Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ состояния и перспективы развития государственных закупок в системе МВД на примере ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного учреждения УМВД по Томской области»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………
1 Понятие и правовая природа контрактных отношений для обеспечения государственных закупок
1.1 Эволюция нормативно-правовой базы в сфере государственных закупок ……………………………………………………………………………………….
1.2 Основные понятия и принципы правового регулирования отношений в сфере закупок ……………………………………………………………
2 Анализ государственных закупок в системе Министерства внутренних дел России
2.1 Место государственных закупок в системе Министерства внутренних дел России ……………………………………………………………………….
2.2 Особенности государственных закупок в системе МВД России: Государственный оборонный заказ ………………………………………………….
3 Совершенствование системы государственных закупок в системе МВД России на примере ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области»
3.1 Анализ государственных закупок в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области» …..………..
3.2 Предложения по совершенствованию государственных закупок в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области» и системе МВД России в целом…………………………..
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………
Приложение А — Структура Министерства внутренних дел Российской Федерации……..

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена противоречивым состоянием действующего законодательства, регулирующим контрактную систему в сфере государственных закупок в системе МВД России, наличием коллизий, а также отсутствием единообразной правоприменительной практики контролирующих органов. Указанные обстоятельства требуют выработки новых подходов в управлении государственными ресурсами и эффективном расходовании средств бюджета. Государство является одним из крупнейших заказчиков товаров, но при этом самостоятельно устанавливает правила осуществления закупок. Если в период плановой экономики государство приобретало всю продукцию, произведенную предприятиями, не учитывая наличие потребности в ней, то на современном этапе, при формировании рыночных отношений получатели бюджетных средств приобрели определенную свободу в приобретении продукции. Однако со временем возникла необходимость упорядочивания этих процессов и поискам определенного юридического механизма закупок. Таким механизмом стала система государственных закупок или контрактная система.
Начало формирования системы государственных закупок положено еще в начале 90-х годов, когда было упразднено планирование и централизованное распределение государственного заказа. Необходимо было создание новой системы договорных связей между производителями и государством. Эти изменения коснулись и Министерства внутренних дел. Создание в России контрактной системы было одним из основных требований, которые были обозначены Президентом России в Бюджетном послании Федеральному Собранию на 2010–2012 годы [9]. Поскольку ежегодно более половины всех средств федерального бюджета расходуется в рамках государственных закупок, создание национальной контрактной системы можно признать задачей стратегического значения.
Цель исследования — на основе анализа реализации системы государственных закупок в системе МВД России сформулировать предложения по совершенствованию системы государственных закупок в ФКУ и системе МВД России в целом.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость последовательного решения следующих задач:
— исследовать эволюцию нормативно-правовой базы в сфере государственных закупок;
— определить основные понятия и принципы правового регулирования отношений в сфере закупок;
— провести анализ государственных закупок в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— обозначить место государственных закупок в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации;
— охарактеризовать особенности государственных закупок в системе МВД России: Государственный оборонный заказ;
— провести анализ государственных закупок в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области»;
— сформулировать предложения по совершенствованию государственных закупок в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области» и системе МВД России в целом.
Объект исследования – контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Предмет исследования – организация государственных закупок в системе МВД России на примере ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области».
Законодательство о контрактной системе подвержено постоянным изменениям. Так, с 1 января 2017 года ужесточились требования к планированию закупок и ведению плана-графика. Изменяются требования национального режима и условия допуска на российский рынок товаров, происходящих из иностранных государств. Так, в июле 2017 года отменены ограничения на товары, произведенные в Турецкой республике. В тоже время, с декабря 2017 года начал действовать запрет на приобретение мебели иностранного производства. Совершенствуется законодательство в части закрепления мер ответственности участников закупок и заказчиков. Так, с сентября 2017 года применяются новые правила расчета штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по заключенным контрактам. Следует отметить, что государство продолжает вводить более льготные условия для субъектов малого предпринимательства. Изменяются требования в отношении исполнения контрактов для нужд Минобороны России. Очередные нововведения вступили с силу с начала 2018 года. В частности, с июля 2018 года все закупки МВД России, включая запрос котировок, могут проводиться в электронной форме, контракт подлежит обязательной правовой экспертизе и утверждению контролирующим органом.
Методы исследования. В работе использованы общенаучные, частнонаучные методы, а также специальные методы познания.
Структура работы определена целями, задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственные закупки – это заказы государства на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляемые в целях собственного потребления (например, закупки вооружений, оборудования), а также в целях обеспечения потребления населением и создания государственных резервов (государственные закупки продовольствия, зерна) по заранее определенным условиям и в заранее определенные сроки, оплачиваемые за счет средств государственного бюджета.
Государственные закупки занимают существенную долю в затратной части бюджета страны. Решение задачи эффективного расходования бюджетных средств невозможно без налаживания рациональной и прозрачной системы государственных закупок. На основе мировой практики в Российской Федерации была разработана и внедрена система организации государственных закупок, построенная на основе следующих принципов: гласность; открытость; состязательность; экономичность; подотчетность.
Цели данной системы – оптимизировать расходы государственного бюджета, устранить коррупцию при осуществлении государственных закупок, повысить управляемость процедурами закупки.
На практике обозначенные принципы реализуются за счет открытого размещения информации о закупках на открытом интернет- портале, при этом выбор поставщика (исполнителя) осуществляется на основе конкурсного отбора или аукциона. Рынок государственных закупок условно разделяют на две основные сферы: открытый и закрытый (особый). Открытый сектор обслуживает государственный спрос на товары гражданского назначения, то есть обеспечивает государственное гражданское потребление, нужды гражданских министерств и ведомств.
Открытый сектор государственных закупок регулируется Федеральными законами: ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; ФЗ № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Под действие закона № 44 ФЗ попадают следующие лица: распорядители бюджетных средств, органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные органы, специализированные организации, получатели бюджетных средств. Под действие закона № 223 ФЗ попадают: субъекты естественных монополий, государственные корпорации, организации, осуществляющие регулирующие виды деятельности, унитарные предприятия, автономные учреждения. Закрытый сектор государственных закупок касается оборонной промышленности, он регулируется специальным законодательством, в том числе Федеральным законом № 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе».
В ФЗ № 44 и № 223 обозначены особенности организации следующих видов закупок: конкурс (открытый или с ограниченным участием), запрос котировок, запрос предложений, электронный аукцион, закупка у единственного поставщика. В ФЗ № 223 дополнительно предусмотрены закупки малого объема (до 100 тыс. р.).
Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его товар отвечает требованиям заказчика. Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков. Запрос котировки – это способ организации государственных закупок, в процессе которого в единой информационной системе неограниченному кругу лиц сообщается о потребностях заказчика. Победителем является тот участник закупки, ценовое предложение контракта которого является минимальным. Запрос предложений − это способ организации государственных закупок, аналогичный запросу котировок, но помимо ценового критерия выбора поставщика, выдвигается ряд других требований (например, качество, сроки исполнения и др.) Электронный аукцион предусматривает размещение в свободном доступе информации о предстоящих торгах. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, который предложит наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.
В процессе осуществления закупок оформляются следующие основные документы: заявка на закупки; договор поставки или подряда; заказ на поставку; товарная накладная; акты о получении товара или приема работы; расчетная документация. Заявка − это сообщение покупателя о намерении произвести закупку. Заявка рассылается потенциальным поставщикам, либо размещается покупателем в открытых источниках. На основе заявки, при достижении договоренностей между поставщиком и покупателем оформляется договор (контракт).
Различают договор поставки и договор подряда. Договор подряда – это договор купли-продажи, по которому предполагается выполнение подрядчиком определенной работы в пользу заказчика. Результат выполнения этой работы будет являться основанием для расчетов.
Реализация государственного или муниципального заказа предусматривает использование различных способов отбора его исполнителя. Выбор исполнителя государственного и муниципального заказа не ограничивается только фактором цены контракта, учитывается целая совокупность условий, к числу которых относятся: условия и предпосылки осуществления поставок, сроки, ответственность и прочее.
Система отбора исполнителей государственного и муниципального заказа включает в себя проведение: во-первых, конкурсов (открытых, в том числе с ограниченным участием; двухэтапных; закрытых, в том числе с ограниченным участием; закрытых двухэтапных); во-вторых, аукционов (электронных, закрытых); в-третьих, запросов предложений; в-четвертых, запросов котировок. Конкурс в рамках реализации государственного и муниципального заказа представляет собой способ определения его исполнителя, при котором победу одерживает участник, предлагающий оптимальные условия исполнения контракта. Аукцион в рамках реализации государственного и муниципального заказа представляет собой способ определения его исполнителя, при котором победу одерживает участник, предлагающий наименьшую цену контракта.
Особенности управления государственными или муниципальными закупками зависят от того способа, который выбран для их реализации. В определенных случаях государственные или муниципальные власти, а также власти разных муниципальных образований могут осуществлять совместные закупки. Реализация таких закупок осуществляется в форме совместных конкурсов или аукционов. Правовую основу таких закупок составляют требования федерального законодательства и соглашение сторон. Выбранный исполнитель государственного или муниципального заказа заключает отдельные контракты со всеми организаторами конкурса или аукциона отдельно.
Российское законодательство допускает осуществление государственными или муниципальными органами централизованных закупок, для чего функции по их осуществлению возлагаются на конкретный уполномоченный орган власти. Уполномоченный орган обосновывает закупки, определяет условия контракта, организует его подписание. Непосредственное подписание контракта осуществляется теми органами власти, для которых организовывались закупки. Проведение открытого конкурса предполагает информирование широкого круга возможных исполнителей посредством открытого размещения государственного или муниципального заказа. В этом случае заказчик сообщает требования к исполнителю и объемы закупок всем желающим. Участие в открытом конкурсе осуществляется на бесплатной основе. Проведение открытого конкурса с ограниченным участием предполагает информирование широкого круга возможных исполнителей посредством открытого размещения государственного или муниципального заказа. Однако к участию в конкурсе допускаются только те исполнители, которые прошли предварительный этап отбора. Применение данного конкурса целесообразно в отношении технически сложных или культурно значимых государственных и муниципальных заказов. Двухэтапный конкурс очень похож на открытый конкурс с ограниченным участием. Суть данного конкурса заключается в проведении двух этапов: представительного отбора исполнителей; окончательного отбора исполнителей. Побеждает в двухэтапном конкуренте тот исполнитель, который прошел оба этапа и предложил оптимальные условия контракта. Применение данной формы размещения муниципального заказа обусловлено его научностью и иновационностью, а также необходимостью обсуждения условий и характеристик закупки с исполнителями. Электронный аукцион предполагает открытое информирование возможных исполнителей об условиях размещения государственного или муниципального заказа и площадке осуществления отбора. Случаи проведения электронного аукциона оговариваются федеральным законодательством, его возможность определяется соблюдением следующих условий: формулировки подробного и точного описания объекта закупки; количественной и качественной оценки порядка определения победителя. Сущность запроса котировок для определения исполнителя государственного или муниципального заказа состоит в извещении об условиях заказа неограниченного круга лиц, которые предоставляют информацию о ценах на свои услуги. Победителем отбора выступает тот исполнитель, который предложил наименьшую цену контракта. Применение данной формы допустимо при максимальной цене контракта, не превышающей 500 тысяч рублей. Сущность запроса предложений для определения исполнителя государственного или муниципального заказа состоит в извещении об условиях заказа неограниченного круга лиц, которые предоставляют информацию об условиях поставки. Победителем отбора выступает тот исполнитель, который предложил лучшие условия контракта. Применение данной формы допустимо в отношении закупок спортинвентаря, лекарственных средств, изделий художественного промысла и прочих оговоренных товаров.
Процесс реализации государственных закупок заканчивается приобретением товаров, работ или услуг для государственных нужд.
Предпосылкой принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере государственных закупок явилась необходимость комплексного совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, поскольку предшествующий федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» себя исчерпал.
О необходимости совершенствования системы государственных закупок и создания контрактной системы Президент России В.В. Путин в 2012 году указывал в Бюджетном послании. В частности, несмотря на неоднократные изменения процедур размещения заказов, институты планирования закупок и исполнения контрактов практически не развивались. Это привело к тому, что ответственность заказчика за конечный результат закупки ограничивалась ответственностью за соблюдение формальной процедуры выбора поставщика.
Принятие закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» свидетельствует о переходе к следующему этапу реформирования системы государственных закупок. Названный закон, вступивший в силу 01.01.2014 года, регламентирует отношения в сфере закупок для обеспечения нужд государственных и муниципальных заказчиков, а также устраняет часть существенных недостатков, имевшихся в предыдущем законе.
Открытый сектор обслуживает государственный спрос на товары гражданского назначения, то есть обеспечивает государственное гражданское потребление, нужды гражданских министерств и ведомств.
Открытый конкурс предусматривает размещение в свободном доступе сообщения о поиске поставщиков, при этом любой поставщик может принять участие в конкурсе, если его товар отвечает требованиям заказчика. Конкурс с ограниченным участием предусматривает выдвижение особых требований к участникам, что ограничивает перечень потенциальных поставщиков.
Электронный аукцион предусматривает размещение в свободном доступе информации о предстоящих торгах. К потенциальным поставщикам предъявляются типовые общие для всех требования. Победителем аукциона является поставщик, который предложит наименьшую цену, при этом участники могут менять информацию в своих предложениях неоднократно.
Государственные закупки интересны и выгодны любому предприятию, поскольку работа на рынке государственных заказов стабильна и обеспечивает гарантированную оплату. Государственные закупки могут осуществляться в различных сферах рынка, таких как приобретение лекарственных средств, транспортных средств, строительство и т.д. Для предприятий малого и среднего бизнеса государственные закупки являются достаточно эффективным способом получения заказов. Государственные закупки осуществляются на принципах состязательности, справедливости и равенства по отношению к участникам торгов, открытости и прозрачности, эффективности использования бюджетных средств и профессионализма и ответственности участников.
Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков.
Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д.
Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
К проблемам в области государственных закупок в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Томской области» и МВД России в целом отнесем:
— коррупция на стадии выбора поставщика;
— сложности понимания контрактной системы для поставщиков;
— сложности понимания контрактной системы для сотрудников службы тыла.
Коррупционная составляющая в сфере государственных закупок системы МВД России наносит существенный урон бюджету страны, когда вместо качественных товаров по контракту закупаются те, что были пролоббированы и снабжены взяткой. При этом материально-техническое оснащение МВД России страдает, бюджетные деньги расходуются неэффективно.
Прежде всего, можно увидеть резерв в превентивных мерах борьбы с этим видом преступности. Нужно исключить саму возможность противоправных действий должностных лиц с использованием ими своего служебного положения и полномочий, поставить чиновника в такое положение, чтобы у него пропал интерес брать взятки. Возможно, сегодня законодательно необходимо возложить на должностных лиц персональную ответственность за конечные результаты принимаемых ими решений по распределению и расходованию государственных средств и реализацию осуществляемых проектов. В таком случае у чиновника пропадет мотив лоббировать за незаконное вознаграждение интересы тех или иных структур. Тем более что нередки случаи, когда те или иные бизнесмены намеренно участвуют в аукционах по государственным закупкам, тендерам на подряды с целью банального хищения бюджетных средств.
С целью решения вопроса о сложности понимания контрактной системы предлагается создание единой информационной системы по госзакупкам, также необходим Кодекс закупок.

 

 

  

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

1.1 Эволюция нормативно-правовой базы в сфере государственных закупок

На современном этапе развития важной составляющей расходов государства является система государственных закупок. Рассматривая понятие контрактной системы, следует акцентировать внимание на применение комплексного или системного подхода, позволяющего обеспечить согласованное правовое регулирование всех стадий процесса государственных закупок.
Процесс реализации государственных закупок заканчивается приобретением товаров, работ или услуг для государственных нужд.
Предпосылкой принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере государственных закупок явилась необходимость комплексного совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, поскольку предшествующий Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» себя исчерпал.
Необходимо отметить, что первые попытки создания контрактной системы были предприняты еще в 90 – е годы прошлого века.
Нормативно-правовое регулирование является неотъемлемой частью функционирования любой сложной системы. Такое регулирование является необходимым, так как в подобном базовом регламенте уточняются действия, которые вправе или должны/не должны совершать стороны, будь то представитель государственного сектора или частного.
В настоящий момент действует демонстрировавшая себя довольно успешно на протяжении многих лет с момента принятия нормативно-правовая база, регулирующая сферу госзаказа. Разумеется, она не идеальна, но она является предметом постоянного совершенствования, о чем свидетельствует вступивший в 2014 году в силу новый закон о государственных закупках от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [19].
Но прежде, чем рассматривать действующую нормативно-правовую основу, регулирующую сферу государственного заказа, было бы рационально выполнить краткий обзор истории формирования нормативно-правовой базы государственных закупок со времен возникновения Российской Федерации, то есть с момента перехода страны от командно-плановой к рыночной экономике.
Первым нормативно-правовым актом в период перехода к рыночной экономике, регулирующим сферу государственного заказа являлся принятый весной 1992 года Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». В целях реализации данного закона было принято Постановление Правительства РФ от 27.08.1992 № 638 «Об организации работ по реализации Закона Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [16]. Цель данного закона – наладить регулирование государственных закупок и снизить коррупцию в этой области.
Согласно нормам данного закона, возможным и основным способом размещения государственного заказа являлся конкурсный отбор поставщиков, организация федеральных, региональных торгов и других мероприятий. Данный нормативно-правовой акт состоял всего лишь из 5 статей, которые вовсе не регулировали саму процедуру проведения торгов.
Так, в 1992 году впервые были предусмотрены меры, нацеленные на формирование механизма закупок в условиях рыночной экономики путем заключения государственных контрактов в пределах объемов бюджетного финансирования заказчиков. При этом предусматривалось осуществление закупок по рыночным ценам, но путем конкурсного отбора поставщиков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы