Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ пожарной опасности и разработка мероприятий противопожарной защиты АЗС ПАО «Татнефть» Санкт-Петербург
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА АЗС 21
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АЗС 26
2.1 Анализ пожарной опасности обращающихся в технологическом процессе веществ 26
2.2 Анализ образования горючей среды на АЗС 28
2.2.1 Анализ образования горючей среды при нормальной работе 29
2.2.2 Анализ образования горючей среды при аварийных ситуациях 34
2.3 Анализ возникновения возможных источников зажигания 37
2.4 Анализ возможных путей распространения пожара 41
ГЛАВА 3 ИНЖЕНЕРНЫЕ РАСЧЕТЫ 43
3.1 Расчет опасных факторов пожара 43
3.1.1 Разгерметизация надземного резервуара 43
3.1.2 Масса паров ЛВЖ, выходящих через дыхательную арматуру 45
3.1.3 Масса паров ЛВЖ при испарении со свободной поверхности в резервуаре 46
3.1.4 Максимальные размеры взрывоопасных зон 47
3.2 Расчет оценки последствий опасных факторов пожара 47
3.3 Оценка соответствия молниезащиты 58
ГЛАВА 4 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТЕ И ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 61
4.1 Общие рекомендации 61
4.2 Мероприятия по снижению пожарной опасности на объекте 67
4.3 Экономическое обоснование предлагаемых решений 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Введение:
Одной из самых приоритетных задач общества является обеспечение безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров. Среди техногенных катастроф наиболее опасными являются взрывы и пожары при хранении и транспортировке нефти и нефтепродуктов, а также других видов углеводородного топлива. Ежегодные выбросы углеводородов в окружающую среду при добыче и переработке нефти в стране оцениваются величиной 1168 тыс. т. Особую проблему для городов создают многочисленные автозаправочные станции. Автозаправочная станция – для всех людей это привычное и знакомое место, где ежедневно миллионы людей осуществляют заправку своего автомобиля, пьют кофе или останавливаются на перекус в специально предусмотренных комплексах при АЗС. Никто и не задумывается о том, что АЗС это место повышенной опасности.
Автомобильная заправочная станция (или АЗС) – это комплекс зданий с сооружениями и оборудованием для заправки жидким топливом, бензином, техническими маслами и смазками, водой и сжатым воздухом автотранспортных средств, который обычно расположен на обочине автострады.
Рисунок 1 – Классификация АЗС
Традиционная АЗС – это автозаправочная станция, которая предназначена для стационарного размещения, в пределах населённых пунктов либо за их пределами, один из самых распространённых типов АЗС.
Технологическая система: разнесены подземные резервуары для хранения различных сортов топлива и топливораздаточные колонки (ТРК).
Рисунок 2 – Традиционная (стационарная) АЗС
Блочная АЗС – это АЗС (иначе – БАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива также расположены под землёй. Технологическая система: ТРК размещаются над блоком хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие и состоит из модульных блоков хранения топлива с подземными резервуарами, а на них размещаются острова для заправки топлива, ТРК, другое насосное оборудование. Она обычно размещается в районах городской застройки, когда строго ограничены условия землеотвода. Конструкция БАЗС включает в себя двустенный изолированный резервуар, монолитные колонны для навеса и сам навес.
Электронное оборудование БАЗС позволяет замерять объём, плотность, температуру, уровень нефтепродуктов, а также уровень подтоварной воды.
Рисунок 3 – Блочная АЗС
Модульная АЗС – это АЗС (иначе – МАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива располагаются наземным образом.
Рисунок 4 – Модульная АЗС
Технологическая система: разнесены ТРК и контейнер для хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие. МАЗС отличает высокая функциональность и минимальная площадь.
Контейнерная АЗС – это АЗС (иначе – КАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива располагаются наземным образом.
Рисунок 5 – Контейнерная АЗС
Технологическая система: ТРК размещаются в самом контейнере для хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие. Обычно состоит из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера для общего управления. Также на КАЗС устанавливают вибрационные фильтры, которые обеспечивают очистку топлива от грязи и воды. Применяются КАЗС как топливораздаточные пункты на предприятиях и строительных объектах, и как временные пункты для хранения топлива.
Передвижная АЗС – это АЗС (иначе – ПАЗС), которая предназначена для розничной продажи различных сортов топлива. В этом типе АЗС мобильная технологическая система устанавливается на автомобильном шасси или прицепе (полуприцепе), выполненном как единое заводское изделие, то есть представляет собой грузовой автомобиль с топливом.
ПАЗС включает в себя:
– цистерну для хранения топлива;
– генератор, работающий на бензине или дизельном топливе;
– топливораздаточную колонку;
– систему раздачи топлива, которая отображает расход топлива.
ПАЗС обычно устанавливается на крупных стоянках, на туристических маршрутах, строительных площадках, также их можно применить при проведении очередных ремонтов на технологическом оборудовании АЗС.
Рисунок 6– Передвижная АЗС
В последнее время получили особое распространение газовые АЗС или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (иначе – АГНКС). Они заправляют автотранспортные средства альтернативными видами топлива (например, сжатым до жидкого состояния природным газом). АГНКС отличаются от обычных АЗС тем, что они производят комплексную обработку природного газа.
Традиционные АЗС на жидком топливе всегда являются источником повышенной пожарной опасности, поэтому здесь особое внимание следует уделять вопросу соблюдению правил пожарной безопасности и охраны труда, которые твёрдо должен знать каждый сотрудник АЗС.
Сегодня существует большое количество методов обеспечения безопасности подобных объектов, определяющих порядок действия работников автозаправочных станций при возникновении аварии для ее локализации и ликвидации, а также способы предупреждения ЧС. Тем не менее, этот механизм достаточно плохо работает вследствие целого ряда причин:
административные сложности;
отсутствие на объекте первичных средств пожаротушения;
несвоевременность или полное отсутствие инструктажей;
отсутствие пожарной сигнализации;
отсутствие схемы расположения ближайших источников воды;
отсутствие плана эвакуации людей, а также транспорта.
В большинстве случаев, именно перечисленные факторы становятся причиной возникновения взрывов и пожаров на автозаправочных станциях.
Проливы нефтепродуктов могут происходить из-за полного или частичного разрушения емкостей хранения, насосного или трубопроводного оборудования. Разрушение чаще всего становится следствием коррозионных процессов, брака при монтажных работах.
В соответствии со статистикой, подавляющее большинство АЗС на территории РФ не соответствуют требованиям пожарной и экологической безопасности. В ходе рейдов массовые серьезные нарушения были выявлены на автозаправочных станциях Брянской, Ростовской областей, Краснодарского края, а также в других субъектах. Подобная статистика говорит об отсутствии в отрасли работающих механизмов реагирования на имеющие место нарушения. Владельцы АЗС в большинстве случаев приуменьшают или же вовсе умалчивают факты возникновения аварийных ситуаций с целью избежать ответственности, что существенно повышает пожароопасность станций. Анализ статистики аварийных ситуаций на АЗС в России и за ее пределами, в ходе которых рассматривались ЧС, способные нанести ущерб здоровью персонала и оборудованию объекта, показал, что чаще всего происходило воспламенение пролитых нефтепродуктов. Примерно в 18% случаев имели место взрывы паров углеводородов. Практически все серьезные аварийные ситуации на АЗС сопровождались причинением вреда здоровью сотрудников, а также значительной порчей имущества. В отдельных случаях наблюдалось даже полное разрушение объектов. Подобная неутешительная статистика говорит о неотложной необходимости принятия решений по устранению имеющихся нарушений в сфере пожарной безопасности на этапах проектирования и эксплуатации автозаправочных станций. Владельцы объектов совместно с контролирующими органами обязаны обеспечить систематический мониторинг состояния средств пожаротушения и производить страхование гражданской ответственности
Согласно данным Росстата РФ и МЧС РФ, чрезвычайные ситуации на автомобильных заправочных станциях в России происходят не часто. Однако, высокий уровень опасности и масштабы угрозы для жизней людей, окружающей инфраструктуры и экосистемы, заставляет выносить проблему пожарной безопасности на таких объектах как АЗС на первый план.
Рисунок 7 – Динамика пожаров на АЗС России
В период с 2013 г. по 2018 г. чрезвычайные ситуации на автомобильных заправочных станциях возникают регулярно. Данные показывают, что в целом идет тенденция к снижению количества пожаров на АЗС, что может быть связано с улучшением оборудования на АЗС, повышением компетентности специалистов и соблюдением необходимых требований по эксплуатации.
Рисунок 8 – Число травмированных и погибших людей при пожарах на АЗС России
Согласно имеющимся данным количество пострадавших при пожарах на АЗС существенно меньше количества пострадавших от взрывов на АЗС. Это связано с тем, что риск возникновения взрыва на автомобильных заправочных станциях значимо выше по сравнению с другими объектами повышенной пожаровзрывоопасности.
Сеть автозаправочных станций «Татнефть» является одной из самых динамично развивающихся в России. Залог успеха компании заключается в стремлении постоянно совершенствовать формы и методы обслуживания клиентов, что позволяет в полной мере не только удовлетворить, но и предвосхитить потребности автомобилистов. Для постоянных клиентов разработана система гибких скидок и топливных карт.
Вместе с оптимальным соотношением цены и качества, сотрудники гарантируют достойное персональное внимание. Для этих целей в компании разработан документ, определяющий основные принципы и правила обслуживания автолюбителей – «Устав обслуживания клиентов». С каждым сотрудником автозаправочной станции ПАО «Татнефть» внутрифирменным тренером проводится персональное обучение правилам обслуживания клиентов и порядку действий в различных ситуациях. Сотрудниками службы по управлению персоналом постоянно осуществляется контроль усвоенных знаний.
Помимо традиционных услуг – подкачки шин и замены масла – все больше АЗС «Татнефть» оборудуют придорожными магазинами с разнообразным ассортиментом товаров. Такой подход, несомненно, радует водителей, следующих дальним рейсом.
За время работы сеть автозаправочных станций «Татнефть» приобрела авторитет ответственной компании, главной целью которой является развитие долгосрочных отношений с клиентами.
В ПАО «Татнефть» существует множество подразделений, одним из которых является ООО «Татнефть-АЗС-Запад», основным видом деятельности которых является розничная реализация нефтепродуктов и товаров повседневного спроса через сеть автозаправочных станций. В состав ООО «Татнефть-АЗС-Запад» входит 223 АЗС (из них 5 АГЗС и 4 МФЗ с газовыми модулями), 3 нефтебазы, на которых работают более 2000 человек. Эти объекты Общества расположены на значительной территории европейской части России, включающей города: Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Владимир, Ярославль, Пензу, Воронеж, Волгоград и Краснодар с областями. АЗС, нефтебазы, являются опасными объектами, на которых обращаются нефтепродукты, происходит постоянное движение транспортных средств, ведутся работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования. В таких условиях эксплуатации, конечно, опасными производственными факторами для работников, являются: пожаровзрывоопасность нефтепродуктов, их токсичность, риск падения с высоты при подъеме работников на автоцистерны, эстакады, кровли зданий и навесы, при работе на территории – опасность наезда транспортных средств и др. Поэтому важной составляющей производственного процесса является работа сотрудников охраны труда по обеспечению безопасности на рабочих местах, пожарной и экологической безопасности.
Согласно общепринятому определению, охрана труда – это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Для реализации этих мероприятий и средств в ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в 2014 году создан отдел промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и экологии (далее – отдел П и ПБ, ОТ, ОС и Э). За годы существования отдела не допущено грубых нарушений требований безопасности, пожаров, аварий. В коллективе отдела создана атмосфера взаимопомощи, доверия, ответственности за порученное дело. Все задачи, порученные руководством Компании и Общества, выполняются своевременно и с высоким качеством. Неслучайно достижения организации и ее сотрудников в области охраны труда были отмечены высокими государственными наградами.
Кроме отдела П и ПБ, ОТ, ОС и Э работники охраны труда трудятся в филиалах и нефтебазах Общества выполняя важные каждодневные задачи по безопасности труда. Работа по охране труда работников строится в соответствии с Политикой ПАО «Татнефть» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Основные цели Политики:
– обеспечение безопасности условий труда, защита здоровья персонала и населения, проживающего в районах деятельности Компании;
– снижение техногенного воздействия на окружающую среду;
– рациональное использование природных ресурсов.
Для недопущения травматизма, аварий и пожаров в ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и международного ГОСТа 12.0.230-2007 в 2017 году создана система управления охраной труда, которая устанавливает единые требования к организации безопасности труда в Обществе. Основными элементами системы являются: организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.
Накануне 2019 года в отделе сотрудниками проведено планирование мероприятий и бюджета на 2019 год, определены основные цели и задачи, проведена разъяснительная работа по нарушениям и несоответствиям, с которыми сотрудники столкнулись в 2018 году, для недопущения их в текущем году. Распорядительными документами по Обществу назначены ответственные за обеспечение пожарной безопасности, выполнение требований охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, созданы комиссии по обучению работников, аттестации, проверке знаний, проведению производственного контроля, по ЧС и ОПБ и др.
Выполняя требования Решения совещания ПДК (постоянно действующей комиссии) по безопасности труда по итогам работы предприятий Группы «Татнефть» в области промышленной, пожарной безопасности и охраны труда в 2018 году, уже в 2019 году постоянно действующей комиссией по производственному контролю Общества подвергнуто проверке более 70 объектов. Проверки проводились с применением программы Ritailiqa по чековым листам, установленных в смартфоны сотрудников. Данное новшество позволяет быстро сформировать акты проверок, направить акты руководителям и исполнителям, контролировать процессы устранения нарушений. По выявленным нарушениям проводится работа по устранению несоответствий, что является обязательным условием по обеспечению безопасности на рабочих местах.
Важным фактором в обеспечении безопасности объектов является постоянное совершенствование систем безопасности, своевременные техническое обслуживание технологического оборудования. Прежде всего, это связано с техническим перевооружением, новым строительством, реконструкцией действующих объектов по новым проектам, обеспечивающих безопасность и бытовые удобства, как для работников АЗС, так и для клиентов, улучшения сервисного обслуживания. Так в 2018 году в ООО «Татнефть-АЗС-Запад» только в Московском регионе реконструировано 7 АЗС, на двух АЗС работы по реконструкции еще не завершены. На 2019 год запланирована работа по реконструкции 11 АЗС, строительство двух современных автозаправочных комплексов.
Планомерная работа различных служб предприятия по охране труда направлена на устранение вредных и опасных факторов в работе персонала, недопущение несчастных случаев, аварий, увечий, профзаболеваний и травм, контроль за здоровьем и безопасностью сотрудников. На постоянной основе с работниками компании проводится учеба, тренинги по пожарной безопасности, которые называются учебно-тренировочным инструктажем. Эти занятия всегда проходят с интересом и в диалоге, по итогам этой учебы раз в год у работников принимается экзамен по пожарно-техническому минимуму и охране труда специально созданной для этих целей комиссией по проверке соответствующих знаний, создание которой было инициировано в самой компании. Очевидно, что работа по охране труда поставлена на достойном уровне, все ее нюансы регламентированы, а персонал организации понимает важность прохождения учебы и инструктажа. Так, специалисты ОТ, приезжая на автозаправочные станции, отмечают высокую готовность сотрудников к прохождению учебы и осведомлённость в вопросах охраны труда.
Заключение:
В дипломном проекте на основании исследования технологического процесса хранения нефтепродуктов и проведения сливо-наливных работ проведен анализ пожарной опасности технологического процесса.
Выявлены причины образования горючей среды внутри аппаратов, как при нормальном режиме работы, так и при аварийных ситуациях; технологические источники зажигания, пути распространения пожара, определены расчетным путем категории наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
Расчеты показали следующее.
Масса жидкости, поступившей в окружающее пространство при разгерметизации резервуара для бензина может составить 21033,8 кг, для дизтоплива-23277,4 кг. Площадь пролива при этом составит 4206,8 м2..
Масса паров ЛВЖ, выходящих через дыхательную арматуру, для бензина составляет 88,5..122,02 кг, для ДТ-2,58..3,05 кг.
Масса паров ЛВЖ, при испарении со свободной поверхности, составит для бензина 67,9..93,6 кг, для ДТ – 1,6…1,7 кг.
Максимальные радиус и высота взрывоопасных зон составят для бензина соотвественно 20,5…22,8 м и 1,6…1,7 м. Для ДТ соответственно 5…5,2 м и 0,17м.
Оценки последствий опасных факторов пожара показала, что ожидаемый режим сгорания облака зависит от типа горючего вещества и степени загроможденности окружающего пространства. Скорости фронта пламени для бензина могут составить 86,9…91,6 м/сек, для ДТ – 46,5…46,98 м/сек.
Максимальное избыточное давление и импульс фазы сжатия воздушных волн давления составляют для бензина соответственно 7,07 кПа и 682 Па·с, а для ДТ – 2,02 кПа и 106 Па·с.
Интенсивность теплового излучения пожара пролива для бензина составляет 17 кВт/м2 , для ДТ – 11 кВт/м2, а интенсивность теплового излучения и для бензина и ДТ одинакова 79 кВт/м2 .
Радиус воздействия продуктов сгорания паровоздушного облака в случае пожара-вспышки для бензина составляет 25,98 м, для ДТ – 6,12 м, а размеры факела при струйном горении соотвественно составляют 0,5 и 0,1 м.
В качестве вероятностного критерия поражения от воздействие волны давления на человека, находящегося вне здания, используется понятие пробит-функции. Для бензина она равна -19,38, для ДТ равна -27.
Величина потенциального пожарного риска и индивидуального пожарного риска составляет — 7,5 ·10-6 .
Отрицательная величина пробит-функции волны давления на человека означает, что условная вероятность поражения человека волной давления будет равна 0 % .
По значениям пробит-функций для огненного шара и пожара пролива можно сделать вывод, что условная вероятность поражения человека тепловым излучением будет равна 99,9%, а для пожара пролива 0%.
Полученные значения расчетных величин индивидуального пожарного риска для данного объекта исследования не превышают установленные значения пожарных рисков, соответствующие нормативным документам.
Исходя из этого, проведение мероприятий, по повышению пожарной безопасности объекта, считается не целесообразным.
Молниезащита резервуаров с топливом выполняется замкнутым контуром из стали полосовой 40×4 мм, соединенных со сталью круглой Ø16 мм длиной 3 м, забиваемой на глубину 3,5 м. Сопротивление растеканию тока заземлителей не должно быть более 10 Ом.
Автомобильные заправочные станции относятся к объектам повышенной взрывопожарной и экологической опасности, которые представляют выбросы паров бензина из дыхательных систем автозаправочных станций.
В условиях автозаправочных станций наиболее предпочтительным средством сокращения выбросов паров бензина в атмосферу являются методы улавливания легких фракций: адсорбция, абсорбция, конденсация путем охлаждения, компримирование, а также комбинированные методы.
Преимуществом абсорбционных систем является высокая полнота улавливания паров бензина, компактность, низкие эксплуатационные расходы, простота и безопасность в эксплуатации.
Степень очистки при использовании АСУР составляет от 80 до 95%.
Пульт управления обеспечивает автоматическую работу установки.
На автозаправочной станции установка АСУР-ПБ-40 монтируется в непосредственной близости от резервуаров с бензином и дизельным топливом, абсорбционный блок — во взрывоопасной зоне, пульт управления – вне взрывоопасной зоны.
Устройство автоматического переключения слива и системы рециркуляции паров бензина позволяет ограничить зону взрывоопасных концентраций паров бензина на территории АЗС при сливе и повреждении автоцистерны – бензовоза или сливного трубопровода, а также дает возможность снизить размер материального ущерба при возникновении пожара.
Годовой экономический эффект от применения предложенных систем составит: 1348420 руб. Применение систем автоматизации аварийного слива и рециркуляции паров объекта является экономически целесообразным.
Традиционная АЗС – это автозаправочная станция, которая предназначена для стационарного размещения, в пределах населённых пунктов либо за их пределами, один из самых распространённых типов АЗС.
Технологическая система: разнесены подземные резервуары для хранения различных сортов топлива и топливораздаточные колонки (ТРК).
Рисунок 2 – Традиционная (стационарная) АЗС
Блочная АЗС – это АЗС (иначе – БАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива также расположены под землёй. Технологическая система: ТРК размещаются над блоком хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие и состоит из модульных блоков хранения топлива с подземными резервуарами, а на них размещаются острова для заправки топлива, ТРК, другое насосное оборудование. Она обычно размещается в районах городской застройки, когда строго ограничены условия землеотвода. Конструкция БАЗС включает в себя двустенный изолированный резервуар, монолитные колонны для навеса и сам навес.
Электронное оборудование БАЗС позволяет замерять объём, плотность, температуру, уровень нефтепродуктов, а также уровень подтоварной воды.
Рисунок 3 – Блочная АЗС
Модульная АЗС – это АЗС (иначе – МАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива располагаются наземным образом.
Рисунок 4 – Модульная АЗС
Технологическая система: разнесены ТРК и контейнер для хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие. МАЗС отличает высокая функциональность и минимальная площадь.
Контейнерная АЗС – это АЗС (иначе – КАЗС), где резервуары для хранения различных сортов топлива располагаются наземным образом.
Рисунок 5 – Контейнерная АЗС
Технологическая система: ТРК размещаются в самом контейнере для хранения топлива, который выполнен как единое заводское изделие. Обычно состоит из нескольких контейнеров-хранилищ и контейнера для общего управления. Также на КАЗС устанавливают вибрационные фильтры, которые обеспечивают очистку топлива от грязи и воды. Применяются КАЗС как топливораздаточные пункты на предприятиях и строительных объектах, и как временные пункты для хранения топлива.
Передвижная АЗС – это АЗС (иначе – ПАЗС), которая предназначена для розничной продажи различных сортов топлива. В этом типе АЗС мобильная технологическая система устанавливается на автомобильном шасси или прицепе (полуприцепе), выполненном как единое заводское изделие, то есть представляет собой грузовой автомобиль с топливом.
ПАЗС включает в себя:
– цистерну для хранения топлива;
– генератор, работающий на бензине или дизельном топливе;
– топливораздаточную колонку;
– систему раздачи топлива, которая отображает расход топлива.
ПАЗС обычно устанавливается на крупных стоянках, на туристических маршрутах, строительных площадках, также их можно применить при проведении очередных ремонтов на технологическом оборудовании АЗС.
Рисунок 6– Передвижная АЗС
В последнее время получили особое распространение газовые АЗС или автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (иначе – АГНКС). Они заправляют автотранспортные средства альтернативными видами топлива (например, сжатым до жидкого состояния природным газом). АГНКС отличаются от обычных АЗС тем, что они производят комплексную обработку природного газа.
Традиционные АЗС на жидком топливе всегда являются источником повышенной пожарной опасности, поэтому здесь особое внимание следует уделять вопросу соблюдению правил пожарной безопасности и охраны труда, которые твёрдо должен знать каждый сотрудник АЗС.
Сегодня существует большое количество методов обеспечения безопасности подобных объектов, определяющих порядок действия работников автозаправочных станций при возникновении аварии для ее локализации и ликвидации, а также способы предупреждения ЧС. Тем не менее, этот механизм достаточно плохо работает вследствие целого ряда причин:
административные сложности;
отсутствие на объекте первичных средств пожаротушения;
несвоевременность или полное отсутствие инструктажей;
отсутствие пожарной сигнализации;
отсутствие схемы расположения ближайших источников воды;
отсутствие плана эвакуации людей, а также транспорта.
В большинстве случаев, именно перечисленные факторы становятся причиной возникновения взрывов и пожаров на автозаправочных станциях.
Проливы нефтепродуктов могут происходить из-за полного или частичного разрушения емкостей хранения, насосного или трубопроводного оборудования. Разрушение чаще всего становится следствием коррозионных процессов, брака при монтажных работах.
В соответствии со статистикой, подавляющее большинство АЗС на территории РФ не соответствуют требованиям пожарной и экологической безопасности. В ходе рейдов массовые серьезные нарушения были выявлены на автозаправочных станциях Брянской, Ростовской областей, Краснодарского края, а также в других субъектах. Подобная статистика говорит об отсутствии в отрасли работающих механизмов реагирования на имеющие место нарушения. Владельцы АЗС в большинстве случаев приуменьшают или же вовсе умалчивают факты возникновения аварийных ситуаций с целью избежать ответственности, что существенно повышает пожароопасность станций. Анализ статистики аварийных ситуаций на АЗС в России и за ее пределами, в ходе которых рассматривались ЧС, способные нанести ущерб здоровью персонала и оборудованию объекта, показал, что чаще всего происходило воспламенение пролитых нефтепродуктов. Примерно в 18% случаев имели место взрывы паров углеводородов. Практически все серьезные аварийные ситуации на АЗС сопровождались причинением вреда здоровью сотрудников, а также значительной порчей имущества. В отдельных случаях наблюдалось даже полное разрушение объектов. Подобная неутешительная статистика говорит о неотложной необходимости принятия решений по устранению имеющихся нарушений в сфере пожарной безопасности на этапах проектирования и эксплуатации автозаправочных станций. Владельцы объектов совместно с контролирующими органами обязаны обеспечить систематический мониторинг состояния средств пожаротушения и производить страхование гражданской ответственности
Согласно данным Росстата РФ и МЧС РФ, чрезвычайные ситуации на автомобильных заправочных станциях в России происходят не часто. Однако, высокий уровень опасности и масштабы угрозы для жизней людей, окружающей инфраструктуры и экосистемы, заставляет выносить проблему пожарной безопасности на таких объектах как АЗС на первый план.
Рисунок 7 – Динамика пожаров на АЗС России
В период с 2013 г. по 2018 г. чрезвычайные ситуации на автомобильных заправочных станциях возникают регулярно. Данные показывают, что в целом идет тенденция к снижению количества пожаров на АЗС, что может быть связано с улучшением оборудования на АЗС, повышением компетентности специалистов и соблюдением необходимых требований по эксплуатации.
Рисунок 8 – Число травмированных и погибших людей при пожарах на АЗС России
Согласно имеющимся данным количество пострадавших при пожарах на АЗС существенно меньше количества пострадавших от взрывов на АЗС. Это связано с тем, что риск возникновения взрыва на автомобильных заправочных станциях значимо выше по сравнению с другими объектами повышенной пожаровзрывоопасности.
Сеть автозаправочных станций «Татнефть» является одной из самых динамично развивающихся в России. Залог успеха компании заключается в стремлении постоянно совершенствовать формы и методы обслуживания клиентов, что позволяет в полной мере не только удовлетворить, но и предвосхитить потребности автомобилистов. Для постоянных клиентов разработана система гибких скидок и топливных карт.
Вместе с оптимальным соотношением цены и качества, сотрудники гарантируют достойное персональное внимание. Для этих целей в компании разработан документ, определяющий основные принципы и правила обслуживания автолюбителей – «Устав обслуживания клиентов». С каждым сотрудником автозаправочной станции ПАО «Татнефть» внутрифирменным тренером проводится персональное обучение правилам обслуживания клиентов и порядку действий в различных ситуациях. Сотрудниками службы по управлению персоналом постоянно осуществляется контроль усвоенных знаний.
Помимо традиционных услуг – подкачки шин и замены масла – все больше АЗС «Татнефть» оборудуют придорожными магазинами с разнообразным ассортиментом товаров. Такой подход, несомненно, радует водителей, следующих дальним рейсом.
За время работы сеть автозаправочных станций «Татнефть» приобрела авторитет ответственной компании, главной целью которой является развитие долгосрочных отношений с клиентами.
В ПАО «Татнефть» существует множество подразделений, одним из которых является ООО «Татнефть-АЗС-Запад», основным видом деятельности которых является розничная реализация нефтепродуктов и товаров повседневного спроса через сеть автозаправочных станций. В состав ООО «Татнефть-АЗС-Запад» входит 223 АЗС (из них 5 АГЗС и 4 МФЗ с газовыми модулями), 3 нефтебазы, на которых работают более 2000 человек. Эти объекты Общества расположены на значительной территории европейской части России, включающей города: Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Владимир, Ярославль, Пензу, Воронеж, Волгоград и Краснодар с областями. АЗС, нефтебазы, являются опасными объектами, на которых обращаются нефтепродукты, происходит постоянное движение транспортных средств, ведутся работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования. В таких условиях эксплуатации, конечно, опасными производственными факторами для работников, являются: пожаровзрывоопасность нефтепродуктов, их токсичность, риск падения с высоты при подъеме работников на автоцистерны, эстакады, кровли зданий и навесы, при работе на территории – опасность наезда транспортных средств и др. Поэтому важной составляющей производственного процесса является работа сотрудников охраны труда по обеспечению безопасности на рабочих местах, пожарной и экологической безопасности.
Согласно общепринятому определению, охрана труда – это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Для реализации этих мероприятий и средств в ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в 2014 году создан отдел промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и экологии (далее – отдел П и ПБ, ОТ, ОС и Э). За годы существования отдела не допущено грубых нарушений требований безопасности, пожаров, аварий. В коллективе отдела создана атмосфера взаимопомощи, доверия, ответственности за порученное дело. Все задачи, порученные руководством Компании и Общества, выполняются своевременно и с высоким качеством. Неслучайно достижения организации и ее сотрудников в области охраны труда были отмечены высокими государственными наградами.
Кроме отдела П и ПБ, ОТ, ОС и Э работники охраны труда трудятся в филиалах и нефтебазах Общества выполняя важные каждодневные задачи по безопасности труда. Работа по охране труда работников строится в соответствии с Политикой ПАО «Татнефть» в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Основные цели Политики:
– обеспечение безопасности условий труда, защита здоровья персонала и населения, проживающего в районах деятельности Компании;
– снижение техногенного воздействия на окружающую среду;
– рациональное использование природных ресурсов.
Для недопущения травматизма, аварий и пожаров в ООО «Татнефть-АЗС-Запад» в соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и международного ГОСТа 12.0.230-2007 в 2017 году создана система управления охраной труда, которая устанавливает единые требования к организации безопасности труда в Обществе. Основными элементами системы являются: организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.
Накануне 2019 года в отделе сотрудниками проведено планирование мероприятий и бюджета на 2019 год, определены основные цели и задачи, проведена разъяснительная работа по нарушениям и несоответствиям, с которыми сотрудники столкнулись в 2018 году, для недопущения их в текущем году. Распорядительными документами по Обществу назначены ответственные за обеспечение пожарной безопасности, выполнение требований охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, созданы комиссии по обучению работников, аттестации, проверке знаний, проведению производственного контроля, по ЧС и ОПБ и др.
Выполняя требования Решения совещания ПДК (постоянно действующей комиссии) по безопасности труда по итогам работы предприятий Группы «Татнефть» в области промышленной, пожарной безопасности и охраны труда в 2018 году, уже в 2019 году постоянно действующей комиссией по производственному контролю Общества подвергнуто проверке более 70 объектов. Проверки проводились с применением программы Ritailiqa по чековым листам, установленных в смартфоны сотрудников. Данное новшество позволяет быстро сформировать акты проверок, направить акты руководителям и исполнителям, контролировать процессы устранения нарушений. По выявленным нарушениям проводится работа по устранению несоответствий, что является обязательным условием по обеспечению безопасности на рабочих местах.
Важным фактором в обеспечении безопасности объектов является постоянное совершенствование систем безопасности, своевременные техническое обслуживание технологического оборудования. Прежде всего, это связано с техническим перевооружением, новым строительством, реконструкцией действующих объектов по новым проектам, обеспечивающих безопасность и бытовые удобства, как для работников АЗС, так и для клиентов, улучшения сервисного обслуживания. Так в 2018 году в ООО «Татнефть-АЗС-Запад» только в Московском регионе реконструировано 7 АЗС, на двух АЗС работы по реконструкции еще не завершены. На 2019 год запланирована работа по реконструкции 11 АЗС, строительство двух современных автозаправочных комплексов.
Планомерная работа различных служб предприятия по охране труда направлена на устранение вредных и опасных факторов в работе персонала, недопущение несчастных случаев, аварий, увечий, профзаболеваний и травм, контроль за здоровьем и безопасностью сотрудников. На постоянной основе с работниками компании проводится учеба, тренинги по пожарной безопасности, которые называются учебно-тренировочным инструктажем. Эти занятия всегда проходят с интересом и в диалоге, по итогам этой учебы раз в год у работников принимается экзамен по пожарно-техническому минимуму и охране труда специально созданной для этих целей комиссией по проверке соответствующих знаний, создание которой было инициировано в самой компании. Очевидно, что работа по охране труда поставлена на достойном уровне, все ее нюансы регламентированы, а персонал организации понимает важность прохождения учебы и инструктажа. Так, специалисты ОТ, приезжая на автозаправочные станции, отмечают высокую готовность сотрудников к прохождению учебы и осведомлённость в вопросах охраны труда.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА АЗС
Принципиальная схема АЗС, работающая на жидком топливе, представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Принципиальная схема АЗС, работающая на жидком топливе:
1 – операторная; 2 – технологические колодцы (приемный и насосный); 3 – ТРК; 4 – навес; 5 – подземные резервуары для хранения ЖМТ;
6 – аварийный резервуар; 7 – очистные сооружения;
8 – противопожарный резервуар; 9 – ограждение; 10 – рекламный щит; 11 – площадка для стоянки автомобилей; 12 – площадка для АЦ;
13 – решетка сбора аварийного пролива топлива; 14 – приемно-распределительный колодец; 15 – отбортовка площадки для АЦ;
16 – перехватывающие лотки очистных сооружений; 17 – пандус
К основным производственным операциям, выполняемым на АЗС, относятся прием, хранение и выдача нефтепродуктов.
Прием нефтепродуктов. Доставка нефтепродуктов на АЗС осуществляется преимущественно автомобильным транспортом. В пункте налива после заполнения нефтепродуктом горловина и сливной вентиль на автоцистерне в обязательном порядке пломбируются. Пломбы должны полностью исключать открытие люка и вращение маховика сливного вентиля.
Прием нефтепродуктов из автомобильных цистерн производится не менее чем двумя работниками. При этом должны быть приняты меры к обеспечению места слива первичными средствами пожаротушения, предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации последствий возможных случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.).
При подготовке к сливу оператор:
– проверяет правильность установки автоцистерны на площадку для слива;
– открывает задвижку для возможного приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;
– закрывает задвижку для отвода дождевых вод с площадки для автоцистерны в очистные сооружения;
– измеряет исходный уровень нефтепродукта в заполняемом резервуаре;
– подсоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству;
– присоединяет автоцистерну к заземляющему устройству;
– проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле;
– проверяет уровень заполнения автоцистерны по планке, установленной на ее горловине;
– с использованием водочувствительной пасты или ленты убеждается в отсутствии воды в нефтепродукте;
– отбирает пробу нефтепродукта и измеряет ее температуру.
Запрещается принимать нефтепродукты во время грозы, а также в следующих случаях:
– при неисправности технологического оборудования АЗС;
– при неисправности сливного или заземляющего устройства автоцистерны;
– при отсутствии или нарушении пломбировки на ней;
– при отсутствии или неправильном оформлении товарно-транспортных документов;
– при содержании в нефтепродукте воды или иных примесей;
– при отсутствии или неправильном оформлении документов, подтверждающих качество нефтепродуктов. Во время слива нефтепродукта двигатель автоцистерны должен быть выключен, автотранспортное средство поставлено на тормоз, водитель не должен находиться в кабине автомобиля. Заправка автотранспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром, до окончания слива прекращается.
Хранение нефтепродуктов. Нефтепродукты на АЗС хранятся в подземных и наземных металлических резервуарах и в таре. Техническое и технологическое оборудование АЗС должно исключать загрязнение, смешение, обводнение, воспламенение и потери хранимых в резервуарах нефтепродуктов.
Предотвращение загрязнения обеспечивается использованием чистых средств измерения количества нефтепродукта (метрошток, тавровая рейка) и средств отбора проб, своевременной зачисткой резервуаров.
Предотвращение смешения нефтепродуктов достигается раздельным устройством приемных и отпускных трубопроводов для каждого резервуара.
Предотвращение обводнения нефтепродуктов обеспечивается размещением основного оборудования резервуаров в специальных укрытиях (сливной колодец, технологическая шахта). Подтоварная вода удаляется из резервуаров немедленно после ее обнаружения.
Предотвращение воспламенения нефтепродуктов достигается установкой на трубопроводы огнепреградителей.