Административное право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Административно-правовое регулирование контроля и надзора

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7

§ 1.
Понятие и виды государственного контроля (надзора) в современной России  7

§ 2.
Административно-правовое регулирование форм и методов государственного контроля
(надзора) 14

ГЛАВА
2. РАЗВИТИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) 21

§ 1.
Актуальные вопросы осуществления государственного надзора. 21

§ 2.
Перспективы совершенствования и реформирования контрольно-надзорной
деятельности, анализ новелл Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации». 25

ГЛАВА
3. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) 32

§ 1.
Общая характеристика контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой ОВД.. 32

§ 2.
Деятельность ОВД по контролю (надзору) в сфере миграции. 37

§3.
Административно-надзорная деятельность ОВД в области безопасности дорожного
движения. 46

§ 4.
Деятельность ОВД по контролю (надзору) за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы.. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 64

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современной России в связи с введением
рыночной экономики потребовалось создание нового по содержанию института
государственного контроля, концептуально отличного от того, который действовал
в советском государстве.

В зависимости
от особенностей разви­тия политической и экономической ситуа­ции в СССР, задач,
стоящих перед системой управления, правовое и организационное обеспечение
государственного контроля, который всегда оставался важным и силь­ным
политическим инструментом государ­ственного управления, претерпевало раз­личные
изменения.

Основной целью контроля и проверки исполнения в советский
период было, в первую очередь, воплощение в жизнь политики партии. Госконтроль
должен был способствовать неукоснительному и в установленный срок выполнению
принятых решений, достижению высоких конечных результатов, повышению уровня
организованности и ответственности всех должностных лиц. Важнейшей функцией
контроля признавалась превентивная, направленная на профилактику,
предупреждение нежелательных явлений в управленческой деятельности.

Необходимо обратить внимание на то, что в современной
юридической литературе вопросам осуществления государственного контроля как
особенного вида государственного управленческой деятельности уделяется не так
много внимания ввиду сложности изучаемого вопроса. В частности, трудности
теоретического осмысления особенности государственного контроля
контрольно-надзорной деятельности заключается в многообразии и сложности
правового регулирования форм, методов и способов осуществление данной контрольно-надзорной
деятельности, а также в многообразии сфер общественной жизни, в которых
осуществляется государственный контроль, а кроме того в силу специфики
правового статуса отдельных органов государственной власти, наделенных
полномочиями в сфере осуществления государственного контроля.

Актуальность выбранной темы также подчеркивается тем, что неэффективная
организация контрольно-надзорной деятельности в государстве является причиной
создания необоснованных административных барьеров в осуществлении субъективных
прав участников правовых отношений, порождает коррупцию и в целом снижает эффективность
деятельности государственного аппарата. Накопленные проблемы правового
регулирования контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти
привели законодателя к принятию нового Федерального закона «О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»,
вступающего в законную силу 01.07.2021 (за исключением отдельных положений) и
призванного усовершенствовать правовой механизм регулирования государственного
контроля (надзора). В этой связи актуальным представляется проведение научного
исследования с целью анализа имеющихся теоретических и законодательных основ
осуществления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
сфере организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Предмет работы – нормы административного законодательства,
регулирующие государственный контроль (надзор), научная и учебная литература по
вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.

Цель работы – исследовать особенности административно-правового
регулирования контроля (надзора).

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Определить понятие и виды государственного контроля (надзора)
в современной России.

2. Рассмотреть вопросы административно-правового
регулирования форм и методов государственного контроля и надзора.

3. Проанализировать актуальные вопросы осуществления государственного
надзора.

4. Выявить перспективы совершенствования и реформирования
контрольно-надзорной деятельности, проанализировать новеллы Федерального закона
от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации».

5. Дать общую характеристику контрольно-надзорной
деятельности, осуществляемой ОВД.

6. Рассмотреть деятельность ОВД по контролю (надзору) в
сфере миграции.

7. Изучить особенности деятельности ОВД по контролю
(надзору) в сфере безопасности дорожного движения.

8. Исследовать деятельность ОВД по контролю (надзору) за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Степень научной разработанности темы. Вопросы осуществления государственного
контроля и надзора были предметом различных научных исследований. Теоретическую
основу настоящей работы составили научные труды и публикации таких авторов,
как: Баранов М.Л., Беляев В.П., Бессонова А.А., Братановский С.Н., Гилинский
Я.И., Дюмина А.А., Елисеева В.С., Землин А.И., Каримова Г.Ю., Коваленко Е.Н., Козлов
Ю.М., Кружилин В.С., Матвеев С.П., Минин В.В., Мясников А.П., Немтырева Л.А., Репина
М.В., Рогов А.С., Савенко О.Е., Стахов А.И., Тарасов А.М., Филашов Е.В., Чабан
Е.А., Эльмурзаев Д.А. и др.

Методологическая
основа исследования – общенаучные методы исследования, а также специальные,
такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования
заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы
для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в
настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования
действующего законодательства.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования были сделаны
следующие основные выводы.

Понятие «государственный контроль» производно от понятия
«контроль», который в науке административного права и административного
процесса определяется по-разному в зависимости от точки зрения ученого,
исследующего данное управленческое и правовое явление. Контроль определяется и
как система наблюдения, проверки процесса функционирования объекта с целью
устранения отклонений от заданных параметров, и как функция управления, и как
вид управленческой деятельности, и как одна из стадий процесса управления, и
как способ обеспечения законности.

Полагаем, что наибольшее практическое значение при
ограничение понятий контроля и надзора имеет такой специальный критерий, как
характеристика объекта проверки. В этой связи отметим, что при осуществлении
государственного контроля объект проверки как правило заранее конкретно
определен. В частности если мы говорим о проведении лицензионного контроля, то
заранее известен объект проверки, а именно деятельность соответствующих
лицензиатов, круг которых заранее определен поскольку контролирующий орган
имеет списки лиц которым выдавались в соответствующей лицензии. В качестве
другого примера можно привести муниципальный земельный контроль при котором
проверке подлежат заранее известно земельные участки находящиеся на территории
соответствующего муниципального образования. в отличие от контроля при
осуществлении государственного надзора объект проверки заранее не может быть
определен но его границы очерчены в рамках компетенции и предметов ведения
надзорного органа.

В отличие от контроля, надзор характеризуется: а)
отсутствием отношений подчиненности надзирающих органов с поднадзорными; б)
деятельность должностных лиц (и только их) поднадзорного объекта оценивается исключительно
с точки зрения законности; вмешательство в оперативно-хозяйственную
деятельность поднадзорного органа не допускается; в) должностные лица органов
надзора не вправе применять непосредственно сами меры взыскания за допущенные
нарушения законности, они лишь ставят вопрос о привлечении к ответственности
правонарушителей перед соответствующими органами.

Помимо изложенного, доводом в пользу нашей точки зрения по
вопросу разграничения контроля и надзора служит то, что контроль может быть и
негосударственным (общественным, например), тогда как надзор осуществляется
исключительно государственными органами. Кроме того, контрольные мероприятия
могут проводиться и в отношении граждан, тогда как, к примеру, органы прокуратуры
надзор за гражданами не осуществляют.

31 июля 2020 Президент РФ подписал масштабный закон, который
изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора). Главные
задачи нового законодательного акта: сместить акцент с проведения проверок на
профилактику нарушений и дать юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям больше гарантий при взаимодействии с органами государственной
власти и местного самоуправления.

Однако указанные выше положения, касающиеся разграничения государственного
надзора и государственного контроля, к сожалению, не учтены в нормах нового Федерального
закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской Федерации», ст. 1 которого тем самым
нуждается в совершенствовании в части разграничения государственного
(муниципального) контроля и надзора.

Эффективность и результативность контрольно-надзорной
деятельности напрямую зависит от правильного выбора форм и методов государственного
контроля (надзора).

Под формой государственного контроля (надзора) предлагается
понимать внешнее организационно-правовое выражение конкретных действий
должностных лиц контрольно-надзорных органов, которые совершаются в целях
практического осуществления поставленных задач. К формам можно отнести:
проверку, профилактику, дистанционную проверку и мониторинг.

Под методами государственного контроля (надзора)
предлагается понимать набор приемов, способов и средств (набор действий),
используемых при реализации той или иной формы контрольно-надзорной
деятельности. Методами следует считать рассмотрение документов, осмотр и
обследование, отбор образцов, проведение исследований, испытаний и измерений,
проведение экспертиз и расследований, информирование, предостережение,
наблюдение, анализ, прогнозирование и другие мероприятия по контролю, а также
контрольную закупку.

Учитывая, что правильный выбор форм и методов
государственного контроля (надзора) предопределяет результативность и
эффективность государственного контроля (надзора), позволяет с наименьшими
усилиями достигнуть наилучших результатов. В связи с этим предлагается
закрепить и разграничить на законодательном уровне понятия «форма
государственного контроля (надзора)» и «метод государственного контроля (надзора)».

Контрольно-надзорный орган для целей управления рисками
причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного контроля
(надзора), муниципального контроля относит объекты контроля к одной из
категорий (выделено 6 категорий риска — от чрезвычайно высокого до низкого).
Большинство положений реформы начнет действовать с 1 июля 2021 года.

Административно-надзорная деятельность ОВД представляет
собой особый вид управленческой деятельности, осуществляемой специальными
органами исполнительной власти в отношении не подчиненных им органов,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, в отношении
соблюдения общеобязательных норм, правил, норм и требований, с использованием
комплекса административных принудительных мер по предупреждению, выявлению и
пресечению преступлений, восстановить установленный порядок и привлечь виновных
к административной ответственности.

Принятие нового Федерального закона «О государственном
контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» представляет
собой современный этап реформирования контрольно-надзорной деятельности ОВД, содержанием
которого является упорядочение форм и методов контрольно-надзорной деятельности
ОВД, повышение гарантий подконтрольных лиц, вмещение приоритета цели
осуществления контроля (надзора) в сферу предупредительной деятельности ОВД.

Полагаем, что реформирование самого подхода к проведению
административно–надзорной деятельности ОВД в сфере миграции, в большинстве
случаев не даст видимого эффекта. В данной ситуации видится единственно верным
способом реформирование нормативной базы, параллельно с внедрением риск-ориентированного
подхода.

Государственный контроль (надзор) ОВД в области безопасности
дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской
Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических
норм и иных требований нормативных документов при строительстве, реконструкции,
ремонте и эксплуатации автомобильных дорог направлен на соблюдение указанных
требований должностными и юридическими лицами, осуществляющими дорожную
деятельность в соответствии с их компетенцией. В рамках исполнения своих
должностных обязанностей сотрудники Госавтоинспекции осуществляют данный вид
надзора непрерывно.

В настоящее время можно констатировать, что проблема
обеспечения безопасности дорожного движения является не только важной,
требующей постоянного внимания со стороны не только ответственных
государственных органов, но и имеет многогранный характер. А меры по предупреждению
ДТП и автотранспортных преступлений должны быть комплексными.

Комплексное обеспечение контроля за поведением лиц,
состоящих под административным надзором со стороны различных служб и
подразделений органов внутренних дел, а также своевременное проведение
ресоциализационных мероприятий со стороны ведомств, входящих в систему
профилактики правонарушений, позволяет своевременно предупреждать совершение
преступлений и административных правонарушений, а дальнейшее совершенствование
нормативной правовой базы с учетом обозначенных проблемных вопросов может
способствовать укреплению основ системы профилактики правонарушений в
Российской Федерации.

Таким образом, приходим к выводу о необходимости поддержать
принятие Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Реализуя поставленные
цели и задачи, законодатель отказался от установления ключевых показателей
деятельности органов государственного контроля (надзора), которые основаны на
количестве проведенных проверок, количестве рассмотренных обращений, количестве
лиц, привлеченных к административной и иным видам юридической ответственности.

Новым федеральным законом предусмотрена необходимость
проведения контролирующим органом оценки рисков причинения вреда подконтрольным
объектам, вызванного (потенциально вызываемого) мероприятиями государственного
контроля (надзора), что по замыслу законодателя должно снизить как количество реализуемых
контрольно-надзорных мероприятий, так и негативный эффект от них (под
негативным эффектом в данном случае понимается нарушение нормального порядка
функционирования подконтрольного объекта). Кроме того, предусмотренные
федеральным законом новеллы призваны усилить роль профилактической деятельности
контрольно-надзорных органов.

Указанные новеллы позволяет повысить эффективность
контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

§ 1. Понятие и виды государственного контроля (надзора)
в современной России

 

Понятие государственного и муниципального контроля
закреплено лишь в одном нормативном документе – ФЗ от 26 декабря 2008 г. №
294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[1]. Однако оно дано в очень
узкой трактовке, и плохо применимо ко всему реальному массиву существующих
правоотношений.

От категории «контроля» необходимо различать понятие «надзора»,
в первую очередь, в соответствии с его внутренним содержанием. Надзор
предполагает осуществление общерегулятивных мероприятий в сфере обеспечения
законности в определенной сфере деятельности. Контроль же связан с
вмешательством в деятельность субъекта, проверку законности принимаемых решений
и осуществляемых действий с применением мер государственного принуждения, в том
числе мер юридической ответственности[2].

Необходимо обратить внимание на то,
что в современной юридической литературе вопросам осуществления государственного
контроля как особенного вида государственного управленческой деятельности уделяется
не так много внимания ввиду сложности изучаемого вопроса. В частности,
трудности теоретического осмысления особенностей государственного контроля,
которые заключаются в многообразии и сложности правового регулирования форм,
методов и способов осуществление данной контрольно-надзорной деятельности, а
также в многообразии сфер общественной жизни, в которых осуществляется
государственный контроль, а кроме того в силу специфики правового статуса
отдельных органов государственной власти, наделенных полномочиями в сфере
осуществления государственного контроля.
Также следует учитывать, что разные
виды государственного контроля, осуществляемые различными видами органами государственной
власти, могут значительно различаться как по содержанию контрольно-надзорных
мероприятий, так и по юридическим последствиям.

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ
определяется понятие государственного контроля. С точки зрения норм указанного
Федерального закона государственный контроль представляет собой деятельность
специально уполномоченных государственных органов, содержанием которой является
осуществление деятельности в сфере предупреждения и пресечения правонарушений,
совершаемых хозяйствующими субъектами в сфере осуществления предпринимательской,
иных форм экономической деятельности, обязательных норм и требований,
предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативно-правовыми
актами как федерального, так и регионального уровня. Содержанием такой
контрольной деятельности является осуществление контрольных мероприятий путем
организации и проведения проверок с целью выявления и пресечения правонарушений,
а также осуществление надзора за соблюдением обязательных требований
нормативно-правовых актов, анализ и прогнозирование состояние законности.

Можно сказать, что законность в сфере государственного
управления в широком смысле этого слова обеспечивается контролем и надзором как
универсальными средствами поддержание правопорядка. Контроль и надзор являются
взаимосвязанными административно правовыми категориями и одновременно
принудительными мерами государственного воздействия.

Несмотря на многообразного нормативно-правовую базу в сфере
регулирования административного контроля и надзора, в настоящее время в
юридической литературе не было достигнуто единства мнений в плане сущности,
признаков административного контроля и надзора, в связи с чем можно сказать
заданные вопросы являются дискуссионными в теории административного права.

Так, Д.Н. Бахрах полагает что сущностью административного
контроля является осуществление наблюдения и мониторинга за законностью в сфере
осуществления определенной деятельности, а также оценка содержания и
результатов такой деятельности. С точки зрения права и социально-политических
позиций надзор по мнению указанного ученого — это разновидность контроля, которая
связана непосредственно с деятельностью по обеспечению соблюдения поднадзорным
субъектами правовых норм и установленных законом запретов[3].

Ю.М. Козлов в основном придерживаются такой же точки зрения,
но при этом отмечает, что особенностями надзора в отличие от контроля является
отсутствие организационной подчиненности контролирующего органа и
подконтрольного субъекта. При этом названный ученый различает контроль и надзор
по видам правовых последствий, которые наступают в результате осуществления
контрольно-надзорных мероприятий[4]. В частности, при
осуществлении государственного контроля наиболее характерным правовым
последствием в случае выявления правонарушения является применение
дисциплинарных мер воздействия, а также отмена принятых поднадзорного субъектом
ненормативных правовых актов и решений. При осуществлении надзорных мероприятий
в качестве правового последствия применяемой реакции на выявленные нарушения законности
выступает административное принуждение, включая применение мер административной
ответственности.



[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008.
№ 52 (ч. 1). Ст. 6249.

[2] Немтырева Л.А. Новеллы в законодательстве о
государственном и муниципальном контроле // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 10. С.
325-328.

[3] Бахрах Д.Н., Российский Б.В., Старилов Ю.Н.
Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма,
2005.

[4] Козлов Ю.М. Административное право. М.: Юристъ, 2005. С.
543-544.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы