Экономика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ реализации муниципальных программ социально-экономического развития муниципальных образований и основные направления её совершенствования на примере Ванинского муниципального района Хабаровского края

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 6
1.1 Муниципальная политика социально-экономического развития 6
1.2 Программно-целевой метод социально-экономического развития в муниципальных образований 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 19
2.1 Характеристика социально-экономического состояния Ванинского муниципального района Хабаровского края 19
2.2 Анализ применения программно-целевого метода в управлении социально-экономическим развитием Ванинского муниципального района Хабаровского края 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 49
3.1Проблемы социально-экономического развития Ванинского муниципального района Хабаровского края 49
3.2Разработка мероприятий по повышению эффективности управления социально-экономическим развитием Ванинского муниципального района Хабаровского края 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время имеется существенная территориальная неоднородность, как среди субъектов Российской Федерации, так и среди муниципальных образований. Особенностью Российской Федерации являются различия между регионами по размеру территории, составу населения, по имеющимся ресурсам, что определяет различный уровень развития регионов. Важной составляющей развития регионов является развитие муниципальных образований, входящих в конкретный регион.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние и перспективы развития. Достижение долгосрочных стратегических целей муниципального образования формирует объективные предпосылки согласования долгосрочных комплексных решений и текущих бюджетных заданий. В качестве инструмента решения данной задачи может быть использован программно-целевой подход, который в последние годы стал неотъемлемой частью системы местного самоуправления.
Программно-целевой подход, несмотря на все трудности его практического применения, является актуальным методом муниципального управления, поскольку позволяет адекватно определить вектор развития муниципального образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе, обосновать проблему, сформулировать цели в увязке с ресурсами, определить мероприятия, организовать их исполнение, контроль и соответствующую корректировку.
В настоящее время программно-целевой метод является основным способом решения социально-экономических проблем. Программы позволяют органам власти решать задачи межотраслевого, межтерриториального характера за счет консолидации ресурсов бюджетов разных уровней и привлечения внебюджетных источников.
В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала для социально- экономического развития становится особенно актуальной.
Объект исследования ‒ анализ реализации муниципальных программ социально-экономического развития Ванинского района.
Предмет ‒ социально- экономическое развитие муниципального образования.
Цель ‒ на основе исследования анализа реализации муниципальных программ социально-экономического развития предложить мероприятий по совершенствованию.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Исследовать теоретические аспекты муниципальной политики социально-экономического развития.
2. Исследовать программно-целевой метод социально-экономического развития муниципальных образований.
3. Изучить социально-экономическое состояние Ванинского муниципального района Хабаровского края.
4. Проанализировать применение программно-целевого метода в управлении социально-экономическим развитием Ванинского муниципального района;
5. Выявить проблемы социально-экономического развития Ванинского муниципального района
6. Разработать мероприятия по повышению эффективности социально-экономическим развитием Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Масштабы данного исследования ограничиваются границами Ванинского района Хабаровского края и временным интервалом с 2015 по 2018 годы.
При подготовке выпускной работы следующие методы исследования: аналитический, статистический, системный и сравнительный анализ, метод синтеза, общений, графический и расчетный методы.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, литература по исследуемой проблеме. Наибольшую помощь в подготовке работы оказали труды известных отечественных авторов: Зандера Е.В., Лобкова Е.В., Арженовского И.В., Петропавловского А.Е., Ветрова Г.Ю., Парахиной В.Н, Кобилева А.Г., Кирнева А.Д., Моисеева А.Д., Калинникова И.О., Исупова С.М. и других.
А также публикации по теме работы в специальной литературе, следующих авторов: Хайруллова Д.С., Горбачева И.А. и других.
Структура работы состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное в первой главе работы исследование позволяет сделать выводы о том, что сущность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в качественном изменении жизни населения, которые вызваны целенаправленными действиями органов муниципального управления и выражены в увеличении реальных доходов населения.

Социально — экономическое развитие территории является объективным процессом, происходящим под воздействием исторических, географических, демографических, ресурсных и прочих факторов.

В целях муниципального социально-экономического развития чаще всего применяется программно-целевой метод, который позволяет достигнуть поставленных целей, конечных результатов при наименьших затратах, объединив интересы и снизив ведомственную разобщенность.

Изучение особенностей экономического состояния Хабаровского края позволяет сделать вывод о том, что Хабаровский край занимает огромную площадь в 787,6 тыс. км2.

Основу хозяйственной деятельности края составляет промышленность.

По результатам развития края за 2017 год имеется рост индекса промышленного производства на 120%.

Среди обрабатывающих производств демонстрируют положительные темпы роста также: обработка древесины, производство прочей неметаллической минеральной продукции, производство металлургическое, производство нефтепродуктов, переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков, производство напитков.

По инвестиционному развитию, край занимает 18-ю позицию в национальном рейтинге по инвестиционному климату.

Для выравнивания социально-экономического развития муниципальных образований, на уровне Правительства Хабаровского края  разработан комплекс государственных целевых программ по основным направлениям социально- экономического развития.

Программно-целевой метод активно и широко используется в управлении социально-экономическим развитием Хабаровского края.

В настоящее время в Хабаровском крае реализуются 35 целевых программ в сфере социально-экономического развития. Среди них 15 программ, направленных на повышение качества жизни населения, 15 программ, направленных на устойчивое развитие экономики края и 5 программ в сфере развития муниципального управления.

Анализ социально-экономического развития края свидетельствует, что муниципальные образования края развиваются не равномерно. В основном успешность развития основано на исходных условиях и ресурсном потенциале конкретной территории.

В большей степени развитие получают территории опережающего социально-экономического развития муниципальные образования -«Комсомольск», «Хабаровск», «Николаевск».

В целом, оценивая показатели развития Ванинского района, следует отметить, что в последние годы ситуация стабилизировалась. В экономике Ванинского района сохранился экономический рост, обусловленный инвестиционной политикой промышленных предприятий.

Большинство социально-экономических проблем, которые препятствуют активному социально-экономическому развитию Ванинского района, характерны для большей части российских муниципальных образований.

Изучение характеристики социально-экономического состояния Ванинского района позволяет сделать выводы о том, что район имеет хорошие условия для развития, достаточное транспортное развитие, богатый природный потенциал.

Отрицательным фактором экономики является сокращение числа действующих предприятий. при этом положительным фактором является рост объема отгруженной продукции за год. Положительным фактором развития является рост оборота предприятий и заработной платы работников субъектов малого предпринимательства.

Изучение практики управления социально-экономическим развитием Ванинского района, позволило сделать выводы. В структуре администрации Ванинского района сформированы структурные подразделения, в обязанности которых входит работа по социально-экономическому развитию: Управление экономического развития, Финансовое управление, Управление жизнеобеспечения, Комитет по приватизации и управлению муниципальным имуществом.

Наиболее важные направления развития отражены в Стратегическом плане устойчивого развития Ванинского района.

Анализ социально-экономического развития Ванинского района по наиболее важным направлениям развития показал, что проводится большая работа по привлечению инвестиций, развитию порта, развитию лесопромышленого производства.

Наиболее важным методом управления, позволяющим сконцентрировать денежные средства для реализации намеченных планов развития, является программно-целевой.

Рассмотрев программно — целевой метод управления социально-экономического развития, можно сделать выводы о том, что в настоящее время в Ванинском районе программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных. Его использование объясняется тем, что программы позволяют объединить все необходимые мероприятия в одном документе, рационально распределить имеющиеся финансовые ресурсы и оценить полученные результаты.

В третьей главе работы  обобщены проблемы социально-экономического развития Ванинского района и предложены мероприятия для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием.

Предложено для повышения эффективности процесса управления, внедрение проектного управления. Для этого предложено открытие проектного офиса в соответствии с разработанными проектным офисом Хабаровского края методиками. Также предложено провести обучение служащих, которые будут включены в состав команды офиса на базе Министерства экономического развития Хабаровского края. Использование проектного управления повысит эффективность управления, позволит реализовывать масштабные проекты, в том числе в бизнес-среде.

Важным фактором развития территории является развитие малого предпринимательства. Предложен комплекс мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства Ванинского района.

В целях обучения кадров разных категорий для малого бизнеса, повышения организационной культуры и культуры обслуживания потребителей, предлагается открытие Центра обучения для субъектов предпринимательства. Предложено формировать для обучения группы учащихся из работников строительных предприятий, предприятий торговли, компаний, работающих в сфере недвижимости и других сферах. Предложено открытие постоянно действующего выставочного портала продукции производственных предприятий малого бизнеса.

Сегодня важным фактором социально-экономического развития является состояние объектов жилищно-коммунального комплекса. Для улучшения состояния материально-технической городского хозяйства — сферы ЖКХ предложено использовать муниципально — частное партнерство. В частности предлагается использование концессионных соглашений для улучшения состояния инженерной инфраструктуры ЖКХ.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
1.1 Муниципальная политика социально-экономического развития

Социально — экономическое развитие территории — объективный процесс, происходящий, как в муниципальных образованиях, регионах, так и в стране в целом под воздействием географических, исторических, ресурсных, демографических и прочих факторов. Одновременно развитие территории — субъективный процесс, который происходит под воздействием управления, в первую очередь со стороны органов государственной власти региона, а также федеральных органов государственной власти .
Государственное регулирование регионального и муниципального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях.
Федеральные органы призваны регулировать процессы организации производства в регионах с особыми условиями — экстремальных районах и в районах нового освоения; контролировать производство крупных экологических проектов и социальных программ; осуществлять и контролировать организацию межгосударственных и межрегиональных экономических связей.
Региональные органы управления в свою очередь должны уделять основное внимание использованию региональных ресурсов, рационализации структуры существующего хозяйства, а также социальным и экологическим проблемам региона.
Спецификой территории предопределяется целесообразность использования разных методов управления муниципальными образованиями в каждом конкретном случае, применительно к местным условиям, определенного набора экономических стимулов и рычагов.
Развитие территории является многомерным и много аспектным процессом, рассматриваемым с позиции совокупности социальных и экономических целей. Даже если рассматривается только экономическое развитие, оно, как правило, рассматривается одновременно с социальным развитием.
Социально-экономическое развитие включает в себя следующие факторы:
 рост доходов и производства;
 изменения в социальной и административных структурах общества;
 изменения в привычках и традициях;
 изменения общественного сознания .
Основная цель социально — экономического развития территории состоит в повышении качества жизни населения, которое включает в себя три важные составляющие:
— рост доходов, улучшение здоровья, рост уровня образования населения;
— создание условий, способствующих росту самоуважения граждан в результате формирования социальной системы, экономической и политической систем, а также институциональной систем, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
— увеличение степени свободы людей, в том числе экономической .
В соответствии с целями развития территории строится система критериев -характеристик развития. Несмотря на определенные различия между территориями для оценки развития используют универсальные интегральные показатели.
Для успешного проведения экономических реформ необходим всесторонний учет специфики территории при реализации основных направлений общегосударственной политики .
Одновременно учитывая уровень социального и экономического развития, уровня безработицы, состояния экологии территорий возможна дифференциация на региональном уровне ставок налогов, которые остаются на местах. Субвенции, как централизованные средства федерального бюджета предусмотрено выделять регионам только на достижение таких целей, которые не могут быть решены за счет других источников финансирования, среди них ликвидация стихийных бедствий и их последствий, ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также решение важных социальных проблем, находящихся в критическом состоянии, а также на реализацию государственных региональных программ.
Сущность управления социально-экономическим развитием муниципальных образований состоит в качественном изменении жизни населения, которые вызваны целенаправленными действиями органов муниципального управления и выражены в увеличении реальных доходов населения. Рост которых, связан с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов работы хозяйствующих субъектов муниципального образования, ростом качества, количества и ассортимента предоставляемых благ и услуг на территории муниципального образования

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы