Если человеческое развитие состоит в расширении возможностей человека, то бедность означает что в этих возможностях человеку отказано – в возможностях вести долгую здоровую творческую жизнь и наслаждаться высокими стандартами жизни. Оценка государственной политики в рамках данного подхода основывается на вопросе «приводит ли данная политика к улучшению возможностей людей?», а измерение бедности происходит на основании многомерных индексов, например, индекса человеческого развития, индекса многомерной бедности.
В Российской Федерации для определения уровня бедности, доходы населения сравниваются с величиной абсолютных характеристик бедности: а именно величиной прожиточного минимума (что соответствует использованию концепции базовых нужд) и стоимостью условного (минимального) набора продуктов питания (что соответствует концепции средств к существованию).
Можно говорить о том, что даже определяя бедность в рамках концепции базовых нужд, стоит отметить неполноту и недостаточность используемого индикатора, который в силу своих недостатков не может абсолютно точно отразить ситуацию бедности в стране.
Согласно III разделу «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» стратегической целью Российской Федерации является поддержание высоких стандартов благосостояния человека, «улучшение жизни российских граждан и качества социальной среды».
Понятие благосостояния многомерно, помимо оценки материального состояния людей в данное понятие стоит включать также оценку здоровья людей, уровень их образования, состояние окружающей их среды, их персональную активность, развитость социальных связей, возможность политического участия, а также физическую и политическую безопасность. Все эти факторы взаимосвязаны. Для полноты оценки бедности необходимо использовать ряд индикаторов или несколько сводных индексов, позволяющих корректно оценить уровень бедности граждан во всех ее проявлениях.
Таким образом, эволюция трактовки понятия «бедность» прошла этапы от ее одномерного восприятия на основе потребления или дохода (пример такого подхода: бедность – недостаток денежных средств для поддержания своего физического существования) к многомерному («социальная» бедность: образовательная, культурная, политическая и т.д.).
В России общепринятой является концепция одномерной монетарной бедности (концепция базовых нужд и концепция средств к существованию). Однако такое определение бедности противоречит «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и не отражает реальный уровень благосостояния населения.
Проведенный кластерный анализ регионов России на основании различных направлений благосостояния в рамках концепции многомерной бедности привел к выводу о том, что расширение существующей концепции бедности приводит к увеличению числа крайне бедных регионов с 5 до 33, в то время как в относительно богатых регионах были выделены депривации по отдельным направлениям. Недоучет влияния социальной сферы на уровень благосостояния населения приводит к заниженным оценкам бедности в России, что не позволяет увидеть реальную остроту проблемы бедности в России.
Без пересмотра определения бедности, без учета в нем влияния отраслей социальной сферы, осуществление эффективной государственной политики по повышению благосостояния людей окажется невозможным.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ. БЕДНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность, критерии и показатели экономической безопасности государства
Экономическая безопасность является определенным положением экономики, а также институтов власти, при которых происходит обеспечение гарантированной защищенности национальных интересов, а также социального направления политики [8, с.96].
Опасность — объективно существующая возможность негативного воздействия на общество, личность, государство, природную среду, предприятие, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательные динамику или параметры. Опасность — вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами. Опасность является исходной посылкой при рассмотрении проблем безопасности [11, с.102].
Классификация опасности может быть следующая:
1. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий (вызов, угроза, риск).
2. В соответствии с причинно-следственной обусловленностью:
1) причиняющая ущерб жизнедеятельности граждан;
2) причиняющая ущерб косвенно вследствие разрушения уклада духовной и общественной жизни.
3. По источникам возникновения опасности:
1) естественно-природная;
2) техногенная;
3) социальная.
4. По степени вероятности:
1) реальная;
2) потенциальная.
5. По уровню возможных негативных последствий:
1) международная;
2) частная.
6. По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.
Угроза — наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность для интересов государства, общества, предприятий, личности, а также национальных ценностей и национального образа жизни [13, с.123].
Угрозы — это негативные изменения во внешней политической, экономической или природной среде, которые наносят ощутимый реальный либо потенциальный ущерб государству в целом, его структурным элементам и непосредственно жизненным, политическим, экономическим интересам граждан России.
Термин «безопасность» зафиксирован в конце XII в. в словаре английского ученого-философа Роберта Гроссетеста как «спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности». Трансформирование этого понятия на более высоком, государственном уровне произошло посередине ХIII в, все более широкое значение получает понятие «полиция». Оно трактовалось как государственное устройство, государственное управление, цель которого — благо и безопасность государства [22, с.85].