Кафедра административного права Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Административный арест в системе административных наказаний.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Ведение. 3

 

Глава I. Административный
арест как вид административного наказания
. 6

§ 1. Понятие,
правовая природа и сущность административного ареста как вида административного
наказания
. 6

§ 2. Система
административных наказаний и административный арест как вид административного
наказания
. 15

§ 3. Основания для
назначения административного наказания в виде административного ареста
. 21

 

Глава II. Особнности производства по делам об административных
правонарушениях, связанных с применением административного ареста
. 29

§ 1. Возбуждение,
рассмотрение и вынесение решений по делам об административных правонарушениях,
по которым предусмотрен административный арест
. 29

§ 2. Обжалование и
опротестование постановлений о назначении административного ареста, исполнение
постановлений об административном аресте
. 36

§ 3. Проблемы
правового и практического регулирования применения наказания в виде
административного ареста по административным правонарушениям
. 44

 

Заключение. 56

Список использованных источников. 58

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена
тем, что административный арест является одним из видов административного
наказания, однако не все исследователи согласны с такой формулировкой. Есть
мнения, что ввиду своих сущностных признаков он стоит особняком и может быть
выведен из этой системы.  

Такой вид наказания может быть применен в
исключительных ситуациях, если, с учетом характера деяния и самого
правонарушителя, нет более действенной меры для восстановления правопорядка. Применение
административного ареста к правонарушителю возможно только по решению суда за
наиболее серьезные нарушения, которые содержатся в КоАП РФ.    

Поскольку административный арест
предполагает ограничение конституционного права на свободу передвижения и
назначается на достаточно продолжительный срок до 30 суток, проводятся аналогии
с уголовным наказанием.

Цель ареста – изолировать нарушителя от
общества, с советского времени на слуху «трое суток, пятнадцать суток»,
достаточно часто он применялся и применяется к нетрезвым буйным гражданам, но
тогда возникает вопрос – так ли опасен уже протрезвевший человек для того,
чтобы 15 суток содержать его за государственный счет, лишая возможности
трудиться, перемещаться, выполнять бытовые функции.  

Кроме того, гарантированные минимальные
бытовые стандарты отбывания административного ареста, не всегда соблюдаются в
силу отсутствия достаточного количества помещений. Например, курящие и
некурящие должны содержаться отдельно, что на практике соблюдается редко,
несмотря на то, что человек может иметь аллергию, легочные заболевания, и такая
ситуация принесет вред здоровью, который будет гораздо больше чем тяжесть
совершенного правонарушения.

Таким образом, на сегодняшний день вопросы
применения административного ареста как именно административного наказания
вызывают много споров и разногласий, даже несмотря на то, что Конституционным
судом России были даны разъяснении об отсутствии противоречий с положениями
Конституции, что обуславливает актуальность темы.

Теоретическую базу работы составили труды
таких ученых как Ерченко П.М., Клишас А.А., Власова Г.Б., Миронова Г.И.,
Васильев С.М., Горбуз А.К., Краснов М.А., Милина Е.А., Сатаров Г.А, Колесников
Е.В., Селезнева Н.М., Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н., Чиркин В.Е.,
Климшина Н.В. и др.

Целью выпускной квалификационной работы
является комплексный анализ административного ареста в системе административных
наказаний.

Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, правовую природу и
сущность административного ареста как вида административного наказания;

— исследовать систему административных
наказаний и административный арест как вид административного наказания;

— проанализировать основания для
назначения административного наказания в виде административного ареста;

— изучить возбуждение, рассмотрение и
вынесение решений по делам об административных правонарушениях, по которым предусмотрен
административный арест;

— рассмотреть обжалование и опротестование
постановлений о назначении административного ареста,

— исследовать исполнение постановлений по
делам об административных правонарушениях, связанных с вынесенным судебным
решением о применении административного ареста;

— проанализировать проблемы правового и
практического регулирования применения наказания в виде административного
ареста по административным правонарушениям.

Объектом исследования являются
общественные отношения в сфере назначения и исполнения административного ареста
в системе административных наказаний.

Предметом – административно-правовое
регулирование административного ареста в системе административных наказаний.

Нормативную основу составили: Конституция
Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты Российской Федерации.

Методологической основой исследования
являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные
методы.

Эмпирической основой послужили:
электронные ресурсы официальных сайтов сети Интернет, справочные правовые
системы «Консультант Плюс» и «Гарант».

Теоретическая и практическая значимость
исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и
теоретические выводы о концептуальных и правовых основах назначения и
исполнения административного ареста, позволят расширить теоретические взгляды
на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его
концептуальному и нормативному развитию.

Работа включает в себя введение, две
главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных
источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Российское
законодательство об административной ответственности признает административный
арест исключительным видом административного наказания, связанным с
существенными ограничениями прав и свобод человека и гражданина. В силу
исключительности данного наказания установлен ряд запретов по его назначению и
применению, направленный на недопущение причинения чрезмерных ограничений,
достижению баланса публичных и частных интересов в административно-деликтной
сфере. Исполнение указанного вида наказания связано с временной изоляцией от
общества
.

Упрощение процедуры административного ареста, которые ограничивают
личные блага человека, не могут быть оправданы ни по какой причине.

Во-первых, административный арест назначается только в качестве
основного наказания. Поэтому законодатель еще раз акцентирует внимание на его
строгости, исключительности и самодостаточности.

Во-вторых, в свою очередь ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ включает обширный
список лиц, которым ни при каких обстоятельствах не может быть назначено
наказание в виде административного ареста. Сюда входят беременные женщины,
женщины с детьми в возрасте до 14 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II
групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также к имеющим
специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних
дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной
гвардии РФ, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

В-третьих, исходя из положения ч. 5 ст. 32.8 исполнение решения об
административном аресте может быть приостановлено максимум на семь дней либо
принято судьей на основании письменного заявления лица, подлежащего
административному аресту, в случае личных обстоятельств, таких как: состояние
здоровья, смерть близкого родственника, несчастный случай и т.д.

В-четвертых, статьи, регулирующие административный арест как вид
наказания, являются либо относительно-определенными, либо альтернативными. Это
дает возможность установить наказание с учетом всех смягчающих и отягчающих
обстоятельств конкретного дела, личности виновного.

Лицо, которое прежде было арестовано в административном порядке,
содержится в месте, указанном органами внутренних дел и при исполнении
постановления об аресте осуществляется личный досмотр правонарушителя. Срок
административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

В ч. 2 ст. 31.6 КоАП РФ отсутствует механизм приостановления
исполнения постановления об аресте и до двух месяцев для рассмотрения жалобы в
соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ. Это ограничивает возможность граждан защитить
свои права и свободы в судебном порядке и тем самым теряет свою эффективность в
решении проблемы, чтобы восстановить данные права и свободы.

Важной
гарантией, обеспечивающей право на свободу и неприкосновенность является
положение, согласно которому при наличии достоверных сведений о том, что лицо,
в отношении которого осуществляется производство по делу об административном
правонарушении, влекущем административный арест, относится к категории, к
которой административный арест назначен быть не может, поэтому уполномоченные
должностные лица должны исходить из того, что в случае применения к этому лицу
административного задержания его срок не должен превышать трех часов.

Считаем
необходимым рассмотреть возможность включения в КоАП РФ положений,
предусматривающих запрет назначать административный арест мужчинам, в одиночку
воспитывающим малолетнего ребенка, а также лицам пенсионного возраста. Данные
правовые установки позволят гуманизировать действующее законодательство,
обеспечить гендерное равенство, общепризнанные права и свободы человека и
гражданина.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ
АРЕСТ

КАК ВИД АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

 

§ 1. Понятие,
правовая природа и сущность административного ареста

как вида
административного наказания

 

Среди всех видов административных
наказаний, которые назначаются лицу, совершившему административное
правонарушение, самым строгим является административный арест. Он выражается в
том, что виновному, которому было назначено уполномоченным на то лицом (судья)
административное наказание в виде ареста, подвергается изоляции от общества.
Они содержатся под стражей в тех местах, которые были определены органами
внутренних дел [1].

Также можно отметить, что
административный арест, как вид административного наказания отличается от
других административных мер, которые схожи с ним. К ним могут относиться арест
товаров, дисциплинарный арест военнослужащих, арест в уголовном законодательстве
и другие. Из вышеперечисленного сразу можно сделать
вывод, что наиболее схож с административным
арестом дисциплинарный, который назначается военнослужащим. Так как
дисциплинарный арест военнослужащих является крайней мерой дисциплинарного
воздействия, которая налагается на военнослужащего только в исключительных
случаях и за совершение грубого проступка, и также заключается в том, что
военнослужащий, который совершил дисциплинарный проступок, находится в
содержании его в условиях изоляции на гауптвахте.

Административный
арест, с одной стороны, является одним из самых эффективных способов превенции
правонарушений. С другой стороны, это и один из наиболее строгих видов
административных наказаний, который сопряжен с ограничением конституционных
прав личности на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) и
права на свободу передвижения (ст. 27). Между тем анализ правоприменительной
практики свидетельствует, что недостатки законодательной регламентации данного
вида наказания в материальном и процессуальном аспектах ведут к необоснованному
ограничению конституционных прав и свобод личности. Некоторые положения
отечественного законодательства в части регулирования порядка назначения и
исполнения административного ареста требуют определенной детализации, а в
отдельных случаях и существен ной коррекции
[2].
Следует отметить имеющуюся полемику в научной среде о целесообразности
применения административного ареста. Все это подчеркивает особую актуальность
исследуемого вопроса.

В
Кодексе об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) согласно ч. 1 ст.
3.9 КоАП РФ под административным арестом понимается содержание нарушителя в
условиях изоляции от общества. По общему правилу административный арест
устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного
порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия
или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка
массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных
местах и т. д. – до тридцати суток
[3].
Административный арест может назначаться только судом, что соответствует ч. 3
ст. 55 Конституции РФ.

Законодатель
устанавливает исключительность применения данного вида наказания (ч. 2 ст. 3.9
КоАП РФ). Его можно назначить только в том случае, если назначение других видов
наказаний по обстоятельствам дела и с учетом личности правонарушителя не окажут
нужного воздействия на последнего. Существенным недостатком является отсутствие
в законодательстве конкретизации, какие именно случаи могут быть признаны
исключительными.

По своему содержанию дисциплинарный проступок также наказывается
ограничением в виде изоляции нарушителя от общества, исчисляется в сутках, как
и при назначении административного ареста. Почти все то же самое происходит и
при назначении административного ареста только для обычного гражданина. Также
административный арест отличается и от уголовного ареста тем, что арест
применяется как уголовное наказание, а административный арест устанавливается по
КоАП РФ и имеет применение как административное наказание, которое назначается
правонарушителю. Арест в уголовном праве подразумевает заключение нарушителя в
виде строгой изоляции от общества, и он назначается лицу сроком от 1 до 6
месяцев.

Необходимо отметить, что
наказание в виде административного ареста является еще и карательной санкцией
как особая мера административно- правового характера, поэтому она реализуется
только в судебном порядке.

Правовая регламентация административного
ареста осуществляется в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях [4], Федерального закона от 26
апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» [5], Положением об условиях
содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания
и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 [6], Правилами внутреннего
распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом
МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83[7] и др. По данному вопросу
имеется судебная практика, например, Постановление Пленума Верховного суда РФ
от 24 марта 2005 г. № 5 [8] и др. судебные решения.

Исключительное место в сфере
применения административной ответственности занимает такая мера наказания, как
административный арест. Подобная мера наказания присутствует и в уголовном
праве [9].   

Если человек доставлен в отдел полиции
или другой правоохранительный орган, то он находится в статусе задержанного.
Даже если его поместили на ночь в изоляторе временного содержания, это еще не
арест. Арестованным он станет лишь после того, как суд вынесет постановление
«об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу» [10].

Заключение под стражу в качестве меры
пресечения обычно избирается по решению суда, однако, согласно ст. 97 УПК РФ,
такими полномочиями обладают также дознаватели и следователи.

Кстати, иногда журналисты пишут «суд
арестовал» или «суд заключил под стражу». Это некорректно: судья никого в
камеру не сажает, а только выносит постановление об этом. Арестовывают
человека, выполняя решение суда, сотрудники Федеральной службы судебных приставов
— совершенно другой структуры. Поэтому правильнее писать в таких случаях «суд
постановил заключить под стражу» или «по решению суда заключен под стражу».

Но следует отличать содержание под
стражей от административного ареста. В разговорной речи арестом называют и то и
другое. Однако заключение под стражу — это временная мера, которую применяют к
фигурантам уголовных дел, пока идет следствие (на юридическом языке они называются
следственно-арестованными), а административный арест — это полноценное и
окончательное наказание, предусмотренное Кодексом об административных
правонарушениях (КоАП РФ).

Другими словам, арестованный по
уголовному делу, скорее всего, будет находиться под стражей в следственном
изоляторе долгое время — до приговора. Человек же, арестованный за
административное нарушение, выйдет на свободу после того, как срок наказания
истечет.

Обычно административный арест
назначается на срок до 15 суток, но в некоторых случаях (например, нарушение
порядка организации или проведения митинга) — на срок до 30 суток.

В уголовном процессе подозреваемый и
обвиняемый — два разных процессуальных статуса гражданина.  Если против
человека возбуждено уголовное дело — он подозреваемый до тех пор, пока ему не
предъявлено обвинение в совершении преступления. И следователи в этот период
подозревают его, а не обвиняют. Когда обвинение человеку официально
предъявлено, он уже обвиняемый, и его обвиняют в преступлении. Это означает,
что следователи уже пришли к предварительным выводам о том, что человек может
быть виновным.

Когда следствие завершено,
прокуратура утвердила обвинительное заключение и передала дело в суд — он все
еще обвиняемый. Когда началось судебное производство по его делу — он
по-прежнему обвиняемый, но уже вдобавок подсудимый.

В это время также нельзя утверждать,
что он украл или убил. Можно лишь говорить, что его в этом обвиняют. Не
«арестованный за убийство», а «арестованный по обвинению в убийстве».

Почему это важно? Если подозрения
следствия не подтвердятся, а СМИ уже опубликовало информацию о том, что этот
человек украл или убил, то гражданин получит полное право через суд потребовать
от редакции и от автора статьи опровержения порочащих сведений плюс компенсацию
морального вреда.

Только когда суд признает подсудимого
виновным, он перестанет быть обвиняемым, подсудимым и станет осужденным. В этом
случае уже можно писать «осужден за убийство», но по-прежнему нельзя
утверждать, что он убил. (Если апелляционная или кассационная инстанции
признают человека невиновным, журналист, допустивший в статье такое
утверждение, опять же рискует получить судебный иск о защите чести и
достоинства — и шансов выиграть дело будет немного).

Лишь после того, как решение суда в
отношении осужденного вступит в законную силу, формально можно утверждать, что
он убил. Но даже в этом случае писать так в публикации нежелательно, поскольку
человек мог быть осужден по ошибке, дело может быть направлено вышестоящей
судебной инстанцией на пересмотр, и так далее.

В настоящее время
существование уголовного ареста, как меры наказания многими учеными и юристами
ставится под сомнение. Это объясняется тем, что арест, как мера наказания уже
существует в административном праве и это порождает различные мнения. Одни ученные
утверждают о том, что в административном праве такая мера наказания не нужна,
поскольку она существует в уголовном праве, другие, напротив, утверждают, что
такая мера необходима, поскольку речь идет не о преступлениях, а о
правонарушениях.

В 2005 году Правительством РФ был внесен в Государственную Думу
законопроект, предусматривающий исключение ареста из списка наказаний из      Уголовного кодекса (далее УК РФ). И в
2017 году Минюст РФ аргументировал о необходимости исключить уголовный арест из
уголовных наказаний, поскольку зачастую условия отбывания наказания при аресте
более строгие, чем в тюрьме, где отбывают наказание лица, совершившие тяжкие
преступления. К тому же, для применения уголовного ареста в стране необходимо
построить более 140 арестных домов, на что, по вероятным расходам, будет
потрачено более 75 миллиардов рублей[11]. СНОСКА

По мнению Д.А. Елтышева исключение ареста из списка уголовных
видов наказания логично, поскольку после вступления в силу положений об аресте
не было ни единого прецедента его применения[12].  СНОСКА

В.У. Ялунин высказал следующую точку зрения: «арест
предусматривался как альтернатива лишению свободы, однако выпал из концепции
системы уголовных наказаний» [13].

Минюст РФ же предлагает вместо уголовного ареста назначение
ограничения свободы на определенный срок, при котором осужденному нельзя будет
посещать определенные мероприятия, будет ограничено время, которое можно будет
проводить вне дома, а также запрещен выезд за пределы муниципального
образования[14]. СНОСКА

По нашему мнению, точки зрения Елтышева Д.А. и Ялунина В.У.
является верными поскольку в настоящее время уголовный арест как мера наказания
применяется гораздо реже, чем лишение свободы или ее ограничение. В то время
как административный арест более распространен и чаще применяется судьями,
органами или должностным лицом, в пределах, установленных законом.

Таким образом, административный арест –
это вид административного наказания в Российской Федерации, заключающийся в
содержании лица, совершившего административное правонарушение, за которое
назначается административный арест согласно санкциям статей особенной части
КоАП РФ, в условиях изоляции от общества.

Необходимо провести параллели между административным и уголовным
арестами, выделив их основные и отличительные черты. На основании проведенного
анализа необходимо делать вывод
о необходимости уголовного ареста в системе уголовных наказаний. ЭТОТ ВЫВОД
НАДО СДЕЛАТЬ В КОНЦЕ ПАРАГРАФА

Подводя итог, обозначим, что арест
установлен в качестве наказания, как в уголовном, так и в административном
законе. Помимо общего названия у этих видов ареста существуют как общие черты,
так и существенные отличия. Арест, выступая как один из наиболее строгих видов наказания,
заключающийся в строгой изоляции от общества, является как самостоятельным
видом наказания, который в психологическом сознании правонарушителя должен
обеспечить максимальное карательно-профилактическое воздействие.

Как уголовное наказание арест
предусмотрен в ст. 54 УК РФ и заключается в содержании осужденного в условиях
строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести
месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он
может быть назначен на срок менее одного месяца. Арест не назначается лицам, не
достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а
также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати
лет.

Определение карательной сущности ареста
в ст. 54 УК РФ, а также правовое регулирование порядка его исполнения в разделе
III УИК РФ свидетельствуют о том, что современный арест представляет собой
вариант лишения свободы с более жесткими условиями содержания.

Административный арест заключается в
содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок
до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо
проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо
организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного
пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение
требований режима чрезвычайного положения или правового режима
контртеррористической операции либо за совершение административных
правонарушений в области законодательства о наркотических средствах,
психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный
арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные
виды административных правонарушений и не может применяться к беременным
женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не
достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим,
гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания
сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних
дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов
принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии
Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных
органов.

Как видим субъектный состав, к которым не
может применятся административный арест намного шире и обусловлен прежде всего
особенностью административной ответственности военнослужащих, граждан,
призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, предусмотренной
ст. 2.5 КоАП РФ.

Административный арест в согласно ст.
3.3 п. 1 КоАП РФ применяется только в качестве основного наказания. Таким
образом, КоАП РФ исключает возможность назначения с административным арестом
какого-либо иного признаваемого в качестве основного вида административного
наказания.

Административный арест как наиболее
строгий вид административного наказания является, скорее всего, последней мерой
административного взыскания, когда другие наказания неэффективны или
недостаточны.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы