Теория перевода Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Ангела Меркель, как сфера-мишень метафорической экспансии в российских и западных СМИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы изучения метафорического моделирования 6
1.1 Подходы к дефиниции метафоры 6
1.2 Классификация метафор 10
1.3 Метафорическое моделирование 14
Выводы по главе 19
Глава 2 Анализ метафорического осмысления образа А. Меркель 21
2.1 Антропоморфные метафоры 21
2.2 Социальные метафоры 30
2.3 Артефактные и природные метафоры 33
Выводы по главе 46
Заключение 49
Список использованной литературы 51

  

Введение:

 

Данная работа выполнена в русле лингвистических учений и посвящена анализу метафорического образа Ангелы Меркель в российских и западных СМИ.
Актуальность работы. Сегодня средства массовой информации являются нарушителями всеобщего спокойствия и вносят дисгармонию в общественный уклад. Искаженная информация, передаваемая через СМИ, сеет страхи и неуверенность среди людей. СМИ и некоторые научные журналы создают благоприятную почву для террористов и преступников, описывая способы проведения терактов, возможные методы и приемы нанесения ущерба. Средства массовой информации предназначены не только для передачи информации, но и для формирования общественного мнения, поэтому в текстах СМИ важную роль играет воздействующая функция, причем данная функция с элементами манипуляции реализуется комплексно, т.е. на всех уровнях языка [Ковалевская, 2009, с. 80]. Среди основных средств воздействия на читателя можно назвать семантическую деривацию и как наиболее распространенный ее вид – метафорический перенос.
Актуальность и перспективность большинства современных научных лингвистических изысканий определяется возможностью их корреляции с разного рода отраслями знания. Выход языкознания на междисциплинарный уровень породил достаточное количество «гибридных» направлений, которые открывают новые ракурсы в интерпретации феноменов, ранее считавшихся детально и всесторонне изученными.
Новизна и актуальность материалов представленной работы обусловлены, с одной стороны, тем фактом, что политическая метафоросистема динамична и постоянно эволюционирует, а в некоторых случаях она способна радикально преобразовываться в связи с существенными изменениями конкретной политической обстановки; с другой стороны, появлением в контексте политического дискурса новых феноменов и реалий, одним из которых является неологизм der Merkelismus («меркелизм»).
Ангела Меркель – несмотря на ее внешнюю (как считают многие) непривлекательность – бесспорно очень интересная личность, но достаточно противоречивая. Она стала первой женщиной-канцлером в истории Германии. Сегодня Меркель – одна из самых влиятельных женщин политиков во всём мире, поэтому было бы интересно рассмотреть процесс формирования ее имиджа на политической арене, ведь ее значимость и вес в современной политике достаточно велики. Несмотря на многие негативные высказывания в адрес Меркель, нельзя не согласиться с тем, что, занимая такой высокий пост, она достигла огромного успеха во внешней и внутренней политике Германии.
Весьма интересно, с нашей точки зрения, выявить метафорические особенности репрезентации данного феномена, определив при этом ведущие концептуальные метафоры эпохи А. Меркель последних лет.
Объект исследования – западные и российские СМИ как сфера актуализации метафорических моделей.
Предмет исследования – специфика метафорического осмысления образа А. Меркель в российских и западных СМИ.
Цель исследования – уставление метафорических моделей, репрезентующих образ Ангелы Меркель в российских и западных СМИ.
Достижение поставленной цели подразумевает последовательное решение следующего ряда задач:
— рассмотреть подходы к определению метафор;
— привести классификации метафор;
— рассмотреть процесс метафорического моделирования;
— проанализировать метафорические модели формирования образа А. Меркель в российских и западных СМИ.
Поставленные задачи решались при помощи следующих методов: общенаучный метод, метод систематизации, классификации и обобщения, метод когнитивного анализа.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких исследователей, как Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, Е. Г. Баянкина, Э. Бенвенист, М. Блэк, Н. И. Борковец, Э. В. Будаев, Д. Дэвидсон, Е. В. Ковалевская, Е. С. Кубрякова, Д. Лакофф, Дж. Серль, Г. Н. Скляревская, Т. Ю. Тамерьян, Е. С. Храброва, В. А. Цаголова, А. П. Чудинов, Е. И. Шейгал, А. Fetzer и др.
Материал исследования — примеры, которые были отобраны методом сплошной выборки из зарубежных и российских изданий СМИ, таких, как The Times, The Guardian, The Washington Post, Комсомольская правда, Российская газета, содержащие метафору. Анализировался период за 2017 – 2019 гг., использовались онлайн-версии изданий.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, списка словарей и энциклопедии и приложений
Во введении обосновывается актуальность выбора объекта и предмета исследования, определяются основные цели, задачи и методы исследования проблемы, указывается теоретическая база исследования.
Первая глава, состоящая из трех параграфов, носит теоретико- обзорный характер. В ней рассматривается такие понятия, как «метафора», «метафорическая модель», приводятся классификации метафор, характеризуется политический дискурс и дискурс СМИ.
Во второй главе анализируются антропоморфные, социальные, артефактные и природные метафоры.
В Заключении подводятся основные итоги работы, систематизируют-ся в виде выводов основные положения исследования.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались в ходе написания работы.
В приложении представлен корпус отобранных примеров в количестве 200 единиц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Многие лингвисты толковали метафору по-разному: некоторые отрицали, отводя ей роль второстепенного средства, задача которого – увеличить силу эмоционального воздействия речи на слушателей. Другие говорили, что метафора не только служит для наименования какого-либо предмета, но и нашему мышлению. Так или иначе, метафора была предметом тщательного рассмотрения и толкования различными лингвистами, которые анализировали метафору с точки зрения разных подходов.
Метафора рассматривается как важный предмет изучения не только в когнитивной лингвистике, медиалингвистике, лингвокультурологии и других смежных лингвистических дисциплинах
На наш взгляд самым продуктивным является структурно-семантический подход, который опирается на теория семантического поля (Ф. де Соссюр) и многозначность слова. Практически каждое слово обладает множеством значений, которые появляются в сочетании с другими словами. Так, структурно метафора может состоять из нескольких слов, каждое их которых имеет свое первичное значение, но в сочетании, слова, влияя друг на друга, меняют свою семантику и предстают перед читателем в новом смысле.
Многие направления в лингвистике предлагают свое понимание сущности метафоры, ее типов и метафорических моделей и метафорического моделирования. Рассмотрев понятие метафорического моделирования, можно сделать вывод, что метафорическое моделирование является наиболее действенным средством представления и оценки действительности, при помощи образного словоупотребления.
Также мы рассмотрели еще два важных понятия – фрейм и слот, которые включаются в понятие метафорической модели. Таким образом, понятие «метафорическая модель» является самым широким.
Метафора и различные метафорические модели часто являются средствами передачи мыслей в политическом дискурсе, с помощью которых автор пытается воздействовать на эмоциональную сферу реципиента, стараясь донести до него свои чувства, мысли, убеждения. С помощью политической метафоры автор (политик) может сформировать у реципиента определенное представление о той или иной политической единице.
В западном дискурсе второе место занимает метафора природы (22%), а третье место поделили между собой антропоморфная (17%) и артефактная метафоры (17%). По данным проведенного анализа по метафорическим моделям было выявлено, что в российских СМИ наиболее продуктивной метафорической моделью является «Игра/спорт» (14%). Второе место занимает метафорическая модель «Организм человека» (13%). На третьем месте находится метафорическая модель «Непрекращающаяся война» (12%).
В западных СМИ доминантной метафорической моделью является «Непрекращающаяся война» (18%). Второе место занимает метафорическая модель «Неживая природа» (15%). На третьем месте находится метафорическая модель «Организм человека» (13%).
Согласно данным проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что социальная метафора в российских и западных СМИ может быть отнесена к числу доминантных метафорических моделей.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Научно-теоретические основы изучения метафорического моделирования
1.1 Подходы к дефиниции метафоры

Политическая метафорология, основу которой образуют два базисных направления современной лингвистики – политическая лингвистика и метафорология, – явила собой в определённом смысле «кладезь» новых идей и лингвистических открытий для учёных-филологов наших дней. Подтверждением тому служит великое множество работ, выполненных в данном русле, таких как работа А. Н. Баранова и Ю. Н. Караулова [Баранов, 1991], Э. В. Будаева [Будаев, 2006], А. П. Чудинова [Чудинов, 2013], Е. Ию Шейгал [Шейгал, 2000].
Отдельные вопросы функциональной активности метафор рассматривались на материале русского, английского и немецкого языков, исследование роли метафор в немецкоязычном политическом дискурсе фрагментарно отражено в ряде статей таких авторов, как Т. Ю. Тамерьян [Тамерьян, 2013], В. А. Цоголова [Цоголова, 2012] и др.
Такая трактовка базового термина делает возможным достижение цели, поставленной в формате данной работы и заключающейся в исследовании и интерпретации доминантных метафорических моделей политического дискурса СМИ Германии, которые характеризуют современный стиль правления / образ канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Кроме того, заявленная целевая установка связана со спецификой метафорического осмысления политического ландшафта ФРГ настоящего времени, в связи с чем нами предпринимается попытка зафиксировать знаковые прагматические смыслы анализируемого феномена в контексте исследуемого типа дискурса.
Метафора представляет собой слово или словосочетание, автор которого употребляет его в синонимичном значении, на основе схожести с каким-либо предметом, явлением. Представители иностранных языковых групп зачастую не осознают этой схожести, и, исходя из этого, следует, что для достижения ее понимания им необходимо изучать всю фразу, в которой она употребляется, дабы понять контекст [Цаголова, 2013, с. 144].
Многие ученые пытались разобраться в самой сути метафор.
Метафорические значения – это всегда переносные значения, возникающие на основании сходства, аналогии, параллели в образном мышлении. Согласно словарю лингвистических терминов, метафора (нем. Metapher) – это вид тропа, которому соответствует некоторая концептуальная модель действительности, определяющая мышление человека и влияющая на выбор альтернатив в процессе принятия решений [Баранов, Добровольсий 2006, с. 241].
Метафоры как правило самобытны, неповторимы, передают национальный колорит, содержат историко-культурный компонент и выполняют ярко выраженную экспрессивную функцию; основы их происхождения не рациональные, а эмоциональные. В речи, в повествовании они выполняют роль маркера и являются «народной физиономией языка» [Тамерьян, 2014, с. 89].
Метафора является чрезвычайно продуктивным типом семантических изменений, ведущим к формированию вторичных, производных значений [Cкляревская, 1993, с. 89].
В настоящее время многие исследователи называют метафору одним из основных приемов познания и наименования объектов действительности, создания образов и порождения новых значений, при этом ей приписывают когнитивную, номинативную, художественную и смыслообразующую функции (цит. по Энциклопедия Кругосвет). По мысли Н.Д. Арутюновой, метафора «призвана создать такой образ субъекта, который бы вскрыл его латентную сущность», кроме того, метафора «усугубляет понимание реальности» [Арутюнова, 1999, с. 113]. Ученые называют метафору фундаментальным чувством, помогающим понимать мир, они говорят о метафоре как о средстве оформления реальности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы