Административное право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Административно-правовой статус политической партии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1. Общая
характеристика административно-правового статуса политической партии

6

§ 1

Развитие
законодательства о политических партиях: история и современность

6

§ 2

Понятие и
сущность правового статуса политической партии как субъекта властных
отношений

11

ГЛАВА 2. Структура
административно-правового статуса политической партии

25

§ 1

Особенности
правосубъектности политических партий

25

§ 2

Права,
обязанности и ответственность политических партий

38

ГЛАВА 3. Актуальные проблемы
взаимодействия политических партий с государством и обществом и возможные
пути их решения

47

§ 1

Проблемы
взаимодействия государства и политических партий

47

§ 2

Проблемы
взаимодействия политических партий и общества

53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

61

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

 

64

 

  

Введение:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1. Общая
характеристика административно-правового статуса политической партии

6

§ 1

Развитие
законодательства о политических партиях: история и современность

6

§ 2

Понятие и
сущность правового статуса политической партии как субъекта властных
отношений

11

ГЛАВА 2. Структура
административно-правового статуса политической партии

25

§ 1

Особенности
правосубъектности политических партий

25

§ 2

Права,
обязанности и ответственность политических партий

38

ГЛАВА 3. Актуальные проблемы
взаимодействия политических партий с государством и обществом и возможные
пути их решения

47

§ 1

Проблемы
взаимодействия государства и политических партий

47

§ 2

Проблемы
взаимодействия политических партий и общества

53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

61

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

 

64

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Российское
законодательство, регулирующее взаимодействие государства и политических
партий, прошло сложный процесс реформирования, который до настоящего времени не
завершен. Постсоветская Россия сравнительно за небольшой отрезок времени
приняла Конституцию РФ, множество федеральных законов и иных нормативно-правовых
актов, проложивших путь к развитию современного демократического государства.

Основной
закон провозглашает многопартийность, политическое многообразие, право на
свободу объединений, а законодательство о партиях и выборах включило политические
партии в число участников избирательного процесса. ФЗ № 95 указывает, что
партии необходимы в целях участия граждан в политической жизни общества и
представления интересов населения страны в органах власти различных уровней.

Однако
в Конституции РФ нет регламентов участия партий в государственной деятельности,
не задекларированы их полномочия.

Федеральное
законодательство наделяет партии довольно широкими полномочиями, определяет
принципы государственно-партийных отношений, но для действенного их сотрудничества
необходимы законодательно закрепленные формы и методы их взаимодействия.

Предлагается
в ст. 10 Закона о партиях включить принцип равноправной политической
конкуренции, а также внести следующие дополнения, содержащие нормативные
предписания о совместной деятельности государства и политических партий.

Механизмы государственно-партийного сотрудничества:

1) привлечение политических партий к работе временных
рабочих органов по формированию проектов законодательных и договорных
документов;

2) заключение соглашений и договоров по вопросам взаимодействия
органов власти и политических партий;

3) инициирование партией процедуры принятия соответствующего
нормативно-правового документа.

Формы взаимодействия политических партий с органами власти:

1)
участие политических партий в формировании и деятельности органов
государственного управления;

2)
взаимодействие политических партий с органами исполнительной власти при
реализации концепций развития государства;

3)
создание различных консультативных, консультативно-совещательных, экспертных
комиссий и советов;

4)
встречи с главой федерального Правительства, с главами и высшими должностными
лицами субъектов Российской Федерации;

5)
создание специальных структурных подразделений (департаментов, управлений) при региональных
органах исполнительной власти;

6)
общественный контроль деятельности органов государственной власти.

Политические
партии – единственная общественная организация, владеющая правом легитимно
бороться за власть, предоставляет гражданам возможность участия в управлении
государственными делами. Однако, не только партии – гиганты, но и «мелкие»
муниципального уровня, должны иметь шанс участвовать в политической жизни
общества, представляя интересы избирателя из «глубинки», поэтому предлагается
отменить запрет на создание и деятельность региональных политических партий.
Необходимо увеличить количество выборных должностей в муниципалитетах и
предоставить возможность местным партиям выдвигать свои кандидатуры на эти
должности.

Кроме
того, остается открытым вопрос относительно государственной
финансово-информационной поддержки «оппозиционным» партиям, поскольку в
настоящее время такая помощь оказывается лишь парламентским партиям.

В этих целях считаем
целесообразным при создании Избирательного кодекса учесть следующие положения:

1) на выборах всех уровней
ограничить возможности применения административного ресурса;

2) для малых и средних
партий создать условия, которые позволят им получать депутатские мандаты;

3) развитие института
независимых кандидатов.

На
современном этапе политические партии – наиважнейшее звено, связующее в единое
целое государство и общество, наделенные правом представлять интересы своего
электората в органах власти всех уровней, и реализующие конституционное право
граждан на участие в управлении делами страны. Реформирование Конституции РФ,
федерального законодательства о партиях, о выборах, принятие Избирательного
кодекса позволит решить правовые проблемы взаимодействия политических партий и
государства, поднять государственно-партийные отношения на качественно-новый
уровень, обеспечит приток «свежих» перспективных граждан в политику.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика
административно-правового статуса политической партии

 

1.1. Развитие законодательства о политических партиях:
история и современность

 

Политические
партии – неотъемлемая часть политической системы демократического общества.
Партии, выполняющие роль посредников между государственной властью и обществом,
выражают интересы, потребности и цели определенных социальных групп, активно
участвуют в функционировании механизма политической власти, идеологически
воздействуют на население страны, формируют политическое сознание и культуру.

Современный
законодатель получил в «правовое» наследство от СССР ограниченное
законодательство, регулирующее деятельность партийной системы. В советский
период существовала политическая монополия КПСС, закрепленная на
законодательном уровне. Правящая партия являлась руководящим центром в
структуре государственного управления.

Началом
возрождения многопартийности стали изменения и дополнения в Конституцию СССР
1977 года: ст. 6 – исключено положение о главенствующей роли КПСС в государстве
и обществе; ст. 51 – закреплено право образования иных политических партий [1].

Р.С.
Мухаметов предлагает эволюцию партийного законодательства и партийной системы
России разделить на этапы.

I этап – либерализация
партийного законодательства (1990-е годы)[2].

В связи с ростом многопартийности в СССР возникает
необходимость упорядочить этот процесс. В октябре 1990 года принят Закон СССР
«Об общественных объединениях»[3], в котором были заложены
основы создания и функционирования политических партий. Уже в тот период, в
отличие от массовых общественных движений, было установлено обязательное
фиксированное членство в партии.

Дальнейшее
развитие законодательства об общественных объединениях, включая политические
партии, получило в Конституции РФ 1993 года. Ст. 13 Основного закона закрепила
политическое многообразие и многопартийность, принцип равенства всех
общественных объединений. 19.05.1995 года был принят новый Федеральный закон
«Об общественных объединениях» № 82, в котором в ст.
4 упоминается, что деятельность политических партий должна быть урегулирована
специальным законом[4].

Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ» 1997 года[5] трактовал избирательное объединение как политическое
общественное объединение (политическая организация, политическая партия), в
уставе
которого должно быть закреплено их
участие в выборах в представительные органы всех уровней, а также обеспечение
взаимодействия органов власти с гражданским обществом, легитимное влияние на
политическую реальность, то есть, в основу определения политического
общественного объединения заложен критерий, разделяющий объединения на
политические и неполитические.

II этап – ужесточение
партийного законодательства (2001 – 2011 годы. Новый
период в развитии партийного законодательства начался после вступления в силу
Федерального закона «О политических партиях» (далее Закон о партиях или ФЗ №
95) в 2001 году. В ст. 3 указанного закона



впервые было дано понятие «политической партии», как
политической организации, представляющей интересы россиян в различных
структурах власти. ФЗ № 95 выделил политические партии из числа других
общественных объединений; повысил статус партий, указав, что они являются
единственными участниками избирательного процесса; уточнил и расширил
требования к политическим партиям – обязательность четкой организационной
структуры, оформления членства; повысил степень ответственности за
экстремистскую направленность.

Закон о
партиях, начиная с 2001 года до настоящего времени, редактировался более 30 раз[6].
Первоначальная законодательная политика вводила более
жесткие требования к созданию и функционированию политических партий, что
способствовало уменьшению количества участников на парламентских выборах и
укрупнению партий, партийная система государства приобрела более стабильный характер.

В этот
же период российская власть создавала максимально контролируемую
пропрезидентскую партию «Единая Россия».

III этап
– либерализация партийного законодательства (2011 – 2012 годы). Политические
реформы этого периода можно рассматривать как реакцию политической элиты в
ответ на массовые акции протеста в крупнейших городах России (митинги в декабре
2011 года на Чистых прудах, на Болотной площади в г. Москве и другие). Цель
либерализации – снижение политической напряженности и
выражение готовности власти к диалогу с протестующими гражданами.
Общая тенденция этих
крупных изменений законодательства – упрощение создания политической партии и
финансовой отчетности.
Данная политика привела вновь к увеличению количества
партий, что способствовало разобщенности и пассивности электората. Кроме того,
депутатами в Государственную Думу были избраны представители восьми
политических партий (Коммунистическая партия РФ, Либеральная демократическая
партия России, Аграрная партия России и другие), которые погрязли в
политических интригах, что негативно отразилось на работе Государственной Думы.

IV этап – ужесточение
партийного законодательства (с 2013 года до настоящего времени. Возникла
необходимость жесткой финансовой отчетности и введения контроля за финансовой
составляющей политических партий, что могло обеспечить прозрачность их
деятельности и исключить иностранное финансирование действующих партий. В связи с этим, партии
получили право заключения договоров займа с юридическими и физическими лицами,
кредитных договоров с юридическими лицами, ограничивалось получение денежных
средств от одного физического лица, ужесточился контроль за движением
финансовых потоков и имуществом партий, предусматривалась административная
ответственность за финансовые нарушения в межвыборный период
.



[1] Конституция
(Основной Закон) СССР: принята ВС СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР. 1977. №
41. Ст. 617.

[2] Мухаметов Р.
С. Партийная система России: «приливы» и «отливы» либерализации партийного
законодательства // Социум и власть. 2017. № 4 (66). С. 67.

[3] Об
общественных объединениях: Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-1  // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 42. Ст.
839.

[4] Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ
// Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

[5] Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации: Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

[6] Тюменева Н. В.
Реформирование института политических партий в России: история и современность
// Эпоха науки.  2019. № 17. С. 21.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы