Юриспруденция Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Административно-правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие коррупции и история развития
законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел. 8

1.1.   История
коррупции в системе органов внутренних дел России. 8

1.2.   Основные
понятия, виды и особенности коррупционных правонарушений, совершаемых
сотрудниками органов внутренних дел. 21

Глава 2. Механизмы противодействия коррупции и перспективы
борьбы с ней в органах внутренних дел. 30

2.1. Меры и средства противодействия коррупции в системе
органах внутренних дел  30

2.2. Зарубежный опыт в борьбе с коррупцией в системе
правоохранительных органов  38

2.3 Принципы противодействия коррупции, правовые и
организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. 44

Заключение. 59

Библиографические источники. 64

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
Проблема коррупции в настоящее время приобретает глобальный и системный
характер. В любом государстве коррупция является одной из главных угроз
национальной безопасности. Преступления коррупционной направленности в нашей
стране препятствуют развитию институтов демократии и гражданского общества,
реализации гражданами своих конституционных прав в сферах образования,
здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений. Кроме этого,
коррупция самым негативным образом отражается на развитии экономики, а также
финансовой системе. Все эти проблемы говорят о том, что необходимо формирование
государством эффективных устройств антикоррупционной политики.

Под понятием «коррупция» определяется
социальное явление, которое характеризуется подкупом должностных лиц, принятием
ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут
быть выполнены с использованием своего статусного положения, путем предоставляемых
этой должностью возможностей.

Актуальность
данной темы обусловлена тем, что проблема коррупции в различных сферах органов
государственной власти и управления в настоящее время приобрела глобальный и
системный характер. Коррупция сегодня представляет прямую угрозу национальной
безопасности, препятствует развитию демократических институтов и гражданского
общества в нашей стране, препятствует реализации гражданами своих
конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального
обеспечения, имущественных отношений. Кроме того, коррупция оказывает крайне
негативное влияние на развитие экономики, а также финансовой системы и всей
инфраструктуры российского государства в целом.

Коррупция
в органах внутренних дел — это незаконное использование сотрудниками своего
служебного положения для получения благ материального характера от физических
или юридических лиц.

В
январе-ноябре 2019 года было выявлено 1841,3 тысяч преступлений, связанных с
коррупцией, к уголовной ответственности за данные преступления было привлечено
более 6500 лиц[1]. Не смотря на это, в июне 2019 г.
президент РФ Путин В.В. утвердил Национальный план противодействия коррупции на
2018-2020 годы. Указ на утверждение данного плана был подписан им 30 июня 2018
года. На данный момент коррупция в органах внутренних дел Российской Федерации
представляет повышенную общественную опасность, так как борьба с коррупцией в
Российской Федерации осуществляется ими не добросовестно[2]. Граждане
нашей страны теряют доверие к правоохранительным органам, т.к. органы
внутренних дел с каждым днем становится все более коррумпированной. Эта
проблема в данный момент должна занимать первое место в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы
исследования
. Проблемы, связанные с коррупцией в
органах внутренних дел никогда не были обделены вниманием. Теоретическая основа
дипломной работы базируется на работах: С.Е. Чаннов, М.В. Пресняков, Д.Д.
Сухоносов, Б.И. Шекультиров, А.Ф. Гарифуллин, Г.Р. Ильясов, И.Д. Гильмутдинов,
Ю.М. Антонян, В.И. Михайлов, А.В. Оболонский, А.И. Землянина, В.М. Корякина,
Г.А. Сатаров, А.А. Теракопов, А.И. Чучаев, В.Е. Эминов, П.С Яни и другие.

Данные
авторы, высказывая в своих трудах мнение о коррупции, внесли большой вклад в
изучение данной проблемы. Но в настоящее время все равно много недосказанностей
в данном вопросе, споров и пробелов в нашем законодательстве, которые
необходимо устранять.

Объектом исследования являются
общественные отношения, связанные с существованием и распространенностью
коррупционных проявлений в органах внутренних дел.

Предмет исследования
административно-правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних
дел Российской Федерации

Цель исследования
заключается в изучении проблемы противодействия коррупции в системе органов
внутренних дел, решении
проблемы противодействия
коррупции в органах внутренних дел Российской
Федерации и получить на этой основе новые знания.

Для
достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1.
Раскрыть основные понятия, виды и особенности коррупционных преступлений,
совершаемых сотрудниками органов внутренних дел;

2.
Изучить историю коррупции в системе органов внутренних дел;

3.
Рассмотреть зарубежный опыт в борьбе с коррупцией в системе правоохранительных
органов;

4.
Исследовать факторы, создающие условия для коррупции в системе органов
внутренних дел;

5.
Предложить средства противодействия коррупции в системе органов внутренних дел.

Методологическую базу исследования
составляют диалектический метод познания, а также исторический, логический,
сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие
методы.

Нормативную базу данного исследования
составили Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права, ФЗ РФ и подзаконные акты, Постановления Правительства РФ,
Указы Президента РФ, ведомственные и межведомственные нормативные акты по
вопросам, связанным с антикоррупционной деятельностью и иные нормативные
источники, касающиеся рассматриваемой проблематики.

Кроме
того, в работе использованы результаты исследований ученых, которые заостряли
внимание на данной проблеме.

Положения, выносимые на защиту:

1.
Задача борьбы с коррупцией законодательными мерами охватывает развитие
практически всей системы права. В связи с этим актуальной является идея
Национального антикоррупционного комитета России о разработке законодательных
стандартов антикоррупционного характера для каждой отрасли права, которая
позволит путем сопоставления действующего законодательства страны, региона или
муниципального образования с этими стандартами оценить степень благоприятности
правового климата на данной территории для коррупции.

2.
Федеральный закон " Об оперативно-розыскной деятельности "
предусматривает возможность изъятия документов, предметов, сообщений, а также
прерывание предоставления услуг связи, если есть экономическая, экологическая,
военная опасность для жизни и здоровья человека или Российской Федерации. Такие
же меры допускается применять и при выявлении признаков административных
правонарушений, а Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях определяется как обеспечительная мера. Этот пробел в правовом
регулировании ОРД становится особенно актуальной в случаях, когда необходимо
провести личный обыск подозреваемого в совершении преступления-например,
определить, что взятку дали, или которая может еще быть рядом с таким лицом.
Обычно сотрудников правоохранительных органов обвиняют в превышении служебных
полномочий на том или ином основании. Конституция Российской Федерации
предусматривает, что каждый имеет право на личную неприкосновенность.

3.
В результате исследования, можно сделать вывод, что на данном этапе развития
российского антикоррупционного законодательства, имеются пробелы в
нормативно-правовой борьбы с коррупцией на трех уровнях, в частности: пробелы в
нормативно-правовой квалификации и разграничения коррупционных и
околокоррупционных деяний, эти пробелы в специальных нормативно-правовых актов,
которые регулируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с
коррупцией, эти пробелы в системном построение всего антикоррупционного
законодательства.

Существует
также ряд противоречий между закрепленными в Конституции правами человека и
гражданина и правовым регулированием правового противодействия коррупции
правоохранительными органами. Без устранения существующих пробелов в правовой
борьбе с коррупцией, создания и применения новых правил деятельность правоохранительных
органов будет неэффективной.

4.
В Гражданском кодексе РФ предлагается внести изменения в статью 575 ГК РФ,
чтобы исключить возможность каких-либо подарков государственным служащим.
Уголовный кодекс предлагается дополнить ст. 292.2 "Сокрытие
преступлений", с тем чтобы сотрудники полиции несли ответственность за
укрывательство коррупционных преступлений.

Практическая значимость
состоит в том, что сформулированные предложения могут быть предусмотрены при
внесении коррективов в действующие нормативные правовые акты органов внутренних
дел.

Описанные
в работе заключения, предложения и рекомендации, имеющие прикладной вид, могут
быть применены в профилактической деятельности органов внутренних дел.

Структура и объем дипломной работы.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными целями и задачами и
состоит из введения, двух глав, заключения, спискалитературы и приложений.



[1]О противодействии
коррупции : федер. закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ.
2008. № 200. Ст.1.

[2] Астанин В.В.
Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском
законодательстве / В.В. Астанин // Российский юридический журнал, 2018. ‒ № 4
(июль-август). ‒ С. 81-83. (Государствоведение и политология).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Служба в органах внутренних дел
предъявляет высокие профессиональные и этические требования к моральному облику
сотрудника, независимо от его служебного положения и специального звания.
Поэтому деловая репутация и авторитет сотрудника, его поведение при любых
обстоятельствах должны быть безупречными, соответствовать высоким стандартам
гуманизма, общечеловеческой и профессиональной морали. Только гармоничное
сочетание верности присяге и долгу, строгое соблюдение принципов, норм морали и
профессиональной этики гарантирует право на доверие и поддержку органов
внутренних дел в обществе и является необходимым условием для эффективного
выполнения оперативно- служебных задач.

Очевидно также, что коррупция создает
благоприятные условия для развития терроризма и экстремизма. Коррумпированный
государственный аппарат не способен противостоять терроризму, экстремизму,
организованной и экономической преступности. В этой связи следует сделать вывод
о том, что изучение административных, правовых и организационных средств
предупреждения и противодействия коррупции в органах внутренних дел является
крайне актуальной проблемой.

В настоящее время, когда одной из
важнейших задач является укрепление законности и правопорядка, авторитет закона
напрямую зависит от людей, которые его охраняют. Они олицетворяют
справедливость и безопасность. Одет в форму сотрудника органов внутренних дел,
человек становится символом государства и закона, поэтому, казалось бы, глубоко
личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и
предательстве приобретают статус государственной важности. Ведь сотрудник как
представитель власти всегда находится перед людьми. В своем отношении к
вышеупомянутым моральным ценностям, даже внешне, поведению на работе и в
повседневной жизни значительная часть населения судит все властные структуры.
Не будет преувеличением сказать, что органы внутренних дел являются ключевым
элементом правоохранительной системы, который оказывает существенное влияние на
повседневную жизнь граждан.

Поражение коррупционных структур,
призванных противодействовать коррупционным процессам, серьезно снижает
эффективность антикоррупционной борьбы в стране в целом. Отдельные сотрудники
правоохранительных, надзорных и надзорных органов, причастные к коррупционным
схемам, особенно если они занимают руководящие должности, способны парализовать
оперативно-розыскную и следственную деятельность, свести на нет усилия крупных
профессиональных групп, усилить недоверие граждан страны к органам власти,
привести к потере ею авторитета и престижа государственной службы.

Наличие в законах и подзаконных актах
недостатков и пробелов, создающих предпосылки для различных коррупционных
злоупотреблений, т. е. наличие так называемых "коррупционных ниш" —
это одно из условий жизнеспособности и дальнейшего распространения коррупции.

Распространению коррупции в России во
многом способствует нравственный упадок общества, который сопровождается
проявлением низких чувств и инстинктов в общественно-политической и
общественной сферах.

Проникновению коррупции во все сферы
общества способствует также пропаганда в СМИ насилия и бездуховности,
пренебрежения моральными принципами и традиционными российскими ценностями –
бескорыстного служения Отечеству, совести и справедливости, взаимопомощи и
коллективизма. До тех пор, пока в этой сфере не произойдет радикальных
изменений, борьба с коррупцией будет бесплодной, потому что моральный фундамент,
на котором базируется и развивается коррупция, останется неизменным.

Проблема искоренения коррупционных
отношений тесно связана с необходимостью восстановления авторитета органов
внутренних дел в российском обществе. Большинство людей в нашей стране считают
недопустимым наличие коррупции в тех структурах, которые сами должны в первую
очередь бороться с преступностью. Это подрывает веру людей в справедливость, в
способность государства обеспечить надежную защиту своих законных прав и
интересов.

Таким образом, для преодоления
коррупции в России необходимо предпринять следующие меры:

1)          
вносить изменения в законодательство и
создавать нормативно- правовые акты, не позволяющие государственным служащим на
любом уровне безнаказанно совершать коррупционные деяния. Специфическое
отсутствие определения коррупции предложено в Федеральном законе "О
противодействии коррупции", отсутствие перечня лиц, которые могут быть
субъектами коррупции. Закон не дает однозначного толкования того, могут ли
учителя, врачи, кандидаты на выборные должности, избиратели, лица,
осуществляющие управленческие функции в негосударственных структурах, быть
субъектами коррупции. В ст. 1 речь идет только о физических лицах, даже если
они совершают коррупционные действия "от имени или в интересах юридических
лиц" (п. "б" ст.). Сами юридические лица, согласно определению,
приведенному в первой статье, не являются субъектами коррупции, что
противоречит последней статье (Статья 14) того же закона, которая называется
"ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения".

2)          
усилить контроль надзорных органов за
исполнением законов и служебных обязанностей государственных служащих;

3)          
обеспечить условия для реализации не на
словах, а на практике правоохранительных органов важнейшего правового принципа
о неотвратимости наказания;

4)                
установить достойную заработную плату
государственным служащим на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

5)        
систематически проводить ротацию кадров
во всех без исключения государственных учреждениях;

6)           
проводить открытые судебные
разбирательства в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления, и
полностью исключать их из возможности занимать государственные должности в
будущем;

7)       
создание независимой общественной
антикоррупционной палаты;

8)                
обеспечить объективное освещение в СМИ
деятельности государственных и общественных организаций по предотвращению и
борьбе с коррупцией.

В целях противодействия коррупции
именно в органах внутренних дел законодателем приняты специальные целевые
антикоррупционные положения.

Российской Федерации"); пункт
"л" части 3 статьи 34 Положения ОВД).

К сожалению, в ФЗ «О службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации») и ФЗс «О
полиции» не нашлось места положению, огласно которому сотрудник полиции обязан
уведомлять о ставшей ему известной коррупционной деятельности вышестоящее
руководство, органы прокуратуры РФ или любые другие государственные органы о
ставшей ему известной коррупционной деятельности своих коллег и
непосредственного руководства.

Исходя из вышеизложенного и не отрицая
существующей достаточно широкой правовой антикоррупционной базы, необходимо
признать, что данные нормативные акты не содержат наступательность и
нетерпимость к любым коррупционным проявлениям проявлений. Сформулированы
предложения по совершенствованию законодательства, направленного в конечном
итоге на борьбу с коррупцией, в том числе среди сотрудников полиции. В
Гражданском кодексе РФ предлагается внести изменения в статью 575 ГК РФ, чтобы
исключить возможность каких-либо подарков государственным служащим. Уголовный
кодекс предлагается дополнить ст. 292.2
"Сокрытие
преступлений", с тем чтобы сотрудники полиции несли ответственность за
укрывательство коррупционных преступлений.

Необходимо использовать
уголовно-правовой компромисс для разоблачения взяточников, для чего
предлагается дополнить статью 290 УК примечанием 3 следующего содержания:
"Лицо, добровольно прекратившее свою преступную деятельность и активно
способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от
уголовной ответственности, если его действия не содержат иных элементов
преступления".


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие коррупции и история развития
законодательства о противодействии коррупции в органах внутренних дел

 

1.1.  
История коррупции в системе органов внутренних
дел России

 

Термин «коррупция» в переводе с латыни
(коррупция) означает«подкуп», «ущерб», «снижение[1]».

Признаки коррупции:

·                  
прямой ущерб органу или иным охраняемым законом интересам
государственного (муниципального) органа( службы);

·                  
незаконный характер пособий, полученных официальным лицом
(материальный и нематериальный);

·                  
использование статуса должностного лица, противоречащего
интересам публичной (муниципальной) службы;

·                  
должностное лицо намеревается совершать действия
(бездействие), которые объективно нарушают законные интересы правительства или
службы;

·                  
у должностного лица есть наемник или другой личный
интерес[2].

Корни коррупции как социальный феномен
лежат в глубоком прошлом.

Теоретическое толкование
термина «коррупция» считается одним из наиболее обсуждаемых вопросов. Множество
дефиниций этого явления сопряжена с обширной дифференциацией проявлений
коррупции в современных правоотношениях.

Происхождение термина
«коррупция» вытекает из латинского слова corruptio (растлевать, испортить,
продаваться), собственно, что значит продажность и подкуп должностных лиц;
целенаправленное использование своего служебного положения в целях собственного
обогащения[3].

В международных правовых
актах также представлена трактовка коррупции. В Справочном документе ООН о
международной борьбе с коррупцией дана такая характеристика: «коррупция — это
злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях»[4].

По мнению членов
междисциплинарной группы Совета Европы по коррупции: «коррупция представляет
собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение
определенных обязанностей в государственном или частном секторе, которое ведет
к нарушению обязанностей, возложенных по статусу государственного должностного
лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет
целью получение любых незаконных выгод для себя и других»[5].

Таким образом, в
официальных документах Организации Объединенных наций и Совета Европы
представлены международно-правовые характеристики коррупции, которые включают в
себя три главных аспекта: с одной стороны это
несоблюдение должностных полномочий, которое
обуславливается связью с органами государственной власти; с другой стороны —
всевозможные незаконные выгоды, в том числе неимущественного характера, для
себя или других лиц; подкуп, а также взяточничество с третьей. Нормы
международного законодательства получили закрепление и развитие в российском
законодательстве, в частности, в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции»[6].
В данном документе «коррупция» официально определено как: злоупотребление
служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление
полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим
лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества
или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими
физическими лицами; совершение вышеупомянутых действий в интересах юридического
лица».

Но при всем при этом в
законодательстве остается незакрытым вопрос о благах неимущественного характера,
таких как лоббизм, непотизм (покровительство на основе личных связей), шефство,
поощрения неимущественного характера и т.д.

Узость легального
определения коррупции отмечают и в научных кругах, критикуя его в силу
трактовки коррупции как обычного взяточничества, целью которого объявлено
получение выгоды имущественного характера, и причисления к должностным
преступлениям, посягающим на государственную власть, интересы государственной
службы и службы в органах местного самоуправления[7].

Соответственно, в
научной литературе можно встретить два основных подхода к определению понятия
«коррупция» — в узком и широком смысле.

Коррупция в узком смысле
– предусмотренное в законодательстве уголовно наказуемое преступление, которое
отличается корыстностью должностного лица, использованием своего публичного
статуса в личных или групповых интересах[8]. То есть
подразумевается продажность и подкупаемость официального лица, наделенного
своим статусом. Такая позиция была особо популярна среди авторов научных работ
2000-х годов: Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов, А.И. Долгова, В.И. Попов, В.К.
Максимов и другие.

Несмотря на то, что термин «коррупция»
не использовался в российском законодательстве и был введен только в научный
цикл в начале 20-го века, до этого периода употреблялось наемное
злоупотребление должностными лицами, что было истолковано современным законом
как коррупция.

Институт кормления. Появление коррупции
как явления в России тесно связано с традициями общества в период формирования
государства в IX-X вв., Поскольку представители государственной власти,
установленные сообществом в соответствии со стандартами, установленными главой
государства (так называемый« Институт питания») были. Однако эти правила могут
быть не одинаковыми для всех должностных лиц. Не случайно «Русская правда»
установила рамки этого положения для сообщества, чтобы установить единые стандарты для представления
государственных
чиновников.

На русском языке коррупция и
взяточничество как одна из форм исторически назывались терминами «безрассудство[9]».
Взяточничество впервые упоминается в русских хрониках.

Можно сказать, что наемное жестокое
обращение возникло на службе с появлением менеджеров (лидеров, князей) и судей,
чтобы влиять на их объективность и добросовестность в решении различных проблем.



[1] Астанин В.В.
Проблемы определения коррупционных проявлений в современном российском
законодательстве / В.В. Астанин // Российский юридический журнал, 2018. ‒ № 4
(июль-август). ‒ С. 81-83. (Государствоведение и политология).

[2] Балакшин В.
«Мелочи», препятствующие борьбе с коррупцией / В. Балакшин // Законность, 2018.
‒ № 11. ‒ С. 2-8. ‒ ISS№ 0869-4486.

[3] Новейший словарь иностранных слов и выражений.
М. 2005. С. 439.

[4] Справочный документ о международной борьбе с
коррупцией, подготовленный Секретариатом ООН [Электронный ресурс] // URL:
http://www.un.org/russiaru

[5] Цит.
по: Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского
права. 2007. № 5. — С. 39

[6] Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред.
от 24.04.2020) "О противодействии коррупции"// "Собрание
законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

[7] Комментарий к Федеральному закону от 25.12.2008
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / И.С. Алихаджиева, Д.С.
Велиева, Г.Н. Комкова и др.; под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. — М.:
Юстицинформ. 2009. – С. 3.

[8] Ноздрачев А.Ф. Коррупция как правовая проблема
в вопросах и ответах // Адвокат. 2017. № 10. — С. 34.

[9] Есаян А.К.
Правовое регулирование противодействия коррупции в государствах — членах
евразийских организаций / А.К. Есаян // Юридический мир, 2017. ‒ № 6. ‒ С.
21-26.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы