Искусствоведение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анималистический жанр в работах мастеров Ленинградского фарфорового завода 1930- 1980 годов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Становление и развитие российского фарфора
1.1. История развития мелкой фарфоровой пластики в России 9
1.2. Анималистический жанр как искусство керамики 15
1.3. История создания и развития Императорского фарфорового завода 21
Заключение к главе 1 29
Глава 2 Анималистический жанр: традиции и новаторство мастеров ЛФЗ
2.1 Анималистическая скульптура ЛФЗ в XYIII-начале XX в. 30
2.2 Мастера анималистического жанра ЛФЗ в период 1930-1950 гг. 35
2.3 Искусство анимализма в творчестве художников и скульпторов ЛФЗ 1960-1980 гг. 40
Заключение к главе 2 44
Заключение 46
Список источников информации 49
Список иллюстраций 54
Приложения 59

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Последние десятилетия XX в. начало XXI в. В российской и зарубежной искусствоведческой практике возрастает особый интерес к развитию и становлению искусства керамики в России. Значительное внимание в научной литературе наблюдается к одному из своеобразных явлений искусства российского фарфора – жанру анимализма мастеров Ленинградского фарфорового завода советского периода. Исследования в теории искусства и музееведения создали необходимую хронологическую перспективу для объективной оценки этого сложного и противоречивого этапа в истории анималистического жанра.
Актуальность исследования анималистического жанра мастеров Ленинградского фарфорового завода определяется особенностями развития отечественной фарфоровой промышленности, которая отражает не только многие противоречия социально-экономической обстановки в России, но и достижения отечественной науки, техники, искусства. Изучение практики изготовления фарфоровых фигурок анималистического жанра Ленинградского фарфорового завода дает возможность проанализировать эволюцию развития и особенности формообразования, а также художественного решения изделий отечественных мастеров, как уникальное явление мирового искусства.
Фарфоровые статуэтки, выполненные мастерами Ленинградского фарфорового завода в анималистическом жанре, по праву признаны изделиями мирового уровня в мире искусствоведов и коллекционеров. Произведения мелкой пластики этого жанра являются востребованными и оцененными как в России, так и за рубежом.
Теория и художественная практика 1930-1980 гг. наиболее обстоятельно изучена на материале живописи, музыкального искусства, монументальной скульптуры и архитектуры в исследованиях отечественных и зарубежных авторов М. М. Алленова, А. Н. Бенуа, Э. Демпси, О. С. Евангуловой, Т. М. Котельниковой, В. А. Плугиной и др. История изобразительного искусства 1930-1980 годов обобщается в комплексных изданиях. Множится число монографий, диссертационных исследований, посвященных деятельности творческих объединений, союзов, художников. В исследованиях последних лет определился более разносторонний, системный подход к изучению искусства названного периода. В диссертационных работах А. В. Балаганской, Л. Г. Крамаренко, В. В. Никонова, Н. В. Сиповской и др. анализируется проблематика искусства фарфора, его истоки, методология, элементы формальной системы XYIII-начала XX вв. Роль Императорского фарфорового завода и его роль в развитии нового стиля в русском фарфоре на рубеже XIX-XX вв. рассматривает Т. В. Кудрявцева.
Сравнительно меньше изучено искусство российского фарфора 1930-1980 гг., но выставки и публикации последних лет свидетельствуют о начавшейся его переоценке. В современной науке восстановлен общий ход его развития. Однако работы обобщающего характера заметно преобладают над конкретными исследованиями отдельных видов искусства фарфора, определенных форм и технологий производства и центров изготовления. Публикации обзорного характера в большинстве своем оторваны от непосредственного художественного материала, хранящегося в музейных собраниях, частных коллекциях и требующего детального изучения. За единичными исключениями отсутствуют научные каталоги по анималистическому жанру искусства фарфора ЛФЗ 1930-1980 гг.
В настоящее время анималистический жанр является востребованным и популярным. Многие художники обращаются к образам живой природы и, в частности, зверям, птицам, земноводным, пресмыкающимся, рыбам, насекомым.
Анималистический жанр – это восхищение художника от окружающего его мира и обилия жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. Сами люди, являются неотделимой частью природы, и в то же время зачастую негативно влияют на природу и животных. В глубине души люди чувствуют своё с ней родство и пытаются выразить его, занимаясь природоохранной деятельностью и создавая произведения искусства.
Произведения, созданные на Ленинградском фарфоровом заводе в 1930-1980 годах, вызывают в последние годы все больший и больший интерес искусствоведов, музейных работников, художников и скульпторов, а также ценителей искусства российского фарфора. В последнее время происходит переоценка значения произведений мелкой пластики в анималистическом жанре. Недостаточность научных исследований общего хода развития производства керамики обозначенного периода на ЛФЗ, практическое отсутствие конкретных исследований определяют необходимость изучения и обобщения эволюции произведений анималистического жанра деятельности ЛФЗ периода 1930-1980 гг. на основе изделий фарфорового производства, научно-публицистической литературы, документальных источников.
Таким образом, анализ литературных источников показал, что до настоящего времени история как самого ЛФЗ, так и произведений периода 1930-1980 годов не получила достаточного всестороннего углубленного изучения, множество произведений, даже хранящихся в музее ЛФЗ, остались практически неизученными. В связи с этим очевидна актуальность углубленного исследования анималистического жанра этого периода, систематизации и рассмотрения произведений мастеров Ленинградского фарфорового завода.
Исходя из сказанного выше, нами была определена тема исследования «Анималистический жанр в работах мастеров Ленинградского фарфорового завода 1930- 1980 годов».
Степень научной разработанности темы. Темой исследования является анималистический жанр мастеров Ленинградского фарфорового завода с 1930 по 1980 год, который до настоящего времени изучен недостаточно. В настоящее время в искусствоведческой науке и музейной практике, а также у частных коллекционеров от года к году возрастает интерес к произведениям анималистических фарфоровых статуэток, выпущенных Ленинградским фарфоровым заводом.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение
Проведенный анализ литературы позволил установить, что в эпоху Петра I, который обустраивал Россию по западному образцу, стало развиваться фарфоровое производство. Заинтересованный необычностью и красочностью фарфора, Петр I прилагал все возможные усилия. Чтобы наладить собственное фарфоровое производство.
Благодаря открытию 1748 году на основе гжельских глин рецепт настоящего фарфора Д. И. Виноградовым, открывает творческий путь на многие столетия гжельского промысла. Скульптурные изображения гжельских мастеров – это, прежде всего, глубокий смысл, который пронизывает каждую статуэтку, придавая ей не только высокохудожественный смысл и ценность, но и наполняет внутренним духовным смыслом, который созвучен человеческому бытию.
Немаловажную роль в развитии российского фарфора сыграл Ф. Я. Гарднер, основной задачей которого было импортозамещение иностранного фарфора, в первую очередь мейсенского, что с успехом удалось создателю известной фарфоровой фабрики «Фарфор Вербилок». К началу ХХ века в России одной из наиболее крупной корпорацией по фарфоровому производству было «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М. С. Кузнецова», которое включало в себя восемнадцать заводов. Не менее знаменитым был Поповский фарфор, который никогда не входил в холдинг М. С. Кузнецова. Фарфоровые статуэтки завода Попова отличаются изумительной пластикой, красочностью росписи, разнообразием форм и активным использованием позолоты.
Так же было выяснено, что мелкая фарфоровая пластика России – это целый комплекс предприятий, которые выпускают статуэтки, характерные сюжетные сцены: Императорский фарфоровый завод, Гжельский фарфоровый завод, Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки), Дулевский фарфор, Речицкий фарфоровый завод, Сысертский фарфоровый завод, Южноуральский фарфоровый завод и многие другие.
Исследование развития анималистического жанра в керамике позволило выяснить, что наиболее ярко анимализм в искусстве выразился в мировой культуре на рубеже XIX-XX веков, как излюбленная тема в искусстве керамики России. Кроме того, анималистический жанр со второй четверти ХХ века становился все более значимым направлением в искусстве, что было связано с постановкой в обществе проблем экологии и вхождением его вместе с такими темами и архетипами, как танец, экзотизм, ню и др.
Также было определено, что анимализм в керамике Европы и России, помимо вышеописанных качественных свойств, получил ряд «количественных», технических характеристик, предопределивших его стилеобразующий статус и добавивших дополнительные смысловые акценты. Прежде всего это индустриализация процесса создания объектов и тиражность изделий.
Стремительному развитию анимализма в фарфоровой пластике предшествовал период изучения животного мира естествознанием, которое активно развивалось со второй половины XIX века. В этот же период инновационное осмысление анималистического образа в изобразительном искусстве прослеживается в пластических формах таких известных художников, как Н. А. Андреев, М. А. Врубель, В. А. Серов.
Обширного размаха анималистический жанр в керамике набирает в период активизации научно-исследовательских экспедиций. Предпринятая в начале ХХ века Русская экспедиция к Северному полюсу Э. В. Толля способствовала формированию нового модного в фарфоровой скульптуре и живописи изображения эпохи модерна – полярного белого медведя, в том числе и в виде шкуры, распластавшейся на полу.
Наиболее яркими и уникальными работами рубежа XIX-XX вв. являются работы, А. Л. Обера, К. К. Рауша фон Траубенберга и А. К. Тимуса, которые разработали формально новые подходы к изображению животных. Одним из главных героев анималистики ИФЗ с начала ХХ века был белый медведь, что связано было с экспедициями на Север. В 1898 году скульптор А. Л. Обер по заказу скульптурного отделения ИФЗ исполняет несколько показательных моделей, среди которых был «Белый медведь».
Анализ работ скульпторов показал, что творчество скульпторов-анималистов ИФЗ в конце XIX-начало XX вв. характеризуется разнообразностью стилевого подхода к созданию произведений искусства.
Развитие в начале ХХ века нового стиля ар-деко очень ярко проявилось в искусстве анималистической пластики ЛФЗ.
В ХХ веке мастера ЛФЗ стали выпускать продукцию всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей ослепительным потоком изделий. Особенно ярко проявили себя художники-анималисты завода Б. Я. Воробьев, И. И. Ризнич, Г. С. Столбова и др. Тематика животного мира привлекала скульпторов-анималистов разнообразием природных форм, которые они воплощали в яркие декоративные образы фарфорового искусства. Мастера ЛФЗ воплощали в образах своих произведений стремительное движение или покой, мерное шествие или силу, мощь животного, что соответствовало духу становления советской страны. Основными тенденциями в анималистическом изображении скульптурных композиций 20-50-х гг. были обобщенность, четкость форм.
В 1960-80-х годах мастера ЛФЗ продолжают традиции прошлых десятилетий, создавая новые образы и используя новые колориты анималистики в фарфоре. На заводе продолжает творить и создавать новые шедевры Б. Я. Воробьев. Его работы становятся все больше утонченными по формам и росписи, сохраняя традиционный императорский стиль.
Одним из замечательных и неповторимых авторов этого периода является П. П. Веселов, который создал шедевры, являющиеся лицом и маркой ЛФЗ 1960-1990-х гг . Его животный мир настолько реален, то если бы не красочная глазурь и декоративные формы, их можно было бы принять за настоящих.
Таким образом, вот уже более двух с половиной столетий ЛФЗ всегда был в авангарде высокого класса производства фарфора. Продукция завода имеет огромное культурное значение для страны и позволяет установить мерило для художественной формы и качество исполнения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Становление и развитие российского фарфора

1.1. История развития мелкой фарфоровой пластики в России
Еще 300 лет назад не только Россия, но и Европа не представляла из чего делается фарфор. На протяжении всего XVI века основным видом керамических изделий, которые изготовлялись в России, были глиняная посуда, предметы гончарного декоративно-прикладного искусства. Первыми, кто разработал технологию изготовления фарфора из каолиновой глины были китайцы, которые старательно оберегали тайну его изготовления. Активная торговля в Средние века через Шелковый путь позволила внедрить и распространить фарфор сначала в исламских странах, а затем в России и Европе [6]. В значительной степени распространению фарфора на европейском континенте способствовал итальянский купец и путешественник Марко Поло. Редкость фарфора привела к тому, что он ценился на вес золота. Его даже называли «белым золотом». Изделия из фарфора дарили коронованным особам или украшали ими парадные залы. В том случае, если фарфоровые изделия разбивались, кусочки оправляли в золото и носили на цепочках, как украшение.
В начале XVIII века немецкие ученые открыли секрет фарфоровой массы и изобрели европейский фарфор. Развитие европейского фарфорового производства обязано ученому Йоганну Бетгеру и управляющему саксонским заводом по изготовлению стеклянных изделий Эренфриду Чирнгаузу, которые решили разгадать тайну китайского фарфора [52]. Путем долгих поисков, упорных трудов и исследований, Йоганну Бетгеру и Эренфриду Чирнгаузу удалось создать первую чашку из саксонского фарфора, которая была презентована Августу Сильному. Раскрытию секрета белого фарфора помог случай, и уже в 1710 году открывается первый завод по изготовлению посуды из красного и белого мейсенского (саксонского) фарфора, которая украшалась драгоценными камнями, оправлялась в золото, разрисовывались цветами. Вскоре на заводе стали изготавливать и мелкую фарфоровую пластику в виде фигурок людей, животных, статуэток, подсвечников.
Безусловно, это не могло пройти мимо Петра I, который обустраивал Россию по западному образцу. Петр I долго пытался в России наладить собственное фарфоровое производство [50]. Заинтересованный необычностью и красочностью фарфора, Петр I направил в Мейсен своего денщика Юрия Ивановича Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России, были также попытки заимствовать секрет фарфора у китайцев.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы