Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ и проектирование организационной структуры предприятия по методологии Г. Минцберга
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Принципы построения организационных структур
1.1. Организационные структуры современных предприятий
1.2. Принципы организационного дизайна по методологии Г.
Минцберга
Глава 2. Анализ организационной структуры предприятия ООО
«Кристи»
2.1. Основные организационно-экономические характеристики
предприятия
2.2. Анализ организационной конфигурации предприятия по
методологии Г. Минцберга
Глава 3. Проектирование организационной структуры
предприятия
3.1. Обоснование необходимости изменения организационной
структуры предприятия
3.2. Основные параметры перспективной организационной
конфигурации предприятия
3.3. Прогноз улучшения экономических характеристик
предприятия
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность научного темы, обусловлена
тем, что в условиях жесткой конкуренции и развития
современных рыночных отношений среди многих предприятий возникает проблема
эффективного построения организационной структуры управления, которая могла
быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды и приспосабливаться
к ним. Необходимость комплексного изучения методических подходов к
проектированию организационных структур управления предприятием обусловлена
трансформационными процессами, которые происходят в обществе, экономике России и отдельных предприятиях в частности. Ухудшение
экономической ситуации в целом только усложняет условия, в которых приходится
работать отечественным предприятиям. Это приводит к повышению требований к
построению и организации работы системы управления предприятия.
Гибкость, адаптивность,
устойчивость функционирования системы управления, а также согласованность
поведения всех ее элементов во многом определяет конкурентоспособность и
эффективность стратегии предприятия на рынке. Создание на предприятии эффективной
организационной структуры, которая будет учитывать все особенности предприятия
и направления его стратегического развития, активно повлияет на его
устойчивость в конкурентной среде и существенно повысит уровень его
функционирования.
Под организационной структурой предприятия
понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по
подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются
определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд
и информации.
Анализ организационной структуры управления (ОСУ)
предприятием является чрезвычайно важным, поскольку позволяет пересмотреть
существующие функции и организацию управления с целью создания предпосылок для
качественных изменений в развитии предприятия. В данном аспекте возникает
проблема определения характеристик организации управления через систему
определенных показателей-индикаторов, которые будут свидетельствовать об
оптимальности организационной структуры управления предприятием и позволят идентифицировать
состояние организации управления и разработать меры по его улучшению.
Организационная структура управления, по
определению, не должно быть неизменной: организация управления перманентно
меняется под влиянием факторов внутренней и внешней среды, а также развития
производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Необходимость
приспособления к различным условиям деятельности вызвала появление
многочисленных разновидностей ОСУ. Именно поэтому при анализе организационной
структуры делом определяют ее тип, а дальше — иерархию и функции структурных
единиц, связи между ними, их техническую и кадровую обеспеченность и тому
подобное; важным моментом исследования системы управления предприятия также
идентификация структуры прав собственности и их изменения.
Объектом
исследования являются организационная структура ООО «Кристи».
Предметом исследования — формирование организационной структуры в организации по
методологии Г. Минцберга.
Целью исследования
является изучение основных теоретических аспектов построения организационных
структур, затем на данной основе изучить формирование и внедрение
организационной структуры на предприятие ООО «Кристи» по методологии Г.
Минцберга.
Реализация
поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
—
рассмотреть организационные структуры современных предприятий;
—
привести принципы организационного дизайна по методологии Г. Минцберга;
—
определить основные организационно-экономические характеристики предприятия;
—
провести анализ организационной конфигурации предприятия по методологии Г.
Минцберга;
—
обосновать необходимость изменения организационной структуры предприятия;
—
разработать основные параметры перспективной организационной конфигурации предприятия;
—
привести прогноз улучшения экономических характеристик предприятия.
Теоретической базой
исследования послужили российские и иностранные издания, касающиеся исследований
в области организационных структур на предприятии. Наиболее полно тема
освещается в работах таких зарубежных ученых как П. Друкера, А. Гарднера, М.
Вебера, А. Чандлера, Д. Гибсона, Т. Коно, Г. Мицберга, Р. Холла, А. Хоскинса и
других. Так же в полном объеме данная тема была представлена в работах
отечественных ученных, таких как А. Алавердова, А. Бандурина, В. Веснина, Г.
Клейнера, И. Герчикова, М. Лапусты, О. Лебедева, О. Виханского, А. Шевченка и других.
Данная тема является достаточно популярной среди ученых,
исследующих организационные структуры. Значительный вклад развития данной
отрасли внесли такие ученые как П. Друкер, М. Вебер, Г. Минцберг и другие.
Данная тема является достаточно разработанной. Задачей данного курсового
проекта является обобщить эти данные и выделить основные
научно-методологические аспекты внедрения проекта в организационную структуру.
Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные
положения теории организаций, монографии, научные статьи отечественных и
зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и специальные
методы исследований.
Структура и объем квалификационной работы. Квалификационная
работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных
источников. Основной текст проекта изложен на 72 страницах, без учета
приложений
Заключение:
Следовательно,
в ходе данного квалификационного исследования были рассмотрены следующие
аспекты:
Организационная структура – это совокупность элементов,
которые имеют свои полномочия и взаимодействующих между собой, деятельность
которых направлена на достижение общих целей организации.
Специализация функциональных отделов
нередко является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку
затрудняет координацию управленческих воздействий и выражается в следующем:
— функциональные отделы могут быть более
заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей
всей организации;
— увеличивает вероятность конфликтов
между функциональными отделами;
— на крупном предприятии цепь команд от
руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной.
В
целях совершенствования и создания и эффективного функционирования современной
системы управления предприятием или организацией следует: применять современные
средства и методы управления в пределах выбранной концепции управления,
сосредоточиться на целях развития и порядка совершенствования комплексной
системы управления предприятием и его составными частями для обеспечения
принятия эффективных решений , а также организационных, кадровых и технических
решений; совершенствовать организационную структуру предприятия; улучшение информационной
системы управления предприятием, для возможности быстрого доведения решений к
исполнению; использовать мировой опыт, а также искать пути сотрудничества
внутри страны с иностранными партнерами для обеспечения необходимого уровня
качества развития системы управления на предприятии.
Рассмотрены
организационные структуры современных предприятий. в целях совершенствования и
создания и эффективного функционирования современной системы управления
предприятием или организацией следует: применять современные средства и методы
управления в пределах выбранной концепции управления, сосредоточиться на целях
развития и порядка совершенствования комплексной системы управления
предприятием и его составными частями для обеспечения принятия эффективных
решений , а также организационных, кадровых и технических решений;
совершенствовать организационную структуру предприятия; улучшение
информационной системы управления предприятием, для возможности быстрого
доведения решений к исполнению; использовать мировой опыт, а также искать пути
сотрудничества внутри страны с иностранными партнерами для обеспечения
необходимого уровня качества развития системы управления на предприятии.
Приведены
принципы организационного дизайна по методологии Г. Минцберга. Генри Минцберг
предполагает, что организации можно дифференцировать по трем основным
измерениям. Используя три основных измерения — ключевую часть организации,
основной координационный механизм и тип децентрализации — Минцберг
предполагает, что стратегия, которую принимает организация, и степень, в
которой она применяет эту стратегию, дают пять структурных конфигураций:
простая структура, аппаратная бюрократия, профессиональная бюрократия,
разделенная форма и адхократия.
Приведены
основные организационно-экономические характеристики
предприятия. В данном параграфе был проведен
анализ функционирования рассматриваемого предприятия. На предприятии
задействованы 38 человек, основываясь на проведенный финансовой анализ
предприятия. Можно утверждать, что предприятие рентабельно и эффективно.
Проведен
анализ организационной конфигурации предприятия по
методологии Г. Минцберга. Ознакомившись с
ситуацией, сложившейся в компании ООО «Кристи», можно сделать следующие вывод,
что, безусловно, компания имеет сильные и слабые стороны. К сильным сторонам
компании можно отнести большое количество талантливых специалистов (некоторые
из которых имеют научную степень, это характеризует работника как
высокоспециализированного специалиста).
Приведено
обоснование необходимости изменения организационной
структуры предприятия. Были определены
основные проблемы функционирования компании ООО «Кристи», и на их основе
разработаны основные предложения по их решению.
Рассмотрены
основные параметры перспективной организационной
конфигурации предприятия. Для улучшения ситуации в ООО «Кристи», была разработана эффективная организационная
структура, которая включает разработку основных принципов управления
организацией, определения оценки действующего персонала и организацию
мероприятий по повышению квалификации действующих работников.
Представлен
прогноз улучшения экономических характеристик
предприятия. Предложения, разработанные для ООО «Кристи», экономически оправданы.
По результатам оценивание проект является социально-эффективным. Средний
балл 4,5.
Таким образом, был проведен анализ основных
мероприятий для повышения эффективности деятельности ООО «Кристи».
Общая стоимость предложенных
мероприятий составила — 61 000 руб.
Следовательно, в ходе
данного квалификационного исследования была достигнута основная цель — изучение
основных теоретических аспектов построения организационных структур, затем на
данной основе изучить формирование и внедрение организационной структуры на
предприятие ООО «Кристи» по методологии Г. Минцберга.
Фрагмент текста работы:
Каждое
предприятие функционирует в соответствии с определенной организационной
структурой. Данный процесс именуется организационным.
Организационный
процесс – представляет собой деятельность по созданию и функционированию организационной
структуры предприятия.
Организационные
процесс являет собой следующие действия: деление организации на подразделения и
определение их полномочий в соответствии с данным положением.
Выделяют
следующие особенности взаимоотношений между структурными подразделениями:
Делегирование
полномочий – это процесс передачи задач и полномочий для их выполнения, обычно
осуществляется руководителем своим подчиненным. В процессе роста компании
становится невозможным выполнение всех заданий руководителем, в соответствии с
этим возникает необходимость делегирования.
Ответственность
– это особое обязательство, в соответствии с которым лицу на которого она
возлагается необходимо выполнить соответствующие задачи и отвечать за их
правильность. Ответственность является основной причиной высоких окладов.
Власть – это право определенного должностного
лица действовать в соответствии с установленным трудовым порядком[1].
Полномочия
— ограниченное право использовать
ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение
определенных задач.
В
соответствии с содержанием полномочий сотрудника выделяют линейные и штабные
полномочия.
Линейные
полномочия характеризуются иерархией в трудовых отношениях, т.е. передачей
задачи, непосредственно, от начальника к подчиненному.
Штабные
полномочия характеризуются наличием полноты власти в штабах, а так же
отсутствием иерархии между сотрудниками.
Построение
организационной структуры осуществляется в соответствии со следующими этапами[2]:
I. разделение
организации по горизонтали на широкие блоки;
II. установление
соотношений полномочий для должностей;
III. определение
должностных обязанностей.
Организационная
структура предприятия – это совокупность элементов, которые имеют свои
полномочия и взаимодействующих между собой, деятельность которых направлена на
достижение общих целей организации.
Каждому
отдельному предприятию присуща своя индивидуальная организационная структура
управления. Выбор управленческой структуры зависит от ряда факторов:
ü
организационно-правовая форма предприятия;
ü
сфера деятельности (тип выпускаемой
продукции, ее номенклатура и ассортимент);
ü
масштабы предприятия (объем производства,
численность персонала);
ü
рынки, на которые выходит предприятие в
процессе хозяйственной деятельности;
ü
используемые технологии;
ü
информационные потоки внутри и вне фирмы;
ü
степень относительной обеспеченности
ресурсами и др.
Отдельно
следует выделить немаловажный факт – уровень взаимодействия организации с
рыночной инфраструктурой, исходя из этого, выделяют следующие организации:
ü организации с внешней средой;
ü организации с людьми;
ü подразделений организации.
Таким образом, организационная структура – это
совокупность элементов, которые имеют свои полномочия и взаимодействующих между
собой, деятельность которых направлена на достижение общих целей организации.
Различают
следующие организационные структуры предприятия[3]:
1)
Линейная структура управления.
Линейная структура — это тип организационной структуры,
где: у каждого сотрудника есть только один начальник (менеджер), основная связь
между организационными уровнями — иерархия, специализация менеджеров
отсутствует, обычно формализация низкая и централизация высокая.
Линейная структура принадлежит к классическим структурным решениям. Она
использовалась в военных организациях тысячи лет назад. Например, в древнем
Вавилоне и римской армии. Самый старый письменный текст, касающийся создания
линейной структуры, является частью Исхода в Ветхом Завете.
[1] Волкова К. А. и др. Государственное предприятие: структура, положения об
отделах, должностные инструкции: Справ. Пособие / К. А. Волкова, Ф. К.
Казакова, А. С. Симонов. 2-е изд., дор. — М.:Экономика. 2015. — 448 с.
[2] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник — 3-е изд. — М.:
Гардарика. 2017. 528с.
[3] Вульф Т. Управление некоммерческой организацией. Спб: Питер. 2018.-402с.