Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Анализ и оценка эффективности таможенного контроля после выпуска товара с применением методов (стандартов) аудита
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты применения методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товара 7
1.1. Применение методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товаров 7
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования применения методов аудита при организации таможенного контроля 17
2. Практические аспекты применения методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товара на примере Московской таможни 25
2.1. Общая характеристика деятельности Московской таможни 25
2.2. Оценка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров 38
3. Возможности повышения эффективности использования методов аудита и методики оценки при проведении таможенного контроля после выпуска товара с применением методов (стандартов) аудита 48
3.1. Направления совершенствования методов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа международного опыта применения таможенного аудита 48
3.2. Совершенствование методики оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с применением методов (стандартов) аудита 63
Заключение 73
Список использованных источников 76
Введение:
Возникновение и развитие таможни обусловлено внутренними по-требностями каждого государства в обеспечении национальных, более экономических интересов. Таможенная политика как инструмент управле-ния таможенными правоотношениями основана на общих принципах, направленных на обеспечение интересов государства в динамично меняю-щейся среде мировой экономики, поэтому обновляются применяемые ме-ры регулирования и правила внешнеэкономической деятельности.
Таможенные отношения оказывают существенное влияние на харак-тер международных экономических отношений, а таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической де-ятельности и поддержания баланса интересов мирового сообщества.
Согласно Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодатель-ные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ, таможня в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и мето-дов обеспечения соблюдения таможенно-тарифного регулирования меры, а также запреты и ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию и вывоз товаров из Российской Федерации.
Таким образом, организация таможенных дел означает обустройство таможенного пространства, создание системы органов управления и управления, координацию их действий, обеспечение эффективного функ-ционирования организационно-технологического механизма регулирова-ния внешнеэкономической деятельности.
Многолетняя практика таможенной деятельности привела к необхо-димости осуществить переход в экономическом управлении таможенной системы от «таможни для государства» к новому современному типу «та-можни для торговцев». Как произойдет переориентация таможенной поли-тики на защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности, создание экономических условий для ускорения оборота и т. д. будет зави-сеть не столько от экономических результатов таможенной деятельности, сколько от экономического роста предприятий и организации, занимаю-щиеся реальным сектором производства и логистики.
Таможенные органы, являясь частью государственного механизма, обладают полномочиями и компетенцией осуществлять регулирование внешней торговли в конкретных организационно-правовых формах и функциях, в числе которых исчерпывающий перечень форм таможенного контроля содержит таможенную инспекцию, которая осуществляет функ-ции таможенного аудита, то есть таможенного контроля на этапе после выпуска товаров.
Так, таможенный контроль после выпуска — это комплекс мер, пред-принимаемых после выпуска товаров, осуществляемый с целью проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и других документах, представленных при таможенном оформлении.
Таможенный контроль после выпуска основан на общих принципах деятельности таможенных органов, в том числе принципах законности, объективности, независимости и избирательности.
В рамках таможенного контроля после выпуска товаров особую роль занимает контроль таможенной стоимости, от качества которого за-висит полнота доходной части федерального бюджета. На сегодняшний день он имеет слабое место в системе таможенного контроля, что приводит к необходимости модернизации контроля таможенной стоимости после выпуска товаров. Для решения этой проблемы значимым является прове-дение комплексных проверочных мероприятий, по результатам которых отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых проверок в 2017 году по сравнению с данными 2015-2016гг. По данным таможенной статистики, таможенными органами было взыска-но 6850 млн. руб. таможенных платежей, что превысило показатели в 2015г. – 3828 млн. руб и 2016г. – 4313 млн. руб. на 80 % и 59 % соответ-ственно. А что касается средних сумм по результатам одной проверки и на одно должностное лицо, то в 2017 году рассматриваемый показатель пре-вышает показатели прошедших годов.
В странах ЕС применяется таможенный контроль с использованием методов аудита после таможенного декларирования и выпуска (post clearance audit), являющихся основой таможенного контроля, и его даль-нейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования.
Таким образом, проанализировав содержание термина «таможенный аудит», становится понятно, что сущность его заключается в осуществле-нии контроля достоверности сведений, указанных в таможенных деклара-циях, путем изучения бухгалтерских отчетов, счетов, систем бизнеса и иных коммерческих данных. Сам термин «audit» трактуется по-разному: «аудит; проверка, ревизия бухгалтерских отчетов и документов», однако, основное содержание термина заключается в методах контроля — провер-ка бухгалтерских книг, документов и отчетности, а также во времени про-ведения — после выпуска товаров.
Условия работы таможенных органов в разных государствах имеют существенные различия. Например, в странах ЕС приоритеты у таможни иные, чем в России, поскольку отсутствует высокий уровень налогообло-жения. Таможенные службы Европы и другие торговые партнеры России не противопоставляют сбор платежей и упрощение торговли. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится, как правило, в форме ауди-та. При отборе проверяемых лиц широко используются математические и статистические модели. В развитых таможенных администрациях суще-ствует тесное взаимодействие между таможенной и налоговой службой.
Таким образом, эффективность организации и результативность применения таможенного контроля после выпуска товаров является одной из важнейших задач таможенной службы Российской Федерации. Осу-ществление внешней торговли, упрощение таможенных правил в условиях обеспечения экономической безопасности и пополнения федерального бюджета обуславливают разработку мер по модернизации и совершен-ствованию таможенного контроля после выпуска товаров. В том числе это касается разработки проектов стандартов, методик проведения аудита в таможенной сфере.
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы и обоснованием ее актуальности, целью работы является изучение особенно-стей таможенного контроля после выпуска товаров с применением методов (стандартов) аудита. Для достижения этой цели в ходе исследования автор ставит перед собой следующие задачи:
— рассмотреть порядок и особенности применение методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
— проанализировать нормативно-правовые аспекты регулирования применения методов аудита при организации таможенного контроля;
— дать общую характеристику деятельности Московской таможни;
— провести оценку эффективности таможенного контроля после вы-пуска товаров;
— определить направления совершенствования методов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа международного опы-та применения таможенного аудита;
— предложить возможности совершенствования методики оценки эф-фективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с применением методов (стандартов) аудита.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении контроля после выпуска товаров.
Непосредственно предмет — инструменты для улучшения системы та-моженного контроля после выпуска товаров.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использо-ванных источников.
Заключение:
Подводя итоги рассмотрения вопросов использования методов (стандартов) аудита при проведении контроля после выпуска товаров, ко-торые следует использовать для повышения эффективности таможенных проверок. Во-вторых, необходимо использовать для повышения результа-тивности проверок таможенных органов результаты оценок независимых аудиторов.
Кроме того, принимая во внимание эффективность взаимодействия с налоговыми органами, возникает необходимость распространения приме-нения методов аудита не только таможенными, но и налоговыми органами при проведении как самостоятельных, так и скоординированных меропри-ятий. Распоряжение ФТС России «Об утверждении методических рекомен-даций по применению методов (стандартов) аудита при проведении тамо-женной проверки» не вносит новизны в действия должностных лиц при проведении проверочных мероприятий и не конкретизирует использова-ние методов аудита.
Согласно ст. 332 Таможенного кодекса Евразийского экономическо-го союза камеральную таможенную проверку проводят по месту располо-жения таможенного органа. До настоящего времени неурегулированным в правовом отношении остается вопрос проведения камеральной проверки по месту регистрации участника ВЭД или по месту выпуска товаров в со-ответствии с заявленной таможенной процедурой.
Проблема выбора таможенным органом объекта контроля после вы-пуска товаров обострится не только из-за отсутствия методик выбора объ-ектов контроля, но и из-за переноса этапа контроля декларирования това-ров в центры электронного декларирования, создание которых планирует-ся в каждом субъекте Российской Федерации. Наличие центров электрон-ного декларирования товаров усугубит процесс выбора объекта для про-ведения таможенного контроля после выпуска товаров и не будет способ-ствовать совершенствованию таможенного контроля после выпуска това-ров. Таможенный контроль после выпуска товаров до сих пор не применя-ется в электронной форме при проведении проверочных мероприятий.
Для смещения таможенного контроля после выпуска товаров в фор-мат электронного контроля необходимо установить контрольные показа-тели деятельности и закрепить их за каждым таможенным органом, адми-нистрирующим таможенный контроль после выпуска товаров. Комплекс-ная программа развития ФТС России, которая включает «10 шагов на встречу бизнесу», «Хартию добросовестных участников ВЭД» должны обеспечить смену курса таможенного администрирования, направленного на упрощение торговли и ведение бизнеса при реализации таможенного контроля после выпуска товаров.
Данные шаги должны быть направлены на:
– увеличение доли добросовестных участников ВЭД;
– модернизацию системы управления рисками при таможенном кон-троле после выпуска товаров;
– применение системы единого окна, включающего взаимодействие таможенных органов не только с иными государственными органами, но и с участниками ВЭД;
– расширение практики применения непрерывного таможенного кон-троля;
– пересмотр возможностей использования методов аудита при тамо-женном контроле после выпуска товаров;
– переход на электронный документооборот при проведении тамо-женного контроля после выпуска товаров.
Реализация изложенных выше шагов позволит повысить эффектив-ность таможенного контроля и обеспечит интеграцию таможенных орга-нов в международную систему администрирования контроля после выпус-ка товаров.
Таможенный аудит зарубежных стран перспективная форма тамо-женного контроля, поскольку объединяет все ключевые принципы и стан-дарты Киотской конвенции и Рамочных стандартов облегчения и безопас-ности мировой торговли (СУР, информационные технологии, предвари-тельное уведомление, ведомственное и вневедомственное взаимодействие).
Таким образом, анализ данного исследования показал, что таможен-ный контроль после выпуска товаров в зарубежных таможенных службах проводится в форме таможенного аудита.
Главные отличия таможенного аудита от таможенной проверки в РФ – это осуществление категорирования участников ВЭД с использованием перспективной СУР, применение предварительного уведомления для целей самостоятельного указания на ошибки участниками ВЭД, а также исполь-зование методов, правил (стандартов) аудита. Внедрение данных принци-пов в таможенный контроль после выпуска в зарубежных странах привело к повышению безопасности, снижению показателей недоимки платежей, невыгодности для участников ВЭД скрывать сумму недоимки, упрощению таможенных процедур, сокращению таможенного контроля при деклари-ровании. Одним из стратегических направлений в таможенной службе РФ является совершенствование таможенного контроля после выпуска това-ров. В частности стоит задача «создание методологической базы таможен-ного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стан-дартизации проверочной деятельности», поэтому для повышения уровня таможенного контроля после выпуска товаров в РФ целесообразно ис-пользовать международные принципы проведения таможенного контроля после выпуска товаров.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты применения методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товара
1.1. Применение методов аудита при проведении таможенного контроля после выпуска товаров
Создание идеальной модели таможенных органов — обычаев для участников внешнеэкономической деятельности — предполагает минимиза-цию временных и материальных затрат контролируемых лиц и одновре-менную экономию ресурсов таможенных органов за счет сосредоточения их деятельности на наиболее важных направлениях. Одной из эффектив-ных мер такого рода является ориентация в процессе проверки деятельно-сти на последующий контроль, который проводится таможенными орга-нами на этапе после выпуска товаров. Данный вид контроля направлен на создание системы непрерывного контроля от представления предвари-тельной информации и декларирования товаров до осуществления тамо-женного контроля после выпуска с целью сокращения времени проведения таможенных операций и, как следствие, формирования благоприятных условия для развития внешней торговли.
Развитие системы таможенного контроля после выпуска товаров яв-ляется неотъемлемой частью совершенствования механизма таможенного администрирования. В рамках модернизации таможенного контроля после выпуска товаров Федеральная таможенная служба ставит перед собой за-дачу совершенствования правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, совершенствования информационной базы, позво-ляющей принимать обоснованные решения о планировании. проведения таможенных проверок и эффективного отбора объектов таможенного кон-троля, создание методологической базы для таможенного контроля после выпуска на основе методов аудита, совершенствование механизмов внут-риведомственного и межведомственного взаимодействия Федеральной та-моженной службы и других государственных регулирующих органов, а также а также развитие международного сотрудничества таможенных служб Евразийского экономического союза с целью унификации примене-ния различных форм таможенного контроля органами таможенного кон-троля после выпуска товаров [8].
Рассмотрим основные препятствия, мешающие эффективному вы-полнению этих задач:
Во-первых, это проблемы правового и методического обеспечения, которые включают несоответствия в законодательстве и отсутствие право-вых актов, затрагивающих определенные аспекты таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, речь идет об организации таможен-ных проверок, которые, по сути, являются основными формами таможен-ного постконтроля.
Таким образом, до конца марта 2016 года действия должностных лиц таможенных органов при проведении данного вида контроля регули-ровались Инструкцией, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.07.2012 № 1373. Инструкция утратила юридическую силу [7 ], в результате чего вопросы, связанные с общими и специфически-ми особенностями управления и выездной таможенной проверки, специфи-кой взаимодействия таможенных органов с их структурными подразделе-ниями при проведении проверок, а также процедурой обработки резуль-татов таможенной проверки и принятие решения по его итогам осталось нерешенным. Аналогичная ситуация сложилась с Приказом Федеральной таможенной службы от 17.05.2012 № 949, устанавливающим порядок вза-имодействия должностных лиц подразделений таможенного контроля по-сле выпуска товаров с правоохранительными органами таможенных орга-нов и подразделениями по борьбе с коррупцией при проведении таможен-ных процедур. инспекция, которая также утратила силу [7], оставив во-просы координации действий отдельных подразделений таможенных ор-ганов при проведении таможенного контроля на этапе после выпуска без упорядочения.