Клиническая психология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ страхов у детей с психосоматическими заболеваниями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения страхов у детей с психосоматическими заболеваниями 7
1.1 Содержание понятия «страх» в отечественной и зарубежной психологической науке 7
1.2 Причины и механизмы формирования детских страхов в дошкольном возрасте 17
1.3 Научные представления о психосоматических расстройствах как о специфических патологиях 28
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование страхов у детей с психосоматическими заболеваниями 40
2.1 Организация и ход эмпирического исследования страхов у детей с психосоматическими заболеваниями 40
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 44
2.3 Рекомендации по преодолению страхов у детей с психосоматическими заболеваниями 49
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..……68

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Страх является базовой человеческой эмоцией и лежит в основе инстинкта самосохранения. Осмысленный и имеющий реальные основания страх позволяет реализовывать защитную и адаптивную функцию организма. При этом нередко страхи лишены реальной основы, а потому не несут более позитивных функций. В таком случае они выступают признаком эмоционального неблагополучия личности.
Проблема расстройств аффективной сферы в детском возрасте выступает одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки, поскольку эмоциональные нарушения (тревожность, фобические реакции, рост числа страхов) стремительно «молодеют», проявляясь у детей, начиная с раннего возраста и развиваясь в дошкольном возрасте. Особую остроту проблеме придает тот факт, что диагностика аффективных расстройств у детей невысока в своей эффективности. Так, нередко, ребенок переживает страх или тревогу, а окружающими людьми его переживания воспринимаются как капризы, либо как особенность характера. В связи с недостаточно тщательной диагностикой расстройств аффективной сферы у детей дошкольного возраста, данная категория детей часто не получает психолого-педагогической помощи и поддержки, что, в свою очередь, приводит к укоренению невротичной симптоматики.
Рост числа страхов у детей дошкольного возраста, помимо особенностей развития, могут провоцировать семейные условия. При этом не только неблагополучные семьи с родителями, страдающими от алкогольной или наркотической зависимости, созависимыми отношениями или деструктивным поведением, могут негативно сказаться на эмоциональной сфере ребенка. Нередко во внешне благополучных семьях родители невротизируют ребенка своими опасениями о состоянии его здоровья, поведении, успешности развития. Также социально-экономические условия современной жизни, приводящие к увеличению профессиональной занятости родителей (как папы, так и мамы) обуславливают недостаточное количество совместно проводимого с ребенком времени со стороны взрослых, нехватки внимания, что также может стимулировать формирование страхов.
Изученность проблемы исследования. Страхи у детей дошкольного возраста анализировались В.М. Астаповым, А.И. Захаровым, А.М. Прихожан, Ю.В. Щербатых и др.
Тревогу и формирования тревожности у детей дошкольного возраста изучали в качестве предмета своего исследования В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.
Для детей с психосоматическими заболеваниями помимо страхов, свойственных всем их сверстникам, свойственна особая группа страхов – медицинские страхи. Медицинские страхи развиваются у данной категории дошкольников в связи с тем, что в виду нарушений здоровья они вынуждены часто переживать медицинские манипуляции и осмотры врачами. А.И. Захаровым, крупнейшим отечественным специалистом по проблеме детских страхов, медицинские страхи выделены в отдельную группу, включающую в себя страх медицинских процедур, страх заболеть или чем-то заразиться, страх принимать таблетки, страх посещения лечебного учреждения и пр. А.В. Курпатов полагает, что медицинские страхи могут быть отнесены к группе страхов, связанных со здоровьем, которые в свою очередь включаются им в страх смерти – ведущий, на его взгляд, страх, характерный для детей 5-6 лет. Мероприятия по профилактике медицинских страхов у детей разрабатывали такие ученые как С.В. Гриднева, О.В. Масяляная, А.И. Тащева и др.
Вышесказанное позволяет отметить, что изучение специфики страхов у детей с психосоматическими заболеваниями позволит разработать рекомендации, способствующие преодолению страховой симптоматики у данной категории детей.
Проблема исследования: В чем состоит особенность страхов у детей с психосоматическими заболеваниями?
Объект исследования: страх как компонент эмоционально-аффективной сферы детей.
Предмет исследования: особенности страхов детей с психосоматическими заболеваниями.
Цель исследования: выявить особенности страхов детей с психосоматическими заболеваниями и составить рекомендации по их преодолению.
Гипотеза исследования: для детей с психосоматическими заболеваниями свойственно высокое число страхов и наличие среди их источников, помимо традиционных, характерных для их возраста (темноты, животных, сказочных персонажей), опасений медицинского характера.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «страх» в отечественной и зарубежной психологической науке.
2. Охарактеризовать причины и механизмы формирования детских страхов в дошкольном возрасте.
3. Привести научные представления о психосоматических расстройствах как о специфических патологиях.
4. Эмпирически выявить особенности страхов у детей с психосоматическими заболеваниями.
5. Составить рекомендации по преодолению страхов у детей с психосоматическими заболеваниями.
Методы исследования:
— анализ литературы;
— тестирование;
— анализ результатов деятельности;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Методики исследования:
— методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой);
— проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх»;
— опросник А.И. Захарова для диагностики степени невротизации детей на основе ответов родителей.
Выборка испытуемых: 15 детей (5 девочек и 10 мальчиков) в возрасте от 5 до 7 лет и их родители (по одному от каждого ребенка). Все дети воспитываются в полных, социально благополучных семьях.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и уточнении содержания понятия «страх» в отечественной и зарубежной психологической науке; в выделении ведущих причин и основных механизмов формирования детских страхов в дошкольном возрасте; в обобщении научных представлений о психосоматических расстройствах как о специфических патологиях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по преодолению страхов у детей с психосоматическими заболеваниями. Эти рекомендации могут быть использованы для внедрения в деятельность по профилактике страхов, которую реализуют с детьми психологи, педагоги дошкольных образовательных организаций, медицинские сестры и врачи в лечебных учреждениях. Помимо этого, материалы исследования могут быть полезны студентам, обучающимся по направлению «Клиническая психология», молодым ученым, занимающимся разработкой схожей научной проблематики.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современные социально-экономические условия развития приводят к росту напряженности в обществе. Экономический кризис обусловил увеличение сложностей, связанных с возросшей конкуренцией на рынке труда и снижением размера реальной заработной платы населения. Политический кризис и террористическая угроза обусловили рост конфликтности среди населения. Экологический кризис привел к снижению уровня жизни и состояния здоровья граждан. Все вышеуказанные проблемы не могут не сказываться на эмоциональном состоянии детей, которые, не понимая причин напряженности взрослых, транслируют их состояние через тревожность, депрессивность и растущее число страхов.
Переживание тревоги и страха соотносится с потребностью любого человека, в том числе и маленького ребенка, в безопасности, выживании и сохранении собственной целостности. Страх сигнализирует об опасности и позволяет сосредоточить внимание на ее источнике. Он побуждает искать путь избавления от нее, в результате чего возникает реакция борьбы и бегства и другие организмические реакции (повышается внимание, обостряется слух и т.д.), благодаря которым ребенок может ярче и четче опасность увидеть, идентифицировать, спрогнозировать развитие ситуации, сильнее оттолкнуть, громче закричать, быстрее убежать. Таким образом, потребность в безопасности будет удовлетворена, а ребенок получит опыт собственной компетентности в деле выживания и заботы о себе.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило выявить особенности страхов детей с психосоматическими заболеваниями и составить рекомендации по их преодолению.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятия «страх» в отечественной и зарубежной психологической науке;
— были охарактеризованы причины и механизмы формирования детских страхов в дошкольном возрасте;
— были приведены научные представления о психосоматических расстройствах как о специфических патологиях;
— были эмпирически выявлены особенности страхов у детей с психосоматическими заболеваниями;
— были составлены рекомендации по преодолению страхов у детей с психосоматическими заболеваниями.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что для детей с психосоматическими заболеваниями свойственно высокое число страхов и наличие среди их источников, помимо традиционных, характерных для их возраста (темноты, животных, сказочных персонажей), опасений медицинского характера.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения страхов у детей с психосоматическими заболеваниями

1.1 Содержание понятия «страх» в отечественной и зарубежной психологической науке

Страх – это эмоция, возникающая в результате угрозы; это аффективное состояние, которое делает человека неспособным принимать самостоятельно какие-либо решения и действовать согласно здравому смыслу. Страх варьируется в разных оттенках, например: опасение, боязнь, испуг, ужас и т.д., иногда в виде тревоги. Если страх достигает силы аффекта (например: панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (например: бегство, оцепенение, защитная агрессия).
Значительное влияние на психологические разработки понятия «страх» оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника С. Кьеркегора [28].
С. Кьеркегор [28] понимает страх как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности, а также подчеркивает субъективность его происхождения. Несмотря на то, что согласно С. Кьеркегору [28], человек рождается «с переживаниями греховности, виновности и страха», философом отмечается роль личной ответственности человека в вопросе преодоления страхов. Философ отмечает, что человек должен сам сделать выбор и тем самым осознать границы собственной свободы, в том числе и в преодолении страха и тревоги.
В основе философии экзистенциализма лежит постулат о том, что экзистенция (существование) первично по отношению к эссенции (бытию). Так, предметы и вещи конечны и определенны, они имеют свое бытие. Человек же существует, он ответствен за свои решения, потому что обладает внутренней свободой и способностью выбора среди множества возможностей самореализации. Страх, по М. Хайдеггеру [42], обусловлен основным направлением экзистенции – движением к пределу, к смерти, в «ничто». Вместе с тем именно экзистенциальный страх позволяет человеку избегнуть навязанной пошлой формы существования, жизни в мире вещей. По мнению М. Хайдеггера [42], страх выступает важнейшим фактором, который побуждает человека жить «подлинной» жизнью. При этом жизнь в постоянном страхе изматывает человека, и он начинает ощущать потребность принять свой страх, для этого он должен познать природу страха и заглянуть за границу бытия, в «ничто». Таким образом, по М. Хайдеггеру [42], именно осознание экзистенциального страха позволяет человеку постичь смысл жизни и обрести подлинное существование.
Согласно К. Ясперсу [50], страх является одним из благотворных сил, которые дают человеку возможность перейти из повседневного бытия в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. По мнению К. Ясперса, страх является тем, что позволяет сохранить суть человека, побуждает его обратиться к Богу или философии, т.е. к трансцендентному.
По мнению Ж.П. Сартра [37], страх человека вызван ощущением его собственной свободы. Ж.П. Сартр [37] отмечает, что страх позволяет человеку возвыситься, придать его жизни новое качество, позволяет выйти за пределы повседневности, проникнуть в магическую, экзистенциальную структуру мира.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы