Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Криминалистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Автотехническая экспертиза как средство доказывания по уголовному делу

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ 7
1.1. Понятие и виды автотехнической экспертизы 7
1.2. Предмет, объект и задачи автотехнической экспертизы 12
2. ПРОИЗВОДСТВО АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 18
2.1. Назначение экспертизы. Компетенция, права и обязанности судебного эксперта 18
2.2. Этапы, средства и методики производства автотехнической экспертизы 33
2.3. Заключение автотехнической экспертизы, оценка ее доказательственного значения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

 

  

Введение:

 

Ежедневно в России происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), в результате которых причиняется значительный материальный ущерб, вред здоровью, и, главное, жизни. ДТП — сложное явление.
Ему всегда сопутствует значительное число разнообразных факторов, лишь небольшая часть которых действительно способствовала возникновению и развитию ДТП.
Установить эти факторы, причины их появления, степень воздействий на ход происшествия и, наконец, все это соотнести с действиями лиц, участвовавших в ДТП, — задача весьма сложная.
Главный для следователя вопрос, который одновременно является сложным: «Какова в этом виновность конкретного водителя — участника ДТП?».
Степень профессионализма следователя и привлеченных специалистов в расследовании ДТП играет весьма существенную роль. Обычно в таких ситуациях следователь прибегает к помощи экспертов-автотехников, которым ставится задача провести профессиональное исследование обстоятельств ДТП.
Эксперты в своих изысканиях пользуются отработанными методиками, учитывающими специфику происшествия, всю совокупность имеющихся исходных данных по конкретному ДТП, информацию об особенностях транспортных средств и особые характеристические данные о водителях.
В результате экспертного исследования должны быть получены ответы на все поставленные следователем вопросы.
В процессе экспертизы ДТП должен быть решен один из важнейших вопросов — соответствовали ли действия водителя данной дорожно-транспортной обстановке, то есть необходимо выявить, какими требованиями правил дорожного движения водитель должен был руководствоваться и выполнил ли он их.
Установить эти обстоятельства путем допросов участников ДТП и очевидцев происшествия и следственными экспериментами не всегда возможно.
Для детального исследования отдельных аспектов ДТП необходимо привлекать лиц, обладающих специальными познаниями в области автотехнической экспертизы. Поэтому при расследовании дел данной категории часто возникает потребность в экспертных исследованиях, которые во многом позволяют реконструировать происшествие, проследить его динамику, вскрыть механизм, а установленные экспертами факты способствуют успешному раскрытию ДТП.
Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными про-исшествиями и неисправностями транспортных средств.
Автотехническая экспертиза (судебная) — род инженерно-транспортной экспертизы, предметом которого являются фактические данные о механизме и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.
Судебные и досудебные экспертизы проводятся с применением ГОСТов, технической литературы, постановлений Правительства РФ, Федеральных законов РФ, методических пособий и «Инструкций о производстве экспертиз» в экспертных учреждениях утвержденных, согласованных с Верховным судом, прокуратурой и министерством внутренних дел.
В этой связи заключения экспертов — это доказательства, которые приобщаются к материалам гражданского или уголовного дела, и на основании заключения экспертов в большинстве случаев выносится решение судебного заседания.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ автотехнической экспертизы как средства доказывания по уголовному делу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и виды автотехнической экспертизы,
— изучить предмет, объект и задачи автотехнической экспертизы,
— рассмотреть вопросы назначения экспертизы, компетенции, прав и обязанностей судебного эксперта,
— проанализировать этапы, средства и методики производства автотехнической экспертизы,
— изучить заключение автотехнической экспертизы как доказательство по уголовному делу.
Объектом исследования настоящей работы является автотехническая экспертиза.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты проведения автотехнической экспертизы.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Аргунова Ю.Н., Бобовкин М.В., Волкова С.В., Варданян А.В., Городокин В. А., Громов Н. А., Пономаренков В. А., Францифоров Ю.В., Егоров Н.Н., Ефремов И.А., Корухов Ю.Г., Замиховский М.И., Кудрявцева A.B. и др.
Нормативную основу составили: Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные нормативные акты.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах проведения автотехнической экспертизы позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В Российской Федерации на начало 2019 года было зарегистрировано 51,8 млн. единиц автотранспортных средств. За 2018 год количество автомобилей в России увеличилось на 1,2 млн.
Автомобилестроение с каждым годом прогрессирует, совершенствуются технические характеристики, в т.ч. скорость и мощность автомобилей, что, в свою очередь, увеличивает шанс возникновения дорожно-транспортных происшествий, в результате которых наступают последствия, некоторые из которых можно отнести к уголовно-наказуемым.
Судья, следователь, дознаватель или иное должностное лицо самостоятельно принимают решение о назначении экспертизы, в соответствии с потребностью в установлении обстоятельств по рассматриваемому делу, а также для закрепления полученных фактических данных в заключении эксперта как источнике доказательств.
Автотехническая экспертиза представляет собой комплексное диагностическое мероприятие, которое позволяет осуществить процесс выявления различных факторов, повлекших за собой неприятное пришествие. Также осуществляется систематизация полученных данных, что провоцирует возможность объективного восстановления полной картины случившегося.
Кроме того, устанавливаются все технические аспекты состояния автомобиля, осуществляется проверка дороги, что позволяет также выявить ряд важных факторов, посредством которых в дальнейшем можно определить соответствовали ли участники происшествия правилам движения, проводили ли должный ремонт и обслуживание автомобиля.
Другими словами, становится понятно, что именно посредством проведения такой экспертной оценки можно получить необходимые результаты восстановления картины происшествия, проверить работоспособность автомобиля, четко определить его повреждения с учетом ситуации, а также установить нарушение правил, если такие действия имели место быть.
Соответственно, процесс экспертной оценки считается очень важным элементом расследования дорожных происшествий. Очень часто такая экспертиза производится в процессе следственных действий, чтобы восстановить особенности происшествия и правильно квалифицировать нарушения.
Нередко такие исследования осуществляются на основании судебного постановления, когда есть необходимость более детально осуществить исследование поставленных вопросов.
Существующее на сегодняшний день оборудование и методики использования информации и проведения транспортно-трасологических и автотехнических исследований допускают высокую степень погрешности и искажение результатов экспертиз.
Актуальным на сегодняшний день является вопрос производства качественного первоначального осмотра места дорожно-транспортного происшествия, совершенствования тактики назначения экспертизы и оценки заключения эксперта, для чего необходима организация дальнейшего развития исследований в области судебной автотехнической экспертизы.
Качественное применение цифровой фототехники и 3D визуализации дорожно-транспортных ситуаций в дальнейшем при производстве судебной автотехнической, трасологической и судебных экспертиз позволят установить многие обстоятельства по делу.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУДЕБНОЙ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
1.1. Понятие и виды автотехнической экспертизы

Согласно Федеральному закону от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ судебная экспертиза — это «процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу» .
Судебно-автотехническая экспертиза «САТЭ» представляет собой область инженерных и правовых знаний, в ходе которой устанавливаются необходимые данные, имеющие немаловажное значение для уголовного дела, а именно: скорость движения транспортного средства до возникновения дорожно-транспортного происшествия, тормозной и остановочный путь при установленной скорости, отвечала ли по условиям видимости и обзорности с места водителя скорость движения транспортного средства, имел ли водитель транспортного средства техническую возможность предотвратить данное дорожно-транспортное происшествие, соответствовали действия водителя требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации технического состояния транспортного средства, других его механизмов и деталей, характер, а также причины возникновения неисправностей, исправность тормозной системы и рулевого управления, состояние дорожного полотна, причины заноса и опрокидывания, имелась ли у водителя возможность обнаружить неисправность транспортного средства, определить причину поломки рулевой тяги транспортного средства, не явилось ли причиной заноса резкое торможение, соответствует ли показания свидетелей с технической точки зрения данному событию и другие вопросы необходимые для решения задач, возникающих в следственно-судебной и оперативнорозыскной практике при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях, а именно уголовных дел, возбужденных, как правило, по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» .
Правовые и организационные основы судебной-автотехнической экспертизы содержаться в Приказе Минюста России от 20.09.2004 № 154 «Об утверждении программы подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по автотехнической экспертизе» (вместе с «Методическими рекомендациями по применению нормативных документов (актов) в автотехнической экспертизе», утв. 24.11.2004), которыми следует руководствоваться при назначении данной экспертизы .
Исчерпывающий перечень исходных данных, необходимых для экспертного исследования определяется видом автотехнической экспертизы, характером решаемых вопросов и определяется в каждом конкретном случае отдельно в процессе консультации с экспертом-автотехником, также Постановление Пленума Верховного Суда от 09 декабря 2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», определяет компетенцию эксперта относящихся к нему вопросы.
Со времен появления первых автомобилей и начала их эксплуатации перед человеком возникла реальная угроза возникновения дорожно — транспортных происшествий, что в свою очередь привело к необходимости их расследования и установления лиц, виновных в их совершении.
Доказательства, полученные в результате проведения множества судебных экспертиз, играют важное значение в расследовании уголовных дел о дорожно — транспортных преступлениях.
Возникновение, развитие и прекращение совокупности довольно сложных правовых отношений, возникающих как между субъектами судебно — экспертной деятельности (следователем, судьей, экспертом, специалистом), так и между лицами, чьи интересы были затронуты (гражданский истец, обвиняемый, подсудимый) определяют вопросы проведения автотехнической экспертизы.
Учитывая вышеизложенное, судебно — экспертную деятельность можно определить как систему действий, которая направлена на назначение и производство экспертизы с целью установки фактических данных по конкретному уголовному делу с применением специальных знаний.
Несмотря на то, что экспертиза, являясь процессуальной формой применения специальных знаний, используется достаточно долго, среди ученых и по настоящее время ведутся дискуссии относительно признаков экспертизы как таковой, а также ее объектом и предмета.
К примеру, А.В. Кудрявцева выделяет такие характерные черты автотехнической экспертизы как:
-Применение специальных форм знания в виде исследования, направленного на определенный предмет или объект,
-Экспертиза осуществляется особым субъектом — прокурором, судом, лицом, производящим дознание, а также экспертом по поручению следователя,
-Соблюдение процессуальной формы;
-Получение новой информации и ее оформление в форме заключения эксперта, которое является самостоятельным видом судебных доказательств.
В то же время, А.Я. Палиашвили полагает, что основными формами экспертизы являются: процессуальная форма, применение экспертом специальных знаний, индивидуальная ответственность судебного эксперта и процессуальную самостоятельность, а также объективное проведение экспертизы и надлежащее процессуальное оформление ее результатов.
Целью подобных исследований является не только констатация фактических данных, установленных экспертом, но также и их профессиональная оценка.
Данной точки зрения придерживаются большинство криминалистов и процессуалистов, которыми судебная экспертиза исследуется с точки зрения содержания исследования.
Оценка с позиции специальных знаний, анализ и синтез признаков и свойств объекта, формулирование выводов языком, доступным обывателю являются именно теми составляющими, которые отличают экспертное исследование от других видов исследования.
Каждая экспертиза имеет свой предмет и объект, который является неотъемлемым и определяющим признаком экспертного исследования, а также методикой исследования.
Анализируя экспертизы, наиболее часто встречающиеся при расследовании дорожно — транспортных происшествий, хотелось бы остановиться, во — первых, на судебной автотехнической экспертизе, целью проведения которой является установление технического состояния транспортных средств и исправности их отдельных частей, дорожных знаков и их разметок, дорог и их обустройства.
По мнению Д.А. Сорокотягина и И.Н. Сорокотягиной, наличие данного факта обуславливает деление данной экспертизы на три вида: экспертиза механизма ДТП, экспертиза состояния транспортных средств и экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП.
Трасологическая экспертиза также назначается при расследовании дорожно-транспортных нарушений. Целью данной экспертизы является исследование следов пешеходов, транспортных средств, их взаимодействия и так далее.
При расследовании дорожно — транспортных происшествий применяются также судебно — химическая, судебно-медицинская экспертиза. Однако подробно остановиться хотелось бы на одной из них — автотехнической.
Как полагает И.И. Чава, судебная автотехническая экспертиза проводится «в целях установления фактических данных о техническом состоянии того или иного транспортного средства, механизме ДТП, действий участников происшествия и их возможностях, а также установления обстоятельств, которые сопутствуют совершению преступления и устанавливается экспертом — автотехником, на основе специальных знаний и материалов уголовного дела».
Однако, на наш взгляд, наиболее полным будет определение целей автотехнической экспертизы, отраженных Е.Р. Россинской и определяющих, что «целями автотехнической экспертизы автотранспортных средств являются техническое состояние транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно — транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП» .
В большинстве случаев установление факта дорожно — транспортного преступления возможно лишь после проведения судебной автотехнической экспертизы.
Само утверждение об эффективности расследования дорожно — транспортных преступлений находится в прямой зависимости от своевременного назначения автотехнической экспертизы, грамотности вопросов, поставленных перед экспертом, а со стороны последнего — от достоверности и полноты проведенного расследования.
На основе содержания специальных знаний и учета предмета доказывания, специальным приказом МВД следующие виды автотехнической экспертизы:
-судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
-судебная экспертиза следов столкновения на месте дорожно — транспортного происшествия и автомобиле;
-судебная экспертиза узлов транспортных средств и технического состояния деталей.
Расчет параметров движения автомобиля и иных объектов — участников процесса дорожно — транспортного происшествия, анализ действия и возможностей водителей, экспертное исследование дорожно — транспортных ситуаций также является составной частью судебной экспертизы обстоятельств дорожно — транспортного происшествия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы