Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ результатов мониторинга Загрязнения городской среды в городе Новосибирске.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА…………5
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5
2. ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ 15
2.1. Антропогенные источники загрязнения окружающей городской среды 15
2.2. Развитие системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды 25
2.3. Общие сведения о загрязнении атмосферы 26
2.4. Влияние метеорологических условий на уровень загрязнения 31
2.5. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на окружающую среду 37
2.6. Методика отбора и химического анализа проб воздуха 43
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ГОРОДЕ НОВОСИБИРСКЕ 46
3.1. Основные промышленные источники загрязнения атмосферного воздуха в Новосибирске 46
3.2. Анализ состояния загрязнения атмосферы в Новосибирске за последние 5 лет 47
3.3. Сравнительная характеристика уровня загрязнения Новосибирска с другими городами Новосибирской области 54
3.4. Природоохранные мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Введение:
Окружающая среда – обобщенное понятие, характеризующее природные условия определенной территории и её экологическое состояние. Природа, как правило, рассматривается как часть среды, в которой происходит взаимодействие условий среды и живых организмов, охватывая живые и безжизненныеобъекты природы.
Загрязнение окружающей среды – это приток в окружающую природу вредных веществ, которые могут нанести вред здоровью людей, неорганической природе, растительному и животному миру или стать помехой в той или иной человеческой деятельности. Конечно, загрязнения, вызванные деятельностью людей, надо отличать от естественных загрязнений. Обычно, говоря о загрязнении, имеют в виду именно антропогенное загрязнение и оценивают его, сравнивая мощности естественных и антропогенных источников загрязнения.
Во все века человечество влияло на окружающую среду. Раньше это были и вырубка лесов, поворот течения рек и т.д. Но в настоящие время люди с развитием технологий начали забывать о заботе, о природе. С появлением мощной техника, автотранспорта атмосфера Земли начала ощущать большую экологическую нагрузку в связи с выбросом огромного количества химических и вредных газов в окружающую среду. Некоторые из этих газов, например, фреон, оказывает разрушающее воздействие на озоновый слой атмосферы.
С каждым днем экологическое состояние природной среды в нашей стране ухудшается. И в этом во всем виноват сам человек, и никто больше. Человек разрушает природу тем, что созданные им:
— заводы и фабрики, промышленные предприятия, автотранспорт выделяют много газов, содержащих вредные химические вещества;
— предприятия сливают химические отходы в реки и другие водоемы;
— создаются атомные электростанции, испытываются ядерные бомбы;
— накапливается очень много не переработанных твердых бытовых отходов в населенных пунктах, в мессах отдыха людей;
— нерегламентированная вырубка леса без недостаточных объемов лесовосстановительных работ и т.д.
При этом от загрязнения страдает не только природная среда, но и сами люди. Это заключается в ухудшении качества питьевой воды, продуктов питания человека. Появляются новые заболевания. Примером служит рак, который появился и начал развиваться в 21 веке очень резко. Основными мерами борьбы с загрязнением окружающей средой является:
— контроль за выбросами вредных веществ;
— совершенствование технологий переработки сырья;
— повышение ответственности юридических и физических лиц за вред, причиненный природе;
— совершенствование методов очистки выбросов газов, жидких и твёрдых отходов;
— совершенствованиесистемы экологического образования и воспитания человека, начиная с дошкольного возраста.
Впервые концепция глобального мониторинга прозвучала на международной конференции, состоявшейся в июне 1972 года в Стокгольме, а получила самое широкое признание на конференции по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992).
Мониторинг (от лат. monitor – напоминает, предупреждает) – система слежения и контроля за состоянием природной среды. Первоначально под мониторингом понимались только действия, позволявшие организовывать долговременные наблюдения за природными объектами, находящимися под антропогенным влиянием. С течением времени понятие мониторинга принципиально изменилось.
Заключение:
Экология прошла сложный и длительный путь к осознанию проблемы «человек – природа», опираясь на исследования взаимодействий в системе «организм – среда». Острота проблемы загрязнения окружающей среды в общемировом масштабе вызывает в ней всеобщий закономерный интерес.
К настоящему моменту отечественными и зарубежными специалистами проведен комплекс аналитических, эмпирических и методологических исследований по различным типам антропогенных воздействий. Но в большинстве их результаты оказались неутешительными.
XX и XXI век – время блестящих достижений науки и техники, вызвало колоссальный рост промышленности, которые развиваясь, исходили, зачастую, из принципа неисчерпаемости природных ресурсов и бесконечности земных пространств.
В настоящее время постоянное увеличение численности населения планеты ведет за собой расширение границ городов, что в свою очередь сопровождается все большим потреблением жизненно необходимых ресурсов, а также все большим загрязнением и отравлением окружающей среды не только в самих городах, но и за их пределами. Так город представляет собой сложную систему, которая постоянно развивается и дополняется, но данное изменение не всегда положительно сказывается на населении и окружающей среде.
Так рост городов сопровождается ростом доли загрязненного воздуха, водных ресурсов, оскудением почв и прилегающих сельскохозяйственных территорий. По этой причине, существует серьезная проблема – экологическая, требующая пристального внимания и скорейшего нахождения решения.
Таким образом, трудно переоценить важность развития охраны окружающей среды, так и её важнейшего компонента: рационального природопользования города. Природопользование включает в себя не только экологический аспект, но и представляет собой ресурсную базу экономики, так как в неё входят не только природные ресурсы (вода, лес, воздух, растения, животные, территории, полезные ископаемые и т.п.), но и присутствует процесс производства, обмена и потребления веществ, энергии, трансформации сырья в энергию, продукты.
Природопользование города представляет собой деятельность человеческого общества, которая в свою очередь направлена на удовлетворение своих потребностей путем потребления природных ресурсов. Существует 2 вида природопользования: рациональное и нерациональное.
Рациональное природопользование необходимо так как оно обеспечивает экономически эффективное потребление и воспроизводство природных ресурсов, кроме того оно позволяет удовлетворить потребности общества не только нынешнего, но и будущего поколения.
Нерациональное природопользование является системой деятельности человека, при которой исчерпываются доступные ресурсы в больших количествах (вырубка лесов, осушение и загрязнение водоемов и т.п.), при этом восполнения и соответствующего очищения не происходит, что влечет за собой накопление огромного количества отходов и загрязнение окружающей среды.
В ходе исследования была проведена оценка состояния окружающей среды в городе Новосибирск в динамике за 5 лет – 2013-2017 гг. Динамика выбросов в атмосферу существенно не изменилась, основными источниками загрязнения являются предприятия теплоэнергетики и отопительные котельные.
Наблюдается значительное увеличение радона-222 в жилых домах, данная информация была передана в департамент Новосибирской области для разрешения сложившейся ситуации.
Что касается водоемов, количество зарегистрированных нестандартных проб по санитарно-химическим и микробиологическим показателям уменьшилось. По паразит логическим показателям за последние три года таких проб зафиксировано не было.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГАЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Экологический мониторинг представляет собой важнейший элемент механизма государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации. Правовую основу экологического мониторинга составляют, прежде всего, положения Конституции РФ[28].Так, согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Исходя из этого положения, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). При этом, в отличие от многих других прав, реализация которых обусловлена необходимостью совершения активных действий самим правообладателем, право на благоприятную окружающую среду не только гарантируется, но и обеспечивается непосредственно государством. Механизм его обеспечения – это и есть механизм государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.
На федеральном уровне правовые основы осуществления экологического мониторинга закреплены в целом ряде законов и подзаконных актов. В числе таковых прежде всего следует назвать Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [64]. Именно данный закон (ст. 1) содержит легальное определение термина «государственный экологический мониторинг», согласно которому государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) – комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Далее, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет полномочия различных уровней государственной власти в сфере осуществления государственного экологического мониторинга. Так, в ст. 5 данного закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в частности, отнесены:
— установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы (абзац 7);
— установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также — государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией (абзац 9);
— создание и эксплуатация государственного фонда данных (абзац 10).
Статья 6 относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды (абзац 6).
В то же время, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит отдельную главу X «Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)», состоящую из трех статей. Статья 63 предусматривает, что государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. Соответственно, в ст. 63.1. определяются цели, задачи, структура и функции Единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
В свою очередь, ведение различных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга регламентируется различными кодексами, федеральными законами и подзаконными правовыми актами. Так, ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ [26] (далее – ЗК РФ) регламентирован государственный мониторинг земель, который является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. При этом в абз. 4 п. 3 ст. 67 ЗК РФ подчеркивается, что осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [59]. В ст. 16 данного закона, в свою очередь, говорится о том, что мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель, порядок проведения которого устанавливается земельным законодательством.